Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет


НазваниеПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет
страница1/20
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


МАРКЕТИНГ


Практикум

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет


экономики и сервиса


Е.Б. КМЕТЬ

О.Г. Марченко

Н.А. Юрченко

Ю.А. Шевченко






МАРКЕТИНГ

Практикум
для студентов экономических специальностей,

изучающих дисциплину «Маркетинг»

в цикле общепрофессиональных дисциплин

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2011
ББК


Рецензенты: А.А. Исаев, д-р экон. наук, профессор

А.А. Напалкова, канд. экон. наук, доцент

Кметь Е.Б., Юрченко Н.А., Марченко О.Г., Шевченко Ю.А.
МАРКЕТИНГ: практикум. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – 148с.

Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты в целях освоения профессиональных компетенций.

Для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Маркетинг» в цикле общепрофессиональных дисциплин.


Печатается по решению РИСО ВГУЭС.



Утвержден на заседании кафедры Маркетинга и Коммерции 18.05.2011, протокол № 10.

Рекомендован к изданию методическим советом Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС


© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2011

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня маркетинг является одной из самых актуальных экономических дисциплин. Без знания теоретических аспектов маркетинга и приобретения основных практических навыков профессиональные компетенции многих специалистов были бы неполными. Маркетинг определяет назначение и миссию компании, а также стратегию ее осуществления. Маркетинг обосновывает выбор компанией обслуживаемой потребительской аудитории, определяет на удовлетворение каких потребностей ориентировать производство, какие товары и услуги выпускать и предлагать рынку. Маркетинг является комплексом организационных рычагов и действий, обеспечивающих осуществление других производственных и управленческих функций для развития компании и достижения ее целей.

Цель данного практикума – способствовать формированию профессионального мышления у будущих специалистов и профессионального подхода к решению маркетинговых задач на уровне предприятия. Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по дисциплине «Маркетинг», а также организации самостоятельной работы студентов.

В практикуме системно и комплексно сформулированы подходы к реализации функций маркетинга на уровне предприятия на основе базовых теоретических принципов маркетинга.

Структурно практикум соответствует учебной программе дисциплины и предназначен для работы студентов на практическом / семинарском занятии, а также для самостоятельной работы студента. В каждом разделе практикума содержатся ситуационные задачи (кейсы), составленные по материалам действующих предприятий, расчетные задачи и упражнения, тесты. Значительная часть заданий отражает региональную специфику.

Разноплановые задания по разделам дисциплины позволяют осуществить всестороннюю подготовку будущих специалистов. Сформированные на основе решения заданий практикума профессиональные компетенции, позволят студентам проводить анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде; исследовать рынок и его конъюнктуру, потребности и спрос; разрабатывать стратегию предприятия в условиях конкуренции; готовить предложения по развитию товарного ассортимента; формировать ценовую политику; выбирать каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт; формировать коммуникативную политику; принимать участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования; оценивать эффективность маркетинговой деятельности.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




    1. Основные виды занятий

В соответствии с действующим учебным планом по дисциплине «Маркетинг» предусмотрено 48 часа аудиторных занятий, в том числе лекционные занятия – 32 часа, практические занятия – 16 часов.

Практические занятия призваны сформировать у студентов профессиональные компетенции. После изучения курса студенты должны знать:

- роль и значение маркетинга в профессиональной деятельности предприятий;

- роль процесса маркетинга в рыночной экономике;

- изменение роли маркетинга в процессе эволюции концепций маркетинга;

- основные методы и методики сбора и анализа маркетинговой информации;

- правила и критерии сегментации потребительского рынка;

- общие принципы организации маркетинговой деятельности при различных моделях бизнеса;

- структуру маркетингового комплекса на товарном рынке и в сфере услуг;

- особенности реализации маркетингового комплекса на различных рынках.

Студенты должны владеть следующими компетенциями:

  • методами сбора и анализа маркетинговой информации;

  • методами сегментирования рынка по различным критериям на основе маркетинговой информации;

  • анализировать, координировать и регулировать деятельность всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде;

  • исследовать рынок и его конъюнктуру, потребности и спрос;

  • разрабатывать стратегию предприятия в условиях конкуренции;

  • управлять товарным ассортиментом;

  • формировать ценовую политику;

  • выбирать каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт;

  • формировать коммуникативную политику;

  • участвовать в разработке программ стратегического и оперативного планирования;

  • оценивать эффективность маркетинговой деятельности предприятия.

    1. Темы и содержание практических занятий


На практических занятиях предполагается проведение следующих видов работ:

- краткий текущий контроль лекционного материала в форме тестов или устных опросов;

- изучение и анализ ситуаций (кейсов);

- решение задач по теме;

- обсуждение дискуссионных вопросов;

- предоставление результатов самостоятельных исследований и их обсуждение.

Основные задания по темам дисциплины, представленные в данном практикуме, - это ситуационные задачи (кейсы), расчетные задачи и упражнения, тесты.

В пособии представлены задания по следующим темам:

Тема 1. Понятие маркетинга компании.

Тема 2. Маркетинговая среда как объект исследования и фактор принятия маркетинговых решений.

Тема 3. Информационная база маркетинга и маркетинговые исследования

Тема 4. Поведение индивидуальных потребителей.

Тема 5. Поведение потребителей на деловых рынках.

Тема 6. Управление маркетингом.

Тема 7. Выбор целевого рынка. Позиционирование и дифференцирование

Тема 8. Разработка маркетинговых стратегий и планов компании

Тема 9. Управление товаром

Тема 10. Решения в области товарной политики

Тема 11. Разработка ценовых стратегий и программ

Тема 12 Маркетинговые каналы и логистика

Тема 13. Оптовая и розничная торговля и прямой маркетинг

Тема 14. Коммуникационная политика компании

Тема 15. Особенности маркетинга на различных рынках


    1. Методические рекомендации по выполнению работ

Практикум составлен из заданий по темам, полностью соответствующим рабочей учебной программе дисциплины «Маркетинг» и обеспечивающих подготовку студентов к итоговой аттестации по дисциплине в виде экзамена (электронное тестирование).

Для студентов очной формы обучения пособие, в основном, рассчитано на аудиторную работу в рамках семинарских и/или практических занятий в присутствии преподавателя. Часть заданий (по усмотрению преподавателя) может быть предложена в качестве домашнего задания. Сроки выполнения студентами домашнего задания устанавливаются преподавателем. Если студентом в процессе освоения дисциплины было выполнено менее 75% предложенных в практикуме упражнений и заданий, он не допускается до итоговой аттестации по дисциплине (зачета).

Студенты недневных форм обучения решают задания, представленные в пособии самостоятельно, до начала экзаменационной сессии. Для самостоятельной работы можно использовать учебные и методические издания, указанные в разделе 3 данного пособия.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Задания по теме «Понятие маркетинга компании»
Задание 1. Проанализируйте определения маркетинга по предлагаемому алгоритму.

  1. Выявите общие черты и существенные различия в представленных ниже определениях.

  2. Сформулируйте свое определение маркетинга на базе систематизации выявленных общих и специфических аспектов представленных определений (используйте слова «это…», «направленный на…», «путем обеспечения…», «при выполнении условий…»).

  3. Обоснуйте включение в полученное определение отдельных аспектов.

Маркетинг – управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли (Институт маркетинга, Лондон).

Маркетинг – процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (Американская ассоциация маркетинга).

Маркетинг – управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы (Г. Абрамишвили).

Маркетинг – чел. деятельность, которая направлена на удовлетворение как осознанного, так и латентного (скрытого) спроса на товары услуги (Р. Гист).

Маркетинг – процесс, который направлен в рамках наложенных обществом ограничений к установленному при обмене удовлетворительных взаимоотношений между людьми и организациями, стремящимися удовлетворить эти потребности (Д. Джолсон).

Маркетинг – вид чел. деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие (Ф. Котлер).

Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя (Ж.Ж. Ламбен).

Маркетинг – это мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги находятся в руках потребителей (У. Район).

Маркетинг – ведущая область хозяйственного управления, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос специфического изделия или услуги, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя с тем, чтобы обеспечить определенную компанию нормой прибыли или достижение других целей (Л. Роджер).

Маркетинг – действия, включенные в поставку товаров и услуг от производителя к потребителю (С. Рюуолд, Дж. Скотт, М. Уоршоу).
Задание 2. Установить соответствие между базовыми понятиями маркетинга и их определениями

1. Чувство, ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

2. Потребность, подкрепленная покупательской способностью.

3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

4. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.

5. Совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа.

6. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде.

7. Акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

8. Экономический процесс взаимосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоевание преимуществ в сбыте своей продукции.

Ответы:

1. Рыночный потенциал

2. Обмен

3. Рынок

4. Потребность

5. Конкуренция

6.Нужда

7. Запрос

8. Товар
Задание 3. Определите, к каким функциям маркетинга относятся следующие виды маркетинговой деятельности, заполнив таблицу 1.1
Таблица 1.1

№ п/п

Виды маркетинговой деятельности

Функции маркетинга

1

Анализ и прогнозирование динамики продаж




2

Ведение клиентской базы




3

Выбор рыночных партнеров




4

Анализ доходности и прибыльности сегментов рынка




5

Определение и поддержание маркетингового потенциала рынка




6

Определение положения товара на рынке




7

Исследование потребностей клиентов




8

Управление послепродажным сервисом




9

Организация региональных торговых представительств




10

Организация связей с общественностью




11

Управление системой продвижения




12

Отслеживание и формирование ассортимента




13

Оценка емкости рынка и доли рынка фирмы




14

Оценка конкурентоспособности товара




15

Оценка эффективности маркетинговых затрат




16

Поддержка и развитие существующей системы сбыта




17

Позиционирование торговой марки




18

Определение базовой цены и анализ структуры цен




19

Поиск новых партнеров




20

Проведение анкетных исследований




21

Осуществление ценовой политики




22

Развитие системы прямых продаж




23

Разработка методов привлечения потребителей




24

Разработка рекламной кампании




25

Расширение сети сбыта




26

Сбор и обработка рыночной информации




27

Сегментация рынка




28

Составление медиа-плана




29

Стимулирование продаж




30

Управление качеством продукции




31

Формирование имиджа предприятия




32

Формирование каналов распределения




33

Формирование рекламного бюджета




34

Ценовое стимулирование




35

Презентация товара




36

Поиск направлений оптимизации ассортимента






  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 41. 03. 05 Международные отношения...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата,...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Маркетинговые исследования» разработан...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск