Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело


НазваниеКонспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело
страница1/26
ТипКонспект
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


СТАТИСТИКА
Конспект лекционного материала

по дисциплине
для специальности

080110.51 Банковское дело


Мурманск 2012

Статистика: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110.51 «Банковское дело» / сост. ст. преп. кафедры экономики и финансов В.В.Полежаева. – Мурманск: МАЭУ, 2012. – 198с.

 Мурманская академия

экономики и управления, 2012

Содержание






  • Раздел 1. Общая теория статистики




  • 1.1. Статистика и её информационная база. Предмет, метод, задачи и организация статистики



1.1.1. Понятие о статистике как науке

В настоящее время статистика рассматривается как самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых социально-экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Она изучает количественную сторону явлений с помощью статистических показателей. Эти показатели характеризуют уровни, размеры, объемы массовых экономических явлений в определенных условиях места и времени. Можно, например, говорить о показателях уровня производительности труда, подразумевая показатели часовой, дневной, годовой выработки рабочего, можно говорить о темпах роста перечисленных показателей, т.е. об изменении их во времени.

Особенность статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности. Так, статистику, например, статистику не интересует выработка продукции отдельного рабочего на предприятии, а интересует выработка рабочих по данной профессии, на данном участке или в цехе, или каков объем всей продукции промышленного предприятия.

Обобщая сказанное, сформулируем следующее определение.

Статистика - это планомерный и систематический учет массовых общественных явлений, который осуществляется государственными статистическими органами и дает числовое выражение проявляющимся закономерностям.
1.1.2. Возникновение учета и статистики

Статистика имеет многовековую историю. Её возникновение и развитие обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учета земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к 13 в. до нашей эры. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества.

Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.

Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом Уильям Петти (1623-1687 гг.). Он рассматривал статистику как науку об управлении и впервые применил числовой метод для анализа закономерностей общественной жизни. В 1746 г. немецкий профессор философии и права Ахенваль впервые в Марбургском университете начал читать новую дисциплину, названную им статистикой.

В развитии статистики видное место принадлежит представителям отечественной науки и практики. В эпоху Петра I статистика трактовалась преимущественно как описательная наука. Но уже со второй половины XIX в. выдвигается познавательное значение статистики. Профессор петербургского университета Ю.Э. Янсон (1835-93) назвал статистику общественной наукой. Видный экономист А.И. Чупров (1842-1908) отмечал необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, подметить законы и определить причины, их вызвавшие. Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.

История развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно - статистических работ, обусловленных, прежде всего, потребностями управления жизни общества.
1.1.3. Предмет статистической науки

Предметом статистики являются массовые явления любой природы, в том числе и в экономике; статистика изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Массовые явления – явления, повторяющиеся в пространстве и времени и отражающие некоторую статистическую закономерность.

Статистическая закономерность обусловлена действием случайных факторов.

Статистические закономерности изучают распределение единиц статистического множества по отдельным признакам под воздействием всей совокупности факторов.

Статистическая закономерность выступает как объективная закономерность сложного массового процесса и является формой причинной связи. Она обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения.

Статистическая закономерность с определенной вероятностью гарантирует устойчивость средних величин при сохранении постоянного комплекса условий, порождающих данное явление.

Понятию статистической закономерности противостоит понятие жестко детерминированной закономерности, когда в каждом отдельном эпизоде исключено действие случайного фактора.

Примером статистической закономерности может служить прямая зависимость объема продажи какого-либо товара от расходов на его рекламу. Такая зависимость характерна для совокупности магазинов, реализующих данный товар. Однако для отдельного магазина увеличение расходов на рекламу может не только не привести к росту объема продажи товара, но даже вызвать его снижение.

Размеры и соотношения количества и качества отдельных явлений статистика выражает при помощи определенных понятий, статистических показателей. Числовое значение показателя, относящееся к определенному месту и времени, называют величиной показателя.

1.1.4. Метод статистики

Метод статистики предполагает следующую последовательность действий:

  • разработка статистической гипотезы,

  • статистическое наблюдение,

  • сводка и группировка статистических данных,

  • анализ данных,

  • интерпретация данных.

Прохождение каждой стадии связано с использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы.
1.1.5. Задачи статистики

  1. Разработка системы гипотез, характеризующих развитие, динамику, состояние социально-экономических явлений.

  2. Организация статистической деятельности.

  3. Разработка методологии анализа.

  4. Разработка системы показателей для управления хозяйством на макро- и микроуровне.

  5. Популяризовать данные статистического наблюдения.


1.1.6. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей

Массовый характер общественных законов и своеобразие их действий предопределяет необходимость исследования совокупных данных.

Закон больших чисел порожден особыми свойствами массовых явлений. Последние в силу своей индивидуальности, с одной стороны, отличаются друг от друга, а с другой – имеют нечто общее, обусловленное их принадлежностью к определенному классу, виду. Причем единичные явления в большей степени подвержены воздействию случайных факторов, нежели их совокупность.

Закон больших чисел в наиболее простой форме гласит, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе.

Таким образом, сущность его заключается в том, что в числах, получающихся в результате массового наблюдения, выступают определенные правильности, которые не могут быть обнаружены в небольшом числе фактов.

Закон больших чисел выражает диалектику случайного и необходимого. В результате взаимопогашения случайных отклонений средние величины, исчисленные для величины одного и того же вида, становятся типичными, отражающими действия постоянных и существенных фактов в данных условиях места и времени.

Тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона больших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного случая.

Проявление действия закона больших чисел можно видеть во многих областях явлений общественной жизни, изучаемых статистикой. Например, средняя выработка на одного работающего, средняя себестоимость единицы изделия, средняя заработная плата и другие статистические характеристики выражают общие для данного массового явления закономерности. Таким образом, закон больших чисел способствует раскрытию закономерностей массовых явлений как объективной необходимости их развития.
1.1.7. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, признак, вариация, статистический показатель, система показателей

Так как статистика имеет дело с массовыми явлениями, то основным понятием является статистическая совокупность.

Статистическая совокупность - это множество объектов или явлений, изучаемых статистикой, которые имеют один или несколько общих признаков и различаются между собой по другим признакам. Так, например, при определении объема розничного товарооборота все предприятия торговли, осуществляющие продажу товаров населению, рассматриваются как единая статистическая совокупность — "розничная торговля".

Единица совокупности это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Например, при проведении переписи торгового оборудования единицей наблюдения является торговое предприятие, а единицей совокупности - их оборудование (прилавки, холодильные агрегаты и т.д.).

Одной из важных категорий статистической науки является понятие признака.

Признак - это характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений. Признаки могут быть охарактеризованы рядом статистических величин.

В разных отраслях статистики изучаются разные признаки. Так, например, объектом изучения является предприятие, а его признаками - вид продукции, объем выпуска, численность работающих и т.д. Или объект - отдельный человек, а признаки - пол, возраст, национальность, рост, вес и т.д.

Таким образом, статистических признаков, т.е. свойств, качеств объектов наблюдения очень много. Все их многообразие принято делить на две большие группы: признаки качества и признаки количества.

Качественный признак (атрибутивный) - признак, отдельные значения которого выражаются в виде понятий, наименований.

Профессия — токарь, слесарь, технолог, учитель, врач и т.д.

Количественный признак - признак, определенные значения которого имеют количественные выражения.

Рост - 185, 172, 164, 158.

Вес - 105, 72, 54, 48.

Каждый объект изучения может обладать целым рядом статистических признаков, но от объекта к объекту одни признаки меняются, другие остаются неизменными. Меняющиеся признаки от одного объекта к другому принято называть варьирующими. Именно эти признаки изучаются в статистике, поскольку неизменяющийся признак изучать неинтересно. Предположим, что в вашей группе только мужчины, у всех один признак (пол — мужской) и по этому признаку больше сказать нечего. А если есть и женщины, то уже можно посчитать их процент в группе, динамику изменения численности женщин по месяцам учебного года и др.

Вариация признака - это многообразие, изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности наблюдения.

Вариация признака - пол - мужской, женский.

Вариация з/п - 10000, 100000, 1000000.

Отдельные значения признака называются вариантами этого признака.

Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой посредством статистических показателей.

Статистический показатель - это обобщающая характеристика какого-либо свойства статистической совокупности или ее части. Этим он отличается от признака (свойства, присущего единице совокупности). Например, средний балл за семестр по группе студентов – это статистический показатель. Балл по некоторому предмету конкретного студента - признак.

Система статистических показателей – это совокупность взаимосвязанных между собой статистических показателей, всесторонне отображающих процессы общественной жизни в определенных условиях места и времени.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело
Структура и функции Центрального банка рф: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080110. 51 «Банковское...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Банковское право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» / сост канд...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для обучающихся по специальности...
Конституционное право России: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 40. 02. 02 «Правоохранительная деятельность»...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080110 «Банковское дело»
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconМетодическое пособие тренинг продаж кредитных продуктов банков-партнеров...
Методическое пособие по специальности Банковское дело направлено на формирование у студентов целостного представления о продвижении...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconРабочая программа по дисциплине 3 Краткое изложение лекционного материала (конспект) 25

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconКонспект лекционного материала по дисциплине для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Конституционное право: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 030900. 62(Ф) «Юриспруденция» / сост...

Конспект лекционного материала по дисциплине для специальности 080110. 51 Банковское дело iconРабочая программа Налоги и налогообложение (наименование учебной...
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск