Скачать 3.54 Mb.
|
АЛГОРИТМЫ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ «СЕМЬЯ» Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» АЛГОРИТМЫ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ «СЕМЬЯ» Методическое пособие г. Челябинск, 2016 УДК 36(07) ББК 65.9(2)27я7 П 13 Пакулина С.А. Алгоритмы адаптации и реабилитации в деятельности специалистов Челябинского областного Центра социальной защиты «Семья». Методическое пособие. - Челябинск, 2016. - 222 с. ISBN 978-5-89879-241-1 РЕЦЕНЗЕНТЫ И.А. Баева, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании» РГПУ им. А. И. Герцена. С.Н. Морозюк, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии МПГУ. В методическом пособии представлены пять групп алгоритмов практической работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Логически выстроенные в методическом пособии алгоритмы содержат большую долю рефлексивного анализа и субъективного опыта деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья». Содержание пособия позволяет ответить на актуальные вопросы специалистов-практиков, начинающиеся с фразы «Как разработать алгоритм?» консультирования, диагностики, коррекции, межведомственного взаимодействия. Пособие будет полезно как для специалистов в области социальной работы, так и для специалистов образовательной системы. Авторский коллектив: А.В. Дягилева – директор ЧОЦСЗ «Семья» О.Г. Кривозубова – заместитель директора по опытно-экспериментальной и методической работе ЧОЦСЗ «Семья» С.А. Пакулина, к. псих.наук, доцент, психолог ЧОЦСЗ «Семья» В.В. Плеханова – методист ЧОЦСЗ «Семья» А.А. Михайлова Заведующая отделением социально-психологической реабилитации, психолог А.В. Гарипова – педагог-психолог реабилитационного отделения ЧОЦСЗ «Семья» Кабанова А.А. – заведующая отделением межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия. Содержание Введение Глава 1. Методические алгоритмы составления коррекционной программы и разработки буклетной продукции.
Глава 2. Алгоритм составления комплексной психолого-педагогической диагностики дисфункциональной семьи (психодиагностический комплекс)……………………………………………….52
2.2. Диагностика девиантного поведение детей и подростков……….60
2.5. Психолого-педагогическая самодиагностика (отслеживание) родителями девиантного поведения ребенка………………………………..109
Глава 3. Алгоритмы консультирования детей и подростков, с проявлениями агрессивного, аутоагрессивного поведения и подвергшихся сексуальному насилию………………………………………………………….127 3.1. Алгоритм консультирования детей и подростков с агрессивным поведением………………………………………………………………………..127 3.1.1. Картотека психодиагностического комплекса методик, используемых в консультировании детей и подростков с агрессивным поведением………………………………………………………………………...129 3.1.2. Алгоритм консультирования агрессивных по отношению к ребенку родителей…………………………………………………………………………..164 3.2. Алгоритм действий педагогов и родителей при выявлении детей и подростков, склонных к суицидальному поведению……………………..166 3.3. Алгоритм консультирования детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию………………………………………………………….182 Глава 4. Алгоритмы межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (Челябинская область)…………………………………………………………206 Заключение…………………………………………………………………216 Библиография………………………………………………………………218 Уважаемые читатели – специалисты социальной и образовательной сферы! Мы предлагаем Вашему вниманию методическое пособие, над которым работали в течение последних двух лет. Содержание пособия определяется необходимостью повышения качества предоставления социально-психологических услуг населению по адаптации и реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Идея оформления опыта работы специалистов ЧОЦСЗ «Семья» всплывала каждый раз, когда шло обсуждение эффективности деятельности психолога, социального педагога и социального работника по направлениям: диагностика, коррекция и консультирование. Алгоритмизация профессиональных действий специалистов по данным направлениям очень важна для соблюдения оптимального временного режима их выполнения на высоком технологическом уровне. Структурирование процессов диагностики, консультирования и коррекции в их единстве всегда начинается с планирования, которое состоит из ряда стадий или этапов от общего до специфического по проблеме, ситуации или случаю, то есть в планировании уже заложена функция алгоритмизации деятельности. Готовые алгоритмы профессиональных действий спланированы и тем самым расширяют возможности использования имеющихся ресурсов самих специалистов, работающих с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации, снижают риски профессионального выгорания. Надеемся, что методические материалы, предлагаемые в пособии, будут полезны не только в практике деятельности специалистов, но и внесут теоретический вклад в развитие практической психологии. С УВАЖЕНИЕМ, Директор ЧОЦСЗ «Семья» Ангелина Владимировна Дягилева Введение Слово «Алгоритм» происходит от algorithmi - латинского написания имени аль-Хорезми, под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из Хорезма (город в современном Узбекистане) Мухаммеда бен Мусу, жившего в 783-850 гг. В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающую получение требуемого результата из исходных данных. В психологии применяется не в строгом математическом смысле, а при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности. Алгоритму присущи следующие свойства: дискретность (прерывность шагов), определенность (четкость и однозначность выполнения), результативность (конечность решения задачи), массовость (общее применение для группы задач), детерминированность (все указания, входящие в алгоритм, должны точно определять характер и условия каждого действия, исключать случайность выбора). Выбор средств и методов для записи алгоритма зависит от назначения (природы) самого алгоритма, а также от того, кто будет исполнителем алгоритма. Алгоритмы записываются и описывается в виде последовательности шагов: словесных правил, блок-схем (графическое изображение), программ. Алгоритм (Л.Н. Ланде) – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые, в силу их простоты, однозначно понимаются и исполняются всеми. Словесный способ описания алгоритмов это обычный язык, но с тщательным отбором слов и фраз, не допускающих лишних слов, двусмысленностей и повторений. Семья, как естественная малая социальная группа является традиционным объектом социально-психологического анализа. Мы считаем, что все виды деятельности специалистов в практике работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в методически обоснованном алгоритмизированном виде содействуют повышению эффективности и скорости выполнения профессиональных действий и качества услуг. В методическом пособии представлены пять групп алгоритмов практической работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации - коррекционные программы адаптации и реабилитации детей и подростков; - методический алгоритм составления информационного буклета, востребованного целевой аудиторий; - алгоритм разработки психодиагностического комплекса (экспресс и проективные методики, самодиагностика, диагностическая беседа, анкетирование, наблюдение, скрининг, мониторинг, тестирование) в оптимальном сочетании предлагаемого инструментария для трех целевых аудиторий (дети, родители, педагоги); - алгоритм консультативной сессии по конкретной проблеме (агрессивное и аутоагрессивное поведение, сексуальное насилие); - алгоритм межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Глава 1. Методические алгоритмы составления коррекционной программы и разработки буклетной продукции. |
Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» создан в 1998 году. На сегодняшний день в его структуру входит восемь отделений,... | Министерства социальных отношений Челябинской области, порядок взаимодействия должностных лиц Министерства социальных отношений Челябинской... | ||
Психолого-педагогические и юридические аспекты помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию | Психолого-педагогические и юридические аспекты работы с семьями, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся... | ||
Управление с Министерством социальных отношений Челябинской области, организациями, реализующими гражданам услуги связи, органами... | П84 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов... | ||
Семья и дети" на 2007 2008 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 06. 10. 2006 n 267 "Об областной комплексной... | Предоставление социальной помощи на местном уровне: Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты | ||
Подготовлены: Челябинским юридическим институтом мвд россии совместно с аппаратом атк челябинской области при содействии гувд РФ... | Рекомендации по открытию и деятельности предприятий дорожного сервиса в челябинской области |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |