Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие»


НазваниеКонкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие»
страница1/15
ТипКонкурс
filling-form.ru > Туризм > Конкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Сетевой фестиваль экологического воспитания - 2013

I направление - конкурс методических разработок

Номинация  4. «Лучшее методическое пособие»

Методическое пособие

по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого-географического краеведения с учетом ФГОС ООО
Автор-составитель:

Бычкунова Е.Б., г.Саратов методист кафедры философии и методологии науки

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Содержание
Аннотация ………………………………………………................

Пояснительная записка

I. Формирование практических навыков на местности

I. 1. Полевые исследования.

I.2. Географо – экологическая площадка.

  1. 3. Значение пришкольного участка

в формировании практических навыков учащихся.

I. 4. Создание краеведческой тропы.

  1. 5. Проведение однодневного туристического похода.

  1. 6. Практические советы по проведению натуралистической работы.

  2. Летние краеведческие школы

II. 1. Создание летних краеведческих школ.

II. 2. Личная подготовка школьников к выезду в летнюю краеведческую школу.

  1. 3.Оборудование летней краеведческой школы (на примере палаточной школы в лесу).

II. 4.Основные формы и методы работы в летней краеведческой школе.

  1. Школьный краеведческий кружок.

IV. Школьный краеведческий музей.

IV1. История возникновения краеведческих музеев.

IV.2. Организация школьного краеведческого музея.

IV.3. Значение музейной педагогики и музейных уроков.

Приложения


Аннотация

В связи с реализацией в Саратовской области целевой областной программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 гг.» и разработанной на ее основе «Концепции непрерывного экологического образования населения области на 2009-2019 гг.», необходимо повысить культурный экологический уровень населения нашего региона.

Большое внимание в этом направлении необходимо уделить работе с детскими садами и школами. Так как воспитание экологически грамотной личности должно идти с раннего детства. Легче воспитать экологически грамотную личность, чем её перевоспитывать во взрослом возрасте.

В государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года включены вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственной, федеральной и региональной программах. Обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся.

Данное методическое пособие разработано с учётом новых образовательных стандартов, в которых большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, воспитанию патриота своей страны, любящего свою малую Родину.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде современного школьника, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования лежит в основе представленного методического пособия.

Материалы, собранные в методическом пособии носят практический характер, помогают учителям заинтересовать школьников изучать природу родного края, воспитывать у школьников чувство ответственности за своё поведение в природе.

Выполняя практические задания обучающиеся учатся, что-то создавать своими руками, а это необходимо им в дальнейшей жизни. Ведь всё что создано своими руками, становится более дорогим для человека.

Формирование практических навыков имеет важное значение в повседневной жизни современного школьника.

Пояснительная записка

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

Д. Байрон
В современном образовании происходят значительные изменения, которые обусловлены коренными преобразованиями в жизни каждого человека.

Беспокойством для государства является разрушение моральных и нравственных ценностей среди молодёжи. Кризис патриотизма, обесценивание за последние 15 лет таких понятий как «долг», «совесть», «нравственность», и «патриотизм», рост популярности и распространения молодёжного экстремизма, стали важнейшими проблемами перед современной системой образования.

Незнание истории, неумение уважать людей, незнание своих корней, своей родословной, потеря роли семьи в воспитании современного ребёнка, отсутствие уважения к старшему поколению и многое другое является страшной реальностью нашего времени.

Первоочередное дело современной системы образования направить всё усилие на воспитание личности любящий свою Родину, знающей свою историю и историю своего народа. Большое внимание в настоящее время в школах уделяется воспитанию патриотизма, духовно – нравственной личности и экологически грамотной личности.

В связи с этим разработаны стандарты второго поколения.

В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется воспитанию патриотизма основанного на принципах гражданской ответственности в диалоге культур.

Важную роль в формировании патриотизма в образовательном процессе принадлежит курсу краеведения.

Познание краеведческих основ способно придать воспитанию личностный характер и внести в работунеобходимую душевную ауру, которая найдёт отклик в сердцах людей, поскольку оно раскрывает не отвлеченные, а конкретные темы, близкие каждому, живущему в родном крае.

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал великий русский педагог В.А. Сухомлинский: «Самое главное в нашем деле — что бы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава — чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека.

Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души — вот в чем высокая цель воспитания».

Одной стороной успешностивведения краеведения в образовательный процесс, достижение воспитательных и образовательных целей обучения во многом зависит от профессионально – личностных качеств деятельности педагогов.

Под краеведением вообще понимается всестороннее и комплексное изучение своей малой родины, проводимое на научной основе. Объектом изучения является географическое, социально-экономическое, историческое, культурное развитие города, села, поселка, района, области. В краеведческих исследованиях используются данные многих наук – экологии, географии, истории, археологии, этнографии, геологии идр.

Важнейшее значение в формировании патриотизма и любви к своей малой родине, принадлежит созданию в школах краеведческих, экологических и эколого-географических троп, с помощью которых школьникиучатся любить и уважать окружающую их природу, знакомятся с историко-культурными памятниками и памятниками природы, что благотворно влияет на их духовно-нравственное развитие.

Внеурочная деятельность по регионализации осуществляется по программе образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности.

Духовное сближение между учащимися и между учащимися и учителем возможно благодаря проведению походов, экскурсий, экспедиций, слётов, конференций. Такие формы внеурочной работы воспитывают у учащихся любовь к природе, родному краю.

Особое место в учебном процессе школы, принадлежит созданию во многих кабинетах оформленных учителем совместно с обучающимися краеведческих уголков, а в ряде школ – краеведческих музеев. Все музейные предметы являются источником для извлечения исторической информации, на основе которой реконструируется прошлое, что является информационной базой не только уроков, но и различных мероприятий как внутришкольных, так и с привлечением социума. В них помещен материал, собранный в течение ряда лет во время экскурсий, походов, наблюдений, экспедиций, а так же работы с архивными материалами, всё это формирует патриотические чувства учащихся и уважение к культуре, истории своего края и народа живущего рядом.

В современных условиях преподавание краеведения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, выполняет функцию воспитания в процессе обучения, решает задачи формирования позитивного отношения к Отечеству, любви к его удивительно разнообразной природе, к его необъятным просторам.

Воспитание современного школьника, формирование свойств духовного развития личности, любви к своей Родине, потребности в хороших поступках важнейшее условие успешного развития России.

Российская школа призвана воспитывать личность свободную, творческую, инициативную, саморазвивающуюся. Такая личность делает возможным социальный, научный и экономический прогресс общества.

Данное пособие поможет учителям краеведения, географии, экологии и др. предметовв решении не только воспитательных задач, но иформировании практических навыков у современных школьников. В пособии большое внимание уделяется внеклассным ивнешкольным формам работы по краеведению. В процессе совместной работы школьников и учителей сотрется грань разногласий и усилится сотрудничество и взаимопонимание между ними.

Надеюсь, что представленный материал в пособии поможет в работе заинтересованных учителей в воспитании патриотических чувств у современных школьников.

I. Формирование практических навыков на местности.

I. 1. Полевые исследования.

Полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. П. и. — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в условиях естественного существования и др. Первые П. и. были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель П. и. — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три типа П. и.: поисковое — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное — связанное с проверкой гипотез. Важнейшим условием П. и. является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.

Применение методики исследования при преподавании, например географии и экологии в рамках школьной программы может эффективно сочетаться с применением проектных методов при организации работы исследовательских группво внеклассное и внеурочное время. Одним из вариантов проектного метода, имеющего большое значение при изучении географии и экологии является полевое исследование.

Главная ценность полевых исследований состоит в том, что они представляют собой пример организации исследовательской деятельности для учащихся, отличающихся повышенной потребностью в самостоятельном открытии и изучении закономерностей и явлений окружающего мира,участвуют в формировании научной картины мира. Полевые исследования, в основе которых лежат изучение и разрешения проблем, реально существующих в природе, удовлетворяют познавательные интересы детей, увлекающихся географией и экологией.

Важным условием для осуществления полевых исследований является совместная работа учащихся друг с другом и с учителем. В процессе полевых исследований учащиеся учатся работать в группах, совместная коллективная мыслительная деятельность способствует порождению исследовательских вопросов и гипотез, личностному развитию подростков и творческой самореализации в дальнейшей жизни.

Полевые исследования необходимо начинать с пятого класса (на уроках и во внеурочное время по экологии и географии по стандартам второго поколения).

Полевое исследование по любой теме состоит из следующих этапов занятия.

  1. Мотивация. Определение цели, задачи, гипотезы, объекта и предмета полевого исследования.

Мотива́ция(от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

В полевом исследовании необходимо точно установить цель исследования, в процессе реализации над которой будут участвовать все учащиеся. При формулировке цели предпринимаемого исследования, определяютсяконкретные задачи, которые предстоит решить для достижения цели полевого исследования. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу.)

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений.

Далее определяются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

  1. Знакомство с этапами проведения полевого исследования.

Любое полевое исследование состоит из четырех этапов.

Первый этап: подготовительный. Проводится в классе. Состоитиз постановкиглавной задачи предстоящего полевого исследования, составления плана проведения исследования на местности, изучение изображения района будущего исследования, а так же списка и сбора необходимого оборудования. Данный этап длится от одного занятия до нескольких занятий.

Второй этап:работа на местности. Работа на местности начинается с ориентирования и изучения топографической основы. В процессе работы на топографическую основу наносятся все точки наблюдения и весь маршрут. Параллельно в ходе исследования составляется абрис – схематический план местности в альбоме. Лист бумаги для абриса также сначала ориентируют, т.е. показывают направление «север – юг». В абрисе на отдельных листах отмечается каждая точка наблюдения, и наносятся объекты и предметы, расположенные в данной местности. Одновременно производится фотографирование местности, а так же важных объектов расположенных на ней. При фотографировании небольших объектов для иллюстрации их размеров, рядом помещают какой – либо предмет известной величины: лопату, карандаш, компас и т.д. Все полученные при выполнении работы сведения заносятся в полевой дневник. Полевой дневник – единственный документ, где собран фактический материал, он является основным источником при оформления отчёта.

Третий этап: обработка собранных материалов и оформление отчёта. Этот этап также проводится в классе.

Четвёртый этап: представление результатов полевого исследования.

Результаты полевого исследования могут быть представлены учащимися на конференциях разного уровня, в виде публикации в школьной газете, в виде видеофильма и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconКонкурс методических разработок, посвященных 100-летию Великой российской...
Конкурс методических разработок, посвященных 100-летию Великой российской революции и завершению Первой мировой войны

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconЛаборатория профессиональной ориентации
Региональный конкурс методических разработок внеурочных мероприятий по профориентации «Мастерская профориентации». Номинация: Конкурсы,...

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconКонкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга содружества»
Инновационные педагогические идеи и технологии. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга...

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconКонкурс методических разработок «Методический потенциал в современном...
Преподаватель экономических дисциплин (финансовый учет, аудит, организация предпринимательской деятельности)

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconМуниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «ромашка»

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconУчебно-методическое пособие по разделу «Профессиональный модуль»...
Методическое пособие предназначено для обучающихся 3-4 курсов по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического...

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconОбластной конкурс методических разработок по проведению интернет-урока...
Методическая разработка интернет – практикума для родителей на тему: «Счастливая семья – здоровая семья»

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconУчебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconПоложение о проведении конкурса на лучшее название строящегося жилого...
Конкурс проводится на лучшее название строящегося жилого комплекса в городе Сыктывкаре Республики Коми, на пересечении улиц К. Маркса-Осипенко...

Конкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие» iconМетодическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда» зао...
Требования к организации дополнительных работ и услуг по заказам и за счет средств потребителей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск