Скачать 1.12 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания ДОКЛАД о правоприменительной практике Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания за 2 квартал 2018 года Владикавказ 2018 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Доклад о правоприменительной практике результатов контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) за 2 квартал 2018 года подготовлен во исполнение пункта 2 и 3 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в рамках подготовки к проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики. Управление в соответствии с Положением, утвержденным приказомРоспотребнадзора от 10.07.2012 года № 727 является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Функции по надзору и контролю Управление осуществляет непосредственно и через свои территориальные отделы: - территориальный отдел в Алагирском районе (с осуществлением надзора в Алагирском, Дигорском, Ирафском районах); - территориальный отдел в Правобережном районе (с осуществлением надзора в Правобережном, Ардонском, Кировском районах); - территориальный отдел в Моздокском районе (с осуществлением надзора в Моздокском районе); - территориальный отдел в Пригородном районе (с осуществлением надзора в Пригородном районе). Согласно ст.44 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: 1) организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 2) организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 3) организацию и проведение в порядке, установленном в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; 4) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения; 5) выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 6) систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; 7) федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 8) проведение ежегодного анализа и оценки эффективности федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территорииРеспублики Северная Осетия-Алания; 9) подготовку на основании результатов деятельности ежегодного государственного доклада о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Северная Осетия-Алания. Также в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 года № 727, Управление осуществляет федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей. Согласно ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя: 1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора; 2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения; 4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности; 5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах); 6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителейна территорииРеспублики Северная Осетия-Алания; 7) ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, государственного доклада о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке. Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирует: - Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 года № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 года № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»; - Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; - Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 года № 764; - Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В соответствии с п.6 ст.2 294-ФЗ проверка - это совокупность проводимых в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Согласно п.5 ст.2 ФЗ-294 мероприятие по контролю - это действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций: - по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, - по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, - по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, - по проведению их исследований, испытаний, - а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных с фактами причинения вреда. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. II. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С целью оценки соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, должностными лицами Управления в 1полугодии 2018 года проведено379проверок, что на 29,2% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (в 1 полугодии 2017 года - 557). Из общего количества проверок проведено: - 55 в отношении учреждений здравоохранения; - 78 – детских и подростковых учреждений; - 84 – предприятий, осуществляющих деятельность по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами; - 6 – промышленных предприятий, - 83 – коммунальных предприятий 76-предприятий, осуществляющих торговлю промышленными товарами; предприятий по предоставлению услуг общественного питания, гостиничных услуг; бытового обслуживания населения; предприятий, оказывающих услуги связи Доля плановых проверок от общего количества проведенных проверок составила 27,1%, что ниже уровня 1 полугодия 2017 года (41,3%). Плановые проверки в отношении субъектов низкого риска не проводились. Количество проведенных внеплановых проверок составило277 (в 1 полугодии 2017 года – 335). - 112 (40,4 %) - в рамках исполнения предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки; - 16 (5,8 %) - по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации; - 142 (51,3 %) - на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации; - 7 (2,52%) на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры. Все проверки проведены в форме выездных проверок. Проверки, результаты которых были признаны недействительными, отсутствуют. Доля проверок с нарушениями составила 58,4%, в результате которых выявлено 471 нарушение, из них – 463 нарушения обязательных требований и 8- невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). По итогам проведения проверок наложено 299 административных наказания, в т.ч.1 приостановление деятельности, 67 предупреждений и 231 административных штрафов. По субъектам административной ответственности наложенные административные штрафы распределились следующим образом: на должностное лицо – 122 административных штрафа (52,8 % от общего числа); на индивидуального предпринимателя – 44 административных штрафов (19,01 % от общего числа); на юридическое лицо – 20 административных штрафов (8,7 % от общего числа). Общая сумма наложенных административных штрафов составила 613,8 тыс. рублей, взыскано 50,0% (306,7 тыс.руб.). В ходе контрольно-надзорных мероприятий проверено 348 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них порядка 65% осуществляют деятельность с нарушениями санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей и технического регулирования. По результатам проверок выдано 180 предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, вынесено 12 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выдано 12 предостереженийо недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом Управление в установленный срок, из них: 11 - по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, 1 - по недопущению нарушений в области защиты прав потребителей. Применение проверочных листов Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 № 707 должностными лицами Управления при проведении плановой проверки используются проверочные листы (списки контрольных вопросов). В 1 полугодии 2018 года специалистами Управления проведена1 плановая проверка в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере торговли продовольственной продукциейс использованием проверочных листов. Всего дан 151 ответ на вопросы проверочных листов их них: - «да» на 115 вопросов; -«нет» на 6 вопросов; -«требования не распространяются» 30 ответов. В результате проведения анализа ответов на вопросы в заполненных проверочных листах выявлено 3 нарушения санитарно-эпидемиологических требований. 1. О правоприменительной практике за 1 полугодие 2018 года по направлению деятельности «Эпидемиология». Выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»). Всего проведено 55 мероприятий, в т.ч.: - плановые выездные – 36 (65,5%); - внеплановые - 19 (34,5%), в том числе по основаниям: - жалоба – 1 (5,3%); - по приказу Роспотребнадзора по поручению Президента, Правительства-1(5,3%); - контроль предписания – 17(89,5%). Структура проверок МО за полугодие 2018г.: - бюджетные МО – 8 (14,8%), - частные медицинские центры46 (85,2%) Нарушения обязательных требований законодательства в1 полугодии 2018г.: - СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; - СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»; - СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; - СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; - СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах»; - СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»; - СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих»; - СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней». - СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение». - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Основные нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» при проведении мероприятий по контролю в отношении МО 1 полугодии 2018г. I. Нарушения требований санитарно-технического состояния: Раздел 1 – п.п.3 Требования к зданиям, сооружениям и помещениям МО Согласно п. 3.6.р.1 «Структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к настоящим санитарным правилам. С целью создания оптимальных условий проведения лечебно-диагностического процесса, комфортного пребывания пациентов и обеспечения безопасности труда медицинского персонала площади отдельных помещений могут увеличиваться. Примеры нарушений: набор и площади основных помещений меньше нормируемых требований; Согласно р.1.п.3.3.«Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности». Раздел 1-п.п. 5 Требования к водоснабжению и канализации МО Согласно р.1.п.5.4«Для вновь строящихся и реконструируемых МО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства». Пример нарушения: в государственном медицинском учреждении отсутствуют источники резервного горячего водоснабжения в хирургическом отделении. Согласно р.1 п.5.8 «В кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку)». Пример нарушения:в частнойМОне достаточно санитарно-технического оборудования для проведения дезинфекционных мероприятий и соблюдения правил личной гигиены медперсонала. Раздел 1 п.п. 4. Требования к внутренней отделке помещений Согласнор.1 п.4.2. «Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность»; р.1 4.3. «Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны». Пример нарушения: в государственной МО (в отделениях) поверхность стен и пола с дефектами, недоступны для качественной влажной уборки и обработке моющими и дезинфицирующими средствами. В кабинетах на стенах отслоилась краска, на полу имеется дефект линолеума в виде отслоения. Раздел 1 п.п. 6 Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений Согласно р.1п. 6.29.«Вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока предусматривается из помещений: душевых, санитарных узлов, помещений для грязного белья, временного хранения отходов и кладовых для хранения дезинфекционных средств, реактивов и других веществ с резким запахом». Пример нарушения: в государственной МОвытяжная вентиляция с механическим побуждением не предусмотрена в помещениях душевой, грязного белья и санитарных узлов; Согласно р.1п.6.4 «Здания МО должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и /или естественным побуждением». Пример нарушения: в государственной МО в помещениях отсутствует система вентиляции, при этом здание стационара площадью более 500 кв.м. Согласно р.1.п.6.5. «Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования». Пример нарушения: государственной МО не представлен паспорт на приточно-вытяжную вентиляцию в моечной эндоскопического кабинета, а также акт выполненных работ по дезинфекции вентиляционной системы. Согласно р.1 п. 6.12. «Самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для помещений операционных, реанимационных, рентген-кабинетов, лабораторий. Допускаются общие системы приточно-вытяжной вентиляции для группы помещений одного или нескольких структурных подразделений, кроме помещений чистоты класса А», приложение № 3. Пример нарушения: в государственной МО в операционном блоке и лаборатории отсутствует самостоятельная система вентиляции. Раздел 1 п.п. 7. Требования к естественному и искусственному освещению Согласно п.7.8.р.1 «Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями». Пример нарушения:в государственном медицинском учреждении светильники общего освещения в большинстве помещений не оборудованы сплошными (закрытыми) рассеивателями; II. Нарушения требований к организации дезинфекционных и стерилизационных мероприятий: Согласно р. 2 п.п. 2.30 «При стерилизации изделий в неупакованном виде воздушным методом не допускается хранение простерилизованных изделий в воздушном стерилизаторе и их использование на следующий день после стерилизации». Пример нарушения:в частном медицинском центре допускается хранение простерилизованных изделий в неупакованном виде в воздушном стерилизаторе. Согласно р.2.п.2.36. «Стерилизаторы подлежат бактериологическому контролю после их установки (ремонта), а также в ходе эксплуатации не реже двух раз в год в порядке производственного контроля». Пример нарушения: в частном медицинском центреотсутствует документированная информация о результатах контроля стерилизующей аппаратуры. Согласно р.V. «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям» п. 8.3.20 «Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции по его применению». Пример нарушения: вчастной стоматологической клинике на стерильных многоразовых изделиях медицинского назначения не указан срок хранения и дата стерилизации. III. Нарушения требований к организации проведения производственного контроля: Согласно р. 1 п. 1.7 «Администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами». Пример нарушения:в частном медицинском центре отсутствуют: - программа производственного контроля (далее ППК): -протоколы лабораторных испытаний, подтверждающие выполнение ППК; -нарушаются объемы и периодичность проведения лабораторных испытаний в соответствии с утвержденной руководителем ППК. IV. Нарушения требований к условию труда персонала: Согласно: р.1п.15.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Персонал ООМД должен проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры с оформлением акта заключительной комиссии. Периодические медицинские осмотры проводятся в организациях, имеющих лицензию на данные виды деятельности. Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным, и региональным календарем профилактических прививок». п.п.7.1.СанПиН 3.1/3.2.3146-13«Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» «В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры»),приказ N 302н МЗ и Социального развития РФ от 12 апреля 2011 года,Пример нарушения: в государственной МО не соблюдается полнота и периодичность прохождения медицинского осмотра сотрудниками учреждения, а именно отсутствует у медицинских работников: - бактериологическое обследование на носительство возбудителей кишечных инфекций при устройстве на работу; - серологическое обследование на брюшной тиф при устройстве на работу; - осмотр специалистами: стоматологом,терапевтом, оториноларингологом. Основные нарушения СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» при проведении мероприятий по контролю в отношении МО Согласно п.3.7. «В схеме обращения с медицинскими отходами указываются: - качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; - нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; - потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции; - порядок сбора медицинских отходов; - порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза; - применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов; - порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов). Пример нарушения: схема сбора, хранения и транспортировки опасных медицинских отходов, утвержденная директором медицинского центра не содержит следующие необходимые сведения: - качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; - нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; - потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции; - порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза; - применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов; - порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов); - организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами. Согласно п.п.4.3. «При приеме на работу и затем ежегодно персонал проходит обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами». Пример нарушения:в стоматологическом учреждении персонал, осуществляющий деятельность в области обращения с отходами, при приеме на работу и затем ежегодно не проходит обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами. Отсутствуют данные о прохождении персоналом обязательных инструктажей по правилам обращения с отходами. Согласно п.п.4.29 «Сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости («Отходы. Класс Г») в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности». Пример нарушения:в частном стоматологическом учреждении использованные ртутные лампы дневного освещения, относящиеся к медицинским отходам класса Г, собираются не в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками. Согласно п.9.1. «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами». Пример нарушения:в частном медицинском центрене осуществляется производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов в виде документальных проверок, с кратностью не реже 1 раза в месяц. Основные нарушения СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» при проведении мероприятий по контролю в отношении МО Согласно п.п. 4.1.5. «Емкости с дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами должны иметь четкие надписи с указанием названия препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности». Пример нарушения:в государственной МОотсутствует четкая надпись с указанием назначения, даты предельного срока годности раствора. Основные нарушения СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах» при проведении мероприятий по контролю в отношении МО Согласно п.п. 5.1. «Эндоскопическое отделение (кабинет) должно иметь следующие помещения: - кабинет(ы) врача(ей); - раздельные эндоскопические манипуляционные (в зависимости от видов проводимых вмешательств) для проведения: бронхоскопии, исследований верхних отделов желудочно-кишечного тракта, исследований нижних отделов желудочно-кишечного тракта; - моечно-дезинфекционное помещение; - вспомогательные помещения». Пример нарушения:в государственной МО неполный набор помещений для оказания медицинской деятельности (отсутствуют помещения для проведения эндоскопических исследований (кабинет приема врача, эндоскопическая процедурная и помещение для обработки эндоскопической аппаратуры и инструментов к ним). Основные нарушения СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»при проведении мероприятий по контролю в отношении МО Согласно п.п. 2.3.7. «Помещения лабораторий разделяют на "заразную" зону, где осуществляются манипуляции с ПБА III - IV групп и их хранение, и "чистую" зону, где не проводят работы с микроорганизмами и их хранение. В "чистой" зоне лабораторий должны располагаться следующие помещения: гардероб для верхней одежды; помещения для проведения подготовительных работ (препараторская, моечная, приготовление и разлив питательных сред и др.); помещение для стерилизации питательных сред и лабораторной посуды (стерилизационная); помещение с холодильной камерой или холодильниками для хранения питательных сред и диагностических препаратов; помещение для работы с документами и литературой; помещение отдыха и приема пищи; кабинет заведующего; помещение для хранения и одевания рабочей одежды; подсобные помещения; туалет. Для работы с ПБА III - IV групп в "заразной" зоне должны размещаться: помещение для приема и регистрации материала (проб); боксированные помещения с предбоксами или помещения, оснащенные боксами биологической безопасности; помещения для проведения бактериологических (вирусологических) исследований; помещения для проведения иммунологических исследований; помещение для люминесцентной микроскопии; помещение для проведения зооэнтомологических работ; помещение для паразитологических исследований; помещение для работы с лабораторными животными (заражение, вскрытие); помещение для содержания инфицированных лабораторных животных; помещения для ПЦР-диагностики; термостатная комната; помещение для обеззараживания (автоклавная). Пример нарушения: в клинико-диагностической лаборатории государственной МО помещение для работы с документами и литературой («чистая зона») фактически совмещено с помещением для проведения микроскопии, что создает перекрещивание потоков с различной эпидемиологической значимостью. Согласно п.п.2.3.9 «В лабораториях, проводящих исследования с ПБА только IV группы, в "заразной" зоне должны располагаться: комната для посевов; комната для проведения исследований с ПБА; комната для обеззараживания и стерилизации; душевая в санитарном пропускнике на границе "чистой" и "заразной" зон. Обязательна маркировка автоклавов, столов, стеллажей и разделение движения инфекционного и чистого материалов во времени». Пример нарушения: в клинико-диагностической лаборатории государственной МО и частного медицинского центра отсутствует санитарный пропускник. Согласно п.п.2.3.11. «Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию. В помещении "заразной" зоны не допускается устройство подвесных потолков, не отвечающих указанным требованиям, и подпольных каналов». Пример нарушения: в бактериологической лаборатории государственной МО внутренняя отделка помещений выполнена с нарушениями их функциональных назначений (поверхность стен в коридорах «чистой» и «грязных» зон выполнена из обоев, имеющих негладкую поверхность. Потолки во всех помещениях натяжные, не устойчивые к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Принятые меры по результатам проведенных проверокза 1 полугодие 2018г. По результатам мероприятий по контролю в отношении МО специалистами Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания приняты следующие меры административного воздействия: Наложено 56 штрафов на сумму 174тыс.руб., в т.ч.: - на юридических лиц –10 на сумму 110тыс.руб.; - на должностных лиц – 38 на сумму 52тыс.руб. Вынесено предупреждений – 15; Основные статьи КоАП РФ применяемые для административной ответственности: Ст. 6.3. КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий): не осуществляется производственный контроль в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, а именно, не организовано проведение лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды (химических, физических); программа производственного контроля не соответствует требованиям СП 1.1.1058-01; отсутствие вакцинопрофилактики сотрудников МО; не своевременная передача экстренных извещений в отдел регистрации инфекционных заболеваний; нарушения санитарно-дезинфекционного и стерилизационного режимов. Ст. 6.4. КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта): состав и площади основных и вспомогательных помещений МО не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов; нарушаются требования к набору помещений МО; отсутствие (недостаточность) медицинского оборудования в МО; изношенность медицинского оборудования в МО; несвоевременное проведение капитальных и косметических ремонтов; несвоевременный ремонт систем водопровода и канализации; отсутствие резервных источников горячего водоснабжения; отсутствие систем вентиляции или их несвоевременный ремонт, отсутствие систем кондиционирования воздуха; не соблюдение санитарных и гигиенических требований к условиям труда медицинского персонала. Ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами): нарушения при обращении с медицинскими отходами (сбор, хранение, транспортировка, в т.ч. недостаточность оборудования для МО, ведение документации по обращению с МО); Ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). «Как делать нужно (можно)» В соответствии с требованиямиСанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» Раздел 1 п.п. 3.3. «Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности». Пример работы МО в соответствии с данными требованиями: подразделения (помещения) с асептическим режимом, палатные отделения, отделения лучевой диагностики и терапии, другие подразделения с замкнутым технологическим циклом (лаборатория, пищеблок, ЦСО, аптека, прачечная) не должны быть проходными. Раздел 1 п.п.6.5. «Системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования». Пример работы МО в соответствии с данными требованиями: При эксплуатации систем вентиляции должны быть обеспечены нормативные требования к уровням шума и вибрации. В помещениях классов А и Б в воздухе не должно быть золотистого стафилококка. Вентиляционные системы должны исключать перетекание воздушных масс из "грязных" помещений в "чистые". Вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений чистоты класса А, должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания. Самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для помещений операционных, реанимационных, рентгенкабинетов, лабораторий. Раздел 1 п.п.5.4. «Для вновь строящихся и реконструируемых МО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства». Раздел 1п.п.15.1 «Персонал ООМД должен проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры с оформлением акта заключительной комиссии. Периодические медицинские осмотры проводятся в организациях, имеющих лицензию на данные виды деятельности. Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным, и региональным календарем профилактических прививок. |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в 2008 году... | ||
Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике крым... | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | ||
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | ||
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия | Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | ||
Доклад подготовлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской... | Доклад подготовлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |