Скачать 3.72 Mb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Целевой раздел Программы
1.1.1 Введение Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 135» города Магнитогорска (далее - Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного учреждения, характеризующим специфику содержания и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 135» города Магнитогорска (далее Учреждение). Нормативно-правовой базой разработки Программы является: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015г № 2/15); - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Теоретической основой разработки Программы являются: Обязательной части: - «Радуга». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Е. В. Соловьевой, С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2014. Вариативной части: - «Наш дом – Южный Урал». Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования / по редакцией Бабуновой Е., Багаутдиновой С., Галкиной Л. – Челябинск: АБРИС, 2014 г.; «Обучение плаванию в детском саду» / под редакцией Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Т.Л. Богиной. - М.: Просвещение, 1991 г.; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / под редакцией Стеркиной Р.Б., Князевой О.Л., Авдеевой Н.Н. - М.: Просвещение, 2007 г.; «Юный эколог» / под редакцией С.Н. Николаевой. - М.: Просвещение, 2002 г.; «Орфей» / под редакцией Галянт, И. Г, Митрофанова, Т. Л., Ерохина. - Челябинск, 2000г.; «Цветные ладошки» / под редакцией И.А. Лыковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015г. 1.1.2 Цели и задачи реализации Программы Программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и формирование привычки к здоровому образу жизни, способствует своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности с опорой на идеи народной педагогики. Таблица 1
1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно - деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который предполагает:
Программа формируется на основе общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Центральная идея – представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого. Реализуя принцип развивающего образования мы придерживаемся позиции содействия психическому развитию ребенка. Психическое развитие рассматривается как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов. Под деятельностью в психологии понимается активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с разнообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребенком, в том числе в сюжетно-ролевой игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя. Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности, в зависимости от того какой мотив лежит в их основе. Для детей дошкольного возраста это: - игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора); - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная (рисования, лепки, аппликации); - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Становление сознания связано с присвоением ребенком культуры. Личность, по определению Мясищевой В. Н., это система трех основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Реализуя принцип учета этнокультурной ситуации развития детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства мы основываемся на следующих подходах и принципах: - футурологический подход, предполагающий взаимосвязь целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управления, обеспечивающий научное предвидение, охватывающее перспективы социокультурных, в том числе, этнокультурных явлений и процессов образования; - региональный подход, обусловливающий выбор образовательных целей, содержания, методов и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических особенностей региона; - культуросообразный подход, рассматривающий человека в процессе приобщения к культуре и как результата интериоризации культуры, включения культуры в мир человеческой субъектности, возможность человека обретать национально-культурную идентичность; - антропологический подход, признающий человека и его целостное развитие, в том числе этнокультурное, как ценность; - гуманистический подход, позволяющий педагогически целесообразно трактовать процесс развития этнокультурной личности как активной, творческой, познающий себя и других, ценность человека, его сознание, чувства, способности познания себя как индивида; - системный подход, обусловливающий не только целостность объектов мира, соотношение целого и частей, но и взаимоотношение системы со средой, являющееся одним из условий существования системы; - культурологический принцип, согласно которому отобраны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей не только к общей культуре, но и к национальной, и региональной; - принцип педагогической регионализации, создающий основу для реализации потенциала региональной культуры в становлении и развитии личности дошкольника; - принцип гуманитарного краеведения, согласно которому стержнем содержания программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром. Реализация подходов и принципов в образовательной деятельности Учреждения предполагает учет характеристики Южноуральского региона. Для успешной реализации Программы в Учреждении обеспечены следующие психолого-педагогические условия: - уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; - использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); -построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; -поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; -поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; -возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; -поддержка Учреждением родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс; -корпоративная культура Учреждения, которая предполагает: культуру коллегиальности деятельности (совместное принятие большинства решений, постоянный обмен опытом и творческими идеями, идеал поддержки и помощи коллегам, сотрудничество); разделяемые ценности Учреждения (творчество, уважение к человеку, свобода в принятии ответственных решений, саморазвитие); разделяемые принципы коммуникации внутри Учреждения и с внешними структурами (достоверность информации, психологическая корректность общения с коллегами, детьми, родителями, конструктивность и позитивный настрой); кодекс профессиональной корректности. Принципы, сформулированные на основе особенностей авторской программы «Радуга». Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. Принципы:
1.1.4 Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Особенности характеристики Южно-Уральского региона МДОУ «Ц.р.р. – д/с № 135» находится на Южном Урале в Челябинской области в Магнитогорске, городе, который расположен на стыке двух частей света - Европе и Азии. Таблица 2 Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)
В Учреждении воспитываются дети в возрасте от 1,5 г. до 7 лет. Функционирует 11 групп общеразвивающей направленности – группы раннего и дошкольного возраста. Общеразвивающие группы сформированы по одновозрастному принципу, что соответствует современным психолого-педагогическим рекомендациям комплектования. |
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга | Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка | ||
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош | Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический... | ||
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,... | Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная... | ||
Паспорт программы | Целевой раздел | ||
Общие положения |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |