Проект Минфина России и МБРР «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Доклад
«О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2015 году»
Москва 2016 Издание подготовлено Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при содействии ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты (ФБК)», оказанного при реализации Контракта № FEFLP/QCBS-4.1 «Институциональное укрепление Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг» в рамках Проекта Минфина России и МБРР «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
В подготовке Доклада принимали участие О.В. Прусаков, С.М. Шапигузов, А.К. Синягин, И.В. Дубинина, М.С. Абрамова, И.С. Баранов, Р.Ф. Валишина, Т.В. Карева и др. В подготовке отдельных разделов участвовали В.И. Майданюк (подраздел 7.1), П.Б. Шелищ (подраздел 7.2), Д.Д. Янин (подраздел 7.3).
| Доклад Роспотребнадзора «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2015 году» / Министерство финансов Российской Федерации – 332 с.
|
Настоящее издание содержит результаты анализа состояния и проблем защиты прав потребителей в финансовой сфере в Российской Федерации по итогам 2015 года, включая описание основ организации работы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, результаты исследования состояния и проблем нормативного правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг, обзор международной практики и международных принципов защиты прав потребителей финансовых услуг, результаты анализа тенденций развития финансового рынка и прогноза рисков для потребителей финансовых услуг, результаты статистического наблюдения и практики противодействия нарушению законодательных требований, обзор состояния информирования населения в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения уровня финансовой грамотности, а также результаты деятельности крупнейших общественных объединений потребителей.
Публичный доклад Роспотребнадзора «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2015 году» является четвертым подобным изданием в истории Российской Федерации и учитывает результаты обсуждения предыдущих докладов на конференциях по их презентации.
Содержание
Введение 5
1.Нормативное правовое регулирование и полномочия в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг 11
1.1.Полномочия по осуществлению контрольной и надзорной деятельности 11
1.2.Состояние и проблемы нормативной базы 28
1.3.Закон «О защите прав потребителей» как системообразующий закон 30
2.Новации и тенденции развития законодательства в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг 38
2.1.Закон «О потребительском кредите (займе)» и результаты его правоприменения 38
2.2.Внедрение института банкротства физических лиц и первые результаты правоприменения 43
2.3.Тенденции развития нормативного регулирования деятельности участников финансового рынка 56
2.4.Предполагаемые изменения в законодательстве 87
3.Международное сотрудничество и Принципы высокого уровня по защите прав потребителей финансовых услуг 115
3.1.Эволюция деятельности Организации Объединенных Наций в области защиты прав потребителей финансовых услуг 115
3.2.Развитие деятельности Организации экономического сотрудничества и развития 132
3.3.Развитие деятельности Евразийского экономического союза 141
3.4.Развитие деятельности государств – участников Содружества независимых государств 148
3.5.Участие Роспотребнадзора в международном сотрудничестве по защите прав потребителей финансовых услуг 157
4.Тенденции развития розничного финансового рынка и оценка рисков для потребителей финансовых услуг 161
4.1.Макроэкономическая ситуация и развитие финансового рынка 161
4.2.Изменения на рынке банковских услуг и риски для потребителей 165
4.3.Изменения на рынке страховых услуг и риски для потребителей 193
4.4.Изменения на рынке микрофинансовых услуг и риски для потребителей 202
4.5.Изменения на рынке прочих финансовых услуг и риски для потребителей 208
5.Результаты деятельности Роспотребнадзора и судебной практики в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в 2015 году 221
5.1.Рассмотрение обращений и заявлений потребителей 221
5.2.Контрольные мероприятия 248
5.3.Судебная практика 267
6.Практика информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения уровня финансовой грамотности населения 283
6.1.Реализация просветительской функции Роспотребнадзора через систему консультационных центров для потребителей 283
6.2.Реализация просветительской функции Роспотребнадзора в рамках Проекта Минфина России и МБРР 298
6.3.Разработка ведомственных стандартов консультирования потребителей финансовых услуг 316
6.4.Лучшая российская практика консультирования и информирования потребителей финансовых услуг 335
7.Результаты деятельности крупнейших общественных объединений потребителей 353
7.1.Союз защиты прав потребителей финансовых услуг 353
7.2.Союз потребителей Российской Федерации 362
7.3.Конфедерация обществ потребителей 364
8.Оценка эффективности деятельности организаций Роспотребнадзора по защите прав потребителей финансовых услуг 372
8.1.Методология оценки деятельности консультационных центров для потребителей 372
8.2.Результаты применения методологии оценки деятельности консультационных центров для потребителей 375
Выводы: Основные направления улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации 381
|