Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте


НазваниеПсихиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте
страница1/16
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ

ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ



Екатеринбург

2006
Министерство Здравоохранения Свердловской области

ГУЗ СО Психиатрическая больница № 5

ГОУ ВПО Уральская Государственная Медицинская Академия РосЗдрава

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
(медико-психолого-социальные

аспекты реабилитации)


Сборник научных трудов,

посвященный десятилетию детской психиатрической больницы ГУЗ СО ПБ № 5 г. Екатеринбурга

Издательство « … »

Екатеринбург

2006
УДК …

ББК …

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ И НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (медико-психолого-социальные аспекты реабилитации): Сборник научных трудов, посвященный 10-летию ГУЗ СО ПБ № 5 г. Екатеринбурга. – Екатеринбург, Изд-во « … », 2006. – … с.
ISBN …
Редакционный совет:

Доктор медицинских наук Ретюнский К.Ю.

Кандидат педагогических наук, доцент Ойхер Д.Я.;

Кандидат медицинских наук Канарский И.А.;

Кандидат медицинских наук Власовских Р.В.;

Кручиневская Н.Ю.

Детков Д.В.
Под общей редакцией профессора кафедры психиатрии, наркологии, доктора медицинских наук Ретюнского К.Ю.

Сборник содержит научно-практические труды сотрудников коллектива ГУЗ СО ПБ № 5 г. Екатеринбурга и ГОУ ВПО УГМА Росздрава. Опубликованные материалы отражают актуальные вопросы диагностики, клиники, профилактики, лечения и реабилитации при наиболее распространенных пограничных психических нарушениях и наркологических расстройствах у детей и подростков. В них представлен уникальный опыт полипрофессионального взаимодействия в многодисциплинарных бригадах, успешно представляющих стационарное и поликлиническое звенья современной детской психиатрической клиники.

Главной целью опубликованных трудов является стремление к объединению и расширению знаний в области детско-подростковой психиатрии и наркологии в рамках биопсихосоциальной парадигмы реабилитации.

Для широкого круга психиатров, наркологов, психотерапевтов, клинических психологов, педиатров, специалистов, интересующихся возрастными проблемами психических расстройств.
Рецензент –

Главный психиатр Уральского Федерального округа,

заведующий кафедрой психиатрии, наркологии ГОУ ВПО УГМА Росздрава

доктор медицинских наук, профессор Трифонов Б.А.

Сборник издан при финансовой поддержке фармацевтических компаний

Glaxo SmithKline, Sun Pharmaceutical Industries


© Коллектив авторов, 2006

© ГУЗ СО ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 5, 2006

СОДЕРЖАНИЕ


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Кручиневская Н.Ю., Власовских Р.В., Канарский И.А.

ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ГУЗ СО ПБ № 5 г. Екатеринбурга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Канарский И.А., Кручиневская Н.Ю., Детков Д.В., Ойхер Д.Я.,

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЕКАТЕРИНБУРГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Детков Д.В., Ретюнский К.Ю., Ойхер Д.Я., Канарский И.А.

ПРИНЦИПЫ МНОГОДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЕКАТЕРИНБУРГА . . . . . . . . . . . . .





Ойхер Д.Я., Детков Д.В., Канарский И.А., Савинова Т.Л.

СОЦИАЛЬНО-КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВТОРОЙ ВОЛНЫ НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Зырянова Л.М., Детков Д.В.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ КАК ФАКТОР РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . .





Ретюнский К.Ю., Детков Д.В.

РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ПАТОГЕНЕЗЕ РАННЕГО АЛКОГОЛИЗМА: КЛИНИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Ойхер Д.Я., Детков Д.В.

РАСЧЕТ ГЕРОИНОВОГО ЭКВИВАЛЕНТА ДЛЯ ПЕРЕВОДА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В СОПОСТАВИМЫЙ ВИД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Зарипов Р.С., Детков Д.В.

ОЗОНОТЕРАПИЯ В ЛЕЧЕНИИ РАННЕГО АЛКОГОЛИЗМА И КОМОРБИДНЫХ РАССТРОЙСТВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Жукова С.Б.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОПИЙНОЙ НАРКОМАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Гордеева И.В.

ПРИНЦИПЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Гордеева И.В.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Скрябин В.В., Сорокова Е.В., Агафонова М.К.

ЛЕЧЕНИЕ ФАРМАКОРЕЗИСТЕНТНЫХ ЛОБНОЙ И ВИСОЧНОЙ ПАРЦИАЛЬНОЙ ЭПИЛЕПСИИ В УСЛОВИЯХ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . .





Ретюнский К.Ю., Петренко Т.С.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ретюнский К.Ю., Петренко Т.С.

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Прокопьев А.А., Маршалкин А.П.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ «ЦВЕТНЫЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ» ДЖ. РАВЕНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Машкова Е.Ю., Ойхер Д.Я.

ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗАВИСИМОСТИ . . . . . . . .





Малафеева Ю.В.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИВАЮЩИМ ЗАНЯТИЯМ С ДЕТЬМИ ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Новоселова Ю.А.

ЗНАЧЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Горбушина М.В., Пешкова Н.В.

ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: РАБОТА С СЕМЬЁЙ И ДЕТЬМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Пешкова Н.В.

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ К КЛИНИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ: ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . .





Пешкова Н.В.

СЛУЧАИ ВОРОВСТВА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Фомина А.А.

ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Тимченко И.А.

ОПЫТ РАБОТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СОСТАВЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БРИГАДЫ С ПОДРОСТКАМИ, СОВЕРШИВШИМИ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ . . .





Воронов С.Ф., Детков Д.В.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Соркина Е.А., Машкова Е.Ю.

ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ . . . . . . . .





Палицына А.А., Канафина А.Я., Векшина Н.И.

ГРАНИЦЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .





Детков Д.В.

СООБЩЕСТВА САМО- И ВЗАИМОПОМОЩИ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧА-НАРКОЛОГА . . . . . .





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Одной из важнейших социальных задач общества является укрепление психического и физического здоровья подрастающего поколения, создание условий для формирования полноценной и образованной личности, способной к социальной адаптации. К сожалению, здоровье детей и подростков нашей страны вызывает обоснованную тревогу.

Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о стремительном увеличении числа пограничных (непсихотических) психических расстройств у детей и подростков в Российской Федерации. Их уровень за последнее десятилетие возрос более чем в 2-2,5 раза, значительно опережая темпы роста соответствующих показателей у взрослых (Ю.С. Шевченко, с соавт., 1998, 2004; И.Я. Гурович, 2000, 2003, 2005; А.А. Чуркин, Н.А. Творогова, 2000; И.Я. Гурович, с соавт., 2002; Г.В. Козловская, 2002).

Анализ причин, обусловивших стремительный рост пограничных психических расстройств, позволил отечественным исследователям установить сложный комплекс внешних и внутренних факторов (Б.А. Казаковцев, 1998; Ю.С. Шевченко, 1999; Н.Е. Буторина, 2000, 2001; И.Я. Гурович, 2000; Н.В. Говорин, с соавт., 2000; Р.Н. Виноградова, А.Н. Логунова, 2000; А.Д. Посвянская, 2000; В.В. Чубаровский, с соавт., 2000). К ним следует отнести факторы, среди которых ведущим признается влияние социально-экономического кризиса в стране. Социально-экономический кризис, с одной стороны, привел к снижению финансирования психиатрической службы, ухудшению развития и качества оказания психиатрической помощи, утяжелению материального положения лиц с психическими нарушениями. С другой стороны, социально-экономическая депрессия у большей части популяции породила состояние хронического стресса. Негативные макросоциальные факторы оказали стрессогенный эффект на детей и подростков через измененное функционирование семьи. Подрастающее поколение оказалось в роли заложников макро- и микросоциальных групповых психогений, реагируя очерченными клиническими расстройствами пограничного уровня на субсиндромальном и синдромальном уровнях (Н.В. Вострокнутов, 1995; В.Е. Каган, 1995; А.А. Баранов, 1998; И.А. Агеева, И.А. Лысенкова, 2001; Е.А. Сахаров, 2001; Н.К. Сухотина, 2001). Как следствие, рост социально обусловленной патологии, сиротства, нищеты, беспризорности, последствий вынужденной миграции и переселения, ломки национальных традиций, техногенных катастроф, терроризма, морального, физического и сексуального насилия, педагогической запущенности, общей и учебной невротизации, информационного бума, коммерциализации общества, идеологического вакуума, разобщенности поколений, расслоения общества и многое другое. Эти общественные процессы ведут к патологической агрессивности и вандализму, увеличению остроты реактивных состояний, развитию аддикций и их психологических антиподов – компьютерному синдрому, религиозно-сектантской метафизической интоксикации (цит. – по В.М. Волошину, с соавт., 2002).

Другой негативной тенденцией современного общества следует рассматривать влияние экологического фактора на здоровье популяции. В многочисленных зонах экологического бедствия беременность и родовая деятельность будущих матерей в подавляющем большинстве случаев протекает неблагоприятно. В связи с чем, ведущее место среди детско-подростковой пограничной патологии занимают пограничные психические расстройства резидуально-органического генеза. Измененная реактивность органически поврежденного мозга под влиянием психострессоров облегчает формирование пограничных нарушений (В.В. Ковалев, 1985, 1995; В.А. Гурьева, с соавт., 1994; А.А. Баранов, 1998; Н.В. Говорин, с соавт., 2000; И.Я. Гурович, с соавт., 2000; Н.А. Творогова, 2000; Н.Е. Буторина, 2000, 2001; Н.Е. Буторина, Г.Г. Буторин, 2001; Н.А. Мазаева, 2001; К.Ю. Ретюнский, 2002, 2003; P. Skhothorst, H. Van Engeland, 1996; N. Botting, с соавт., 1997; C.H. Leonard, с соавт., 1997). Следует обратить внимание, что именно у этой категории детей в подавляющем большинстве случаев наблюдается варианты нарушенного развития (дизонтогенетические формы).

Организационные проблемы относятся к третьему фактору, обусловливающему рост психических нарушений у детей и подростков. Психиатрическая помощь детям и подросткам в Советском Союзе имела ряд неоспоримых преимуществ, к которым относились бесплатность всех видов помощи, активное наблюдение за больными, статистический учет и планирование помощи. Современный этап развития детской психиатрической службы выявил ряд недостатков, влияющих на экстенсивный рост показателей психопатологии. Среди них, относительная изоляция детской психиатрии от систем образования, социальной защиты и других ведомственных институтов; отсутствие мультидисциплинарных подходов к профилактике и реабилитации; отсутствие психиатрической службы для детей раннего возраста; отсутствие детской психосоматической помощи; отсутствие детско-подростковой наркологической службы; отсутствие системы подготовки кадров для детской психиатрической службы; отсутствие социальных и юридических служб для детей с психическими расстройствами; отсутствие взаимодействия государственных и негосударственных организаций в целях оказания помощи детям; отсутствие научно-методического центра федерального уровня по психосоциальным проблемам детства (Ю.С. Шевченко, с соавт., 1998; И.Я. Гурович, с соавт., 2002; Г.В. Козловская, 2002; Е.Л. Николаев, с соавт., 2002).

Нельзя игнорировать влияние на динамику эпидемиологических показателей в детско-подростковой психиатрии улучшения выявляемости психических нарушений за последнее десятилетие. Данный процесс связан с эволюцией исследовательских интересов, динамикой социальных процессов, интеграцией российской психиатрии в международные научные программы. Приоритетные направления научного поиска в детской психиатрии в настоящем связаны с пограничной психической патологией, где ведущее место занимают поведенческие нарушения, обусловленные, с одной стороны, негативной социально-экономической динамикой общества, с другой – психопатологии, прежде всего, различных форм интеллектуальной недостаточности, делинквентности и асоциальности, наркомании и токсикомании (Ю.С. Шевченко, с соавт., 1998; В.М. Волошин, с соавт., 2001, 2002; И.Я. Гурович, с соавт., 2002).

