Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей)


НазваниеПсихология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей)
страница1/32
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова


Ильяева И.А., Хованова Е.В.

Психология и педагогика высшей школы

(Учебно - методический комплекс для аспирантов и соискателей)

Белгород 2015

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова


Утверждено

научно-методическим советом

университета

Психология и педагогика высшей школы

(Учебно - методический комплекс для аспирантов и соискателей)

Белгород 2015



УДК 159.9+37

ББК 88+37




Рецензенты:

Канд. социол. наук, проф. О.П. Шамаева (БГТУ им. В.Г. Шухова)

д-р соц. наук, проф. И.С. Шаповалова (БелГУ)









И49

Ильяева И.А. Хованова Е.В. «Психология и педагогика высшей школы» Учебно- методический комплекс для аспирантов и соискателей. Под общ. ред. докт. филос. наук, профессора И.А.Ильяевой. -

 Белгород: Изд-во БГТУ, 2013.  с.

Учебно-методический комплекс адресован аспирантам, соискателям, молодым преподавателям, овладевающим особой профессией «Преподаватель высшей школы», суть которой состоит в том, чтобы образовывая воспитывать молодое поколение будущих специалистов, способных к успешной адаптации к новым жизненным обстоятельствам. Основная идея пособия связана с положением: студент- это взрослый человек, мировоззрение которого уже сложилось и его профессиональное образование, которое он осуществляет в вузе, ложится на сформированную личность, ищущую свое предназначение в социуме. Пособие включает в себя: программу курса, содержание основных тем лекций и семинарских занятий, презентации к каждой теме лекции, тестовый материал к зачету, дополнительные материалы.

© И.А.Ильяева, Е.В. Хованова

© Белгородский государственный

технологический университет (БГТУ)

им. В.Г. Шухова, 2015

Содержание

Введение

6

Раздел 1. Лекции

7

  1. Методологические основы образования. Андрагогика: теория и практика образования взрослых

7

  1. Основы психологической науки как системы

37

  1. Личностная структура специалиста высшей квалификации и ее формирование в учебном процессе

56

  1. Групповые процессы, состояния и свойства

70

  1. Формирование и развитие интеллекта специалиста

96

  1. Образовательный процесс: воспитание, обучение, развитие

110

  1. Формы и методы организации учебной деятельности

132

  1. Современные технологии обучения

151

  1. Проектирование новых образовательных технологий

171

Раздел 2 Семинарские занятия

180

  1. Тенденции и закономерности развития современного высшего профессионального образования

180

  1. Основы психологической науки как системы

182

  1. Психологические механизмы формирования модальностей человека и способы их функционирования в учебно-воспитательном процессе

185

  1. Психология и педагогика учебной деятельности и познавательных процессов

187

  1. Формирование и развитие интеллекта специалиста

189

  1. Образовательный процесс: воспитание, обучение, развитие

195

  1. Формы и методы организации учебной деятельности

199

  1. Современные технологии обучения

203

  1. Проектирование новых образовательных технологий

206

Глоссарий

215

Раздел 3. Тестовые материалы к зачету

227

  1. Вопросы выносимые на зачет

227

  1. Социологическая анкета

228

  1. Тест-опросник социально-коммуникативной компетентности

235

  1. Опросник исследования уровня субъективного контроля

239

  1. Оценка творческого потенциала

248

  1. Тесты к лекциям

250

Раздел 4 Рабочая программа

262

Раздел 5 Программа педагогической практики

282

Библиография

302

Презентации к лекциям





Введение

Начиная новый для вас курс, хочется его сделать не только авторским, но и диалогичным. Последнее означает, что ваш голос тоже должен присутствовать здесь. Задача не простая, а заявка достаточно смелая, связанная с тем, что авторам хотелось бы одновременно предложить вам некоторую систему знаний об образовании взрослых, опирающихся на четыре гуманитарные дисциплины – философию, социологию, педагогику и психологию, и слушать и слышать ваше мнение о поднимаемых проблемах, отвечать на ваши вопросы.

Поэтому мы предлагаем вам некий алгоритм, чтения любой лекции по любому предмету. Этот алгоритм включает в себя семь последовательных шагов: первый – обозначение проблем, пришедших на лекцию слушателе, и требующих своего осмысления; второй – дать первичное обобщение этих проблем, как фактов; третий – предложить технологию решения этих проблем; четвертый – сформулировать проблему каждой лекции, которая на первый взгляд выглядит как неразрешимое противоречие; пятый – предложить основную идею, помогающую решить противоречие, проблему, и наметить основные пути ее решения; шестой - сформулировать программу рассмотрения материала и цель, которую можно достигнуть при развертывании этой программы; седьмой -развертывание намеченной программы. (См. Слайд 3) Проведение семинарских занятий предполагает несколько вариантов – традиционный, в виде ролевых игр, видеотренингов. Выбор – за участниками совместной деятельности.

Раздел 1. Лекции

Лекция 1. Методологические основы образования

1.История высшего образования и перспективы его развития в 21 веке.

2.Методологические подходы к образованию

3.Психолого-педагогическая и научно-методическое обеспечение подготовки преподавателей для высшей школы.

Последовательно реализуем задачу, которую поставили во введении.

1.Вы получаете не только послевузовское образование, но и определяете свой путь не только в науку, но и в новую профессию – преподаватель высшей школы. Но перед каждым из вас стоит проблема будущей работы. Вы будете решать вопрос о том работать ли преподавателем вуза по полученной специальности, найти ли себя в какой-либо другой сфере или не работать вообще. Одной из проблем является рынок труда в регионе. Какой информацией вы владеете? Насколько в вузе вы приобрели профессиональную идентичность, чтобы реализовать себя как преподаватель вуза и как научный работник или как инженер по полученной специальности? Насколько вуз дал вам профессиональную и социальную подготовку? Эти вопросы требуют осмысления, что мы и попытаемся сделать в предлагаемом для вас курсе «Психология и педагогика высшей школы» Зачем вам курс педагогики и психологии? (Возможно обсуждение проблем в аудитории).

.2. Давайте обсудим вашу проблемную ситуацию и возможные направления в ее решении. Во-первых, для пришедших на лекцию является ли ситуация «здесь и сейчас» проблемной? Для ответа на этот вопрос необходимо четко понимать, а что такое проблема? Если коротко, то проблема – это знание о не знании. В этой связи мне, как и вам, следует решить проблему: что вы знаете о деятельности преподавателя, что вы знаете о педагогике и психологии в образовании взрослых (а студенты – это взрослые люди), на чей опыт вы ориентируетесь?

В поисках решения аналогичных проблем есть четыре мудрых изречения: а) если человек знает, что он не знает – научи его; б) если человек не знает, что он знает – разбуди его; в) если человек знает, что он знает – выслушай его; г) если человек не знает, что он не знает – беги от него. Наша ситуация с вами проблемная для каждого, ибо это ситуация взаимодействия отдельных индивидов, у которых есть свое мнение на счет условий, в которых мы с вами оказались. Для восприятия условий нашего взаимодействия у каждого есть свои очки «био-психо-логики», которые уникальны. Есть наше субъективное состояние, в котором мы пришли в аудиторию, есть требования, предъявляемые к нам извне. Есть требования каждого из нас, и есть возможный выход за пределы ситуации. Всякая попытка воспринять то, что нам неизвестно выливается в проблемную ситуацию и наше поведение и действия в ней зависит от нашего опыта. Отсюда первый вывод: нам необходимо время от времени производить ревизию своего жизненного опыта и обратить внимание на методы выхода из затруднительных ситуаций, которые всегда по большому счету связаны с проблемой выбора стратегии и тактики своего поведения, что всегда есть нравственный выбор. А если проклассифицировать все возможные ситуации, то можно выделить ситуации экстремальные, положительной, отрицательной, нейтральной оценки, равнодушия, безразличия других людей к нам.

Задание к семинару: Проанализируйте свой жизненный опыт по стратегиям своего поведения в обозначенных ситуациях. Оцените по десятибалльной шкале и подсчитайте по вертикали и горизонтали.(Слайд 4)

3. Для того, чтобы решать любую проблему, необходим либо опыт, которого у вас мало, либо научные знания, которые можно приобрести, обратившись к наукам, и которые специально посвящены исследованию образования – педагогике, психологии, социологии, философии. В каждой из них есть раздел, правда, не всегда выделенный. Его можно обозначить как, «теоретические основы социальной технологии», при помощи чего можно решить эту проблемную ситуацию, в которой человек всегда стоит перед выбором: как ему поступить. Этот раздел связан со средствами той или иной науки. Но, к сожалению, «средства», приобретенные вами в процессе обучения в вузе не достаточны, и нужно в арсенал ввести еще новые познавательные механизмы. У вас может быть остались представления о, философии, социологии, психологии и педагогике, а, может быть, и не остались. К сожалению программы этих курсов в вузе не включали в себя решение проблемы выбора как поступать в той или иной ситуации.

Поэтому обратимся к вашему прошлому опыту в изучении обозначенных наук, которые для вашего восприятия явились дисциплинами учебного курса. Что вам позволяет понять ваш философский опыт, сформированный в процессе вашей социализации и профессиализации в вузе? Какое теоретическое обоснование он получил в той или иной степени от изучения дисциплины в вузе и в аспирантуре, который теперь называется «История и методология науки»( Слайд5)

Познавательные возможности «социологии» можно определить следующим образом: 1.Социология дает более полное видение личности, системы образования и их действительного положения в социуме; 2. Социология усиливает индивидуальный и коллективный научно-аналитический потенциал работников образования, работающих как в теории, так и на практике; 3. Социология дает лучшее видение различных социальных статусов, ролей и ролевых ожиданий внутри системы образования. 4.Практические руководители системы образования могут овладеть знанием тех социальных сил, которые влияют на процессы, происходящие в образовании; 5. Социология может помочь определить какие решения в образовательной политике будут эффективны. Социологические знания должны вам дать возможность лучше понять тот курс, который вам предстоит изучить. (Слайд 6)

Психология как наука, изучающая явления человеческой психики, позволяет понять внешние условия, в которых живет человек, отражающиеся в его психике, преобразующиеся в ней и проявляющиеся в поведении человека. Основные проблемы психологического знания лежат на пересечении двух плоскостей, которые можно изобразить следующим образом.

(Слайд7)

Если же говорить о предмете психологического знания в целом, то оно рассматривает психические процессы, состояния и свойства отдельного человека, что нам предстоит сделать по отношению к двум субъектам образовательного процесса в вузе – преподавателю и студенту.

Обратимся теперь к педагогике, которая в основном базируется на вашем собственном опыте общения с учителями школ и преподавателями вуза. В этой связи хочется вспомнить слова Конфуция: « три пути ведет к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький» Говоря о педагогике воспитания и образования, мы должны вести речь о процессе поиска себя и своего места в сложных, неопределенных, неоднозначных ситуациях информационного, коммуникативного взаимодействия и общения с другими людьми в вузе и за его пределами. (Слайд 8)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебно-методический комплекс по практикам предназначен для обучающихся...
Учебно-методический комплекс учебной практики утвержден на заседании кафедры Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин...

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп специальностью Специальная психология

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Васильева И. В. Делопроизводство. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»...

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов дневного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающихся...

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного...
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного...
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебно-методический комплекс дисциплины право в образовании специальность...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психология управления»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебно-методическое пособие для студентов Под редакцией Н. С. Мендовой...
«Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета О. А. Вагаева

Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) iconУчебно-методическое пособие для студентов Под редакцией Н. С. Мендовой...
«Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета О. А. Вагаева

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск