Психолого-педагогическая диагностика


НазваниеПсихолого-педагогическая диагностика
страница1/21
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСОМ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Учебно-методическое пособие

Волгоград 2014
УДК 37.015.3-07

ББК

А 867
Рецензенты:

Зав.каф. общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета, доктор социологических наук, профессор М. Е. Волчанский
Зав.каф. экономики и менеджмента Волгоградского государственного медицинского университета,

кандидат экономических наук, доцент С. Ю. Соболева
Рекомендовано Центральным методическим советом Волгоградского государственного медицинского университета

Авторы-составители: Артюхина А. И., Чумаков В. И.
Психолого-педагогическая диагностика: Учебно-методическое пособие /Сост.: А. И. Артюхина, В. И. Чумаков - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 115 с.

Учебно-методическое пособие посвящено теоретическим основам и практике психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе вуза и помимо теоретической части содержит банк диагностических методик, которые с одной стороны помогут преподавателю «познать себя», а с другой стороны могут применяться при работе со студентами, в воспитательном и учебном процессе кафедры. Пособие предназначено для дополнительного профессионального образования преподавателей, участвующих в обеспечении образовательных программ группы Здравоохранение.



СОДЕРЖАНИЕ
Введение


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДИАГНОСТИКИ


    1. Педагогическая диагностика (понятие, составляющие и

функции педагогической диагностики)……………………….

    1. Диагностирование обученности, обучаемости, воспитанности.

1.3. Педагогический мониторинг……………………………………


  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА


2.1. Педагогические способности и культура…………………………

2.1.1.Тест на предрасположенность к  педагогической работе…

2.1.2. Методика диагностики педагогических способностей

преподавателей вуза……………………………………………

2.1.3. Диагностическая карта изучения, оценки и самооценки

педагогической культуры……………………………………..

2.1.4. Тест «оценка уровня конкурентоспособности личности» …

2.1.5. Тест «оценка знания юношеской психологии» ……………….
2.2. Педагогическое общение …………………………………………

2.2.1. Методика оценки стиля взаимодействия

с обучаемыми……………………………………………………

2.2.2. Изучение коммуникативной толерантности ……………….

2.2.3. Методика оценки способов реагирования в конфликте………..

2.2.4. Тест «транзактный анализ общения» …………………………..

2.2.5. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий……

2.2.6. Методика «индикатор копинг-стратегий» ………………….

2.2.7. Методика диагностики оценки самоконтроля в общении …

2.2.8. Личностный опросник «уровень субъективного контроля» ..
2.3. Личностные качества ………………………………………………

2.3.1. Тест «ваш темперамент»………………………………………

2.3.2. Тест на определение доминирующего полушария………….

2.3.3. Тест на определение доминирующей перцептивной

модальности (ведущего канала восприятия) «аудиал,

визуал, кинестетик»…………………………………………..
2.4. Мотивация в учебном процессе …………………………………..

2.4.1. Методика «мотивация к обучению»………………………..

2.4.2. Методика «мотивация обучения в вузе»……………………

2.4.3. Методика «диагностика направленности учебной

мотивации» …………………………………………………..

2.4.4. Мотивация профессиональной деятельности………
2.5. Анализ профессионального развития студентов……………….

2.5.1. Методика «готовность к саморазвитию» ……………………..

2.5.2. Опросник «профессионально-личностные качества врача»

2.5.3. Опросник «самооценка профессионально-личностного

развития»……………………………………………………

2.5.4. Опросник «выработка навыков оценочно-рефлексивной

деятельности» ……………………………………………….

2.5.5. Тест «индивидуальная концепция здоровья»…………….

2.5.6. Анкета самооценки состояния здоровья…………………..

2.5.7. Ваш стиль жизни……………………………………………
3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА………………………………………………………..
Рекомендуемая литература ……………………………………………
Глоссарий………………………………………………………………..

Приложение …………………………………………………………….




5

7

7
10

21

26

26

26
27
33

39

41
44
44

49

51

54

55

58

61

62
67

67

68

69
71

71

72
75

77
80

80

81
82
83

85

88

89

91


92
107
109

115


ВВЕДЕНИЕ
Модернизация отечественного образования и здравоохранения, ориентация высшей медицинской школы на компетентностный формат, представленный в ФГОС ВПО III-го поколения, актуализируют потребность в совершенствовании профессиональной подготовки преподавателей медицинских вузов в сфере профессионально-педагогической деятельности.

Специфика профессорско-преподавательского состава любого медицинского вуза заключается в том, что значительное число преподавателей не имеет базового педагогического образования. В то же время, очевидно, что успешное внедрение инноваций в медицинское образование, реализация в педагогическом процессе дидактических и методических изменений, формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций согласно требованиям образовательных стандартов, зависят от готовности преподавателей к постоянному личностно-профессиональному развитию. Отсюда следует, что при повышении психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинского вуза ключевым аспектом становится не только принятие стратегии непрерывного образования, но и систематическое совершенствование профессиональной компетентности именно в области педагогики. Студентоцентрический подход в реализации компетентностного обучения в вузе также подразумевает высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя.

В учебно-методическом пособии рассматривается один из ресурсных элементов, позволяющих повысить качество развития профессиональной компетентности педагогов медицинских вузов.

При организации повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей на курсе педагогики и образовательных технологий в ВолгГМУ реализуется андрагогический принцип выявления образовательных потребностей и учёт уровня исходной подготовки слушателей. Однако возможности психолого-педагогической диагностики этим не ограничиваются. Чтобы развивать профессионально значимые личностные качества, самосовершенствоваться компетентному специалисту, прежде всего, необходимо познать себя.

В процессе повышения квалификации преподавателей в ВолгГМУ при изучении модуля «Формирование компетентности преподавателя медицинского вуза в области профессионально-педагогической деятельности» в течение двух занятий слушатели проводят психолого-педагогическую самодиагностику.

Преподаватели работают индивидуально с банком диагностических методик, проводят самодиагностику, результаты которой известны только слушателю либо по его желанию – другим слушателям и преподавателю, проводящему занятия. В учебной группе обязательно проводятся дискуссии о том, как можно применять полученные данные самодиагностики для саморазвития компетентности и совершенствования профессиональной деятельности. Например, оценку способов реагирования в конфликте связывали с разбором типичных конфликтных ситуаций в учебном процессе.

В средней школе психолого-педагогическая диагностика как деятельность педагога направленная на исследование динамики разных граней, как самого педагогического процесса, так и его постоянно взрослеющего объекта – ученика - применяется широко, особенно после появления в школе психологов. В высшей профессиональной школе психолого-педагогическая диагностика применяется в диссертационных исследованиях либо в системе повышения квалификации преподавателей. Знакомство и работа преподавателей с банком диагностических методик повышает их интерес к психолого-педагогической диагностике в целом, формирует потребность использовать диагностические методики в работе со студентами. Чтобы оценить эффективность собственной деятельности, получить представление не только о собственно учебных достижениях студентов, но и оценить отношение к предмету, понять проблемы студентов, установить полноценную обратную связь преподаватели должны не только иметь такую потребность, но и быть осведомлены о наличии соответствующих методик и уметь с ними работать. Осваивая в ходе практических занятий на курсах повышения психолого-педагогической квалификации интерактивные приёмы и методы обучения, преподаватели применяют их в работе со студентами. Результаты такой деятельности преподаватели оценивают количественно, используя диагностические методики и качественно, просматривая и обсуждая видеозапись проведенного занятия.

Психолого-педагогическая диагностика будет способствовать развитию профессиональной компетентности преподавателя медицинского вуза, поскольку: выстраивание траектории личностно-профессионального развития педагога-врача будет опираться на результаты самодиагностики проведенной преподавателем; применение диагностических методик в учебном процессе расширяет арсенал средств обратной связи со студентами; ориентирует преподавателей на исследовательскую работу по тематике высшей школы. Замечания и предложения коллег авторы с признательностью примут по адресу: mothersasha@rambler.ru

1. ТЕОРЕТИЧКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде

узнать его тоже во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

1.1. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика и педагогический мониторинг являются неотъемлемыми составляющими педагогической деятельности и владение ими входит в состав профессиональных компетенций преподавателя. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г.

Педагогическая диагностика (в переводе с греч. “способность распознавать”) - процесс постановки диагноза, т. е. установления уровня развития, образования и воспитанности учащихся. Психолого-педагогическая диагностика рассматривается как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности и представляет собой совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия.   С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных студентов и у группы в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

Педагогическая диагностика – это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте-субъекте диагностики, результата педагогического процесса. Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;

3. планирование последующих этапов учебного процесса;

4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

5. улучшение условий учебы.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций воздействия.

  • Функциями педагогической диагностики являются: аналитическая (выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения);

  • информационная (сбор сведений о личности, коллективе в целом); собственно диагностическая (способствует изучению уровня обученности, воспитанности и развития учащегося, а также уровня профессиональной компетентности преподавателя);

  • оценочная (качественная и количественная оценка деятельности участников педагогического процесса);

  • корректирующая (внесения частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса).

Систематическое наблюдение преподавателя за своими студентами уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).

В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие аспекты:

1. сравнение,

2. анализ,

3. прогнозирование,

4. интерпретация,

5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,

6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:

  • объективность,

  • надежность,

  • валидность.

Общие методы педагогической диагностики: педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, интервьюирование, анкетирование и др представлены на рис.1.

Методы педагогической диагностики


Естественнонаучные

Гуманитарные






  • Наблюдение

  • Эксперимент

  • Анкета

  • Беседа

  • Изучение продуктов деятельности (дневников, сочинений и др.)



  • Интроспекция

  • Самоотчеты

  • Рефлексия

  • Портфолио

  • Паспорт профессиональной карьеры




Рис .1. Методы педагогической диагностики
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Психолого-педагогическая диагностика iconКурсовая работа по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Психолого-педагогическая диагностика iconАдминистрации города ноябрьска территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
...

Психолого-педагогическая диагностика iconМетодическая разработка Педагогическая диагностика необходимое условие...
Педагогическая диагностика – необходимое условие успешности учительской деятельности

Психолого-педагогическая диагностика iconИнструкция: Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой...
Материалы лекций по психологии. Нижегородцева Л. А. Стажировка по программе «Развитие интеллектуальной одаренности обучающихся средствами...

Психолого-педагогическая диагностика iconМетодические указания к психолого-педагогической практике Для студентов...
Психолого-педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса как его ведущее звено

Психолого-педагогическая диагностика iconПрием в школу комплектование школы-интерната осуществляет психолого-медико-педагогическая...
Заседания краевой психолого-педагогической комиссии проводятся в течение всего года

Психолого-педагогическая диагностика iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Психолого-педагогическая диагностика iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Психолого-педагогическая диагностика iconПедагогическая диагностика как инструмент планирования педагогической...

Психолого-педагогическая диагностика iconПедагогическая практика Направление подготовки 050400. 62 – психолого-педагогическое образование
Приобретение практикантами умений и навыков воспитательной работы с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря; углубление...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск