Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г


НазваниеКонференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г
страница1/71
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


Федеральное агентство по образованию

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Российское Психологическое Общество

Администрация Ярославской области

Российский гуманитарный научный фонд

Современные проблемы

Прикладной психологии
Материалы Всероссийской

научно-практической конференции

Том I

Ярославль

2006

Печатается по решению Президиума

Российского Психологического Общества


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. I . Ярославль, 2006г.- 418с.


Организационный комитет конференции:

Ю.А. Брюханов, И.Ю. Владимиров, С.И. Ерина, А.В. Карпов (председатель), С.М. Кашапов, Н.В. Клюева, Ю.К. Корнилов, В.В. Козлов, Е.В. Конева, Е.В. Маркова, В.А. Мазилов,

Н.Н. Мехтиханова, В.В. Новиков, В.Е. Орёл, Т.М. Панкратова, Н. В. Пережигина, Ю. П. Поварёнков, А.А. Смирнов,

В.К. Солондаев, Л.Ю. Субботина.


Программный комитет конференции:

Т.Ю. Базаров, Д.Б. Богоявленская, Н.П. Воронин, А.И. Донцов,

П.Н. Ермаков, А.Л. Журавлёв, Ю.М. Забродин, А.В. Карпов, В.В. Рубцов, А.И. Русаков, В.Е. Семёнов, В.Д. Шадриков.

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г.

© ЯрГУ, 2006г.

© РПО, 2006г.

ISBN 5-9527-0074-4

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 3

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ. 85

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК СФЕРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 260

ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА 338



МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология образования: глобально-прикладной аспект
Г.В. Акопов


Тотальность психологии не требует сегодня особых доказательств; достаточно обратиться к списку отраслей психологии, - практически охвачены все сферы жизнедеятельности человека.

Глобальность рассматривается как распространение определенной идеи на все жизненные явления от макроуровня (экономика и политика, средства массовой информации и средства досуга, армия, милиция и т.д.) до явлений конкретной деятельности, познания, общения. Излишний схематизм и абстрактность такого рассмотрения, очевидно, можно снять постоянным соотнесением идей с практикой реальной жизни.

Глобализм в теории — неизбежная попытка отражения, осмысления или оформления процесса универсализации определенных систем деятельности, активно реализуемых в многобразных сферах жизни общества.

Возможно, это справедливо и в других сферах научного знания, но в психологии проявляется особенно масштабно — то, что объекты психологического изучения сущностно изменчивы, т.к. одновременно являются субъектами познания, в том числе психологического познания. Немаловажное значение имеет также существенное увеличение в последние годы численности субъектов профессиональной психологической деятельности. Таким образом, можно констатировать существенное расширение психологических составляющих социокультурного пространства жизни (включая экономику, политику, СМИ и т.д.), таких, как информационно-психологическая (спектр и объемы изданий различной информационной продукции), коммуникативно- и образовательно-психологическая (конференции, семинары, тренинги, различные программы дополнительного образования и т.д.), интерактивно-психологическая (манипулятивный), в частности кадровый, подбор, размещение управление и т.д.; психолого-психотерапевтическая и др. Современная российская действительность изобилует иллюстрациями такого рода: отбираемый на работу с «восхищением» улавливает нейролингвистические приемы представителя фирмы, регулирующего отбор; зритель с «воодушевлением» (досадой) замечает, что увиденный фильм можно (нужно?) интерпретировать как самоактуализацию запредельно акцентуированной личности режиссера и т.д..

Глобальный подход связан с распространением образовательной установки за пределы системы образования. Это, в частности, использование адаптивной ситуации или ситуации преодоления как образовательной (инструкция к простому или, тем более, сложному техническому устройству, любое новшество в быту или мероприятие любого уровня могут быть психолого-педагогически осмыслены и реализованы). Иллюстрацией могут служить, например, инструкции к современным техническим устройствам домашнего пользования. Стиль, последовательность построения информации, ее доступность «человеку с улицы» требуют гораздо больших способностей, нежели «интуитивного психолога». Зачастую необходимо весьма приличное образование: вот фрагмент сопроводительного текста к устройству домашней фильтрации воды: «Кроме «хорошей» цены, хороший фильтр обязательно имеет еще два, компонента — сорбенты и ионообменные материалы»; или: «Уголь хорошо сорбирует хлор и другие галогены».

К массовой или персональной манипуляции можно приспособиться (адаптироваться). Но в этом случае трудно избежать нравственной оценки. Психологическое манипулирование как средство достижения необходимого (одной из сторон общения, взаимодействия) результата, требует не только юридической, но также и педагогичекой оценки и коррекции. Независимо от вида деятельности, будь то управление, торговля, обучение и т.д. использование психологии для достижения эффективности или ее повышения без ущерба для одной из взаимодействующих сторон, может осуществляться двояким образом: 1) без информирования и согласования с другой стороной; 2) информирование, согласование и приглашение к сотрудничеству.

Ясно, что во втором случае снимается проблема манипуляции. Педагогически апробированной в этом плане технологией можно считать концепцию продуктивного учебного взаимодействия В.Я.Ляудис. Следует отметить, что социально-психологические построения концептуального характера в научно-педагогических и психолого-педагогических исследованиях последних лет достаточно распространены. Не исключая аналогичных перспектив для общего среднего образования, обратимся к высшему, механизмом глобализации которого может служить процесс субъективации образования.

В основе предлагаемого подхода — развиваемая на факультете психологии Самарского педуниверситета идея профессиональной подготовки как процесса последовательной профессионализации сознания будущих специалистов (см. «Социальная психология образования», М., 2000). Развитие профессионального сознания рассматривается как неотрывный от субъективации учебно-профессиональных действий процесс, т.е. превращение студентов в полноценных субъектов учебной и учебно-профессиональной деятельности. Субъект профессиональной деятельности должен и может формироваться не в начале профессиональной деятельности, но и в процессе обучения. Таким образом, процесс обучения в вузе должен и может обеспечивать реализацию таких функций субъекта, как целеполагание, познание, планирование, прогнозирование, отношение, самосознание и др. Программа развития функций профессионального сознания нерелевантна традиционной программе знаний. Действительно, в процессе профессиональной подготовки студенты должны уметь вербализовать часть программных вопросов, т.е. выражать определенные психологические факты, закономерности и механизмы психологической деятельности в понятиях, суждениях, умозаключениях. Другую часть знаний они могут усвоить на уровне отношений, эмоций, переживаний, без непременной вербализации, т.е. как «расположение», интенцию, установку и т.д. Практическая часть программы, не совпадающая с умениями и навыками, формируемыми в процессе производственной практики, но составляющая самостоятельное содержание психологической практики, предполагает своим результатом готовность к действиям, определенные схемы действий, формируемые в процессе тренировочных занятий, упражнений, коррекции и закрепляемых в условиях достаточного разнообразия ситуаций.

Такая типология возможных требований к профессиональной подготовке может служить основой для категоризации уровня подготовленности или мастерства. Действительно, профессиональная деятельность может успешно осуществляться вне связи со способностью субъекта к вербализации всех компонентов деятельности. Возможны: 1) уровень, определяющий наличие умений (действий); 2) уровень действий с позитивной профессиональной направленностью; 3) уровень, выражающий склонность к интерпретации и рефлексии. В более полном масштабе уровневую градацию профессионального сознания с учетом взаимодействия педагогов и студентов можно представить в следующей таблице:


Функция сознания

Педагог

Студент

  1. Отношения

Формирование

Развитие

  1. Цели

Селекция

Выбор, конструирование

  1. Знания

Содействие

Усвоение

  1. Планы и программы

Коррекция

Конструирование

  1. Прогнозы

Демонстрация

Моделирование

  1. Действия

Контроль

Самоконтроль

  1. Рефлексия

Стимулирование

Реализация


Данная схема представляет, с одной стороны, программу профессионализации сознания студентов в процессе их учебной деятельности, с другой – совокупность частных программ. Последовательно рассматриваются программы: формирования и развития профессиональных отношений; развития профессионального целеполагания; знаний; индивидуальных планов и программ; прогнозов; регуляции профессиональных действий; профессиональной рефлексии в процессе учебной и учебно-профессиональной деятельности студентов.

Экспансия психологии в системе образования не только и не столько связана с кадровыми назначениями, хотя и это имеет немалое значение, сколько со структурно-функционально-психологической реконструкцией образования (См. работы А.Г.Асмолова и В.В.Рубцова по культурно-исторической психологии в конструировании образования, В.П.Зинченко по методологии «живого знания» или психологической педагогике, В.Я.Ляудис по психологии продуктивного учебного взаимодействия и психологии инноваций в образовании, А.В.Брушлинского по проблеме субъекта в образовании, Е.А.Климова по развитию психологической грамотности специалистов-непсихологов, В.И.Панова по экологической психологии образования и др.). Один из подходов к глобальной психологизации образовательного процесса в вузах задается приведенной выше схемой последовательной профессионализации сознания учащихся на разных этапах профессиональной подготовки.

Сложившаяся (в результате экстренного выпуска большого числа психологов по программе ускоренной подготовки в течение 1989-1997 гг.) ситуация с уровнем профессиональной деятельности специалистов-психологов предполагает также систему экстренных мер по непрерывному повышению квалификации и специализированному психологическому образованию в процессе профессиональной деятельности психологов различных сфер деятельности в специально организованных центрах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

Похожие:

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconКонференция проводится при финансовой поддержке гранта Российского...
Конференция состоится 7–9 октября 2015 года на базе фгбоу впо «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»,...

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconСтатья написана при поддержке Российского гуманитарного научного...
Хуторской Андрей Викторович, докт пед наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconОбщественных объединений «АсМО»
Издание подготовлено в рамках проекта «Студент и закон» при финансовой поддержке Благотворительно Фонда «Молодежное Правозащитное...

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г icon13-14 февраля 2013 г. Итоговая конференция по программе умник в Ярославской области
Ягту) и Ярославским государственным университетом им. П. Г. Демидова (ЯрГУ) при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий...

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconАнгло-русский толковый юридический словарь (гражданское право)
Словарь подготовлен в рамках индивидуального исследовательского проекта №08-01-0145 «Сопоставительно-терминорлогический анализ концептуальной...

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconСпектральные характеристики монохромных сканеров
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №97-07-90-209

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconСовместный конкурс российского гуманитарного научного фонда и Немецкого...
Российский гуманитарный научный фонд и Немецкое научно-исследовательское сообщество (dfg) в соответствии с заключенным между ними...

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconСуть программы
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconОсновные сведения о пенсии
СПббоо «Ночлежка», при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации, при информационной поддержке...

Конференция организована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда; № проекта 06-06-14130г. © ЯрГУ, 2006г iconСовместный конкурс российского гуманитарного научного фонда и Национальной...
Российский гуманитарный научный фонд и Национальная академия наук Украины (нан украины) в соответствии с заключенным между ними соглашением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск