Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело


НазваниеКонспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело
страница1/59
ТипКонспект
filling-form.ru > Договоры > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59


Структура и функции

центрального банка рф
Конспект лекционного материала

по дисциплине
для специальности

080110.51 Банковское дело

Мурманск 2012

Структура и функции Центрального банка РФ: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110.51 «Банковское дело» / сост. ст. преп. кафедры экономики и финансов В.В.Полежаева. – Мурманск: МАЭУ, 2012. – 356с.

 Мурманская академия

экономики и управления, 2012

Содержание


Правовое положение (статус) и полномочия Банка России 9

Подотчётность Банка России Государственной Думе. Полномочия Государственной Думы в отношении Банка России 10

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления 11

Основные цели деятельности Банка России 11

Функции Банка России 12

Экономические принципы организации деятельности Банка России 13

Финансовые показатели деятельности Банка России, их прогнозирование 15

Банк России как субъект налогового права 16

Тема 1.2. Структура Банка России, её совершенствование. Функции и организация деятельности структурных подразделений Банка России 17

Национальный банковский совет и органы управления Банком России. Состав и компетенция Национального банковского совета 18

Совет директоров Банка России: состав и основные функции 18

Председатель Банка России: полномочия, порядок назначения на должность и освобождения от должности 20

Организационная структура Банка России. Вертикальный принцип управления Банком России 21

Функциональная структура и общая организация деятельности центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России: департаменты, управления, отделы и другие подразделения по основным направлениям деятельности 26

Тема. 1.3. Организация документационного обеспечения деятельности Банка России 28

Понятия «информационный менеджмент», «документационное обеспечение управления» (ДОУ), «делопроизводство». Государственное регулирование ДОУ. Принципы организации и нормативно-методическая база ДОУ Банка России 28

Документирование управленческой деятельности в Банке России. Классификация управленческой документации Банка России. Требования к составлению и оформлению документов 31

Использование Системы автоматизации документооборота и делопроизводства Банка России (САДД БР) в качестве типовой системы автоматизации документооборота в Банке России. Основные принципы организации работы САДД БР. Использование САДД БР в качестве информационного ресурса электронных документов в Банке России 38

Развитие электронного документооборота в Банке России на основе использования САДД БР. Понятие «взаимоувязанного документооборота», «электронная копия документа». Использование средств аутентификации документов в рамках технологии взаимоувязанного документооборота САДД БР 40

Организация документооборота и контроля исполнения документов в Банке России 43

Задачи и функциональные возможности систем автоматизации документооборота 47

Развитие нормативной базы в области организации и автоматизации документооборота Банка России 50

Понятие информационных ресурсов. Использование ретроспективной информации при подготовке служебных документов 51

Систематизация документов в делопроизводстве. Составление номенклатур, формирование и оформление дел 53

Ведомственное хранение документов в архивах Банка России 58

Раздел 2.Организация наличного денежного обращения. 62

Тема 2.1. Правила организации наличного денежного обращения 62

Банк России как единый эмиссионный центр 62

Правовые нормы, регулирующие эмиссионную деятельность Банка России 64

Организация наличного денежного обращения 65

Организация хранения денежных знаков, функционирование резервных фондов банкнот и монеты Банка России 67

Организация работы с неплатёжеспособными и сомнительными денежными знаками Банка России 68

Порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России с радиоактивным загрязнением 70

Тема. 2.2. Регулирование наличного денежного обращения 71

Основные составляющие денежной базы и денежной массы 71

Спрос на деньги. Установление целевых ориентиров роста денежной массы в обращении 73

Наличный денежный оборот в Российской Федерации и его прогнозирование 73

Анализ объёма наличных денежных средств, находящихся в обороте 76

Анализ источников формирования и направлений использования денежных доходов населения 76

