МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) филиал двфу в г. спасске-дальнем
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология управления»
Специальность подготовки 080507.65 «Менеджмент организации»
Форма подготовки очная
Филиал ДВФУ в г. Спасске-Дальнем
курс ___5___ семестр __9___
лекции _18_ час.
практические занятия___36____час.
семинарские занятия__________час.
лабораторные работы_______час.
консультации не предусмотрены
всего часов аудиторной нагрузки__54_ час.
самостоятельная работа _22_ час.
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет ___9__ семестр
экзамен__-__семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ гос. рег. 234 эк/сп от 17.03.2000 г.). Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании Совета филиала «26» июня 2012 г.
И.о. директора филиала ДВФУ в г. Спасске-Дальнем _________________________ Е.В. Лагунова
Составитель (ли):__________________________________________________ __ А.В. Лебедева
Оглавление АННОТАЦИЯ 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) 6
Вопросы к зачету 19
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 25
по дисциплине 587
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 598
Вопросы к зачету 598
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 609
ГЛОССАРИЙ 613
АННОТАЦИЯ учебно-методического комплекса дисциплины
«Психология управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология управления» разработан для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87). УМКД разработан по дисциплине вариативного цикла обще-профессиональных дисциплин.
Общая трудоемкость освоения дисциплины 76 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов), практические занятия (36 часов), самостоятельная работа (22 часа). Дисциплина реализуется на 5 курсе в 9 семестре.
Эффективное управление необходимо планировать и организовывать. Научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение успешного функционирования организаций, определено как менеджмент. Примечательно, что последовательное качественное развитие менеджмента происходит в сторону психологизации – преимущественной ориентации на человеческий фактор. Организация рассматривается как «социальная система», а сотрудник – как одно из центральных звеньев.
Управление как особый вид профессиональной практической деятельности предполагает качественную разработку и эффективное внедрение в жизнь принятой в организации стратегии управления. Менеджер – специалист по управлению – ответственен не только за координацию, налаживание коммуникаций и направление деятельности подчиненных. Ценность его работы во многом зависит от умения делегировать полномочия и ответственность, сохраняя за собой функцию контроля. Не менее важным представляется владение техникой гармонизации взаимоотношений руководителей разного уровня и подчиненными. В некоторых случаях менеджер консультирует также сотрудников отдела по связям с общественностью.
Одним из условий успешного решения вышеперечисленных задач является повышение профессионализма специалистов в сфере управления. Особую актуальность в связи с этим приобретает разработка и умелое использование технологий, в том числе и применяемых для вооружения управленческих кадров комплексом методов и способов, позволяющих оптимально задействовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и грамотно организовать работу организации.
Объектом изучения в данной дисциплине выступают индивиды как субъекты производственных и иных организационных отношений. Предметом, соответственно, являются такие психологические факторы и явления организационных процессов, как особенности групповых ценностей и норм, лидерство, руководство, принятие групповых решений, социально-психологический климат, а также психологические основы качества, надежности труда и удовлетворенности работой. Иными словами, психология управления исследует механизмы и способы осуществления эффективного управления.
Предлагаемый курс «Психология управления» призван сформировать понимание объекта и предмета одноименной дисциплины, продемонстрировать широту области исследуемых проблем. Предполагается также показать возможности применения профессионального подхода к феноменам и явлениям организационной жизнедеятельности и выработать у студентов навыки научного анализа действительности.
Дисциплина «Психология управления» основана на современном материале, отражающем эмпирический и теоретический подход к организационной деятельности. При ее изучении широко используются методы, подходы и достижения многих классических научных дисциплин. Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Психология и педагогика», «История менеджмента», «Основы менеджмента», «Теория организации», «Управление персоналом», «Организационное поведение» и др.
Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую учебную программу дисциплины;
разбитые по темам полные конспекты;
материалы для практических занятий (темы семинаров и коллоквиумов, задания для практических занятий, кейсы);
материалы для организации самостоятельной работы студентов;
контрольно-измерительные материалы;
список литературы (в том числе интернет-ресурсов);
глоссарий.
Автор-составитель УМКД
старший преподаватель А.В. Лебедева Директор филиала ДВФУ в г. Спасске-Дальнем,
к.э.н, доцент Е.В. Лагунова
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) филиал двфу в г. спасске-дальнем
| «
|
|