Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им.


НазваниеУчебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им.
страница1/41
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»



Факультет социальных наук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 113»

ЧЕЛОВЕК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (Интеллектуальный и коммуникативный базис личной эффективности)


HOMO UNIVERSALIS

Электронное учебно-методическое пособие


Нижний Новгород

2017

БК Ю 959

УДК 159.9; 378; 316.7


З-38

Авторский коллектив:

Л.Н. Захарова, С.А. Павлов, В.В. Колосова, О.М. Орлова, А.С. Заладина, А.И. Махалин
Захарова Л.Н. Человек универсальный: Учебно-методическое пособие / Л.Н. Захарова, С.А. Павлов, В.В. Колосова, О.М. Орлова, А.С. Заладина, А.И. Махалин. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017. – 287 с.
Рецензенты:

к.с.н., доцент кафедры общей социологии и социальной работы ФСН ННГУ им. Н.И. Лобачевского С.А. Судьин;

к.б.н., доцент кафедры психофизиологии ФСН ННГУ им. Н.И. Лобачевского А.В. Орлов.
Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ННГУ им.Н.И. Лобачевского по проблеме социализации личности в образовательном процессе и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Учебно-методическое пособие предназначено для обеспечения эффективного процесса социализации учащихся старших классов, сталкивающихся с необходимостью принятия самостоятельных решений в широком поле жизненных ситуаций, сложностью задач, возникающих перед молодым человеком, вступающим в самостоятельную жизнь в современных динамичных социальных условиях, характеризующихся высоким уровнем неопределенности. Пособие содержит практические занятия, вопросы и задания для самостоятельной работы, учебные тексты, алгоритмы работы, диагностические методики. Рекомендуемый список литературы отражает современные проблемы и направления исследований в области успешной социализации и траектории развития универсальных учебных действий.

Учебно-методическое пособие адресовано преподавателям, реализующим данную учебную дисциплину, магистрантам и аспирантам, проходящим педагогическую практику в общеобразовательных школах университетского кластера, методистам, руководителям образовательных учреждений.

Разделы учебно-методического пособия имеют избыточное содержание, что обеспечивает для преподавателя возможность выбора наиболее актуальных тем, вопросов и заданий, в соответствии с интересами учащихся и собственной компетентности.
Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии факультета социальных наук ННГУ

им.Н.И. Лобачевского, кандидат социологических наук, доцент И.Э. Петрова

БК Ю 959

УДК 159.9; 378; 316.7



© Нижегородский государственный

университет им.Н.И. Лобачевского, 2017

© Авторский коллектив, 2017
Оглавление



1.

Цель, задачи, формируемые компетенции при изучении интегративного метапредмета «Человек универсальный»………………………………………..


4

2.

Структура дисциплины………………………………………………………….

Раздел 1. Эволюция представлений о мире и человеке в гуманитарном измерении // Гуманитарное измерение представлений о мире и человеке.

O tempora! O mores! ……………………………………………………………..

Раздел 2. Социальные роли: их значение и личностная ценность.

Ex aequo et bono …………………………………………………………………

Раздел 3. Ситуация и принятие решений.

Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando? ………………

Раздел 4. Интеллектуальный и рефлексивный анализ жизненных проблем.

Cogito ergo sum …………………………………………………………………..

Раздел 5. Интернет-социализация.

Tempora mutantur et nos mutantur in illis ……………………………………

Раздел 6. Коммуникативные технологии решения жизненных ситуаций.

In pricipio erat verbum …………………………………………………………

Раздел 7. Разработка программы личной самоэффективности.

Non scholae, sed vitae discimus ………………………………………………….

6

8
30
48
69
96
129
161

3.

Приложение к разделу 1. …………………………………………………………

Приложение к разделу 2. …………………………………………………………

Приложение к разделу 3. …………………………………………………………

Приложение к разделу 4. …………………………………………………………

Приложение к разделу 5. …………………………………………………………

Приложение к разделу 6. …………………………………………………………

Приложение к разделу 7. …………………………………………………………

178

200

225

241

245

272

276




  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ при изучении интегративного метапредмета «Человек универсальный»


Цель освоения интегративного метапредмета: становление успешной социализации старшеклассников на основе развития интеллектуальных и коммуникативных компетенций, направленных на освоение современного социума.
В соответствии с ФГОС ООО задачами дисциплины являются следующие:

    1. Развитие ценностных основ личностной самореализации;

    2. Развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных, рефлексивных метапредметных компетенций;

    3. Обеспечение овладения старшеклассниками комплексом социальных ролей современного общества;

    4. Обучение применению развиваемых компетенций в реальных жизненных ситуациях;

    5. Стимулирование перспективной мотивации саморазвития.


Компетенции учащихся старшей школы,

формируемые в результате освоения интегративного метапредмета «Человек универсальный»:

Таблица 1




Результат (компетенции)

Критерии (показатели, индикаторы компетенций)

1

Умения рефлексивного осмысления собственной жизненной позиции

Умения рефлексивного анализа на процессуальном, предметном и смысловом уровнях

2

Освоенность основных социальных ролей молодого человека в современном обществе

Ценностная и функциональная компетентность старшеклассника в отношении актуальных и перспективных социальных ролей: гражданина, члена семьи, дружеского сообщества, профессиональной группы с разным должностным статусом

3

Умения анализа жизненных ситуаций разного типа

Умения адекватного видения учебных, семейных, профессиональных ситуаций с разной размерностью, личностной включенностью и ответственностью. Умения социально оправданного преобразования ситуаций

4

Умения проектирования решения жизненных ситуаций разного типа

Умения принятия решений в соответствии с критериями соответствия морали, закону, интересам различных социальных групп и конкретных акторов

5

Умения построения траектории личностного и профессионального становления

Умения построения индивидуальной траектории личностного и профессионального становления на основе рефлексивного анализа жизненных целей и жизненного пути


2. Структура дисциплины




Разделы/Темы

Неделя

Виды

учебной работы

Примечание

л

пз

ср

1

Эволюция представлений о мире и человеке в гуманитарном измерении // Гуманитарное измерение представлений о мире и человеке.

O tempora! O mores!

1.1

«O tempora! O mores!»




2










1.2

«Национальная безопасность» и гражданственность как морально-психологический и этико-мировоззренческий комплекс







2

4




1.3

«…Торжествует не сила, а справедливость и правда» Д.Гранин







2

4




1.4

Свобода – выбор без принуждения.

Ценности личности и государства







2







2

Социальные роли: их значение и личностная ценность.

Ex aequo et bono

2.1

Социализация человека и его социальные роли




1





4




2.2

Социальные роли и жизненные смыслы







2

2.3

Кто в чем прав? Кто в чем виноват?







2

2.4

Наше поведение и его социальные последствия







2

4




2.5

Технология управления конфликтным и бесконфликтным ролевым взаимодействием







2

3

Ситуация и принятие решений.

Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?

3.1

Основные характеристики ситуации. Управление ситуациями разного типа




1










3.2

Структура ситуации и анализ её элеметов







2

4




3.3

Ценности как основа принимаемых решений







2







3.4

Видение трудовых ситуаций в разных организационных условиях







2

4




3.5

Влияние индивидуальных особенностей на стиль принятия решения







2







4

Интеллектуальный и рефлексивный анализ жизненных проблем.

Cogito ergo sum

4.1

Жизненные проблемы. Ограничения и возможности (внутренние и внешние)




1










4.2

Проблема выбора жизненного сценария. Школа Эрика Берна







2







4.3

Рефлексивный анализ жизненных сценариев на материале авторского проекта







2

4




4.4

Проблема профессионального самоопределения. Атлас новых профессий







2

4




4.5

Проблема выбора при наличии альтернативных решений







2







5

Интернет-социализация.

Tempora mutantur et nos mutantur in illis

5.1

Общение и коммуникация в интернете




1










5.2

Самопрезентация и культура поведения в интернете







2







5.3

Личность в условиях информационного общества







2

2




5.4

Угрозы интернета и интернет-зависимость







2

4




5.5

Конструктивное использование интернета







2

2




6

Коммуникативные технологии решения жизненных ситуаций.

In pricipio erat verbum

6.1

Специфика коммуникативного процесса между людьми.

Факторы эффективности коммуникативного процесса.

Нарушения межличностного общения.




2










6.2

Вербальные и невербальные барьеры общения.

Умение отделять взаимоотношения от проблемы.







2

4




6.3

Основные характеристики чувств и эмоций в общении.

Децентрация и эмпатия







2







6.4

Условия полноценного слушания







2







6.5

Личная власть и личное влияние







2







7

Разработка программы личной самоэффективности.

Non scholae, sed vitae discimus

7.1

Актуализация и развитие личной самоэффективности




2










7.2

Самоэффективность как составляющая личностного потенциала







2







7.3

Валентность вещей и эффективное подкрепление







2







7.4

Искусство самопрезентации







2

4




7.5

Защита и взаимооценка программ самоэффективности







2




























ВСЕГО




10

54

48




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Похожие:

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (ннгу)

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconОрганизация практик и итоговой аттестации: учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Туризм» (уровень «бакалавриат») и для преподавателей...

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconИнноватика
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика», профиль...

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconУчебно-методическое пособие Рязань 2012
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки тьюторов, стажеров, руководителей и педагогических работников школ

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconБакалавра. Учебно-методическое пособие по написанию и защите вкр...
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов ифжимк юфу

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconГенотипирование генетически модифицированных животных с помощью метода...
Руководство предназначено для студентов, магистров и аспирантов ннгу, обучающихся по специальности 020400 «Биология», в рамках курса...

Учебно-методическое пособие по интегративному метапредмету «Человек универсальный» создано на основе научных разработок, проводимых в ннгу им. iconУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск