МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет» (ПГУ)
Н. С. Мендова, М. В. Мартынов, И. В. Михалец, М. Е. Питанова, Л. В. Шварева ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
МЕТОДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Учебно-методическое пособие для студентов
Под редакцией
Н.С. Мендовой
Пенза
Издательство ПГУ
2014
УДК
ББК
Рецензент
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Пензенского государственного технологического университета О.А. Вагаева Психологическое исследование: методико-диагностический инструментарий. / Н. С. Мендова, М. В. Мартынов, И. В. Михалец, М. Е. Питанова, Л. В. Шварева ; под ред. Н.С. Мендовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 150 с.
Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» содержит рекомендации по написанию рефератов и курсовых работ по дисциплине «Психология», требования к их содержанию и оформлению, основные психодиагностические методики, рекомендованные к использованию при проведении курсового исследования.
Издание разработано с целью обеспечения возможности выполнения бакалаврами очного и заочного отделений научных студенческих исследований.
Все материалы печатаются в авторской редакции.
© Пензенский государственный университет, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ 10
МЕТОДИКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 29
Раздел 1. Личность, мотивация, потребность 29
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) 29
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) 31
Определение направленности личности (ориентационная анкета) 33
Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса 39
Методика диагностики мотивации избегания неудач Т.Элерса 42
Опросник креативности Джонсона 44
Раздел 2. Темперамент, характер, эмоциональные состояния 46
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова 46
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности 60
Опросник САН 73
Тест «Самооценка силы воли» 75
Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А. Лосенков) 77
Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко 82
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) 86
Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) 91
Раздел 3. Внутригрупповые отношения, общение, лидерство 98
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей 98
Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова) 102
Экспертная оценка сплоченности учебной группы 105
Раздел 4. Профориентация 108
Дифференциально-диагностический опросник ДДО (Е. А. Климов) 108
Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности (модификация Г. В. Резапкиной) 114
Раздел 5. Профессиональная деятельность 119
Анализ особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности 119
Определение психического выгорания (А. А. Рукавишников) 126
Опросник для родителей «Типы воспитания детей» 132
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ [6] 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 150
ПРИЛОЖЕНИЕ А 151
Образец титульного листа 151
ВВЕДЕНИЕ Написание студентом научной работы (реферата, курсовой и дипломной работы) позволяет оценить не только полученные студентом знания, но и возможность их применения в самостоятельном научном исследовании. Проводя его, студент демонстрирует глубину теоретического освоения дисциплины, развивает умение работы с научной литературой, критически мыслить и логически излагать свою точку зрения.
Любая студенческая работа, по своей сути, должна удовлетворять общим требованиям по написанию научных работ, в том числе требованиям новизны, обоснованности выводов, научной этики, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д. Кроме того, немаловажно соответствие научной работы требованиям по оформлению работы [2].
Курсовая работа по психологии предполагает проведение собственного эмпирического исследования с применением психодиагностического инструментария. Специалист, не являющийся психологом, должен предварительно проконсультироваться с психологами по вопросу выбора конкретных методик и в психодиагностической работе соблюдать основные международные профессионально-этические принципы: 1) ответственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная кооперация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм [1].
Настоящее пособие предназначено для бакалавров высших учебных заведений и содержит рекомендации по написанию и оформлению реферата и курсовой работы по психологии, а также основные методики, рекомендованные к использованию при проведении курсового исследования.
ПОДГОТОВКА РЕФЕРАТА ПО ПСИХОЛОГИИ
Реферат представляет собой краткое изложение автором мнений исследователей или практиков по выбранной теме. Тему студент может выбрать самостоятельно, согласовав ее с научным руководителем, либо из предоставленного списка.
Реферат в оформленном виде имеет следующую структуру:
Титульный лист;
Оглавление (1 страница);
Введение (1-2 страницы);
Основная часть (8 - 10 страниц), состоит из нескольких параграфов;
Заключение (1-2 страницы);
Список использованных источников (5 – 10 источников).
Работа над рефератом начинается с определения темы. Обычно возможно выбрать из предоставленного преподавателем списка; при выборе темы, отсутствующей в списке, необходимо согласовать ее с руководителем. Далее рекомендуется составить план реферата и приступить к изучению литературы по выбранной теме. После предварительного просмотра литературных источников необходимо законспектировать их разделы в соответствии с планом работы, причем сразу записывая цитируемые источники с номерами страниц. Проведенный студентом анализ материалов включается в реферат, строятся логические связки между элементами структуры работы. Затем необходимо правильно оформить работу.
К оформлению реферата предъявляются определенные требования. Работа должна быть напечатана шрифтом 14 размера (Times New Roman), через 1,5 интервала. Поля: левое не менее 3 см, верхнее и нижнее не менее 2 см, правое не менее 1 см. Отступ первой строки 1,25, интервал перед и после абзаца 0 пт. Выравнивание текста по ширине, заголовков – по центру (точка в конце заголовка не ставится).
Все разделы реферата - оглавление, введение, параграфы, заключение - печатают с новой страницы. Рекомендуется при этом пользоваться функцией Word «вставка – разрыв страницы». Страницы нумеруются снизу по центру, титульный лист считается первой страницей, однако номер на нем не ставится.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дается определение основным понятиям по выбранной теме. В отличие от дипломной и курсовой работы, реферат содержит только теоретическую часть, в которой может быть несколько параграфов. В основной части реферата необязательно выражать свой собственный взгляд на исследуемую проблему. Достаточно изложить мнение ученых-психологов.
Заключение содержит выводы из проведенного теоретического исследования, подводя ему итог.
В тексте работы обязательно указывать ссылки на использованные источники литературы. Ссылки пишутся в квадратных скобках в конце цитаты, перед точкой, указывая на порядковый номер конкретного источника в библиографическом списке. Возможно использование сносок внизу страницы.
Библиографический список представляет собой нумерованный перечень использованных книг, журналов и интернет-ресурсов в алфавитном порядке. В описании источника должна содержаться фамилия и инициалы автора (авторов), заглавие источника, место издания, издательство, год издания.
|