Научные исследования в русле актуальной проблемы, вопреки исключению специальности детского и подросткового психиатра из официальной номенклатуры МЗ РФ, дали импульс к дальнейшему развитию стационарного и амбулаторного звеньев детско-подростковой психиатрической помощи. Сама жизнь востребовала новые формы работы с детьми и подростками. Была создана детско-подростковая медико-социальная экспертиза, испытывающая острую необходимость разрешения ряда клинических, прогностических вопросов с помощью психодиагностических исследований. Тенденция децентрализации психиатрии привела к междисциплинарной интеграции в области психического здоровья детей и подростков, что проявилось полипрофессиональным взаимодействием психиатров и представителей союзных профессий, клинических психологов, логопедов, педагогов, социальных работников, реабилитологов.

В медицинских и гуманитарных ВУЗах страны были созданы факультеты медицинской (клинической) психологии, выпускающие специалистов – клинических психологов. Их усилиями в Центрах психологического здоровья, детских дошкольных учреждениях, средних школах, гимназиях создавались элементы, звенья медико-психолого-педагогической службы, где осуществлялось психологическое консультирование ребенка и семьи. Экспериментально-психологические исследования для дифференциальной диагностики и организации адекватной психологической интервенции, деятельности, направленной на раннее выявление групп риска развития психопатологии, привели к улучшению выявляемости пограничных психических нарушений у детей и подростков.

Наконец, свою лепту в показатель распространенности психических расстройств у детей и подростков вносит патоморфоз. Он заключается в стертости клинических проявлений, соматизации и тенденции к хроническому течению, нарушающему адаптационные процессы. Представленные на клиническом и субклиническом уровнях пограничные психические расстройства, лежат в основе возникновения феномена школьной дезадаптации (Е.Б. Беззубова, 1995; Н.В. Вострокнутов, 1995; В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева, 1995; Н.М. Иовчук, А.А. Северный, 1995; Н.М. Иовчук, 1995; В.Е. Каган, 1995; И.А. Коробейников, с соавт., 1998; Н.К. Сухотина, 1999; Т.Н. Дмитриева, с соавт., 1999; О.А. Суетина, 2004).

Таким образом, учитывая влияние обозначенных факторов, вероятнее всего, следует предполагать дальнейший динамический рост распространенности пограничной психической патологии в ближайшее десятилетие. Одновременно с увеличением числа пограничных психических расстройств, прежде всего, резидуально-органического генеза, исследователями отмечен стремительный рост приобщения детей и подростков к психоактивным веществам (В.М. Волошин, с соавт., 2002; И.Я. Гурович, с соавт., 2002; А.Ю. Егоров, 2005; Е.Н. Кривулин, 2005; В.Д. Менделевич, 2005).

Согласно данным экспертов ВОЗ, результативность лечения при пристрастии к наркотикам, иным психоактивным веществам, невелика, она не превышает 3-5% от общего числа пролеченных. В этой связи, первичная профилактика с комплексом мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения детей и подростков в потребление психоактивных веществ, имеет ведущее значение. Существующие профилактические программы недостаточно эффективны, не обладают комплексностью, многополярностью, иерархичностью, зачастую противопоставляют различные виды профилактики. В связи с чем, установление механизмов аддиктивного поведения с последующей разработкой эффективных лечебно-профилактических программ является одной из самых актуальных проблем, возникших перед исследователями (Б.А. Азанова, А.З. Нургазина, 2005; Т.В. Волкова, с соавт., 2005; Е.Н. Кривулин, 2005; В.Д. Менделевич, 2005; Т.В. Пак, 2005).

В связи с отказом от прежней «плановой» системы отечественной детской психиатрии возникла острая необходимость в поиске новых форм организации лечебно-профилактической работы. С учетом международного опыта очевидно торжество биопсихосоциальной парадигмы в диагностике, терапии и реабилитации психических заболеваний. Большее значение придается субъективно-психологическим и микросоциальным аспектам. Оказание психиатрической помощи требует более интенсивного развития внебольничных (стационарозамещающих), консультативно-лечебных видов помощи, включающих полипрофессиональный и межведомственный подход, с опорой на первичные звенья общесоматической службы (Ю.С. Шевченко, 1999; А.Е. Бобров, 2000; Р.Н. Виноградова, А.Н. Логунова, 2000; И.Я. Гурович, 2000; И.Я. Гурович, с соавт., 2000).

При планировании психиатрической помощи используются новые принципы децентрализации, территориальности, интегрирования психиатрической службы, преемственности, дифференциации, оптимизации. Большая часть психиатрической помощи больным, оказываемой в условиях стационара, может быть осуществлена в полустационарном и амбулаторно-поликлиническом звеньях (Ю.С. Шевченко, 1999; Б.А. Казаковцев, 2000; Р.А. Хальфин, 2004; Th.G. McGuine, 1991; Н. Freeman, 1992; G. Geller, 1995; U.W. Peters, 1996; M. Tancella, L. Burti, 1996; B. Eikelman, 2000; P. McCrone, T. Becker, 2000; D. Goldberg, 2000; R. Nicol, 2001; J. Guiman, с соавт., 2002). В этой связи целесообразным представляется внедрение биопсихосоциальной модели оказания психиатрической и наркологической помощи детям и подросткам на региональном уровне.

Выход в свет настоящего издания стал возможен благодаря активной профессиональной, творческой позиции сотрудников ГУЗ СО ПБ № 5 г. Екатеринбурга, посвятивших свои научно-практические труды десятилетнему юбилею родной больницы. Плодотворное сотрудничество с Уральской государственной медицинской академией позволило провести ряд комплексных исследований, имеющих большую научную ценность и практическую значимость. Опубликованные в сборнике материалы отражают актуальные вопросы диагностики, клинических проявлений, профилактики и лечения, реабилитации при наиболее распространенных пограничных психических нарушениях и наркологических расстройствах у детей и подростков. В них представлен уникальный опыт полипрофессионального взаимодействия в многодисциплинарных бригадах, представляющих стационарное и поликлиническое звенья современной детской психиатрической клиники.

Главной целью настоящих научно-практических трудов является стремление к объединению и расширению знаний в области детско-подростковой психиатрии и наркологии в рамках биопсихосоциальной парадигмы реабилитации.

В заключении члены редакционного совета выражают искреннюю признательность за финансовую поддержку издания настоящего сборника фармацевтическим компаниям …


От редакционного совета
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconМетодическое обеспечение профилактики суицидального поведения детей...
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального...

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconПояснительная записка в младшем школьном возрасте происходит интенсивное...
Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом...

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconПамятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду,...

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconМинистерство здравоохранения российской федерации приказ
В связи с поступающими с мест предложениями подробнее регламентировать организацию наркологической помощи на анонимной основе

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconСудебный контроль в сфере психиатрической помощи
Работа выполнена на кафедре гражданского, арбитражного и административного процессуального права Российской академии правосудия

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconЗаимоотношения подростков с родителями
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ador — сокращенно, подростки о родителях) изучает ус­тановки, поведение...

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconДисморфомания в подростковом и юношеском возрасте
Однако лишь в последние годы в связи с достижениями не только клинической медицины, но и таких дисциплин, как биология, психология,...

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconПояснительная записка 1 Ведение
В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Анализ развития причин отклонений в поведении детей, принимаемых...

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте icon2. Самоубийство в подростковом возрасте: интервью с психологом
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (воз), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в...

Психиатрической и наркологической помощи в детском и подростковом возрасте iconДоклад о законодательстве России в сфере оказания наркологической помощи
Это включает как ряд принятых и вступивших в силу новаций (в пределах 3-й осенней и 4-й весенней сессий Государственной Думы пятого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск