Кафедра естественнонаучных дисциплин


НазваниеКафедра естественнонаучных дисциплин
страница1/20
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Чувашский республиканский институт образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин
Мастерская учителя

биологии и химии



Чебоксары 2009
Печатается по решению кафедры ЕНД ЧРИО

МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ: из опыта работы учителей биологии и химии Чувашской Республики. Выпуск 1. Чебоксары, 2009/ Под общ. ред. Н.В.Борисовой. – Чебоксары, 2009. - 142 с.

В основу настоящего сборника положены материалы, отражающие результаты педагогического труда учителей биологии и химии Чувашской Республики. Это разработки уроков, внеклассных мероприятий и программы элективных курсов. Сборник будет полезен для учителей-практиков, студентов педагогических вузов, специалистов отделов образования.
Ответственность за содержание представленных публикаций несут авторы. Авторский стиль в большинстве работ сохранен.

© Кафедра ЕНД ЧРИО


Сборник подготовлен к 75-летию ЧРИО

Мастерская учителя

биологии и химии

(из опыта работы учителей

биологии и химии Чувашской Республики)

Чебоксары-2009

О сборнике
От писателя остаются книги,

от художника – картины, от каждого яркого,

думающего учителя должен остаться его

неповторимый опыт.

Л.Ф. Кабо «Жил на свете учитель».
Профессиональное мастерство и опыт, по мнению самих педагогов, всегда есть плод достаточно длительного практического труда. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности.

В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи, последовательно и качественно, наиболее оптимальным путем решать их.

Для этого существуют разные пути, технологии, формы, помогающие оптимизировать образовательный процесс. Но, несмотря на многочисленные нововведения, все же главной составной частью учебного процесса остается урок. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства1.

Именно поэтому большую часть сборника составляют разработки уроков учителей биологии и химии, раскрывающие как общие подходы, так и частные методические приемы в обучении биологии и химии.

«Мастерская учителя» - это первая попытка обобщить педагогический опыт учителей естественнонаучного цикла Чувашии.


Урок «Виды размножения. Бесполое размножение» (6 класс)

Краснова С.А., учитель биологии высшей категории

МОУ «СОШ пос.

Опытный» Цивильского района
Тема урока: «Виды размножения. Бесполое размножение» изучается в разделе: «Жизнедеятельность организмов» (Ш. четверть). Предлагаемый план урока ориентирован на содержание программы и учебника Н. И. Сонина «Биология 6 класс. Живой организм». Класс поделен на группы по 5-6 человек для выполнения лабораторной работы.

Для поведения урока используется также материалы компакт-диска: «Биология. 6 класс». ( Физикон).

Цель урока: изучение основных особенностей форм размножения организмов.

Задачи:

- иметь представление о разнообразии способов размножения организмов;

- понимать биологическое значение размножения организмов;

- знать особенности бесполого размножения организмов.

-отработать навыки размножения комнатных растений вегетативными органами.

Оборудование: ноутбуки, проектор, презентация по теме, раздаточный материал для лабораторной работы, ММД «Биология 6 класс» (Физикон).

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

      • биологическое значение размножение организмов;

      • особенности бесполого размножения.

Учащиеся должны уметь:

  • размножать комнатные растения вегетативными органами;

  • работать в программах Microsoft Office.

Предварительная подготовка:

  1. Создать презентации для использования на разных этапах урока.

  2. Иметь дополнительные презентации к уроку («Формы бесполого размножения» и «Половое размножение»).

3. Приготовить раздаточные материалы для самостоятельной работы, таблицы и для лабораторной работы. (Инструкция. Комнатные растения: герань, сенполии, пуанссетия, и т.д.), стаканчики с водой, горшочки с почвой, стеклянные банки.

Ход урока:

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2.. Изучение нового материала:

План урока:

1. Формы размножения организмов. Особенности и преимущества.

Организация самостоятельной работы по заполнению схемы № 1 с элементами обсуждения.

Учитель подводит учащихся к тому, что уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов. Наряду с бесполым размножением очень давно возникло и половое, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалась применительно к условиям жизни различных организмов, что будет показано и рассмотрено на следующем уроке. Формулируется вопрос:

- Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями?

Учитель поясняет, что существует огромное многообразие форм и способов размножения, но на данном уроке будет подробно рассмотрено только бесполое размножении. Учитель дополняет, обобщает ответы детей и продолжается заполнение схемы № 1:

Схема 1


Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее часто оно встречается у одноклеточных животных, известно и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

  1. При бесполом размножении принимает участие только одна особь.

  2. Осуществляется без участия половых клеток.

  3. В основе размножения лежит митоз.

  4. Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особи.

  5. Преимущество – быстрое увеличение численности.

Вывод: в основе всех этих способов размножения лежит деление клетки.

2. Формы бесполого размножения.

Просмотр видеофрагментов: деление эвглены зеленой, почкование гидры, спорообразование.

Учитель: «Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие, цветковые и споровые растения, млекопитающие и животные?»

Выслушиваются ответы учащихся. Заполнение таблицы №1.

3. Формы бесполого размножения.

Таблица 1

Способы бесполого размножения

Особенности бесполого размножения

Организмы

1. Митотическое деление клетки

Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и достигнув величины материнского организма, вновь делятся.

Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие.

2. Спорообразование

Осуществляется  по средствам спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.

Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники.

3. Почкование.

На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё.

актерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории.

4.Вегетативное размножение.

Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста).
У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма (губки кишечнополостные).

Герань, традесканция, бегония,  узамбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.

4. Вегетативное размножение.

Учитель: Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются  и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду или на пришкольном участке.

Вегетативное размножение

Надземный побег

Подземный побег

1) стебель

1) луковица

2) лист

2) клубнелуковицы

3) отводки

3) корневища

4) черенки

4) корневые шишки

5) усы




6) усики




7) выводковые почки




8) луковички воздушные




5. Рассказ ученика о способах вегетативного размножения с помощью компакт – диска «Биология 6 класс» (Физикон).

Работа с терминами (листовой черенок, стеблевой черенок, корневой черенок).

6. Лабораторная работа. «Черенкование комнатных растений».

Цель: Овладеть навыками черенкования комнатных растений, познакомиться с условиями, необходимыми для успешного укоренения и развития черенков.

Оборудование: комнатные растения (герань, сенполии, пуанссетия), скальпель, стаканчики с водой, горшочки с почвой, стеклянные банки.

Ход работы

  1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3-4 листьями с предложенных вам комнатных растений.

  2. Удалите с черенка два нижних листа и поместите черенки в стаканы (или банки) с водой так, чтобы нижний узел был погружен в воду. Для ускорения образования корней поставьте черенки в теплое и хорошо освещенное место.

  3. Через каждые 3-4 суток меняйте воду в сосудах.

  4. После того, как придаточные корешки достигнут длины 2 см, высадите черенки в цветочные горошки с почвой.

  5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдержите на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьется корневая система, и не начинается рост побегов.

  6. За развитием черенков растений ведите наблюдения. Данные записывайте в таблицу № 2

Таблица 2

Название растений

Даты

Формирование черенков

Начало формирования придаточных корней

Высадка в цветочные горшки

Начало роста побегов
















7. Вывод: при вегетативном размножении новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, и т.д.).

8. Закрепление изученного материала:

Верны ли утверждения:

  1. Спорообразование характерно для гидры.  -

  2. Зелёная эвглена размножается  путём деления клетки.  +

  3. При бесполом размножении участвует одна особь.  +

  4. Гермафродит - обоеполый организм.   +

  5. Мхи и папоротники размножаются почкованием.  -

  6. При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.  –

  7. Для простейших характерно деление пополам. +

  8. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +

  9. Гидра размножается почкованием. +

  10. Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +

  11. В бесполом размножении участвуют одна особь. +

Рефлексия

  • Что узнали нового?

  • В чем были трудности?

  • Как с ними справились?

8. Домашнее задание: Прочесть параграф учебника. Знать материалы, данные учителем на уроке и записанные в тетради.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconОрганизационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
«Психология» и «Юриспруденция», образованы 4 новые кафедры: «Психология», «Кафедра государственно-правовых дисциплин», «Кафедра гражданско-правовых...

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconРоссийской Федерации Российский государственный университет физической...
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения для изучения теоретических и практических основ математической...

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconЕ. А. Коновалова С. М. Чигинцев Строение атома
Методические указания утверждены на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин от 17. 10. 2011 (протокол №2)

Кафедра естественнонаучных дисциплин icon«Исследование современных образовательных технологий в преподавании...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения...

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconУмк для проведения занятий по дисциплине «Информационные технологии...
На заседании цикловой комиссии «Естественнонаучных и социально-экономических дисциплин»

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconВ. И. Меленчук канд геогр., доцент кафедры географии Калужского государственного...
Печатается по решению кафедры естественнонаучных и математических дисциплин филиала сзагс в г. Калуге

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 по дисциплине «Информатика»
Методические указания составил доцент кафедры гуманитарных, социальных, профсоюзных и естественнонаучных дисциплин Щепин Ю. Н

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconПрограмма учебной практики «автоматизированное рабочее место юриста»...
Одобрено кафедрой «Общегуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин». Протокол заседания кафедры от 28. 08....

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconВо втором, переработанном и дополненном, издании практикума (предыдущее...
И. С. Клециной, представлены методические разработки практических и семинарских занятий по гендерной психологии. Практикум предназначен...

Кафедра естественнонаучных дисциплин iconКафедра гражданско-правовых дисциплин учебно-методический комплекс...
Дисциплина «Гражданское процессуальное право» изучается в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск