Проект Минфина России и МБРР «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»Доклад «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2014 году»Москва 2015УДК 366.542:336
ББК 65.272 + 65.26
О-11
Издание подготовлено Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при содействии ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты (ФБК)», оказанного при реализации Контракта № FEFLP/QCBS–4.1 «Институциональное укрепление Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг» в рамках Проекта Минфина России и МБРР «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».В подготовке Доклада «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2014 году» принимали участие О.В. Прусаков, С.В. Мухина, С.М. Шапигузов, И.А. Николаев, А.К. Синягин, И.В. Дубинина, М.С. Абрамова, И.С. Баранов, Ю.В. Гурбанова, Т.В. Карева и др.
В подготовке отдельных разделов Доклада участвовали О.М. Иванов (раздел 2), Т.Ю. Робулец (разделы 2,4), Н.С. Тюрников (разделы 2,4), А. В. Чирков (разделы 2,4), О.В. Томилова (подраздел 3.3), П.Б. Шелищ (подраздел 7.1), В.В. Янин (подраздел 7.2), В.И. Майданюк (подраздел 7.3).
О-11
| Доклад Роспотребнадзора «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2014 году» / Министерство финансов Российской Федерации – с. 270.
|
ISBN 978-5-00077-246-1
Настоящее издание содержит результаты анализа состояния и проблем защиты прав потребителей в финансовой сфере в Российской Федерации по итогам 2014 года, включая описание основ организации работы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, результаты исследования состояния и проблем нормативного правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг, обзор международной практики и международных принципов защиты прав потребителей финансовых услуг, результаты анализа тенденций развития финансового рынка и прогноза рисков для потребителей финансовых услуг, результаты статистического наблюдения и практики оказания противодействия нарушению законодательных требований, обзор состояния информирования населения в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения уровня финансовой грамотности, а также результаты деятельности крупнейших общественных объединений потребителей.
Публичный доклад Роспотребнадзора «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере» является третьим подобным изданием в истории Российской Федерации и учитывает результаты обсуждения предыдущих докладов на конференциях по их презентации и обсуждению.
УДК 366.542:336
ББК 65.272 + 65.26
ISBN 978-5-00077-246-1 Содержание
Введение 4
1.Основы организации работы по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг 6
1.1.Ключевые компоненты рынка финансовых услуг 6
1.2.Полномочия и взаимодействие в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг 8
2.Нормативное правовое регулирование защиты прав потребителей в финансовой сфере 20
2.1.Состояние и проблемы нормативной базы защиты прав потребителей финансовых услуг 20
2.2.Закон «О защите прав потребителей» как системообразующий закон в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг 23
2.3.Изменения в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» как новация в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг 31
2.4.Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и первые результаты его правоприменения 36
Информация о среднерыночных значениях полной стоимости потребительского кредита (займа) // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru 39
2.5.Тенденции развития нормативного регулирования деятельности участников финансового рынка 43
2.6.Предполагаемые изменения в законодательстве для улучшения защиты прав потребителей финансовых услуг 73
3.Международное сотрудничество и Принципы высокого уровня по защите прав потребителей финансовых услуг 88
3.1.Эволюция деятельности ООН в области защиты прав потребителей финансовых услуг 88
3.2.Развитие деятельности ОЭСР и Группы двадцати 92
3.3.Развитие деятельности Всемирного банка и организаций, учрежденных Всемирным банком 118
3.4.Развитие деятельности Евразийского экономического союза 127
3.5.Развитие деятельности государств-участников СНГ 130
3.6.Участие Роспотребнадзора в международном сотрудничестве по защите прав потребителей финансовых услуг 137
4.Тенденции развития розничного финансового рынка и оценка рисков для потребителей финансовых услуг 144
4.1.Макроэкономическая ситуация и развитие финансового рынка 144
4.2.Изменения на рынке банковских услуг и риски для потребителей 149
4.3.Изменения на рынке страховых услуг и риски для потребителей 169
4.4.Изменения на рынке микрофинансовых организаций и риски для потребителей 173
4.5.Изменения на рынке прочих финансовых услуг и риски для потребителей 181
5.Результаты деятельности Роспотребнадзора и судебной практики в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг 190
5.1.Рассмотрение обращений и заявлений потребителей 190
5.2.Контрольные мероприятия 200
5.3.Судебная практика 206
6.Практика информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение уровня финансовой грамотности населения 221
6.1.Реализация просветительской функции Роспотребнадзора через систему консультационных центров для потребителей 221
6.2.Реализация просветительской функции Роспотребнадзора в рамках Проекта Минфина России и МБРР 231
6.3.Разработка ведомственных стандартов консультирования потребителей финансовых услуг 240
6.4.Лучшая российская практика консультирования и информирования потребителей финансовых услуг 252
7.Результаты деятельности крупнейших общественных объединений потребителей 267
7.1.Союз защиты прав потребителей финансовых услуг 267
7.2.Союз потребителей Российской Федерации 273
7.3.Конфедерация обществ потребителей 277
8.Оценка эффективности деятельности Роспотребнадзора по защите прав потребителей финансовых услуг 282
8.1.Методологические подходы к оценке эффективности государственного управления 282
8.2.Показатели оценки эффективности деятельности Роспотребнадзора 285
8.3.Разработка методологии оценки деятельности консультационных центров для потребителей: первые результаты 289
Выводы: Основные направления совершенствования системы защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации 295