Скачать 1.71 Mb.
|
Сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013 I направление - конкурс методических разработок Номинация 4. «Лучшее методическое пособие» Методическое пособие по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого-географического краеведения с учетом ФГОС ООО Автор-составитель: Бычкунова Е.Б., г.Саратов методист кафедры философии и методологии науки ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Содержание Аннотация ………………………………………………................ Пояснительная записка I. Формирование практических навыков на местности I. 1. Полевые исследования. I.2. Географо – экологическая площадка.
в формировании практических навыков учащихся. I. 4. Создание краеведческой тропы.
II. 1. Создание летних краеведческих школ. II. 2. Личная подготовка школьников к выезду в летнюю краеведческую школу.
II. 4.Основные формы и методы работы в летней краеведческой школе.
IV. Школьный краеведческий музей. IV1. История возникновения краеведческих музеев. IV.2. Организация школьного краеведческого музея. IV.3. Значение музейной педагогики и музейных уроков. Приложения Аннотация В связи с реализацией в Саратовской области целевой областной программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 гг.» и разработанной на ее основе «Концепции непрерывного экологического образования населения области на 2009-2019 гг.», необходимо повысить культурный экологический уровень населения нашего региона. Большое внимание в этом направлении необходимо уделить работе с детскими садами и школами. Так как воспитание экологически грамотной личности должно идти с раннего детства. Легче воспитать экологически грамотную личность, чем её перевоспитывать во взрослом возрасте. В государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года включены вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственной, федеральной и региональной программах. Обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся. Данное методическое пособие разработано с учётом новых образовательных стандартов, в которых большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, воспитанию патриота своей страны, любящего свою малую Родину. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде современного школьника, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования лежит в основе представленного методического пособия. Материалы, собранные в методическом пособии носят практический характер, помогают учителям заинтересовать школьников изучать природу родного края, воспитывать у школьников чувство ответственности за своё поведение в природе. Выполняя практические задания обучающиеся учатся, что-то создавать своими руками, а это необходимо им в дальнейшей жизни. Ведь всё что создано своими руками, становится более дорогим для человека. Формирование практических навыков имеет важное значение в повседневной жизни современного школьника. Пояснительная записка Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. Д. Байрон В современном образовании происходят значительные изменения, которые обусловлены коренными преобразованиями в жизни каждого человека. Беспокойством для государства является разрушение моральных и нравственных ценностей среди молодёжи. Кризис патриотизма, обесценивание за последние 15 лет таких понятий как «долг», «совесть», «нравственность», и «патриотизм», рост популярности и распространения молодёжного экстремизма, стали важнейшими проблемами перед современной системой образования. Незнание истории, неумение уважать людей, незнание своих корней, своей родословной, потеря роли семьи в воспитании современного ребёнка, отсутствие уважения к старшему поколению и многое другое является страшной реальностью нашего времени. Первоочередное дело современной системы образования направить всё усилие на воспитание личности любящий свою Родину, знающей свою историю и историю своего народа. Большое внимание в настоящее время в школах уделяется воспитанию патриотизма, духовно – нравственной личности и экологически грамотной личности. В связи с этим разработаны стандарты второго поколения. В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется воспитанию патриотизма основанного на принципах гражданской ответственности в диалоге культур. Важную роль в формировании патриотизма в образовательном процессе принадлежит курсу краеведения. Познание краеведческих основ способно придать воспитанию личностный характер и внести в работунеобходимую душевную ауру, которая найдёт отклик в сердцах людей, поскольку оно раскрывает не отвлеченные, а конкретные темы, близкие каждому, живущему в родном крае. Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал великий русский педагог В.А. Сухомлинский: «Самое главное в нашем деле — что бы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава — чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души — вот в чем высокая цель воспитания». Одной стороной успешностивведения краеведения в образовательный процесс, достижение воспитательных и образовательных целей обучения во многом зависит от профессионально – личностных качеств деятельности педагогов. Под краеведением вообще понимается всестороннее и комплексное изучение своей малой родины, проводимое на научной основе. Объектом изучения является географическое, социально-экономическое, историческое, культурное развитие города, села, поселка, района, области. В краеведческих исследованиях используются данные многих наук – экологии, географии, истории, археологии, этнографии, геологии идр. Важнейшее значение в формировании патриотизма и любви к своей малой родине, принадлежит созданию в школах краеведческих, экологических и эколого-географических троп, с помощью которых школьникиучатся любить и уважать окружающую их природу, знакомятся с историко-культурными памятниками и памятниками природы, что благотворно влияет на их духовно-нравственное развитие. Внеурочная деятельность по регионализации осуществляется по программе образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. Духовное сближение между учащимися и между учащимися и учителем возможно благодаря проведению походов, экскурсий, экспедиций, слётов, конференций. Такие формы внеурочной работы воспитывают у учащихся любовь к природе, родному краю. Особое место в учебном процессе школы, принадлежит созданию во многих кабинетах оформленных учителем совместно с обучающимися краеведческих уголков, а в ряде школ – краеведческих музеев. Все музейные предметы являются источником для извлечения исторической информации, на основе которой реконструируется прошлое, что является информационной базой не только уроков, но и различных мероприятий как внутришкольных, так и с привлечением социума. В них помещен материал, собранный в течение ряда лет во время экскурсий, походов, наблюдений, экспедиций, а так же работы с архивными материалами, всё это формирует патриотические чувства учащихся и уважение к культуре, истории своего края и народа живущего рядом. В современных условиях преподавание краеведения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, выполняет функцию воспитания в процессе обучения, решает задачи формирования позитивного отношения к Отечеству, любви к его удивительно разнообразной природе, к его необъятным просторам. Воспитание современного школьника, формирование свойств духовного развития личности, любви к своей Родине, потребности в хороших поступках важнейшее условие успешного развития России. Российская школа призвана воспитывать личность свободную, творческую, инициативную, саморазвивающуюся. Такая личность делает возможным социальный, научный и экономический прогресс общества. Данное пособие поможет учителям краеведения, географии, экологии и др. предметовв решении не только воспитательных задач, но иформировании практических навыков у современных школьников. В пособии большое внимание уделяется внеклассным ивнешкольным формам работы по краеведению. В процессе совместной работы школьников и учителей сотрется грань разногласий и усилится сотрудничество и взаимопонимание между ними. Надеюсь, что представленный материал в пособии поможет в работе заинтересованных учителей в воспитании патриотических чувств у современных школьников. I. Формирование практических навыков на местности. I. 1. Полевые исследования. Полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. П. и. — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в условиях естественного существования и др. Первые П. и. были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель П. и. — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три типа П. и.: поисковое — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное — связанное с проверкой гипотез. Важнейшим условием П. и. является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса. Применение методики исследования при преподавании, например географии и экологии в рамках школьной программы может эффективно сочетаться с применением проектных методов при организации работы исследовательских группво внеклассное и внеурочное время. Одним из вариантов проектного метода, имеющего большое значение при изучении географии и экологии является полевое исследование. Главная ценность полевых исследований состоит в том, что они представляют собой пример организации исследовательской деятельности для учащихся, отличающихся повышенной потребностью в самостоятельном открытии и изучении закономерностей и явлений окружающего мира,участвуют в формировании научной картины мира. Полевые исследования, в основе которых лежат изучение и разрешения проблем, реально существующих в природе, удовлетворяют познавательные интересы детей, увлекающихся географией и экологией. Важным условием для осуществления полевых исследований является совместная работа учащихся друг с другом и с учителем. В процессе полевых исследований учащиеся учатся работать в группах, совместная коллективная мыслительная деятельность способствует порождению исследовательских вопросов и гипотез, личностному развитию подростков и творческой самореализации в дальнейшей жизни. Полевые исследования необходимо начинать с пятого класса (на уроках и во внеурочное время по экологии и географии по стандартам второго поколения). Полевое исследование по любой теме состоит из следующих этапов занятия.
Мотива́ция(от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В полевом исследовании необходимо точно установить цель исследования, в процессе реализации над которой будут участвовать все учащиеся. При формулировке цели предпринимаемого исследования, определяютсяконкретные задачи, которые предстоит решить для достижения цели полевого исследования. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу.) Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений. Далее определяются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.
Любое полевое исследование состоит из четырех этапов. Первый этап: подготовительный. Проводится в классе. Состоитиз постановкиглавной задачи предстоящего полевого исследования, составления плана проведения исследования на местности, изучение изображения района будущего исследования, а так же списка и сбора необходимого оборудования. Данный этап длится от одного занятия до нескольких занятий. Второй этап:работа на местности. Работа на местности начинается с ориентирования и изучения топографической основы. В процессе работы на топографическую основу наносятся все точки наблюдения и весь маршрут. Параллельно в ходе исследования составляется абрис – схематический план местности в альбоме. Лист бумаги для абриса также сначала ориентируют, т.е. показывают направление «север – юг». В абрисе на отдельных листах отмечается каждая точка наблюдения, и наносятся объекты и предметы, расположенные в данной местности. Одновременно производится фотографирование местности, а так же важных объектов расположенных на ней. При фотографировании небольших объектов для иллюстрации их размеров, рядом помещают какой – либо предмет известной величины: лопату, карандаш, компас и т.д. Все полученные при выполнении работы сведения заносятся в полевой дневник. Полевой дневник – единственный документ, где собран фактический материал, он является основным источником при оформления отчёта. Третий этап: обработка собранных материалов и оформление отчёта. Этот этап также проводится в классе. Четвёртый этап: представление результатов полевого исследования. Результаты полевого исследования могут быть представлены учащимися на конференциях разного уровня, в виде публикации в школьной газете, в виде видеофильма и т.д. |
Конкурс методических разработок, посвященных 100-летию Великой российской революции и завершению Первой мировой войны | Региональный конкурс методических разработок внеурочных мероприятий по профориентации «Мастерская профориентации». Номинация: Конкурсы,... | ||
Инновационные педагогические идеи и технологии. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга... | Преподаватель экономических дисциплин (финансовый учет, аудит, организация предпринимательской деятельности) | ||
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «ромашка» | Методическое пособие предназначено для обучающихся 3-4 курсов по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического... | ||
Методическая разработка интернет – практикума для родителей на тему: «Счастливая семья – здоровая семья» | «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» | ||
Конкурс проводится на лучшее название строящегося жилого комплекса в городе Сыктывкаре Республики Коми, на пересечении улиц К. Маркса-Осипенко... | Требования к организации дополнительных работ и услуг по заказам и за счет средств потребителей |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |