Скачать 0.84 Mb.
|
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» Мониторинг социально-педагогического сопровождения семьи(сборник методических материалов) Рыбинск, 2006 Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г.И. (руководитель коллектива), Кисина Т.С., Орлова Т.А., Садовская Д.Е., Смирнова И.Б., Гауш М.В., Холкина И.В., Виноградова Е.В. В данном сборнике представлены формы диагностических материалов, используемые в деятельности отделений Социально-реабилитационного центра «Наставник» г. Рыбинска, работающих с семьями. Предлагаемые методические материалы могут оказать содействие специалистам и сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних и специалистам органов социальной защиты населения в работе с семьями, нуждающимися в оказании социально - педагогической помощи. СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Диагностические методы в работе с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Этапы работы с семьей: I этап – изучение семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 II этап - анализ информации и составление плана работы с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 III этап - коррекционная работа с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 IV этап - контроль за ситуацией в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 ВВЕДЕНИЕ Предметом внимания всех специалистов по социальной работе в настоящее время является процесс оказания социальной помощи семье. Именно специалист приступает к обследованию семьи, осуществляет первичные контакты и организует дальнейшее взаимодействие с ее членами. В его компетенции составить и зафиксировать представление об адаптационных и реабилитационных возможностях семьи. В его обязанности входят также первичная и регулярно проводимая динамичная оценка социальной ситуации и условий жизни семьи, выявления особенностей ее статуса и материального состояния, положения в ней детей. Вся эта деятельность по сути своей описывается понятием «мониторинг сопровождения семьи». Мониторинг– 1. Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. 2. Комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Социально-педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Цель социально - педагогического мониторинга семьи – обеспечение эффективности работы с семьей, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации. Основные принципы мониторинга:
Сущность социально–педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение и т.д.), так и полученные в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и д.р.). Мониторинг - постоянно присутствующий элемент в работе с семьей. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, изменчивость ее структуры, обязателен переход от единичных диагностических процедур к осуществлению социально – педагогического мониторинга семьи на протяжении всех этапов работы с семьей. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ Для социально-педагогического мониторинга семьи чаще всего используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, анализ документов, биографический метод. Метод наблюдения широко используется социальными педагогами и другими специалистами. Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Наблюдение характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цели и задачи. План наблюдения должен дать ответы на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать и в течение какого времени? Метод наблюдения может быть использован при посещении семьи по месту жительства или при встречах ребенка с родителями (если ребенок находится в социально-реабилитационном центре). При посещении ребенка по месту жительства социальный педагог фиксирует условия жизни семьи, составляет акт обследования семьи. Но посещение семьи не должно сводиться лишь к «инспекционному обходу». Нигде с такой точностью нельзя уловить атмосферу семьи, как в привычной для нее обстановке. При встречах ребенка с родителями на территории социально-реабилитационного центра наблюдение дает возможность выяснить: - интересует ли родителей содержание и характер времяпровождения ребенка в центре; - каковы способы принятого в семье обращения друг с другом; - что родители считают важным для себя и своего ребенка в работе центра (об этом свидетельствуют их вопросы, просьбы или отсутствие таковых). Результаты наблюдения позволяют социальному педагогу верно оценить ситуацию в семье и спланировать дальнейшую работу с семьей. Условия эффективности: - целенаправленность (четко знать - что и зачем изучать, с какой целью); - систематичность (наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а постоянно, в соответствии с планом, систематически); - планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), критерии и показатели (что фиксировать), предполагаемые результаты; при этом надо точно определить предмет наблюдения - те особенности, за которыми ведется наблюдение; - объективность (в процессе наблюдения необходимо фиксировать не свои предположения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения); - фиксация. Все данные наблюдения должны регулярно фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться по ходу наблюдения или сразу после него. Записи лучше вести в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различных схем, таблиц, матриц и т.п. Важнейшее достоинство наблюдения заключается в том, что оно может осуществляться в различных ситуациях, при этом не требуется создания особых условий (метод универсален). Кроме того, наблюдение позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях (метод естественен). Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов. К недостаткам наблюдения относят: - трудность сопоставления результатов; - ограниченность личностными возможностями наблюдаемого; - принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации; - сложность, а часто и невозможность повторения наблюдений; - субъективность - наблюдение показывает внешние стороны процесса; существует эффект снисходительности, ошибка усреднения; - пассивность - метод не может повлиять на ход событий; - трудоемкость - большая затрата сил и времени; - вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Несмотря на ряд недостатков, наблюдение является одним из основных методов, используемых в педагогической практике, дающий наиболее эффективные результаты в сочетании с другими методами получения информации. Беседа – один из основных методов изучения семьи. Проведение беседы предполагает: - четкую постановку цели; - продумывание способа ее ведения; - умение расположить к себе собеседника с самого начала беседы; - знание особенностей проведения бесед. Первые, как правило, непродолжительные беседы должны затрагивать значимые для родителей или ребенка проблемы. Если один и тот же вопрос в разной форме удается поставить в нескольких беседах, то, судя по характеру ответов, возникает уверенность в правильности полученной информации. На этапе изучения семьи важную информацию можно получить, беседуя не только с членами семьи, но и с учителями, воспитателями ребенка. Педагоги, которые длительное время наблюдают за семьей, могут дать объективную информацию о членах семьи и методах воспитания детей. Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Требования к организации интервью: - проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); - определение достаточного количества времени; - устранение или уменьшение влияния третьих лиц; - формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение (разговорный стиль). Виды интервью: - свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема, а направление, логическая структура, последовательность вопросов зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью); - фокусированное интервью (его целью является сбор мнений по поводу конкретной ситуации, вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться). При проведении беседы, интервью следует придерживаться определенных правил.
Условия эффективности беседы, интервью: - наличие четко продуманного плана; - предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов; - личные качества организатора; - гибкость и чуткость в ходе проведения; - умение организатора слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу; - понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение. К несомненным достоинствам беседы и интервью следует отнести: - наличие контакта с собеседником; - возможность наблюдать и учитывать ответные реакции собеседника, видеть невербальные знаки (жесты, мимику, настроение), оценивать поведение, отношение к содержанию разговора; - возможность задавать дополнительные уточняющие вопросы; - неформальная обстановка для получения информации. Однако техника беседы, интервью достаточно сложна и не всегда надежна и достоверна. Это объясняется тем, что неизбежен субъективизм, сугубо индивидуальные словесные сообщения, суждения. Нельзя гарантировать полную достоверность и надежность информации, полученной даже при самом тщательном проведении беседы, интервью. Недостаток этого метода также состоит в сложности, а порой в невозможности фиксирования данных. Беседа, интервью, как и наблюдение, наиболее естественные методы изучения семьи. Беседа (интервью) может углубить и расширить фактический материал, полученный в ходе применения других методов. После посещения на дому и наметившегося общего сближения с родителями можно использовать анкетирование, как метод более подробного изучения семьи. На результативность анкетирования влияет ряд условий: -подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление; -постановка как прямых, так и косвенных вопросов; -исключение подсказок в формулировках вопросов, предупреждение двойственного понимания вопросов; -использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение. Анкета имеет целью получить дополнительные и более подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми. Нецелесообразно проводить анкетирование, не зная семьи или в самом начале знакомства с ней. Уже сложившееся впечатление помогает ориентироваться в справедливости и достоверности полученных ответов, их действительном соответствии практике взаимодействия с семьей. Примерная композиция анкеты. 1. Краткое вступление («шапка»), объясняющая цели и задачи исследования, технику работы с анкетой (подчеркивать, обводить, вписывать и т. д.). 2. Вступительные вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, преимущественно закрытые по форме. 3. Оценочные вопросы, касающиеся мнений, суждений, требующие анализа, размышления (как правило, открытые по форме). 4. Вопросы малой сложности. 5. «Паспортичка» (если опрос не анонимный) - сведения об отвечающем. 6. Заключение. Благодарность за участие в опросе. Анкета должна быть рассчитана на заполнение в течение 15-20 минут, при этом желательно, чтобы ее текст уместился на одной странице листа формата А-4. Опыт показывает, что данный метод не рекомендуется использовать для детей младше 10-ти лет. Эффективность метода анкетного опроса зависит от ряда условий. 1. Умение организатора мотивировать отвечающих на участие в опросе. 2. Соответствие содержания вопросов обозначенной цели исследования и задачам. 3. Соблюдение правил построения опросного листа, адекватность его формы целям и задачам опроса, возрастным особенностям участников. 4. Понимание отвечающими сути вопросов и порядка действий. 5. Полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов в вопросах закрытой формы. 6. Отсутствие намеков на желательные ответы. К достоинствам анкетного опроса можно отнести: - возможность охвата большого числа отвечающих; - минимум влияния исследователя на опрашиваемого; - довольно большая скорость сбора информации; - возможность сравнения результатов нескольких исследований. Однако данный метод не свободен и от ряда недостатков, которые необходимо учитывать при его выборе и использовании: - негибкость, невозможность вмешиваться, контролировать и регулировать процесс заполнения анкет; - сравнительно невысокая объективность (трудно рассчитывать на глубокое проникновение в суть ситуации, на полные, точные и искренние ответы); - проблема сбора заполненных анкет при заочном опросе; - различное понимание, субъективное трактование анкетируемыми поставленных вопросов. |
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | |||
Грантодателя общеpоссийское общественное движение «гpажданскоедостоинство» на реализацию социально значимого проекта«Проект обучения... | Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум | ||
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных... | Работа с индивидуальными программами педагогического сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... | Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и... | ||
Ресурсный центр сопровождения обучающихся с овз новосибирского государственного педагогического университета при участии Красноярского... | Мониторинг и анализ результативности реализации проектов социально ориентированных |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |