Дипломная работа студентки 4 курса


НазваниеДипломная работа студентки 4 курса
страница1/28
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Санкт-Петербургский государственный университет
Филологический факультет

Дипломная работа студентки 4 курса

Марии Дмитриевны Балтайс

Усвоение русских предложно-падежных конструкций русско-латышскими детьми-билингвами

(экспериментальное исследование)


Научный руководитель —

к.ф.н., ст. преп. Е. И. Риехакайнен

Рецензент —

к.ф.н., доц. П. М. Эйсмонт

Санкт-Петербург

2016

Оглавление





Введение 3

1Детский билингвизм 6

1.1Билингвизм как многозначный термин 6

1.2Детский билингвизм и критерии его описания 8

1.3Родительские стратегии формирования детского билингвизма 24

Выводы 28

2Методы и результаты изучения речи детей-билингвов 29

2.1Методы изучения детской речи 29

2.2Особенности речи билингвов 36

Выводы 42

3Русско-латышские детибилингвы: анкеты для родителей 44

3.1Создание дизайна опросника 44

3.2Результаты: Ксаверия и Сергей 46

3.3Результаты: Тимур и Анна Мария 47

3.4Результаты: Соня 49

3.5Результаты: Роберт 51

Выводы 53

4Пространственные предлоги в русском и латышском языках 54

4.1Усвоение пространственных предлогов русскими детьми 54

4.2Пространственные предлоги в латышском языке 58

Выводы 63

5Эксперимент 65

5.1Описание дизайна эксперимента 65

5.2Порождение ППК (задание 2): анализ результатов 68

1.1.1ППК между + тв.п. 72

1.1.2ППК над + тв.п. 75

1.1.3ППК перед + тв.п. 75

1.1.4Порождение пространственных ППК: билингвы и монолингвы 77

5.3Понимание ППК (задание 3): анализ результатов 78

5.4Нарративы (задание 1): анализ результатов 81

Выводы 84

Заключение 86

Список использованной литературы 88

Приложение 1: анкета для родителей 97

Приложение 2: первое задание эксперимента 100

Приложение 3: второе задание эксперимента 102

Приложение 4: третье задание эксперимента 105

Приложение 5: ответы испытуемых 106


Введение


Работа посвящена вопросам, связанным с феноменом билингвизма. Этот многозначный термин, который можно буквально перевести на русский язык как «двуязычие», трактуется по-разному. Речь может идти как о владении двумя языками целым сообществом, так и о билингвизме конкретного человека; в последнем случае огромное значение приобретают индивидуальные параметры формирования двуязычия, определяющие его тип и особенности (см., например, [Чиршева 2012: 45–76]). Отличительная черта речи билингвов — «взаимодействие языков, основными формами которого являются интерференция и переключение кодов» [Чиршева 2012: 148]. При этом интенсивнее всего взаимодействие языков проявляется у детей, усваивающих два языка. В фокусе данного исследования находится так называемый ранний, или детский билингвизм, характеризующийся динамичностью его характеристик и условий его формирования.

Объектом исследования является речь детей-билингвов, владеющих русским и латышским языками. Предмет исследования — усвоение этими детьми русских пространственных предложно-падежных конструкций. Цель работы — выявить особенности усвоения русских пространственных предложно-падежных конструкций детьми-билингвами, владеющими русским и латышским языками, в сопоставлении с русскоязычными детьмимонолингвами.

Задачи данной работы:

  • определить критерии, необходимые для описания детского билингвизма и исследования характерных для него языковых процессов;

  • с помощью родительских опросников собрать и проанализировать информацию о социолингвистических параметрах формирования билингвизма потенциальных испытуемых, то есть дать характеристику языковой ситуации в данных семьях;

  • провести срезовый эксперимент, состоящий из трех этапов (сбор нарратива, задание на порождение, задание на понимание) и направленный на проверку механизмов функционирования русских пространственных предлогов в речи русско-латышских детей-билингвов;

  • тем же способом собрать аналогичные данные для контрольной группы, то есть для 10 русскоязычных детей-монолингвов того же возраста, что и испытуемые экспериментальной группы;

  • провести качественный и количественный анализ полученных данных;

  • сравнить результаты, полученные для детей-билингвов, с данными контрольной группы.

Для осуществления поставленных задач в работе были использованы: качественный анализ результатов опросников, качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе эксперимента.

Материалом исследования послужили данные родительских опросников, полученные от четырех семей, в которых есть детибилингвы, владеющие русским и латышским языками, а также данные эксперимента, в ходе которого была проанализирована речь трех групп испытуемых. В первую (экспериментальную) группу вошли 4 ребенка-билингва в возрасте от 5;01 до 5;9 лет. Контрольную группу составили 10 русскоязычных детей-монолингвов в возрасте от 5;2 до 6;6 лет, которые посещают ГБДОУ № 34 Петродворцового района СанктПетербурга. В качестве испытуемых второй контрольной группы выступили 10 студенток Филологического факультета СПбГУ в возрасте от 19 до 23 лет.

Индивидуальные особенности формирования детского руссколатышского билингвизма ранее подробно не исследовались, что свидетельствует о научной новизне данной работы. Ее теоретическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно будет использовать при дальнейшем изучении специфики усвоения языков руссколатышскими детьми-билингвами. Актуальность и практическая значимость работы определяются, прежде всего, распространенностью феномена билингвизма в современном мире; понимание особенностей одновременного усвоения конкретной пары языков важно для планирования гармоничного языкового развития ребенка, составления специальных обучающих методик и школьных программ.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа студентки 5 курса дневного отделения специальности «Юриспруденция»
Злоупотребление субъективными гражданскими правами на примере корпоративных правоотношений

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа студентки 5 курса 4 группы дневного отделения специальности «Юриспруденция»
Общая характеристика категории «добросовестность» в гражданском праве россии 7

Дипломная работа студентки 4 курса icon1 общие положения выпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для...

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа выполняется студентом самостоятельно по заданию руководителя работы
Дипломная работа является выпускной квалификационной работой (вкр) студента, которая показывает уровень его общетеоретической и профессиональной...

Дипломная работа студентки 4 курса iconКурсовая работа проверка правильности заполнения форм и другая обработка...
Данная курсовая работа посвящена изучению анимационных эффектов в рамках JavaScript. Раскрывая тему, мы сочли нужным раскрыть понятие...

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа это квалификационное учебно-научное исследование...
Выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (далее по тексту – дипломная работа) является завершающим этапом обучения...

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа это квалификационное учебно-научное исследование...
Выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы (далее по тексту – дипломная работа) является завершающим этапом обучения...

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа по своему содержанию, оформлению должна соответствовать...
Курсовая работа является формой учебно-исследовательской активности студента и призвана формировать навыки и умения исследователя....

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа базируется на таких методах экономического ана­лиза,...
Дипломная работа является государственной аттестационной работой и формой итогового контроля за обучением студентов экономического...

Дипломная работа студентки 4 курса iconДипломная работа по специальности «Связи с общественностью» испе­циализации...
Дипломная работа призвана выявить способность выпускника самостоя­тельно решать конкретные практические задачи в сфере профессиональной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск