Пояснительная записка 1 Ведение


НазваниеПояснительная записка 1 Ведение
страница1/6
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1 Ведение
В настоящее время проблема адаптации детей является одной из актуальных. Анализ развития причин отклонений в поведении детей, принимаемых в поликлинике, показывает, что вышеуказанная проблема является ведущей, а в подростковом возрасте выступает в форме дезадаптации.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения среды - приспособления себя к среде и среды к себе, - преобразование её. Нарушение, сбой адаптационных механизмов приводит к дезадаптации.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями. Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации — на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям МДОУ-д/с № 14, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников МДОУ-д/с № 14 по вопросам адаптации детей этого возраста
1.1.2Цели и задачи реализации Программы
Целью программы является успешное прохождение периода адаптации младшими дошкольниками с помощью моделирования условий и использования методов, помогающих малышам быстрее приспособиться к условиям МДОУ.

При изучении проблемы адаптации детей к условиям ДОУ, мы поставили следующие задачи, предусматривающие четыре этапа работы:

  1. Провести предварительную работу (собрания, беседы, консультации) с родителями, чьи дети поступают в дошкольное учреждение.

  2. Установить доверительные отношения воспитателя с детьми, сформировать у детей представление об окружающей среде как о знакомой, сформировать потребность в речевом общении.

  3. Приучить детей к режимным моментам.

  4. Развить потребность в самостоятельной активной деятельности и коммуникации, формировать инициативную речь.

Новые условия, характеризующие дошкольную организацию, можно объединить в три группы

1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым:

- знакомство со взрослым и необходимость выполнять его требования;

- изменение ситуации общения со взрослым, когда ребёнок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;

- поощрение и порицание взрослым действий детей;

- ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых;

- необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности.

2. Условия, связанные с новой организацией среды:

- выход за пределы знакомого помещения.

3. Условия, связанные со взаимодействием с ровесниками:

- встреча с коллективом ровесников;

- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;

- наличие у ровесников незнакомых ребёнку форм поведения в типичных ситуациях.

Трудности адаптации обычно возникают в том случае, если ребёнок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям среды. Родители, которые стремятся постоянно поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребёнка, снижают защитные силы психики. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезорганизует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут или ведут себя вызывающе. В новой обстановке они не проявляют интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близкими взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, такие дети испытывают серьёзные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в МДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений, и как следствие, к невротизации ребёнка в ранние периоды развития.

Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги, тем более организм малыша. Поэтому задача нашего МДОУ заключается в том, чтобы процесс адаптации детей при переходе из семьи в МДОУ проходил более гладко.

Программа рассчитана на 3 месяца прибытия ребёнка в МДОУ. При тяжёлой адаптации действие программы может быть увеличено.
1.1.3. Принципы и подходы к реализации программы:
Концептуальной основой программы являются следующие принципы:

Принцип гуманизма как основополагающий:

Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации:

Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.

Принцип развития:

Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком:

Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения:

Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».
1.1.4. Возрастные характеристики детей 1,5-3 лет.
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.

Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения.

Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет.

Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.

Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия - уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

- сенсомоторной потребности;

- потребности в эмоциональном контакте;

- потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2—3 месяца; познавательное общение в 3—10 месяцев; вербально- невербальное общение в 10 месяцев—1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5—3 года).

Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:

- легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность их изменения;

- повышенная эмоциональная возбудимость;

- сложность переключения процессов возбуждения и торможения;

- повышенная эмоциональная утомляемость.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

1.2. Планируемые результаты:


  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах адаптации детей к условиям МДОУ и их активное участие в данном процессе;

  2. Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям МДОУ;

  3. Оформление стенда (или папки-передвижки) «Мы легко адаптируемся...»;

  4. Подбор игр и игровых упражнений с детьми раннего возраста, разработка конспектов образовательной деятельности;

  5. Составление картотек: «Потешки», «Пальчиковые игры», «Коммуникативные игры в период адаптации»;

  6. Разработка перспективных планов работы с детьми и родителями в адаптационный период.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Структура работы по адаптации детей к условиям ДОУ
Структура работы в группе раннего возраста по адаптации детей представлена схематично и выглядит следующим образом:



2.2. Особенности адаптационного периода

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящем или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Адаптация (социальная) - процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.

1. Острая фаза или период дезадаптации. Он сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длиться в среднем 1 месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного развития (длится три - пять месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптирования! Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойно.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

- лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, сам идёт на контакт.

- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности).

- тяжёлая адаптация: более длительная по времени (от шести месяцев и больше), и более тяжёлая во всех проявлениях.

Только чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пояснительная записка 1 Ведение iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Пояснительная записка 1 Ведение iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности Общества...
Приложения 3 к Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 года №66н; 8 настоящая пояснительная записка

Пояснительная записка 1 Ведение iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебный год в рамках фгос ноо пояснительная записка
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош

Пояснительная записка 1 Ведение iconПояснительная записка 3 Гражданин и собственность 4 Современная семья...
Рекомендован методической комиссией областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Технологический...

Пояснительная записка 1 Ведение iconПояснительная записка Учебная программа «Основы альтернативного разрешения споров»
Учебная программа «Основы альтернативного разрешения споров» оп­ределяет объем и содержание преподаваемого студентам спе­циаль­ностей...

Пояснительная записка 1 Ведение iconФорма 0503160 «Пояснительная записка»
Форма 0503160 «Пояснительная записка» состоит из 22 выходных форм: (№№0503161, 0503162, 0503164, 0503166, 0503167, 0503168 –три формы,...

Пояснительная записка 1 Ведение iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего образования 3
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования мбоу «Большемеминская средняя общеобразовательная...

Пояснительная записка 1 Ведение iconПрактическая работа №3 Ведение документации по охране труда 77 Практическая...
Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции

Пояснительная записка 1 Ведение iconПояснительная записка
Паспорт программы

Пояснительная записка 1 Ведение iconЦелевой раздел пояснительная записка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск