Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей


Скачать 225.08 Kb.
НазваниеМуниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей
ТипКонкурс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 40 «РОМАШКА»


Муниципальный конкурс

методических разработок сценариев

мероприятий по работе с семьей.
Номинация: дошкольные учреждения.
Родительское собрание на тему:

«Успешное овладение нормами родного языка – основа всесторонне развитой и гармоничной личности дошкольника».

Составила: учитель-логопед Губина А.В.


г. Электрогорск


ПРОЕКТ

«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи».
Тип: практико-ориентированный

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Авторы: Губина Алла Викторовна.

Длительность проекта: долгосрочный.

Категория участников проекта:

учитель-логопед, родители, воспитатели, дети группы ОНР, педагог-психолог.

Проблема.

Сформированность речеязыковой компетенции детей в группах ОНР во взаимосвязи и сотрудничестве родителей и учителя-логопеда.

Обоснование проблемы.

Проект поможет родителям понять важность данной темы, даст знания о способах воздействия для развития речи детей.

Цель проекта.

Преодоление имеющихся у ребенка нарушений речевого развития при тесном сотрудничестве и взаимодействии с родителями.

Задачи.

1.Убедить родителей в том, что совместная работа – важное условие успешной коррекции с детьми по исправлению речевых нарушений.

2. Познакомить родителей с историей вопроса и показать им значение, стиль взаимодействия с семьей.

3. Обобщить опыт работы МАДОУ в области многоаспектного сотрудничества педагогического коллектива с семьей в отношении коррекции речи дошкольников.

4. Дать методические рекомендации по содержанию и формам воздействия семьи и участников проекта.

5. Познакомить с разнообразными практическими материалами в виде анкет, схем, памяток, таблиц, вариантов консультаций по решению конкретных задач коррекционно-педагогического процесса.

Выполнение проекта:

- мониторинг речевого развития,

- родительские собрания, консультации,

- индивидуальные практикумы,

- индивидуальное консультирование по запросам родителей,

- ежедневное общение,

- домашние задания,

- игры-тренинги,

- комплекс наглядных средств,

- день открытых дверей,

- деловые игры «круглый стол»,

- беседы, семинары, практикумы,

- тематические выставки, памятки, информационный стенд,

- выпускные собеседования,

- педагогические гостиные,

- домашние задания для детей и родителей.

Предварительная работа:

- изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности (анкетирование)

- определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка (беседы);

- привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы ( выполнение домашнего задания с детьми в логопедических тетрадях, информация в логопедическом уголке, методические рекомендации родителям, традиционные и инновационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей и другие практические материалы).

Роль родителей в реализации проекта:

- активная позиция родителей при проведении совместных мероприятий: (заполнение анкет, выполнение заданий учителя-логопеда и воспитателей);

- предложение своих способов воздействия, объединение усилий для выработки общих требований, совершенствование педагогического сотрудничества;

- умение анализировать, раскрывать суть и при необходимости разработать программу воздействия на выделенное явление;

- успешное развитие речи детей при целенаправленном воздействии родителей;

- совместные работы родителей и детей на развитие мелкой моторики.

Этапы взаимодействия с родителями:

  • диагностический:

- ознакомительная работа с родителями;

- сбор анамнестический сведений о ребенке;

- анкетирование родителей;

- участие родителей в работе ПМПк.

  • планово-прогностический:

- планирование работы с родителями;

- проведение обзорного собрания для родителей.

  • деятельностный:

- работа по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях;

- консультативно-информационная работы с родителями;

- участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы

  • итогово-аналитический:

- проведение открытых занятий для родителей с целью выявления динамики развития детей;

- обсуждение итогов коррекционной работы за год и результатов деятельности ПМПк.

Участие специалистов детского сада в реализации проекта:

-учителя-логопеда: развитие связной выразительной речи детей на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических упражнений при обучении рассказыванию и т.д.;

- педагога-психолога: развитие (совершенствование) психологической базы речи на отработанном в правильном произношении лексическом материале, диагностика и коррекция психических процессов при активном участии родителей;

- воспитателей: развитие речеязыковой компетенции по заданию учителя-логопеда, объяснение задания родителям по домашним логопедическим тетрадям

Предполагаемый результат:

- создание благоприятного микроклимата для совместной работы родителей и учителя-логопеда;

- непосредственное участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

Продукт проектной деятельности:

- анкеты родителей,

- работы на развитие мелкой моторики,

- синтаксически и грамматически оформленная связная речь детей при составлении рассказов по серии сюжетных картинок,

- папка методических рекомендация для родителей по развитию речи детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР). Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, побуждающее к их дальнейшему совершенствованию.

Появление у детей фразовой речи важно потому, что только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка речь может служить целям общения и познания деятельности. Поэтому многие психологи считают, что «… в развитии речи ребенка наиболее существенным является вопрос об усвоении им грамматического строя родного языка» (Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958).

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние и на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно. обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д. Ушинский, формируя цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «… грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку // Избр. пед. соч. Т.2 М., 1954).

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики и знакомства с ее категориями и терминологией, в дошкольном возрасте необходимо формировать основы грамматически правильной речи.

У ребенка с нормальным речевым развитием к 5 годам обычно оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, в речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

Как отмечал А.Н. Гвоздев, «… достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является более высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики , …

что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления».

Иная картина наблюдается у дошкольников с ОНР. В грамматическом оформлении речи у таких детей можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут повторить предложение более чем из четырех слов: искажают их порядок или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи, например: ухаживали а ежику ( ухаживали за ежиком), заботились белкой (о белке), одна делевя (одно дерево), две колесы (два колеса).

Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлении. речевых дефектов детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все белее востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Данная методическая разработка родительского собрания может использоваться в практической работе логопедами, воспитателями логопедических групп и другими специалистами, осуществляющими работу с родителями детей с речевыми недостатками. Родители, заинтересованные в эффективной коррекции речевых недостатков у детей, найдут в данной разработке алгоритм своего участия в совместной с педагогами ДОУ коррекционно-развивающей деятельности.
Методическая разработка

родительского собрания на тему:

«Успешное овладение нормами родного языка – основа всесторонне развитой и гармоничной личности дошкольника».
Задачи.

  1. Дать знания о русском языке, как великом наследии, передающимся из поколения в поколение.

  2. Познакомить родителей со значением развития связной, грамматически правильной речи ребенка для успешного обучения и формирования навыков чтения и письма; дать знания об основной потребности ребенка – подражании взрослому, о возрастных особенностях дошкольного возраста.

  3. Формировать навыки воспитания культуры родной речи посредством развития, совершенствования и обогащения словарного запаса истинными ценностями отечественной и мировой культуры.

  4. Дать знания о развитии внимания, памяти, мышления ребенка через сказку, как знаковую систему, с помощью которой ребенок отражает окружающую действительность.

  5. Обратить внимание родителей на раннее выявление и преодоление речевых проблем их детей в домашних условиях.

6. Обратить внимание на развитие собственной речи, как образца для успеш-

ного развития лексической и грамматической стороны детской речи.

Предварительная работа.

Анкетирование родителей, беседы, консультации, выполнение совместных работ на развитие мелкой моторики, оформление стенда с методическими рекомендациями для родителей, диагностика речи детей.

Оборудование.

Папка с наглядными материалами для родителей, памятки для родителей, презентация, методические рекомендации для родителей, работы детей.

Ход родительского собрания.

Вступительное слово учителя-логопеда.

В начале нашего родительского собрания мне хотелось бы рассказать вам одну притчу, которая называется «Язык».

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому, нужно думать, нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в наше жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Сегодня речь пойдет о русском языке и о наших детях – гражданах России, которые в совершенстве должны владеть родной речью.

К.Д. Ушинский сказал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Самое дорогое, что у нас есть – наше будущее – это наши дети. И то, чему мы научим наших детей, что мы сможем с вами передать им, таким и будет видеться наше будущее, будущее наших внуков и правнуков. И это неоспоримая истина.

Вопрос в том, чему мы можем научить наших детей? Для этого мы должны понять, что мы знаем сами, и как мы будем передавать наши знания детям.

Мир детства – мир удивительный, не всегда понятен нам, взрослым. А понять его необходимо, чтобы общаться с самыми важными людьми, нашими детьми на одном языке. Иначе все попытки наладить контакт не увенчаются успехом.

Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня здесь произошло сближение души и разума людей, сопричастных к жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок.

Быть взрослым – самая главная потребность ребенка. Именно она руководит ребенком в его капризах и требованиях. Представьте себе ребенка, перед которым раскрылся во всем разнообразии и привлекательности мир взрослых отношений. Ребенок начинает изучать социальные роли взрослых. Нередко дети с гордостью сообщают окружающим о профессии своих родителей, об их принадлежности к социальному миру. Это открытие порождает желание быть частью этого разнообразного мира. То есть ребенок во всем стремится подражать взрослому, в особенности своим родителям.

Мы же, в свою очередь, часто общаемся с ребенком, не замечая, как он говорит, нам важнее – что сказал малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком. Диалогическая речь (или разговорная) имеет собственные законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание. Инициатива может принадлежать только одному в диалоге. Часто мама не только спрашивает о чем-то своего малыша, но и отвечает за него.

Кроме того, диалог опирается на ряд невербальных средств – на непосредственную предметную ситуацию, интонацию собеседника, его мимику, жесты. То есть ребенку стоит ответить кивком головы или движением руки и родитель его уже понимает. Диалог допускает значительную грамматическую неполноту и имеет специфический словарь.

Диалогической речи бывает вполне достаточно в повседневном общении. Прежде всего, ребенок говорит о том, что находится в фокусе его внимания, он выделяет и озвучивает самый значимый для него элемент и совсем не заботится об удобстве слушателя.

Например. Сережа вернулся домой, посмотрев кукольный спектакль.

- Что хороший был спектакль? – спрашивает его мама.

_ Ух, и здорово! – ответил он. Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом, понимаешь… Ну, просто здорово… Понимаешь?

Но мама не понимала, Он так и не сумел толком рассказать, что же так понравилось ему. Для этого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Однако развитие ребенка в детском саду, а затем щкола требуют от него развернутых высказываний, развитие связной устной монологической речи. Поэтому тренировать навыки связной речи необходимо еще в дошкольном возрасте.

Для того, чтобы развивать связную речь дошкольника, сделать ее грамматически правильной, речь взрослых, находящихся в непосредственном речевом контакте, должна быть такой же связной и грамматически правильной. Ведь даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям в обучении, особенно в усвоении процессов чтения и письма.

У родителей часто возникает вопрос, как я могу помочь своему ребенку успешно овладеть речью, грамотно строить предложения и составлять высказывания.

Прежде всего необходимо знать возрастные особенности дошкольного возраста, что может ребенок и что можете сделать вы, чтобы помочь ему успешно развиваться.
В этом возрасте дети: В можете:

От 3 до 4 лет

Быстро увеличивают запас слов.

Начинают развиваться навыки ведения беседы.

Проявляют интерес к решению задач (как это сделать).

Все более комфортно чувствуют себя со взрослыми.

Становятся более любопытными и любознательными.

Мотивированы исследовать и делать открытия.

Начинают понимать язык символов (цифры, буквы, рисунок).

Разговаривать с детьми в течение дня.

Придумывать «глупые» смешные слова и рифмы.

Давать ребенку предметы, которые можно сортировать и группировать.

Показвать, как веешь собирается и разбирается.

Объяснять, чем лучше заниматься на улице, а чем дома.

Помогать детям описывать свойства предметов (какие они на ощупь).

Записывать истории, которые рассказывают дети.

Проявлять гибкость в выполнении ежедневных дел.

Вместе с ребенком читать и рассматривать картинки.


От 4 до 5 лет

Начинают вести беседу о предметах. событиях, явлениях.

Постоянно задают вопросы обо всем, что видят.

Обнаруживают творческое начало и чувство юмора.

Начинают использовать простые стратегии для решения своих задач.

Поддерживают беседу со взрослыми.

Получают удовольствие от занятий творчеством.

Более активно используют свои собственные знания.



Разговаривать о том, что произошло сегодня.

Рассказывать детям простые шутки.

Побуждать их по-новому играть со старыми игрушками.

Давать детям задания, развивающие самостоятельность.

Отвечать на вопросы «вглубь и вширь», задавать свои вопросы.


От 5 до 6 лет

Развивают умение пользоваться словами для описания ситуации, своего состояния.

Начинают задавать много вопросов.

Начинают осознавать и объяснять методы решения задач ( я сделал так, потому что…)

Словесно выражают собственное мнение и отстаивают свою точку зрения.

Мнение сверстников начинает оказывать сильное влияние.


Побуждать детей описывать события дня и задавать вопросы.

Планировать вместе с детьми ( с чего мы начнем…, сколько нам нужно).

Позволять выбирать.

Играть в игры на угадывание.

Вместе читать и обсуждать истории.

Помогать в понимании поступков других людей.


Многие родители обеспокоены тем, насколько гармонично идет речевое развитие ребенка, не отстает ли ребенок в речевом развитии? Ведь одним из критериев подготовленности к школьному обучению является коммуникативная готовность- это умение вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми посредством учебной деятельности.

Действительно, чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, и тем успешнее будет эта работа.
Анкетирование.

Вы сейчас получите анкету. Убедительно прошу внимательно изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком. Для нас очень важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. Надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания в вопросах решения детских речевых проблем.( анкета прилагается).

Занятия можно провести в виде игры, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен и не голоден.

Выполнение заданий родителями.

Давайте рассмотрим одно из заданий, а именно словообразование и словоизменение.

В этой игре слова изменяются по образцу. Ребенок внимательно слушает, как изменяются слова в первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенок необходимо активизировать. Среди слов могут попадаться бессмысленные слова (квази-слова), слова «тарабарского» языка. Если ребенок усвоил отработанную модель, то и эти слова, он, не задумываясь, будет изменять по этой модели. Я прошу вас выполнить задания.
1.книга – книги 2. стул – стулья

чашка- чашки перо –

нож - копье –

компьютер - ком –

вук - вуло –


  1. рот – рты

лев –

огурец –

конец –

бормалец –


  1. Лев – львица – львенок – львята

тигр –

лиса –

медведь –

Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата

ёж –

бокр –


  1. шкаф – шкафчик

цветок –

стул –

ларец –

помидор –

кар –


  1. яблоко – яблочный

виноград –

апельсин –

морковь –

бумага –

вода –
Проверьте, как ребенок справляется с образованием относительных прилагательных.

Мех – из меха какой? – меховой

Слива – из сливы какой? –

Груша – из груши какой? –

Молоко – из молока какой? –

Свекла – из свеклы какой? –

Дошкольник должен понимать лексическое и синтаксическое значение предлога и правильно строить предложения с предлогами.

У детей с общим недоразвитием речи имеется период, в течение которого все предлоги опускаются. Особенно трудно усваиваются значения предлогов цели, времени, отношения к объектам.

В работе над предложно-падежными конструкциями можно выделить две ступени:

1.Наблюдение над смысловым значением предлогов, уточнение детей о предлоге, как отдельном слове.

2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.

На ранних этапах совместной работы родителей и логопеда целесообразна такая методика обучения, при которой внимание детей направлено на правильное употребление падежных окончаний. Логопед подводит ребенка к употреблению предлога по аналогии, неоднократно задавая вопрос типа: на чем? в чем? под чем? у кого? Посмотрите , какие задания можно выполнить вместе с детьми дома, рассматривая сюжетные картинки (слайды из презентации).

Ответы учителя-логопеда на интересующие вопросы родителей по результатам предварительного анкетирования.

Родители часто задают вопрос, когда заниматься с детьми, ведь мы так загружены?

Вы знаете, что мы обучаем дошкольников, играя с ними, потому что ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра. Играть с ребенком можно везде.

Вот уж не место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А я с вами, конечно, не соглашусь.

Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди ( к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может надо разделить эти процессы во времени и в пространстве? Общаться с ребенком здесь и сейчас во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?

1, Мы поможем себе и ребенку понять, что интересной, познавательной и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.

2. Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.

3. Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом

4. Сделаем для ребенка сам процесс учения практикоориентированным.

5. Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы.

Пусть они очень «местного» значения, ценности-то от этого они не теряют.
Правда, полезные результаты?

Вот какие игры могут быть предложены детям.

«Вкусные слова».

Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и кладем их в ладошку.

Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «растительные» слова.

«Охота на слова».

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. п.)

Какие слова можно достать из компота, салата?\

«Назови лишний предмет».

Вы можете выложить несколько овощей и один фрукт. Ребенок должен назвать и объяснить, почему этот предмет лишний.

« Назови из какого фрукта какой сок получается».

Из яблока – яблочный, из винограда – виноградный и т.д..

«Назови части чайника, стула».

Таким образом, от нас с вами зависит очень многое для того, чтобы наши дети говорили правильно.
Развитие мелкой моторики. Практическое выполнение упражнений родителями.

Мелкие движения пальцев рук очень важны и взаимосвязаны с органами артикуляции. Вспомните, когда вы вяжете, пишете или выполняете какие-либо точные действия руками, вы стараетесь непроизвольно помочь себе языком. Тренируя пальчики, мы совершенствуем движения артикуляционного аппарата – развиваем речь.

Сейчас мы с вами потренируемся в проведении массажа рук доступными средствами в домашних условиях. Нам потребуется карандаш, катушка без ниток и теннисный мячик. Перед вами на столах папки с предлагаемыми упражнениями. Вы можете смотреть на картинки и выполнять движения вместе со мной.

Проведение массажа с помощью карандаша.

Проведение массажа с помощью катушки.

Проведение массажа с помощью теннисного мячика.

Для развития мелкой моторики используются различные материалы: крупы, пластилин, мозаика и т д. Буквы можно изучать и с помощью написания манкой, выкладывания мозаикой. Рисовать, писать очень хорошо пальчиками на песке в сухом бассейне, который вы легко можете сделать у себя дома. Это будет очень увлекательное занятие и для ребенка и для вас. С помощью различных материалов: крупы, бусинок, ниток, спичек можно выполнить сюжетные картинки, по которым составить рассказы.

Методические рекомендации родителям.

В заключении давайте познакомимся с правилами, которых необходимо придерживаться родителям для успешного овладения дошкольниками норм русского языка:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития лексической, грамматической стороны детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

- посредством называния окружающих предметов и явлений, развивать предметный словарь (например: это шапка, это книга);

- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы ( Это книга,нет книги. Коля рисовал, а Даша рисовала.);

- привлекать внимание детей к правильному употреблению пространственных предлогов ( например, положи карандаш на стол, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину);

- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, « У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, четыре красных яблока, шесть красных яблок, шесть легковых машин и т.д.);

- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни (например, встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.)

3. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку и разовьют его связную речь.

4. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладеть сложной структурой родной речи.

5. Родители должны читывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Уважаемые родители, помните, что мы с вами обладатели великого русского языка. Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Можно говорить много о нашем родном языке, ведь мы его все так любим. Так давайте же сохраним и передадим это великое наследие нашим детям и нашим внукам, как передали его нам наши родители. И пусть родная, благозвучная, русская речь, льющаяся от нашего сердца, согревает сердца наших любимых детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М., ТЦ Сфера, 2009.

2. Моисеева А.М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4 – 6 лет с ОНР. – М., Научно-методический журнал Логопед № 4, 2011.

3. Пятница Т.В. Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда- CD- Массаж. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011.

4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

5. Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку // Избр. пед. соч. Т.2 М., 1954.

6. Андреева М. 100 секретов воспитания детей. – С.-Пб.: ООО «Издательство «Тригон», 2007.

7. Косинова Е. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту часть 1 и часть 2. – М., 2006.


Анкета для родителей детей с недостатками речи.
1. Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие занятия любит посещать ребенок?__________________________
________________________________________________________________

3. Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения логопедической работы?
4.Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе?

5. Если изменилось, то в какую сторону и что способствовало этим изменениям?

6. Каковы речевые недостатки ребенка в начале учебного года:

- звукопроизношение_____________________________________________

- лексика (словарный запас)______________________________________

- грамматический строй речи (умение строить фразу)_________________
______________________________________________________________

7. Изменения в развитии ребенка в данное время:

- в звукопроизношении и развитии речи
- в подготовке к обучению грамоте__________________________________
8.Удовлетворены ли ВЫ работой учителя-логопеда при проведении:

- групповых и индивидуальных занятий_____________________________

- консультаций_________________________________________________

- открытых занятий, родительских собраний________________________

9. Изменилось ли Ваше отношение к пребыванию ребенка в логопедической группе?__________________________________________
10.Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимание, воображение, память, усидчивость, умение общаться и пр.)?_________________________________________
11. Ваши пожелания, замечания. предложения_______________________
Спасибо за сотрудничество!


Похожие:

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconЛаборатория профессиональной ориентации
Региональный конкурс методических разработок внеурочных мероприятий по профориентации «Мастерская профориентации». Номинация: Конкурсы,...

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconКонкурс методических разработок, посвященных 100-летию Великой российской...
Конкурс методических разработок, посвященных 100-летию Великой российской революции и завершению Первой мировой войны

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconКонкурс лучших сценариев профориентационных мероприятий «От идеи к проведению»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка №1213»

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconКонкурс методических разработок «Методический потенциал в современном...
Преподаватель экономических дисциплин (финансовый учет, аудит, организация предпринимательской деятельности)

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconКультурно-социальный комплекс «Дворец Труда и Согласия» Центр по...
Новые практики в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Методическое пособие г. Красноярск, кгаук кск «Дворец Труда и Согласия»,...

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconОбластной конкурс методических разработок по проведению интернет-урока...
Методическая разработка интернет – практикума для родителей на тему: «Счастливая семья – здоровая семья»

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconКонкурс методических разработок Номинация «Лучшее методическое пособие»
«Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 гг.» и разработанной на ее основе «Концепции непрерывного экологического...

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconКонкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга содружества»
Инновационные педагогические идеи и технологии. Районный конкурс педагогических разработок в учебно-воспитательной среде «Радуга...

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconО региональном конкурсе методических материалов социально-экологической направленности в рамках
Ростовской области «Областной экологический центр учащихся» проводит региональный конкурс методических материалов социально-экологической...

Муниципальный конкурс методических разработок сценариев мероприятий по работе с семьей iconУроков благотворитльности
Сборник методических разработок уроков благотворительности. – Министерство образования Московской области, 2013. 94 C

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск