Скачать 3.04 Mb.
|
УДК 342.4(470+57X075.32) ББК 67.400(2Рос)я723 ОГЛАВЛЕНИЕ С51 Рецензенты: А.А. Кувылина, преподаватель правовых дисциплин ГОУ СПО «Колледж по под- готовке социальных работников № 16», председатель Г1ЦК правовых дисциплин, член Учебно-методического совета, С.В. Харитонова, преподаватель ГОУ СПО «Московский государственный кол- ледж книжного бизнеса и информационных технологий» Смоленский М.Б. С51 Конституционное право России : учебник / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - М.: КНОРУС, 2014. - 216с. - (Среднее профессио- нальное образование). ISBN 978-5-406-03409-5 Раскрываются основные вопросы конституционного (государственного) пра- ва России: основы конституционного строя, правовой статус личности, федера- тивное устройство, государственный механизм и др. Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разбираться в процессах, происходящих в стране. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного обра- зовательного стандарта. Для студентов юридических колледжей. УДК 342.4(470+57)(075.32) ББК 67.400(2Рос)я723 Смоленский Михаил Борисович Колюшкина Лариса Юрьевна КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16509 от 18.06.2013. Изд. № 7045. Формат 60x90/16. Гарнитура «PctersburgC». Печать офсетная. Усл. псч. л. 13,5. Уч.-изд. л. 12,4. Тираж 158 экз. Заказ № 57/10. ООО «КноРус». 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 1. Тел.:8-495-741-46-28. E-mail: office@knorus.ru http://www.knorus.ru Отпечатано в ОАО «Московская типография № 2». 129085, Москва, пр. Мира, 105. © Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю., 2014 © ООО «КноРус», 2014 ISBN 978-5-406-03409-5 ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1 6 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 6 1.1. Понятие и предмет конституционного права 6 1.2. Конституционно-правовые нормы и институты 8 1.4. Источники конституционного права: понятие и виды 11 1.5. Система конституционного права России 13 1.6. Конституционное право России; его место в системе права 16 1.7. Конституционное право России как наука; 16 ее место в системе общественных наук и история развития 16 Контрольные вопросы и задания 18 ГЛАВА 2 18 КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 18 2.1. Возникновение конституционного процесса а России 18 и его развитие до 1917 г. 18 2.2. Конституционный процесс в России на примере развития 21 советских Конституций 1918,1925 и 1937 гг. 21 2.3. Конституция 1978 г. - последняя советская Конституция. 22 Пути ее эволюции 22 2.4. Конституционные реформы 1989-1993 гг. 23 Необходимость принятия новой конституции 23 2.5. Конституция РФ 1993 г.: основные черты, особенности 24 и юридические свойства 24 2.6. Структура Конституции РФ 1993 г. 25 2.7. Порядок принятия Конституции РФ 26 2.8. Функции Конституции РФ 27 2.9. Изменение Конституции РФ, внесение поправок 28 2.10. Гарантии реализации Конституции РФ и ее прямое действие 28 2.11. Охрана Конституции РФ и ответственность за ее нарушение 29 Контрольные вопросы и задания 31 ГЛАВА 3 31 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ 31 3.1. Понятие конституционного строя 31 3.2. Принципы конституционного строя и их развитие 32 3.3. Конституционный строй и общественный идеал 33 3.4. Конституционное полновластие 35 в демократическом государстве 35 3.5. Человек, его права и свободы 36 как высшая ценность в государстве 36 3.6. Сущность идеи правового государства 37 3.7. Верховенство права и механизм его реализации 38 3.8. Конституционные основы экономической системы в России 39 3.9. Конституционные основы социальной системы в России 40 3.10. Конституционное закрепление принципов политического 45 плюрализма и многопартийности 45 3.11. Общественные организации, движения 46 и другие общественные объединения 46 3.12. Россия как светское государство 48 3.13. федеративная природа России 49 3.14. Свобода совести 51 Контрольные вопросы и задания 51 4.2. Гражданство России; его принципы 89 4.3. Основания приобретения и прекращения гражданства России 89 4.4. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России 93 4.5. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 95 в России 95 4.6. Конституционные права и свободы человека и гражданина 95 4.7. Личные права и свободы по Конституции РФ 97 4.8. Политические права и свободы человека и гражданина 99 по Конституции РФ 99 4.9. Социально-экономические права и свободы человека 101 и гражданина по Конституции РФ 101 4.10. Конституционное право на образование человека 103 и гражданина в России. Культурные права 103 4.11. Конституционные обязанности граждан 105 4.12. Гарантия конституционных прав и свобод личности 105 Контрольные вопросы и Задания 56 ГЛАВА 5 56 ФОРМЫ И ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ 56 5.1. Правовая самозащита личности 56 5.2. Обжалование в суд действий и актов, нарушающих права 113 и свободы граждан 113 5.3. Защита прав граждан в уголовном судопроизводстве 117 5.4. Защита чести, достоинства и частной жизни граждан 119 5.5. Уполномоченный по правам человека в РФ 61 Контрольные вопросы и задания 62 НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 62 6.1. Территория России и принципы национально- государственного устройства 62 6.2. Российский федерализм: становление и развитие 64 6.3. Конституционно-правовой статус России 67 6.4. Субъекты федерации 68 6.5. Конституционно-правовой статус республики 69 6.6. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения (территориальных субъектов Федерации) 71 6.7. Конституционно-правовой статус автономной области, 73 автономного округа 73 6.8. Административно-территориальное устройство 74 субъектов федерации 74 6.9. Образование федеральных округов 75 6.10. Россия и страны СНГ 79 Контрольные вопросы и задания 79 ГЛАВА 7 81 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ 81 7.1. Избирательная система, избирательное право и его источники 81 7.2. Принципы участия граждан России в выборах 83 7.3. Гарантии осуществления избирательного права 84 гражданами России 84 7.4. Ограничения избирательных прав граждан по Конституции РФ 85 7.5. Стадии избирательного процесса 85 7.6. Референдум России 89 Контрольные вопросы и задания 92 ГЛАВА 8 92 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ 92 8.1. Президент РФ 92 8.S. Федеральное Собрание РФ 97 8.3. Правительство РФ 100 8.4. Законодательная и исполнительная власть в субъектах 102 Федерации 102 8.5. Судебная власть. Прокуратура и адвокатура 104 Контрольные вопросы и задания 106 ГЛАВА 9 106 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 106 9.1. История развития местного самоуправления в России 106 9.2. Понятие, функции, принципы местного самоуправления 199 и основы деятельности 199 9.3. Полномочия местного самоуправления 203 9.4. Ответственность местного самоуправления 205 и правовые формы его защиты 205 Контрольные вопросы и задания 103 ГЛАВА 10 103 ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ 103 10.1. Понятие конституционной законности. 103 Конституционный Суд РФ 103 10.2. Конституционное судопроизводство 211 Контрольные вопросы и задания 213 Нормативная I Научная I ВВЕДЕНИЕ Особенность развития конституционного права России, как, впрочем, и других отраслей права, состоит в том, что на пути правовых реформ, в осуществлении которых так нуждается наше государство, законодательное оформление необходимых преобразований пока ото- рвано от реалий времени и практической жизни. Правовая реформа проводится в условиях, когда в обще- стве только складываются единство коренных целей общественного развития и главные пути их достижения. За время действия Консти- туции РФ, принятой в декабре 1993 г., общество сумело избежать раз- рушительных потрясений, добилось сохранения общественно прием- лемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя и происходит дальнейшее расслоение общества. Многое из сде- ланного нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается всех сфер нашей жизни: и экономики, и финансов, зе- мельных отношений, и прав личности. Пока не приняты базовые за- коны, все правовое пространство непрочно и оказывается зыбким. Сегодня можно с уверенностью утверждать лишь о значительном улучшении кризисной ситуации в конституционной сфере, в сфере пар- ламентаризма, в сфере федеративных отношений, экономического и соци- ального развития. Это позволяет особо подчеркнуть важность системного характера правовой реформы в рамках развития Конституции РФ, в по- следовательном осуществлении и демократического курса государства, и обеспечения верховенства Конституции РФ и ее прямого действия. Необходимо в интересах укрепления целостности государства, последовательно реализовать принцип федерализма в правовой си- стеме, преодолевая как унитаристские, так и сепаратистские правовые тенденции. Требуются дальнейшее совершенствование законодательного процесса, координация усилий всех субъектов законодательной ини- циативы, усиление контроля над изданием подзаконных актов. Предстоит завершить институционализацию судебной системы, принять новые законы о Верховном Суде РФ, о роли мировых судей, так как совершенствование форм судопроизводства на основе демо- кратических принципов должно быть ориентировано прежде всего на эффективную судебную защиту прав и законных интересов граж- дан. Особого внимания заслуживает проблема развития института присяжных заседателей. Необходимо сформировать систему административной юстиции в России и в дальнейшем довести ее до создания административных судов. Важнейшей целью правовой реформы является упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных инсти- тутов. Конституционная характеристика России как правового госу- дарства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в гражданском обществе. Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа разделения властей нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытка объеди- нения. Поддержание курса на развитие местного самоуправления тре- бует решительных действий и серьезных усилий всех институтов об- щества, в том числе самих граждан. Реформа государственного устройства продолжается, и настоящее издание поможет лучше понять происходящие в стране процессы, по- знакомиться с государственным устройством России, уяснить проблемы федеративного развития, разобраться в национальных проблемах. Изучение курса конституционного права предусмотрено учебны- ми планами всех средних юридических образовательных учреждений. В то же время студенты не должны ограничиваться ознакомлением с содержанием соответствующих нормативных правовых актов толь- ко по учебнику. Необходимо использовать тексты законов, усвоить их язык, специфику, принципы построения их системы, логику; знать, где нормативные правовые акты официально публикуются, как оформ- ляется их публикация. Знание этих вопросов необходимо для овладе- ния навыками будущей правоприменительной деятельности студента. В настоящем издании дается теоретический анализ основных институтов отрасли конституционного права, раскрывается содержа- ние многих конституционно-правовых норм, затрагиваются проблемы истории развития конституционного законодательства. Теоретическое обоснование всех вопросов, входящих в курс, базируется на концепци- ях науки конституционного права, которая является самостоятельной составной частью юридической науки. Структура учебника состоит из 10 глав. Материал изложен по- следовательно и просто. В конце каждой главы предусмотрены вопро- сы для самоконтроля, что поможет студентам в усвоении предмета. ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 1.1. Понятие и предмет конституционного права Понятие «конституционное право» многогранно и употребляет- ся в трех формах:
Конституционное право как отрасль права — составная часть на- циональной правовой системы России, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняющих основные права и свобо-' ды человека и учреждающих в этих целях определенную систему госу- дарственной власти, основанную на принципе разделения властей. Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но необхо- димо соблюдать равновесие между властью и свободой, так как свобо- да без прочной государственности превращается в анархию, а государ- ство, построенное на отказе своих граждан от свободы, преобразуется в тоталитарное. Найти баланс свободы народа и власти государства — главная задача и смысл конституционного права России. -ОТРАСЛЬ ПРАВА Конституционное право прочно переплетено с политикой и во- обще со всей политической системой страны. Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллектив- ными действиями людей, объединенных в партии и движения, кото- рые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный ин- терес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов. Как любая отрасль права конституционное право имеет свой предмет. Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике называется ее предме- том. Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходи- мой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойствен- ных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования. Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невоз- можна правоприменительная деятельность. Необходимо четко уяс- нить, нормы какой отрасли подлежат применению в конкретном случае. Конституционное право регулирует отношения, складывающие- ся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, эконо- мической, социальной, духовной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее, фундамент этих отношений. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать ба- зовыми, основополагающими в каждой из этих сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру социаль- ного организма. Такие отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организован- ной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверени- тет, форму правления, форму государственного устройства, принад- лежность власти, общие основы функционирования всей системы по- литической организации общества. В обществе обязательно существуют единые основы экономиче- ской системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, га- рантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятель- ности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре. Совокупность основополагающих общественных отноше- ний, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в Конституции РФ, обобщаются понятием «основы конституционного строя». Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие поло- жение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязан- ности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми. В России существует широкая сфера отношений между центром и субъектами Федерации. Их урегулирование составляет важное усло- вие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права. Целостность и единство общества обеспечиваются механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается че- рез систему органов государственной власти и органов местного само- управления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местно- го самоуправления; виды органов; правовой статус органов законода- тельной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом. К предмету конституционного права России относится регули- рование отношений, связанных с системой всех представительных ор- ганов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, конституционное право России — ведущая от- расль права, представляющая собой совокупность правовых норм, за- крепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя России, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. 1.2. Конституционно-правовые нормы и институты Конституционно-правовым нормам свойственны общие при- знаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отрас- левой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в само- стоятельную часть всей системы права. Отличие конституционно-правовых норм от других отраслей права:
Конституционно-правовые нормы принято Классифицировать по следующим основаниям:
* по территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории России или в отдельных субъектах Феде- рации, а также в границах территории, в которых осуществля- ется местное самоуправление;
Императивные не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определя- ется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ст. 71, 72, ч. 3 ст. 93, ст. 124 Конституции РФ). Диспозитивные нормы предусматривают возможности вы- бора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 4 ст. 66, ч. 4 ст. 75, ч. 2 ст. 131); ■ по назначению в механизме правового регулирования. Раз- личают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необхо- димостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах. Материальная норма предусма- тривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, органи- зацию работы, процедуру принятия законов. Процедурные (процессуальные) нормы представлены в Конституции РФ в незавершенном виде. Конституция РФ предусматривает наиболее важные элементы процессуальной регламентации, которая в дальнейшем конкретизируется текущим законода- тельством. Примером процессуальных норм можно назвать некоторые кон- ституционные нормы, регламентирующие федеративное устройство (ч. 2 ст. 65, ч. 2—5 ст. 66, ч. 2 и 3 ст. 67 и др. Конституции РФ). Наи- большим процессуальным потенциалом обладает ст. 93, определяю- щая процедуру отрешения Президента РФ от должности, или ст. 81, 92, которые предъявляют требования к порядку избрания Президен- та РФ, порядку осуществления им своих полномочий. Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Совокупности родственных норм называ- ются государственно-правовыми институтами. Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных от- ношений. В качестве конституционно-правового института рассма- триваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина, федеративное устройство Рос- сии, систему органов государственной власти и систему местного са- моуправления. В правовом институте объединяются разные нормы с учетом их классификации. В него могут входить нормы неодинаковой юри- дической силы, различные по территории действия и по другим при- знакам. Необходимо установить принадлежность нормы к тому или ино- му правовому институту, так как не каждая отдельная норма проявля- ет свойства, присущие всему институту. 1.3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты В результате воздействия правовых норм на общественные от- ношения возникают конституционно-правовые отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравне- нию с другими видами правоотношений состоит в следующем:
Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционно- го права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко опреде- ленными субъектами, их взаимными правами и обязанностями. Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установ- лены их права и обязанности. Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность — четкая определенность субъ- ектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе России). Среди видов конституционно-правовых отношений можно вы- делить постоянные и временные. Срок действия постоянных не опре- делен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по граждан- ству). Временные правоотношения возникают в результате реализа- ции норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотно- шении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов). Особые виды конституционно-правовых отношений — матери- альные и процессуальные. В материальных реализуется само содержа- ние права и обязанности, через процессуальные — порядок реализации правовых действий, т.е. процедура. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники право- отношений, во вторых — права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нор- мах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Возникновению конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него на- чинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому фак- ту конкретный субъект становится участником правоотношения. Юридический факт — это событие или действие, влекущее за со- бой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут классифицироваться на юридические акты и юриди- ческие поступки. Круг субъектов конституционно-правовых отношений широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т.д.). Таким образом, под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и исполняет конститу- ционные обязанности. Разделим их на следующие три группы:
1.4. Источники конституционного права: понятие и виды Различают понятие источника права в материальном и формаль- ном, юридическом, смыслах. В материальном значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят мате- риальные условия жизни общества, его экономические отношения. В формальном, юридическом, смысле в качестве источника пра- ва рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами выступают правовые акты. Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действую- щие в настоящий период правовые акты. Для источников права установлен как особый порядок их при- нятия, так и отмены. После отмены акта он перестает быть источником права. Особое место среди актов, действующих на территории России, занимает Конституция РФ. Она является основным источником от- расли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:
Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрас- ли служит формой установления норм, составляющих ядро конститу- ционного права, основу всего конституционно-правового регулиро- вания общественных отношений, входящих в предмет этой отрасли права. К числу источников конституционного права, устанавливаю- щих нормы общефедерального значения, относятся законы России — федеральные законы. Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных за- конов. Они различаются по:
К источникам конституционного права относятся такие законы России, как Федеральные законы от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О граж- данстве Российской Федерации», от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др. В качестве источников выступают содержащие конституционно- правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и прочие нормативные акты Президента РФ, постановле- ния палат Федерального Собрания РФ, постановления Правитель- ства РФ. Источником отрасли являются регламенты палат парламента, положения о разных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права зани- мают Декларации РСФСР о государственном суверенитете РСФСР 1990 г., о языках народов России 1991 г., Декларация РСФСР прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Они имеют правовое значе- ние, в них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государства, провоз- глашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государства. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Конституции республик и уставы должны соответствовать Кон- ституции РФ и федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к другим правовым актам субъекта Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта Федерации, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые органами за- конодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли отно- сятся правовые акты представительных органов местного самоуправ- ления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения). Среди источников конституционного права — договоры, в их чис- ле Федеративный договор 1992 г., охватывающий три договора, подпи- санные федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов Федерации, о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Россией и Татарстаном. Такие дого- воры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией РФ и могут быть заключены с любым субъектом Федерации. Судебные ре- шения также являются источниками конституционного права. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей террито- рии России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Однако среди актов много таких, которые не создают правовых норм, но играют важную регламентирующую роль. Любой правовой акт, порождающий конкретные правоотношения, является проявлени- ем властных полномочий органов государства и имеет большое значе- ние для правопонимания. 1.5. Система конституционного права России Конституционное право, являясь частью единой правовой систе- мы государства, само представляет собой сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связя- ми, существующими между ее нормами, определяют основы их диф- ференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру послед- них. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм. В системе конституционного права принято выделять следую- щие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
|
... | России открывает цикл специальных юридических дисциплин. Конституционное право является ведущей отраслью и наукой российского права.... | ||
Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 622 с | Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское... | ||
Требования к студентам: приступая к изучению курса Личные и имущественные права детей и их защита, студент должен знать гражданское... | Требования к студентам: приступая к изучению курса Имущественные отношения супругов, студент должен знать гражданское право России,... | ||
Тема №26: «Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, конституционное... | Направляем Вам для использования в практической деятельности нормативные документы, регламентирующие выдачу страховых медицинских... | ||
Защита состоится 20 декабря 2013 г в 14 00 на заседании диссертационного совета д 212. 254. 01 при фгбоу впо «Смоленский государственный... | Задание по истории и обществознанию для 5а, 7б, 10а, 10б, 11а классов на 12-18 февраля |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |