Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»


НазваниеМетодическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»
страница1/32
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


АЛГОРИТМЫ

АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ «СЕМЬЯ»

Методическое пособие
d:\текущая работа (в.в.)\методическое пособие по алгоритмам\картинки\абстракции\31320270.jpg


Министерство социальных отношений Челябинской области

Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»




АЛГОРИТМЫ АДАПТАЦИИ И

РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ «СЕМЬЯ»

Методическое пособие


г. Челябинск,

2016

УДК 36(07)

ББК 65.9(2)27я7

П 13
Пакулина С.А. Алгоритмы адаптации и реабилитации в деятельности специалистов Челябинского областного Центра социальной защиты «Семья». Методическое пособие. - Челябинск, 2016. - 222 с.
ISBN 978-5-89879-241-1
РЕЦЕНЗЕНТЫ

И.А. Баева, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании» РГПУ им. А. И. Герцена.

С.Н. Морозюк, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии МПГУ.

В методическом пособии представлены пять групп алгоритмов практической работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Логически выстроенные в методическом пособии алгоритмы содержат большую долю рефлексивного анализа и субъективного опыта деятельности Челябинского областного центра социальной защиты «Семья».

Содержание пособия позволяет ответить на актуальные вопросы специалистов-практиков, начинающиеся с фразы «Как разработать алгоритм?» консультирования, диагностики, коррекции, межведомственного взаимодействия.

Пособие будет полезно как для специалистов в области социальной работы, так и для специалистов образовательной системы.
Авторский коллектив:
А.В. Дягилева – директор ЧОЦСЗ «Семья»

О.Г. Кривозубова – заместитель директора по опытно-экспериментальной и методической работе ЧОЦСЗ «Семья»

С.А. Пакулина, к. псих.наук, доцент, психолог ЧОЦСЗ «Семья»

В.В. Плеханова – методист ЧОЦСЗ «Семья»

А.А. Михайлова Заведующая отделением социально-психологической реабилитации, психолог

А.В. Гарипова – педагог-психолог реабилитационного отделения ЧОЦСЗ «Семья»

Кабанова А.А. – заведующая отделением межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия.
Содержание

Введение

Глава 1. Методические алгоритмы составления коррекционной программы и разработки буклетной продукции.

    1. Практико-ориентированный алгоритм разработки коррекционной программы………………………………..……………………..9

      1. Пример 1. Алгоритм составления «Коррекционной программы социально-психологической реабилитации детей и подростков с элементами песочной терапии»………………………........................................................13

      2. Пример 2. Алгоритм составления «Коррекционной программы психологической реабилитации детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию в технике символдрамы»………………………..……...26

    2. Практико-ориентированный алгоритм разработки информационной продукции в работе специалистов социальной сферы (буклетная продукция)……………………………………………………………..42

      1. Примеры буклетов разработанных по алгоритму: «Из гадкого утенка в лебедя…» (для подростков); «Ответственное родительство» (для специалистов), «Ответственное родительство» (для родителей)………………45

Глава 2. Алгоритм составления комплексной психолого-педагогической диагностики дисфункциональной семьи (психодиагностический комплекс)……………………………………………….52

    1. Экспресс-диагностика первичной консультации в дисфункциональной семье……………………………………………………….57

      1. «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер)………………………57

      2. Структурная техника «Семейное пространство» (Копперсмит)….58

      3. Проективная методика «Экокарта ребенка» (Д. Фелтон, Д. Стэг, Ш. Миллер)……………………………………………………………………………..59

2.2. Диагностика девиантного поведение детей и подростков……….60

      1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)…………………………………………………………………………61

      2. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений 14-17 лет)……………………………….74

      3. Методика исследования динамики риска аддиктивного поведения (И.А. Кухаренко, М.В. Рычкова, Б.И. Хасан)…………………………………...78

      4. Опросник социализации для школьников «Моя семья»………………………………………………………………………………….

    1. Психологическая диагностика дисфункциональной семьи…….88

      1. Опросник П. Фрика…………………………………………………..89

      2. Схема анализа отклоняющегося поведения (Е.В. Змановская)…………………………………………………………………………89

      3. Схема изучения социальной истории личности. Схема изучения социальной истории семьи» (В.Н. Гуров)…………………………..………......92

      4. Акт обследования семьи несовершеннолетнего……………………94

      5. Экспертный опрос по выявлению формы девиантного поведения несовершеннолетнего………………………………………………………………95

      6. План диагностической беседы с подростком, родителями и учителем…………………………………………………………………………….94

    2. Межведомственное диагностическое взаимодействие специалистов………………………………………………………………………97

      1. Опросник Т. Ахенбаха……………………………………………….98

      2. Карта наблюдений за проявлениями девиантного поведения подростков (Н.В. Майсак.).……………………………………….....................102

      3. Анкета, выявляющая причины девиантного поведения (для специалистов)……………………………………………………………………...105

      4. Анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия ребенка»…………………………………………………………...107

2.5. Психолого-педагогическая самодиагностика (отслеживание) родителями девиантного поведения ребенка………………………………..109

      1. Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка…………………………………………………………………………..110

      2. Анкета для родителей: «Какой информацией о ребенке Вы владеете?......................................................................................................111

      3. Картотека психодиагностического комплекса методов и методик исследования дисфункциональной семьи………………………………………113

Глава 3. Алгоритмы консультирования детей и подростков, с проявлениями агрессивного, аутоагрессивного поведения и подвергшихся сексуальному насилию………………………………………………………….127

3.1. Алгоритм консультирования детей и подростков с агрессивным поведением………………………………………………………………………..127

3.1.1. Картотека психодиагностического комплекса методик, используемых в консультировании детей и подростков с агрессивным поведением………………………………………………………………………...129

3.1.2. Алгоритм консультирования агрессивных по отношению к ребенку родителей…………………………………………………………………………..164

3.2. Алгоритм действий педагогов и родителей при выявлении детей и подростков, склонных к суицидальному поведению……………………..166

3.3. Алгоритм консультирования детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию………………………………………………………….182

Глава 4. Алгоритмы межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (Челябинская область)…………………………………………………………206

Заключение…………………………………………………………………216

Библиография………………………………………………………………218


Уважаемые читатели –

специалисты социальной и образовательной сферы!
Мы предлагаем Вашему вниманию методическое пособие, над которым работали в течение последних двух лет.

Содержание пособия определяется необходимостью повышения качества предоставления социально-психологических услуг населению по адаптации и реабилитации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Идея оформления опыта работы специалистов ЧОЦСЗ «Семья» всплывала каждый раз, когда шло обсуждение эффективности деятельности психолога, социального педагога и социального работника по направлениям: диагностика, коррекция и консультирование.

Алгоритмизация профессиональных действий специалистов по данным направлениям очень важна для соблюдения оптимального временного режима их выполнения на высоком технологическом уровне.

Структурирование процессов диагностики, консультирования и коррекции в их единстве всегда начинается с планирования, которое состоит из ряда стадий или этапов от общего до специфического по проблеме, ситуации или случаю, то есть в планировании уже заложена функция алгоритмизации деятельности.

Готовые алгоритмы профессиональных действий спланированы и тем самым расширяют возможности использования имеющихся ресурсов самих специалистов, работающих с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации, снижают риски профессионального выгорания.

Надеемся, что методические материалы, предлагаемые в пособии, будут полезны не только в практике деятельности специалистов, но и внесут теоретический вклад в развитие практической психологии.

С УВАЖЕНИЕМ,

Директор ЧОЦСЗ «Семья»

Ангелина Владимировна Дягилева

Введение
Слово «Алгоритм» происходит от algorithmi - латинского написания имени аль-Хорезми, под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из Хорезма (город в современном Узбекистане) Мухаммеда бен Мусу, жившего в 783-850 гг. В дальнейшем алгоритмом стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающую получение требуемого результата из исходных данных.

В психологии применяется не в строгом математическом смысле, а при изучении процессов управления и процедур выполнения предписаний в различных видах деятельности.

Алгоритму присущи следующие свойства: дискретность (прерывность шагов), определенность (четкость и однозначность выполнения), результативность (конечность решения задачи), массовость (общее применение для группы задач), детерминированность (все указания, входящие в алгоритм, должны точно определять характер и условия каждого действия, исключать случайность выбора).

Выбор средств и методов для записи алгоритма зависит от назначения (природы) самого алгоритма, а также от того, кто будет исполнителем алгоритма.

Алгоритмы записываются и описывается в виде последовательности шагов: словесных правил, блок-схем (графическое изображение), программ.

Алгоритм (Л.Н. Ланде) – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые, в силу их простоты, однозначно понимаются и исполняются всеми. Словесный способ описания алгоритмов это обычный язык, но с тщательным отбором слов и фраз, не допускающих лишних слов, двусмысленностей и повторений.

Семья, как естественная малая социальная группа является традиционным объектом социально-психологического анализа.

Мы считаем, что все виды деятельности специалистов в практике работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в методически обоснованном алгоритмизированном виде содействуют повышению эффективности и скорости выполнения профессиональных действий и качества услуг.

В методическом пособии представлены пять групп алгоритмов практической работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации

- коррекционные программы адаптации и реабилитации детей и подростков;

- методический алгоритм составления информационного буклета, востребованного целевой аудиторий;

- алгоритм разработки психодиагностического комплекса (экспресс и проективные методики, самодиагностика, диагностическая беседа, анкетирование, наблюдение, скрининг, мониторинг, тестирование) в оптимальном сочетании предлагаемого инструментария для трех целевых аудиторий (дети, родители, педагоги);

- алгоритм консультативной сессии по конкретной проблеме (агрессивное и аутоагрессивное поведение, сексуальное насилие);

- алгоритм межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по выявлению семейного неблагополучия и организации работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Глава 1. Методические алгоритмы составления коррекционной программы и разработки буклетной продукции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconПрограмма Школы для замещающих родителей «Росток»
Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» создан в 1998 году. На сегодняшний день в его структуру входит восемь отделений,...

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconРегламент предоставления государственной услуги «Выплата единовременного социального пособия»
Министерства социальных отношений Челябинской области, порядок взаимодействия должностных лиц Министерства социальных отношений Челябинской...

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
Психолого-педагогические и юридические аспекты помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
Психолого-педагогические и юридические аспекты работы с семьями, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся...

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconРегламент по предоставлению государственной услуги " предоставление...
Управление с Министерством социальных отношений Челябинской области, организациями, реализующими гражданам услуги связи, органами...

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconПрактическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе Саратов
П84 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов...

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconПостановление Губернатора Ярославской области
Семья и дети" на 2007 2008 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 06. 10. 2006 n 267 "Об областной комплексной...

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconПембертон К., Ричман Б
Предоставление социальной помощи на местном уровне: Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconТиповые инструкции по организации на территории Челябинской области...
Подготовлены: Челябинским юридическим институтом мвд россии совместно с аппаратом атк челябинской области при содействии гувд РФ...

Методическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие подготовлено специалистами Министерства экономического...
Рекомендации по открытию и деятельности предприятий дорожного сервиса в челябинской области

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск