СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка
| 3
| 1.
| Целевой раздел
| 5
| 1.1
| Значимые для разработки и реализации программы характеристики
| 5
| 1.2
| Возрастные особенности детей 4-5 лет
| 5
| 1.3
| Приоритетное направление деятельности группы
| 7
| 1.4
| Планируемые результаты освоения программного материала
| 17
| 2.
| Содержательный раздел
| 19
| 2.1.
| Комплексно-тематическое планирование
| 19
| 2.2
| Взаимодействие с семьями воспитанников
| 45
| 2.3.
| Взаимодействие с социумом
| 47
| 2.4
| Коррекционная работа
| 48
| 3.
| Организационный раздел
| 52
| 3.1
| Материально – техническое обеспечение
| 52
| 3.2
| Нормативные документы
| 52
| 3.3
| Методическая литература для реализации в группе
| 53
| 3.4
| Программно-методическое обеспечение
| 54
| 3.5
| Развивающая предметно – пространственная среда
| 62
| 3.6
| Режим дня
| 65
| 3.7
| Расписание организованной образовательной деятельности
| 66
| 3.8
| Оздоровительные мероприятия
| 66
| 3.9
| Перечень традиционных праздников и развлечений
| 76
|
| Приложение №1
|
|
| Комплексно-тематическое планирование ООД ОО «Физическое развитие»
| 81
|
| Приложение № 2
|
|
| Комплексно – тематическое планирование «Татарский язык»
| 100
|
| Приложение №3
|
|
| Комплексно-тематическое планирование «Музыка»
| 101
| Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной программы «Детство», создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуальности личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей.
1.1.Цель программы– реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного развития физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, этетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей как основы их успешного обучения в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
Укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, формировать основы двигательной и гигиенической культуры.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Пробудить творческую активность детей, развивать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышения компететности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приобщить дошкольников к культуре своей страны, региона, города и воспитать уважение к родному народу, языку, другим народам и культурам.
Задачи, сформулированные по приоритетным направлениям образовательной деятельности ДОУ и национально-региональному компоненту.
1. Формировать экологическое мировоззрение, развитие экологической воспитанности дошкольников;
2. Обучать детей различным видам плавания и правилам поведения на воде с целью соблюдения мер безопасности при купании на водоёмах и занятих в бассейне;
3. Привить детям навыки здорового образа жизни;
4. Развивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования в оркестре;
5. Обучать детей двум государственным языкам Республики Татарстан;
6. Знакомить детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством;
7. Формировать у детей основы нравственности на лучших образцах национальной культуры, традициях и обычаях татарского народа.
Содержание ООП ДОУ выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно – образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своём объектном, ценностном и деятельностном выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребёнку проявить в меру своих индивидуалҗных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
1.2. Принципы и подходы к формированию ООП ДОУ
Образовательная программа дошкольного учреждения, а также организация на её основе образовательного процесса базируются на следующих принципах:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценности детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы построения ООП ДОУ:
1. Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития.
2. Принцип построения обрзовательной деятельноти на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Принцип сотрудничества с семьей.
6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
8. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка. Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребёнка.
9. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому:
- содержание Программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- отбор образовательного материала для детей учитывает зону ближайшего развития и применение полученной информации в практической деятельности детей.
10. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.
11. Принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Образовательная программа реализует также:
- системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
Также учитывается:
- деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
- сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий;
- открытость образовательной программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп. 1. Целевой раздел
1.1 Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Группы сформированы по возрастному принципу.
В 14 группе (средняя группа 4– 5 года) – 21 детей: из них 13 мальчиков, 8 девочек.
Состояние здоровья детей:
I группа здоровья – о детей
II группа здоровья - 21 детей - 100%; 1.2 Возрастные особенности детей 4-5 лет
Дети 4—5 лет все еще не осознаютсоциальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складыватьсяобобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пятигодам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и«пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, онимогут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовыеобязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляютсяпредставления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Детихорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого,но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не стольимпульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всееще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимостипридерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания,купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют поназначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовойплаток, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиеническихнавыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать своесамочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендернойпринадлежности, аргументируют ее по ряду признаков. К пяти годам дети имеют представления обособенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видахотдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских имужских качествах.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка сокружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость,конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенокактивно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческихотношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжаютпроигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этихдействий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб итолько потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом началедошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такогозначения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей.
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстникистановятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами поигре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятыхсенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствованиеобследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеютпредставлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.
Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы вокружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становитсяосмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, ноуже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуетсяпрактического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимоотчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становитсявсе более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, тоуже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателемразвития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу —первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте детиначинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) иподвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваетсяпамять ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15),изображенных на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающееобразы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются вмультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться вигре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельностиребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать совзрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активностремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах(почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информациюпознавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детскихответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребностьв уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого годажизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнемутесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом,продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: словаучастия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержатьего в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм,темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми детииспользуют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности,вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится болеесвязной и последовательной.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенкастановится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но приэтом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов,зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции вмышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства,художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк.В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходуизображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: детизамысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. 1.3 Приоритетное направление деятельности группы
Приоритетными направлениями образовательной деятельности ДОУ являются: познавательное развитие дошкольников, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
В связи с этим, в ДОУ планируется реализация следующих учебно-методических комплексов (УМК), парциальных и интегрированных программ, дидактических систем. 1.Приоритетное направление: «Физическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие» расширяет и частично заменяет парциальная программа «Маленький дельфин» под редакцией И.А.Большаковой :
Парциальная образовательная программа «Маленький дельфин».
представляет собой программу обучения плаванию, направленную на формирование знаний, умений и навыков, связанных с опасными ситуация на воде.
Цель программы:
1. Воспитание безопасного поведения на воде;
2. Освоение жизненно необходимых двигательных навыков с применением спасательных средств на воде.
Задачи:
1. Учить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде;
2. Учить правильно и экономично плавать;
3. Изучить правила поведения на воде и соблюдать меры безопасности при купании
на водоёмах и занятиях в бассейне;
4.Учить использовать спасательные средства (круги, шары, пластиковые
бутылки, верёвки);
5. Тренировать умение находить, доставать с глубины и транспортировать предметы;
6. Обучать технике плавания на боку;
7. Воспитывать навыки командного взаимодействия: содружества и взаимовыручки, дисциплинированности и ответственности.
Средний дошкольный возраст ( от 4 до 5 лет)
Задачи образовательной деятельности:
1. Отрабатывать движения прямыми ногами;
2. Обучать свободно лежать на груди и спине на мелкой воде;
3. Скользить на груди и спине на мелкой воде.
Содержание образовательной деятельности:
1. Преодоление водобоязни;
2. Ознакомление со свойствами воды;
3. Укрепление мышечного корсета;
4. Использование полученных знаний в самостоятельных играх.
Целевые ориентиры:
1. Дети выполняют упражнение «звезда» на груди и на спине;
2. Умеют скользить «стрела» на груди и на спине;
3. Данные умения используют в самостоятельных играх в воде.
Вызывают озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей:
1. Не проявляют интерес к занятиям плавания;
2. Испытывают боязнь при выполнении упражнений самостоятельно.
Парциальная программа
«Развитие здоровья дошкольника» Хаярова С.К.
В любом обществе нет более важной ценности, чем здоровье детей. Последние годы врачи проявляют большую озабоченность о здоровье подрастающего поколения. Возникновение заболеваний имеет существенное значение уровень физической подготовленности детей. Здоровье ребенка зависит так же от образа жизни и состояния здоровья его родителей, наследственности. Совершенно очевидно, что требуются совместные усилия д/с и семьи в решении задач оздоровления детей, привидение в систему применение средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, разработки комплексной программы оздоровления.
Цель программы: Построение эффективной системы развития здоровья детей дошкольного возраста, формирование двигательной сферы и предпосылок здорового образа жизни.
Задачи:
1. Изучить параметры здоровья и физического развитие детей
2. Развивать адаптационные возможности и повышение сопротивляемости организма
3. Создать оптимальные условия для физического развития и оздоровление детей.
4. Коррекция речи и психического развития детей
5. Укреплять здоровье и физическую подготовленность детей;
6. Овладеть навыками здорового образа жизни;
7. Повысить эффективность проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
8. Снизить заболеваемость детей.
Содержание деятельности:
|