Правила осуществления операций с денежной наличностью 77

3.1. Цели и направления единой государственной денежно-кредитной политики 79

Задачи единой государственной денежно-кредитной политики 79

Денежно-кредитная политика как составная часть экономической политики государства 80

Система целей денежно-кредитной политики 80

Трансмиссионный механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальную экономику 82

Спрос. Предложение. Равновесие на рынке денег 83

Типы денежно-кредитной политики 87

Цели и задачи денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе 89

Порядок, сроки разработки и утверждения Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики 91

Тема. 3.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики 92

Инструменты и методы денежно-кредитной политики 92

Процентные ставки Банка России 95

Рефинансирование 97

Нормативы обязательных резервов 100

Операции Банка России на открытом рынке. Эмиссия облигаций Банка России 101

Валютные интервенции 103

Установление ориентиров денежной массы 104

Прямые количественные ограничения 106

Выбор инструментов денежно-кредитной политики в различных экономических ситуациях 106

Использование инструментов денежно-кредитной политики на современном этапе 109

Тема. 3.3. Зарубежный опыт разработки и реализации денежно-кредитной политики 111

Современный инструментарий денежно-кредитной политики 111

Особенности монетарной политики Федеральной резервной системы США и денежно-кредитная политика Европейского центрального банка 117

Основные тенденции денежно-кредитной политики центральных банков на современном этапе 124

Раздел 4. ПЛАТЁЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ 125

Тема. 4.1. Платёжная система Российской Федерации: структура, цели, задачи 125

Цели и задачи платёжной системы. Роль Банка России в платёжной системе Российской Федерации 125

Ключевые принципы для системно значимых платёжных систем, разработанные Комитетом по платёжным и расчётным системам Банка международных расчётов 127

Цели и методы наблюдения за платёжными системами 127

Тема. 4.2. Платёжная система Банка России 128

Цели, задачи и функции Банка России в платёжной системе 128

Осуществление безналичных расчётов через платёжную систему Банка России с использованием электронной и бумажной технологии 130

Порядок осуществления расчётных операций при совершении электронных расчётов. Межрегиональные и внутрирегиональные электронные расчёты 130

Система валовых расчётов в режиме реального времени – система банковских электронных срочных платежей (БЭСП): принципы функционирования, предоставляемые участникам возможности по проведению платежей, регламент. Расчётный документ в системе БЭСП: правила заполнения 131

Порядок расчёта и взимания платы за расчётные услуги Банка России 133

4.3. Другие платёжные системы Российской Федерации 134

Расчёты через расчётные небанковские кредитные организации, характеристика их деятельности 134

Расчёты кредитных организаций (филиалов) через корреспондентские счета (субсчета), открытые в Банке России, в других кредитных организациях, а также по счетам межфилиальных расчётов 135

Розничные платежи с использованием платёжных карт: основные тенденции и новации, вопросы регулирования 137

4.4. Порядок осуществления безналичных расчётов 139

Нормативно-правовая база безналичных расчётов 139

Формы безналичных расчётов и порядок их применения 140

Раздел 5. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ 143

Тема. 5.1. Политика валютного курса. Основные инструменты курсовой политики Банка России на современном этапе 143

Место и роль валютной политики в общем контексте денежно-кредитной и экономической политики государства. Валютная политика Банка России на современном этапе 143

Развитие, особенности функционирования, инструменты, основные характеристики современного валютного рынка в России 147

Опыт разработки и реализации политики валютного курса в России 148

Тема. 5. 2. Управление золотовалютными резервами Российской Федерации 154

Золотовалютные резервы Российской Федерации. Формирование золотовалютных резервов Российской Федерации и их функции 154

Структура золотовалютных резервов Российской Федерации. Распределение права собственности и права распоряжения резервами между государственными финансовыми органами, варианты их взаимоотношений 156

Валютные резервы Банка России. Основные принципы управления валютными резервами Банка России 158

Тема. 5.3. Валютное регулирование и валютный контроль 163

Валютное регулирование в Российской Федерации. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» как основной законодательный акт валютного регулирования и валютного контроля. Принципы валютного регулирования и валютного контроля 163

Органы валютного регулирования в Российской Федерации, их полномочия 167

168

Валютные операции, их классификация. Валютные операции между резидентами. Валютные операции между нерезидентами 168

Репатриация валютной выручки. Порядок учёта валютных операций и оформления паспортов сделок 173

Валютный контроль в Российской Федерации. Органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности 176

179

Виды операций уполномоченных банков на внутреннем и международном валютных рынках. Регулирование и контроль Банком России операций уполномоченных банков на внутреннем валютном рынке Российской Федерации 179

Раздел 6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА 181

Тема 6.1. Отмывание денег, финансирование терроризма, система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) 181

Тема 6.2. Международные организации и объединения, занимающиеся вопросами ПОД/ФТ 184

Тема 6.3. Международное правовое регулирование вопросов ПОД/ФТ: международные договоры и иные международные документы в сфере ПОД/ФТ 190

Перечень актуальных международных документов, затрагивающих вопросы ПОД/ФТ 194

Деятельность Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Сорок Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. Девять Специальных Рекомендаций по противодействию финансированию терроризма 197

Правовой статус, компетенция и структура ФАТФ 197

Меры, предпринимаемые ФАТФ по контролю за выполнением государствами международных стандартов в сфере ПОД/ФТ 201

Сорок Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег 203

Девять Специальных Рекомендаций по противодействию финансированию терроризма 208

. Международное сотрудничество по вопросам ПОД/ФТ 209

Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ПО ЛИНИИ БАНКА РОССИИ 210

Тема 7.1. Сотрудничество с международными финансовыми организациями и международными банками 210

Международный валютный фонд (МВФ) 211

Группа Всемирного банка 211

Банк международных расчётов (БМР) 213

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) 214

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) 214

Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) 215

Межамериканский банк развития (МАБР) 215

Азиатский банк развития (АзБР) 216

Северный инвестиционный банк (СИБ) 216

Международный инвестиционный банк (МИБ) 217

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) 217

Межгосударственный банк 217

Тема 7.2. Сотрудничество с международными экономическими организациями, в том числе с межгосударственными группами и объединениями, международными экономическими форумами 218

Тема 7.3. Сотрудничество с Европейским центральным банком 222

Раздел 10. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И
БАНКОВСКИХ ГРУПП (БАНКОВСКИЙ НАДЗОР) 222

Тема 8.1. Правовые основы, цели и задачи банковского регулирования и банковского надзора. Развитие содержательных подходов к надзору за банковской деятельностью 222

Сущность и система банковского надзора. Виды надзора: государственный, ведомственный, независимый. 222

Основополагающие принципы эффективного банковского надзора, принятые Базельским комитетом по банковскому надзору (издание второе) 226

Банк России как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Правовое обеспечение осуществления Банком России функции банковского регулирования и банковского надзора. Определение основных сфер регулирования и надзора Банка России. Полномочия Банка России 227

Основная цель банковского регулирования и надзора. Задачи банковского надзора, его роль в формировании экономической политики, поддержании стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов 229

Понятие и задачи риск-ориентированного (содержательного) надзора 229

Структурные подразделения Банка России, осуществляющие банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, их основные функции и порядок взаимодействия. Структура и функции комитета банковского надзора. Порядок взаимодействия территориальных учреждений и центрального аппарата Банка России в процессе банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Единство целей и задач как основополагающий фактор их совместной деятельности 232

Отношения между органами надзора и внешними аудиторами 234

Тема 8.2. Организация и осуществление банковского регулирования и банковского надзора 235

Особенности государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности 235

Порядок принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций 235

Порядок расширения деятельности кредитной организации путём получения лицензий на осуществление банковских операций. 243

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации. 247

Порядок формирования уставного капитала кредитных организаций. 249

Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ 252

Порядок и критерии оценки финансового положения физических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций. 256

Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитных организаций. 258

Содержание основных разделов и критерии оценки бизнес-плана кредитной организации. 262

Оценка соответствия кандидатов на руководящие должности и членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям к квалификации и деловой репутации, установленным законодательством 263

Требования к составлению кредитными организациями списков аффилированных лиц и их представление в Банк России 265

Порядок выдачи Банком России предварительного согласия на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций (долей) кредитной организации. 266

Документарный (дистанционный) надзор за банковской деятельностью 268

Основные принципы и направления организации дистанционного (документарного) банковского надзора за деятельностью кредитных организаций 268

Развитие содержательной компоненты банковского надзора и его ориентация на реальные риски банковской деятельности. 269

Пруденциальные нормы деятельности кредитных организаций, устанавливаемые и контролируемые Банком России. Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций. Обязательные резервные требования кредитных организаций. 270

Понятие банковских рисков. Типичные банковские риски: кредитный, страновой, рыночный (фондовый, валютный и процентный риски), риск ликвидности, операционный, правовой, риск потери деловой репутации, стратегический. Причины возникновения (факторы) рисков. Система управления банковскими рисками в кредитной организации: цели, задачи, принципы построения. 280

Оценка системы управления рисками в кредитной организации. 283

Понятие и основные направления корпоративного управления в кредитных организациях. Корпоративное управление как фактор финансовой стабильности. Требования, предъявляемые законодательством и иными нормативными актами к качеству корпоративного управления в кредитных организациях. Принципы корпоративного управления, определённые Организацией экономического сотрудничества и развития, и рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях». 287

Функции и полномочия Банка России по финансовому оздоровлению проблемных кредитных организаций. 289

Система ранней диагностики финансовых трудностей кредитных организаций. 289

Причины возникновения у кредитных организаций оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. 291

Организация работы по финансовому оздоровлению кредитных организаций. 293

Организация работы по реализации дополнительных мер для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ 299

Компетенция, функции и роль Банка России в процессе ликвидации кредитных организаций. 302

Законодательные и нормативные акты Банка России, регулирующие процедуру ликвидации кредитных организаций. 302

Основания для отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций. 305

Оценка полноты и своевременности применения мер воздействия до отзыва у кредитной организации лицензии 308

Организация и осуществление выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. 311

Организация и контроль за деятельностью конкурсных управляющих (ликвидаторов, ликвидационных комиссий) кредитных организаций. 314

Инспекционная деятельность Банка России. 321

Структура, функции и полномочия Главной инспекции кредитных организаций и инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России. 323

Организация и порядок проведения плановых и внеплановых инспекционных проверок кредитных организаций (их филиалов) и оформление их результатов 325

Особенности проведения проверок по основным направлениям деятельности кредитных организаций (их филиалов). 336

Взаимодействие подразделений дистанционного и контактного надзора при организации, проведении и рассмотрении результатов проверок кредитных организаций (их филиалов). 341

Совершенствование подходов к проведению проверок кредитных организаций (их филиалов) с учётом международно признанных подходов, в том числе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. 342

Организация надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов (общие вопросы) 344

Основные положения Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» 344

Группы показателей для оценки финансовой устойчивости банка в целях признания её достаточной для участия в системе страхования вкладов: общая характеристика 351

Тема. 1.1. Статус, полномочия, цели деятельности и функции Банка России

Правовое положение (статус) и полномочия Банка России


Центральный банк Российской Федерации (Банк России), являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Развитие экономики, функционирование государственных органов и учреждений, само существование суверенного государства напрямую зависят от того, насколько эффективна деятельность центрального банка страны. Для любого современного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной валюты составляют важную часть понятия «экономическая безопасность страны», имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

Банк России не входит ни в одну из трёх ветвей власти – законодательную, исполнительную и судебную. По статусу он является относительно независимым в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации законодательно закреплённых за ним функций и полномочий.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон о Банке России) статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Таким образом, с юридической точки зрения правовой статус Банка России формулируется на конституционном уровне и специальном законодательном.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 75) за Банком России закреплён особый конституционно-правовой статус, так как только он обладает правом осуществления денежной эмиссии в Российской Федерации и только ему передана функция защиты и обеспечения устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов власти.

Более того, в соответствии с требованиями ст. 71 Конституции Российской Федерации, денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает дополнительную гарантию исключительного права Банка России на осуществление денежной эмиссии (ст. 75). Субъекты Российской Федерации таким правом не обладают.

Закрепляя независимый статус Банка России, законодатели в Конституции Российской Федерации стремились решить следующие задачи:

  • обеспечить самостоятельность и защиту денежно-кредитной системы Российской Федерации;

  • исключить вторжение в конституционную компетенцию Центрального банка Российской Федерации;

  • оградить его от конъюнктурных требований и сиюминутных запросов других органов государственной власти.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, который проявляется, в частности, в том, что он наделён нормотворческими полномочиями. Эти полномочия, как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предполагают исключительные права и обязанности Банка России по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесённым к его компетенции и требующим правового регулирования. 

Подотчётность Банка России Государственной Думе. Полномочия Государственной Думы в отношении Банка России


Согласно ст. 5 Федерального закона о Банке России Центральный банк Российской Федерации подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Это заключается в том, что Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

  • рассматривает годовой отчёт Банка России и принимает по нему решение;

  • принимает решение о проверке Счётной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений (указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета);

  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России.

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами. 

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления


Целью взаимодействия Банка России, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации является реализация функций, возложенных на Банк России. Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или, по их поручению, один из заместителей каждого участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга России с учётом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Взаимодействие Банка России с другими органами государственной власти осуществляется для согласования денежно-кредитной политики с бюджетной, налоговой и другими составными финансовой политикой государства. 

Основные цели деятельности Банка России


Основными целями деятельности Банка России являются:

  • Защита и обеспечение устойчивости рубля.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения; во взаимодействии с Правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику и т.д.

  • Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций нормативы их деятельности, правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности.

  • Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.

Платёжная система России, состоящая из платёжной системы Банка России и частных платёжных систем, обеспечивает потребность экономики страны в переводе денежных средств и развивается в направлении дальнейшего внедрения электронных технологий в безналичные расчёты. Создание современной и всеохватывающей сети электронной системы расчётов и платежей требует значительных затрат. Центральный банк проводит активную работу по дальнейшему развитию технической инфраструктуры своей платёжной системы и совершенствованию нормативной базы, обеспечивающей её функционирование. 

Функции Банка России


Под функциями понимаются основные направления деятельности органов государственной власти или иных юридических лиц, их определённая работа и круг деятельности, осуществляемый в порядке, установленном законом или иным правовым актом.

Функции характеризуют общие, типичные взаимодействия между субъектами и объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Любые государственные органы или организации создаются для выполнения специальных, только им присущих функций. При этом структурные подразделения органа (организации), осуществляя возложенные на них функции, обеспечивают реализацию общих функциональных задач этого органа (организации).

Банк России в соответствии с Федеральным законом о Банке России выполняет следующие функции:

  • Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

  • Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

  • Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

  • Устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации.

  • Устанавливает правила проведения банковских операций.

  • Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

  • Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России.

  • Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их.

  • Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

  • Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

  • Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России.

  • Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

  • Устанавливает правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы Российской Федерации.

  • Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

  • Принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации.

  • Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

  • Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

  • Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. 

Экономические принципы организации деятельности Банка России


Функционирование Банка России, т.е. его деятельность по выполнению возложенных на него функций для достижения поставленных целей и задач, осуществляется в соответствии с определёнными принципами, вытекающими из особого правового положения (статуса) Банка России.

В экономической литературе принципы деятельности центрального банка определяют как основополагающие правила его функционирования, обусловленные его сущностью как денежно-кредитного института и обеспечивающие реализацию его целей и задач.

В Федеральном законе о Банке России закреплены принципы организации Банка России. Принципы деятельности Банка России в законе не прописаны, т.е. Банку России дано право устанавливать их своими нормативными актами, а также они определяются другими законодательными и нормативными правовыми актами.

Каждая функция Банка России, рассматриваемая выше как направление деятельности, предполагает осуществление Банком России ряда операций и сделок, правила совершения которых устанавливаются Банком России. При этом вcе операции, выполняемые Банком России, носят денежный (стоимостной) характер. Для их осуществления необходимы денежные средства и иное имущество.

Экономические принципы организации деятельности Банка России связаны с функционированием его как хозяйствующего субъекта и обусловлены особым правовым статусом (режимом) имущества и прибыли Банка России из которого следует финансовая независимость Банка России:

  • Принцип организации Банка России на основе федеральной (государственной) собственности.

Согласно Федеральному закону о Банке России уставный капитал в размере 3 миллиардов рублей и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Однако в соответствии с целями его деятельности Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Правительство Российской Федерации не участвует в капитале Банка России

  • Принцип самостоятельности Банка России, как хозяйствующего субъекта.

Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.

Разница между суммой полученных доходов и произведённых расходов по основной и неосновной деятельности Банка России за отчётный год (прибыль / убыток) является финансовым результатом его деятельности. Как юридическое лицо Банк России из полученной им по итогам года прибыли уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 50% фактически полученной после уплаты налогов и сборов прибыли Банк России перечисляет в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль переходит в распоряжение Банка России и направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, регламентируется Положением Банка России «О порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России», утверждённым Национальным банковским советом 9 апреля 2003 года.

В соответствии с Положением Банка России от 06.03.96 № 246 ДСП «О порядке формирования и направлениях использования Резервного фонда Банка России» целью его формирования является обеспечение стабильной деятельности Банка России для выполнения законодательно закреплённых за ним функций. По решению Совета директоров Банка России в Резервный фонд могут также направляться средства из других фондов и резервов, относящихся к собственным средствам (капиталу) Банка России.

В соответствии с Положением Банка России от 19.06.2003 «О формировании и использовании Социального фонда Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» данный фонд предназначен в основном для единовременных выплат, связанных с обеспечением социальных нужд служащих Банка России и в отдельных случаях – пенсионеров, состоящих на учёте в Банке России. 

Финансовые показатели деятельности Банка России, их прогнозирование


Характер и масштабы операций, осуществляемых Банком России в рамках возложенных на него функций, находят отражение в бухгалтерской и статистической отчётности Банка России. В целях обеспечения прозрачности своей деятельности Банк России публикует аналитическую и статистическую информацию в «Вестнике Банка России», «Бюллетене банковской статистики», размещает её на своей странице в сети Интернет.

Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях Банка России.

Не позднее 15 июля года, следующего за отчётным, публикуется Годовой отчёт Банка России, содержащий информацию для широкого круга экономических агентов о результатах работы Банка России. Годовой отчёт Банка России включает:

  • отчёт о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведённых Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

  • анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платёжного баланса Российской Федерации;

  • годовую финансовую отчётность Банка России;

  • аудиторское заключение по годовой финансовой отчётности Банка России;

  • заключение Счётной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Согласно Федеральному закону № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под годовой финансовой отчётностью Банка России понимаются:

  • годовой баланс, счёт прибылей и убытков, в том числе отчёт о полученной прибыли и её распределении;

  • отчёт о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;

  • отчёт об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;

  • отчёт о расходах на содержание служащих Банка России;

  • отчёт об исполнении сметы капитальных вложений;

  • отчёт об объёме сделок, совершённых Банком России на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Финансовая отчётность составляется на основании балансовых данных Банка России, включая его территориальные учреждения и прочие подразделения, входящие в структуру Банка России как юридического лица. Показатели финансовой отчётности отражают все совершённые Банком России операции по осуществлению возложенных на него функций.

Характер и масштабы операций Банка России в рамках возложенных на него функций, финансовые показатели его деятельности находятся под влиянием совокупности внутренних и внешних экономических факторов, а также общей экономической политики государства.

Прогнозирование

В частности финансовый результат

После утверждения годовой финансовой отчётности Банка России Советом директоров Банка России

Банк России как субъект налогового права


В отличие от раннее действовавшего порядка, в соответствии с которым Банк России и его учреждения освобождались от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации, теперь налоги, сборы и другие обязательные платежи уплачиваются Банком России и его структурными подразделениями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок постановки Банка России на учёт в налоговых органах в качестве налогоплательщика по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений установлен совместным письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.05.2002 № БГ-15-09/399 и Центрального банка Российской Федерации от 29.05.2002 № 70-Т "Об особенностях оформления Банком России документов, необходимых для постановки на учёт в налоговых органах".

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и нормативным правовым актам муниципальных образований о налогах и сборах Банк России уплачивает следующие виды налогов, сборов и других обязательных платежей:

Федеральные налоги и сборы:

  • налог на прибыль организаций;

  • налог на добавленную стоимость;

  • налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента);

  • страховые взносв;

  • государственную пошлину;

  • налог на добычу полезных ископаемых;

  • водный налог;

  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;

  • транспортный налог.

Местные налоги:

  • земельный налог.

Кроме того, Банк России является плательщиком неналоговых платежей:

  • платы за негативное воздействие на окружающую среду;

  • таможенной пошлины;

  • платы за пользование лесным фондом.

Банк России с 1 января 2009 года не является плательщиком единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, так как среднесписочная численность работников Банка России превышает 100 человек.

Способы и методы ведения налогового учёта, определения налоговой базы для исчисления конкретных налогов и сборов, а также основные принципы организации налогового учёта в Банке России определены в Учётной политике Банка России для целей налогообложения, утверждённой Приказом Банка России от 24.12.2008 № ОД-984 (ДСП).

Налоговый учёт основывается на максимальном использовании данных бухгалтерского учёта Банка России и должен обеспечивать:

  • полноту отражения всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности (требование своевременности);

  • отражение фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

  • тождество данных аналитического учёта с данными синтетического учёта по итогам отчётного (налогового) периода (требование непротиворечивости).

Структурные подразделения центрального аппарата, территориальных учреждений, иного подразделения Банка России, на которые соответствующими распорядительными актами возложено ведение налогового учёта, обеспечивают единство применяемых способов и методов ведения налогового учёта, контроль за определением налоговой базы, исчислением и уплатой налогов и сборов.

Входящие в систему Банка России организации – юридические лица, учреждённые Банком России (банковские школы (колледжи) Банка России), согласно положениям статьи 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации являются самостоятельными плательщиками налогов и сборов. В этой связи такие организации самостоятельно осуществляют исчисление и уплату налогов и сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, с налоговой базы, определяемой в соответствии с утверждённой ими учётной политикой для целей налогообложения. 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

Похожие:

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело
Статистика: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110. 51 «Банковское дело» / сост ст преп кафедры экономики...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Банковское право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» / сост канд...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для обучающихся по специальности...
Конституционное право России: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 40. 02. 02 «Правоохранительная деятельность»...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconМетодическое пособие тренинг продаж кредитных продуктов банков-партнеров...
Методическое пособие по специальности Банковское дело направлено на формирование у студентов целостного представления о продвижении...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconРабочая программа по дисциплине 3 Краткое изложение лекционного материала (конспект) 25

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Конституционное право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62(Ф) «Юриспруденция» / сост...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconРабочая программа Налоги и налогообложение (наименование учебной...
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск