Скачать 1.85 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСОМ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Учебно-методическое пособие Волгоград 2014 УДК 37.015.3-07 ББК А 867 Рецензенты: Зав.каф. общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета, доктор социологических наук, профессор М. Е. Волчанский Зав.каф. экономики и менеджмента Волгоградского государственного медицинского университета, кандидат экономических наук, доцент С. Ю. Соболева Рекомендовано Центральным методическим советом Волгоградского государственного медицинского университета Авторы-составители: Артюхина А. И., Чумаков В. И. Психолого-педагогическая диагностика: Учебно-методическое пособие /Сост.: А. И. Артюхина, В. И. Чумаков - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 115 с. Учебно-методическое пособие посвящено теоретическим основам и практике психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе вуза и помимо теоретической части содержит банк диагностических методик, которые с одной стороны помогут преподавателю «познать себя», а с другой стороны могут применяться при работе со студентами, в воспитательном и учебном процессе кафедры. Пособие предназначено для дополнительного профессионального образования преподавателей, участвующих в обеспечении образовательных программ группы Здравоохранение.
ВВЕДЕНИЕ Модернизация отечественного образования и здравоохранения, ориентация высшей медицинской школы на компетентностный формат, представленный в ФГОС ВПО III-го поколения, актуализируют потребность в совершенствовании профессиональной подготовки преподавателей медицинских вузов в сфере профессионально-педагогической деятельности. Специфика профессорско-преподавательского состава любого медицинского вуза заключается в том, что значительное число преподавателей не имеет базового педагогического образования. В то же время, очевидно, что успешное внедрение инноваций в медицинское образование, реализация в педагогическом процессе дидактических и методических изменений, формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций согласно требованиям образовательных стандартов, зависят от готовности преподавателей к постоянному личностно-профессиональному развитию. Отсюда следует, что при повышении психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинского вуза ключевым аспектом становится не только принятие стратегии непрерывного образования, но и систематическое совершенствование профессиональной компетентности именно в области педагогики. Студентоцентрический подход в реализации компетентностного обучения в вузе также подразумевает высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя. В учебно-методическом пособии рассматривается один из ресурсных элементов, позволяющих повысить качество развития профессиональной компетентности педагогов медицинских вузов. При организации повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей на курсе педагогики и образовательных технологий в ВолгГМУ реализуется андрагогический принцип выявления образовательных потребностей и учёт уровня исходной подготовки слушателей. Однако возможности психолого-педагогической диагностики этим не ограничиваются. Чтобы развивать профессионально значимые личностные качества, самосовершенствоваться компетентному специалисту, прежде всего, необходимо познать себя. В процессе повышения квалификации преподавателей в ВолгГМУ при изучении модуля «Формирование компетентности преподавателя медицинского вуза в области профессионально-педагогической деятельности» в течение двух занятий слушатели проводят психолого-педагогическую самодиагностику. Преподаватели работают индивидуально с банком диагностических методик, проводят самодиагностику, результаты которой известны только слушателю либо по его желанию – другим слушателям и преподавателю, проводящему занятия. В учебной группе обязательно проводятся дискуссии о том, как можно применять полученные данные самодиагностики для саморазвития компетентности и совершенствования профессиональной деятельности. Например, оценку способов реагирования в конфликте связывали с разбором типичных конфликтных ситуаций в учебном процессе. В средней школе психолого-педагогическая диагностика как деятельность педагога направленная на исследование динамики разных граней, как самого педагогического процесса, так и его постоянно взрослеющего объекта – ученика - применяется широко, особенно после появления в школе психологов. В высшей профессиональной школе психолого-педагогическая диагностика применяется в диссертационных исследованиях либо в системе повышения квалификации преподавателей. Знакомство и работа преподавателей с банком диагностических методик повышает их интерес к психолого-педагогической диагностике в целом, формирует потребность использовать диагностические методики в работе со студентами. Чтобы оценить эффективность собственной деятельности, получить представление не только о собственно учебных достижениях студентов, но и оценить отношение к предмету, понять проблемы студентов, установить полноценную обратную связь преподаватели должны не только иметь такую потребность, но и быть осведомлены о наличии соответствующих методик и уметь с ними работать. Осваивая в ходе практических занятий на курсах повышения психолого-педагогической квалификации интерактивные приёмы и методы обучения, преподаватели применяют их в работе со студентами. Результаты такой деятельности преподаватели оценивают количественно, используя диагностические методики и качественно, просматривая и обсуждая видеозапись проведенного занятия. Психолого-педагогическая диагностика будет способствовать развитию профессиональной компетентности преподавателя медицинского вуза, поскольку: выстраивание траектории личностно-профессионального развития педагога-врача будет опираться на результаты самодиагностики проведенной преподавателем; применение диагностических методик в учебном процессе расширяет арсенал средств обратной связи со студентами; ориентирует преподавателей на исследовательскую работу по тематике высшей школы. Замечания и предложения коллег авторы с признательностью примут по адресу: mothersasha@rambler.ru 1. ТЕОРЕТИЧКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский 1.1. Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика и педагогический мониторинг являются неотъемлемыми составляющими педагогической деятельности и владение ими входит в состав профессиональных компетенций преподавателя. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. Педагогическая диагностика (в переводе с греч. “способность распознавать”) - процесс постановки диагноза, т. е. установления уровня развития, образования и воспитанности учащихся. Психолого-педагогическая диагностика рассматривается как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности и представляет собой совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных студентов и у группы в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения. Педагогическая диагностика – это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте-субъекте диагностики, результата педагогического процесса. Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели: 1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; 2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения; 3. планирование последующих этапов учебного процесса; 4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов; 5. улучшение условий учебы. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Педагогический диагноз — это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций воздействия.
Систематическое наблюдение преподавателя за своими студентами уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения). В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие аспекты: 1. сравнение, 2. анализ, 3. прогнозирование, 4. интерпретация, 5. доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности, 6. контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов. В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:
Общие методы педагогической диагностики: педагогическое наблюдение, диагностическая беседа, интервьюирование, анкетирование и др представлены на рис.1. Методы педагогической диагностики Естественнонаучные Гуманитарные
Рис .1. Методы педагогической диагностики |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования | ... | ||
Педагогическая диагностика – необходимое условие успешности учительской деятельности | Материалы лекций по психологии. Нижегородцева Л. А. Стажировка по программе «Развитие интеллектуальной одаренности обучающихся средствами... | ||
Психолого-педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса как его ведущее звено | Заседания краевой психолого-педагогической комиссии проводятся в течение всего года | ||
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | ||
Приобретение практикантами умений и навыков воспитательной работы с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря; углубление... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |