Пояснительная записка 3-39


НазваниеПояснительная записка 3-39
страница1/25
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
c:\users\user\desktop\оопдо.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ



Наименование разделов

Стр.

1

Целевой раздел Программы

3

1.1

Пояснительная записка

3-39

1.1.1

Введение

3-4

1.1.2

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

5-9

1.1.4

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

9-39

1.2

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

39-42

2

Содержательный раздел Программы

43

2.1

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, с учетом используемых в Учреждении программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

43

2.1.1

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

43-57

2.1.2

Образовательная область «Познавательное развитие»

58-67

2.1.3

Образовательная область «Речевое развитие»

67-80

2.1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

81-94

2.1.5

Образовательная область «Физическое развитие»

94-102

2.2

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

103-111

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

112-115

2.4

Способы и направления поддержки детской инициативы

115-122

2.5

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

123-125

2.6

Иные характеристики содержания программы

125

2.6.1

Календарно-тематический план образовательной деятельности

125-211

2.6.2

Календарный учебный график

212-213

2.6.3

Учебный план

214

3.

Организационный раздел Программы

215

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

215-217

3.2.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

217-226

3.3

Режим дня

226-229

3.4

Регламент непосредственно образовательной деятельности

230-233

3.5

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

234-238

3.5.1

Календарно-тематический план сотрудничества Учреждения с семьями воспитанников

238-239

3.6

Организация развивающей предметно-пространственной среды

239-241

4

Краткая презентация Программы

242-247


1.Целевой раздел Программы


    1. Пояснительная записка

1.1.1 Введение

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 135» города Магнитогорска (далее - Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного учреждения, характеризующим специфику содержания и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 135» города Магнитогорска (далее Учреждение).

Нормативно-правовой базой разработки Программы   является:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015г № 2/15);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Теоретической основой разработки Программы являются: Обязательной части: - «Радуга». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Е. В. Соловьевой, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2014.

Вариативной части: - «Наш дом – Южный Урал». Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / по редакцией Бабуновой Е., Багаутдиновой С., Галкиной Л. – Челябинск: АБРИС, 2014 г.; «Обучение плаванию в детском саду» / под редакцией Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Т.Л. Богиной. - М.: Просвещение, 1991 г.; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / под редакцией Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л., Авдеевой Н.Н. - М.: Просвещение, 2007 г.; «Юный эколог» / под редакцией С.Н. Николаевой. - М.: Просвещение, 2002 г.; «Орфей» / под редакцией Галянт, И. Г, Митрофанова, Т. Л., Ерохина. - Челябинск, 2000г.; «Цветные ладошки» / под редакцией И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015г.
1.1.2 Цели и задачи реализации Программы

Программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и формирование привычки к здоровому образу жизни, способствует своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности с опорой на идеи народной педагогики.

Таблица 1

Цели

Задачи

Сохранять и укреплять физическое и

психическое здоровье детей
и формировать привычку
к здоровому образу жизни


Способствовать физическому развитию


Способствовать физиологическому развитию


Формировать основы здорового образа жизни


Способствовать своевременному и

полноценному психическому развитию каждого ребенка


Способствуя становлению ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Способствуя становлению СОЗНАНИЯ


Закладывать основы ЛИЧНОСТИ


Обеспечить каждому ребенку возможность радостно

и содержательно прожить период дошкольного детства


Создавать атмосферу эмоционального комфорта


Содействовать творческому самовыражению


Привлекать родителей к жизни группы


Организовывать общие события жизни группы



1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно - деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который предполагает:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

  • партнерство с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  • обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Программа формируется на основе общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

Центральная идея – представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.

Реализуя принцип развивающего образования мы придерживаемся позиции содействия психическому развитию ребенка. Психическое развитие рассматривается как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.

Под деятельностью в психологии понимается активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с разнообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребенком, в том числе в сюжетно-ролевой игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности, в зависимости от того какой мотив лежит в их основе. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Становление сознания связано с присвоением ребенком культуры.

Личность, по определению Мясищевой В. Н., это система трех основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Реализуя принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства мы основываемся на следующих подходах и принципах:

- футурологический подход, предполагающий взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающий научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе, этнокультурных явлений и процессов образования;

- региональный подход, обусловливающий выбор образовательных целей, содержания, методов и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических особенностей региона;

- культуросообразный подход, рассматривающий человека в процессе приобщения к культуре и как результата интериоризации культуры, включения культуры в мир человеческой субъектности, возможность человека обретать национально-культурную идентичность;

- антропологический подход, признающий человека и его целостное развитие, в том числе этнокультурное, как ценность;

- гуманистический подход, позволяющий педагогически целесообразно трактовать процесс развития этнокультурной личности как активной, творческой, познающий себя и других, ценность человека, его сознание, чувства, способности познания себя как индивида;

- системный подход, обусловливающий не только целостность объектов мира, соотношение целого и частей, но и взаимоотношение системы со средой, являющееся одним из условий существования системы;

- культурологический принцип, согласно которому отобраны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей не только к общей культуре, но и к национальной, и региональной;

- принцип педагогической регионализации, создающий основу для реализации потенциала региональной культуры в становлении и развитии личности дошкольника;

- принцип гуманитарного краеведения, согласно которому стержнем содержания программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром.

Реализация подходов и принципов в образовательной деятельности Учреждения предполагает учет характеристики Южноуральского региона.

Для успешной реализации Программы в Учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

-построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

-поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

-поддержка Учреждением родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс;

-корпоративная культура Учреждения, которая предполагает:

культуру коллегиальности деятельности (совместное принятие большинства решений, постоянный обмен опытом и творческими идеями, идеал поддержки и помощи коллегам, сотрудничество); разделяемые ценности Учреждения (творчество, уважение к человеку, свобода в принятии ответственных решений, саморазвитие); разделяемые принципы коммуникации внутри Учреждения и с внешними структурами (достоверность информации, психологическая корректность общения с коллегами, детьми, родителями, конструктивность и позитивный настрой); кодекс профессиональной корректности.

Принципы, сформулированные на основе особенностей авторской программы «Радуга». Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принципы:

  1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;

  2. Принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  3. Решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

  4. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;

  5. Принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;

  6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру, как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.


1.1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Особенности характеристики Южно-Уральского региона

МДОУ «Ц.р.р. – д/с № 135» находится на Южном Урале в Челябинской области в Магнитогорске, городе, который расположен на стыке двух частей света - Европе и Азии.
Таблица 2

Особенности осуществления образовательного процесса

(национально-культурные, демографические, климатические и другие)

Особенности о/п

Характеристики муниципалитета

Учёт в образовательном процессе

Природно-климатические и экологические

Город расположен у подножия горы Магнитной, на восточном склоне Южного Урала, по обоим берегам реки Урал (правый берег в Европе, левый – в Азии). Магнитогорск находится на территории исторического Башкортостана и является 25-м по площади и 42-м по численности населения городом Российской Федерации.

Регион Магнитогорска характеризуется континентальным климатом со сравнительно теплыми летними месяцами и долгими прохладными зимами. Показатели средней температуры июля равняются +19ºС, а средней температуры января –15ºС. Среднегодовая температура города Магнитогорска составляет +2,4ºС, а годовая норма осадков соответствует 377 мм

Учитывая природно-климатические и экологические особенности региона, особое внимание уделяется оздоровлению детей (продолжительность прохладного времени года, особенности промышленного производства), организации физкультурной и двигательной деятельности

Национально-культурные и этнокультурные

Население Магнитогорска составляет 410 414 жителей (2009). Национальный состав по данным переписи: русские – 81,5 %, башкиры – 10 %, татары – 4,4 %, украинцы – 4,3 %, белорусы – 1,0 %, евреи – 0,4 %, узбеки – 0,2 %, немцы – 0,2 %, удмурты – 0,1 %, нанайцы – 0,15 %, чеченцы –0,02 %. Всего насчитывается 92 национальности, из них 40 имеют численность 10 человек и менее

В Программе реализуется содержание региональной программы «Наш дом – Южный Урал». Учитывая особенности двуязычия в семьях, в которых русский язык не родной в образовательном процессе усилена индивидуальная работа по лексико-грамматическому развитию детей и подготовке их к обучению их грамоте

Культурно-исторические

Магнитогорск – крупный центр черной металлургии и металлообработки. Основные предприятия: Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Магнитогорский метизно-металлургический завод, Магнитогорский калибровочный завод, «Огнеупор», «Магфер» (кокс металлургический, коксохимическая продукция (сырой бензол, нафталин, сульфат аммония), чугун, металлоизделия, строительные материалы); заводы: крановый, штамповочный, кислородный, сернокислотный. Производство стройматериалов, музыкальных инструментов (фабрика пианино). Предприятия легкой (швейная, обувная фабрика) и пищевой (молочный завод) промышленности.

Образовательные и культурные учреждения: Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ), Магнитогорская государственная консерватория имени М.И. Глинки. Театры: оперы и балета, драматический, кукольный. Музеи: краеведческий, техники ММК, МГТУ. Музей-квартира поэта Б.А. Ручьева. В окрестностях Магнитогорска, на озере Банное, находится курортная зона, включающая сеть пансионатов, санаториев и домов отдыха

Образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», направление работы по взаимодействию с семьями воспитанников обогащено ознакомлением с профессиями родителей, работающих на различных промышленных производствах и организациях города. Содержание игровой деятельности обогащено отражением спецификой профессиональной деятельности взрослых, занятиях на производстве, а также современными профессиями.

Социальное взаимодействие детского сада с образовательными, культурными, спортивными учреждениями и сооружениями обеспечивает обогащение образовательной работы с детьми по всем направлениям их развития


В Учреждении воспитываются дети в возрасте от 1,5 г. до 7 лет. Функционирует 11 групп общеразвивающей направленности – группы раннего и дошкольного возраста. Общеразвивающие группы сформированы по одновозрастному принципу, что соответствует современным психолого-педагогическим рекомендациям комплектования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Пояснительная записка 3-39 iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Пояснительная записка 3-39 iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности Общества...
Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка

Пояснительная записка 3-39 iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебный год в рамках фгос ноо пояснительная записка
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош

Пояснительная записка 3-39 iconПояснительная записка 3 Гражданин и собственность 4 Современная семья...
Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический...

Пояснительная записка 3-39 iconФорма 0503160 «Пояснительная записка»
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,...

Пояснительная записка 3-39 iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 3
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная...

Пояснительная записка 3-39 iconПояснительная записка
Паспорт программы

Пояснительная записка 3-39 iconПояснительная записка
Целевой раздел

Пояснительная записка 3-39 iconЦелевой раздел пояснительная записка

Пояснительная записка 3-39 iconПояснительная записка
Общие положения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск