На правах рукописи


НазваниеНа правах рукописи
страница1/9
ТипРеферат
filling-form.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Факультет журналистики

На правах рукописи

ЯКУПОВА Лия Флюдовна
Телевизионный рынок Австралии
Профиль магистратуры – «Международная журналистика»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


Научный руководитель –

Кандидат филологических наук,

доцент И.А. Куксин

Вх. №______от__________________

Секретарь ГАК_____________________

Санкт-Петербург

2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Зарубежное телевидение: концептуальные подходы к пониманию общественных и коммерческих моделей развития……………...................…...9

§1.1 Общественное телевидение в мировом информационном пространстве…………............................................................................................9

§1.2 Коммерческое вещание как фактор развития зарубежного ТВ………....29

Глава II. Телеканалы Австралии: история, системные и содержательные характеристики общественных каналов…………………………………..........38

§2.1 История развития телевидения Австралии.................................................38

§2.2 Канал АВС как классическая модель общественного телевидения…...………………………………………………….………………50

§2.3 SBS – информационное поле вещания……………………………………63
Глава III. Стратегии и принципы функционирования австралийских коммерческих телекомпан…………………………………………………...….73

§3.1. Seven Network: проблематика многоаспектного функционирования….73

§3.2 Концепция вещания телеканала Nine Network…………………………...94

§3.3 Ten Network: принципы и реализация информационных технологий...116
Заключение……………………………………………………………………...136

Список литературы……………………………………………………………..140

Приложение……………………………………………………………………..151

Введение

Актуальность диссертации. В современном мире глобализации стремительно набирают популярность информационные технологии. Модификационные процессы в первую очередь проникают в политические, экономические и культурные институты. Формируется совершенно новое информационное общество – общество знания, которое отличается по своим потребностям и качествам от традиционного или индустриального. Постоянное желание человека потреблять заставляет социальные механизмы функционировать иначе. Трансформация общества неизбежно влечет за собой модернизацию средств массовой коммуникации. В ситуации дигитальной революции газеты перерождаются в веб-порталы, радио переходит в сферу мобильных гаджетов, а телевидение становится цифровым и высококачественным, хотя и все еще традиционным СМИ.

Телевидение оказывает амбивалентное влияние на общественную жизнь. С одной стороны, оно является фактором популяризации знаний, ценностей, мировоззренческих концепций, а с другой – причиной примитивизации сознания людей и выработки определенного механизма действий, ограничивающего творческий потенциал личности. Возникает феномен, называемый стандартизацией информации. Медиарынок вырабатывает систему норм и идеалов: телекомпании производят идентичные шоу и сериалы, информационные службы дублируют события и явления. Научные работы, связанные с изучением различных сторон истории, функционирования, программирования телевидения являются чрезвычайно актуальными. Наше обращение к двойственной природе австралийского телевидения обусловлено рядом причин.

Во-первых, телевидение по-прежнему остается самым популярным и доступным источником информации, оно трансформируется вместе с обществом и превращается в универсальную платформу для общения, развлечения и информационного обогащения.

Во-вторых, австралийское телевидение является флагманом медиапространства Азиатско-тихоокеанского региона, позиционирует себя как образец свободы СМИ, определяющий направление развития медиакультуры ряда стран, таких как Новая Зеландия, Индонезия, Япония.

В-третьих, австралийская модель free-to-air телевидения практически не изучена российскими исследователями, а значит, представляет собой обширное поле для научных изысканий. Система СМИ австралийского государства - это синтез иностранного опыта и национального колорита.

Австралия долгое время была английской колонией и не больше столетия назад приобрела реальную независимость, хотя формально является доминионом. Многие социальные и политические процессы были калькированы с бывшей метрополии, то есть Британской империи, это касалось и телевизионного вещания, но вскоре местная культура, традиции и обычаи внесли свои изменения в европейские механизмы. Австралийские медиа начали развиваться по собственному пути. При близком рассмотрении телевизионных сетей можно уловить не только каноны британских и немецких общественных каналов, форматы развлекательных американских шоу, но и уникальный самобытный подход к видению мира.

Географическая изоляция государства и долгое колониальное положение наложили отпечаток на историю и обусловили некоторое отставание от прогрессивных сверхдержав в первой половине ХХ века. Например, телевидение получило широкое распространение лишь в 60-ые годы. Толчком для развития послужило спортивное мероприятие мирового масштаба – Олимпийские игры в Мельбурне 1956 года. Именно тогда были введены в эксплуатацию первые телевизионные станции, которые впоследствии разрослись в национальные вещательные сети. Это послужило стимулом для становления всей системы аудиовизуальных СМИ в стране. Сети сформировали прочную базу для развития новых технологий и инновационных цифровых платформ. Стоит отметить следующие тенденции: образование национальных синдикатов, развитие телесетей, возникновение крупных производителей контента, привлечение крупных иностранных инвестиций и превращение телевизионной индустрии в мировой бизнес.

В Австралии пять основных вещателей: коммерческие – NetworkSeven, Nine, Ten и общественные – ABC, SBS. Эти сети имеют видимое преимущество перед центральными, мировыми и зарубежными каналами лишь потому, что знают своего зрителя. Они развиваются на периферии и в центре равномерно, гармонично, системно.

Интерес к данной теме в первую очередь обусловлен тем, что австралийское телевидение набирает все большую силу и популярность не только внутри страны, но и за рубежом. В настоящее время в Австралии сложилась уникальная крепкая и жизнеспособная модель медиарынка, которая имеет определенные законы, стандарты и крайне мало изучена российскими и зарубежными исследователями, что обосновывает актуальность нашего исследования.

Научная новизна исследования заключается в описании работы, программной политики и современных тенденций австралийских телевизионных каналов free-to-air пространства и в формировании особого взгляда на зарубежный опыт вещания. Данное диссертационное исследование является первым среди российских научных работ, посвященных анализу современного состояния телевизионной системы Австралии.

Объект исследования магистерской диссертации – телевидение Австралии в системе массовой коммуникации современного общества.

Предмет исследованияструктура организации работы, механизм взаимодействия с аудиторией и содержательные особенности контента крупнейших телекомпаний Австралии: ABC, SBS, Seven Network, Nine Network, Ten Network.

Целью данной работы является исследование телевизионного рынка страны и анализ современного состояния австралийских общественных и коммерческих вещателей.

Для достижения поставленной цели в рамках данной работы были обозначены следующие задачи:

  1. Рассмотреть западный опыт формирования медиарынка.

  2. Изучить историю становления телевизионного рынка Австралии.

  3. Выявить особенности коммерческих и общественных моделей вещания.

  4. Детально проанализировать работу общественных вещателей ABC, SBS (история канала, управление, финансирование, аудитория).

  5. Детально проанализировать работу коммерческих вещателей, SevenNetwork, NineNetwork, TenNetwork (история канала, управление, финансирование, аудитория).

  6. Провести контент-анализ, качественный анализ пяти главных каналов страны.

Степень разработанности темы. В процессе работы над диссертацией автор обращался к научной литературе по проблемам телевизионной журналистики, средств массовой информации, представленной в австралийских, американских, британских, датских и отечественных трудах.

Теоретическую базу диссертации составили работы современных исследователей и специалистов в области теории журналистики и экранного творчества: В. С. Березина, Р.А. Борецкого, Д.П. Гавры, В.В. Егорова, С.Г. Корконосенко, Г.В. Кузнецова, Г.С. Мельник, С.А. Муратова, М.М. Назарова, Е. П. Прохорова, Г. В. Прутцкова, К. Э. Разлогова, А. Г. Рихтера, В.Л. Цвика, А.Я.Юровского.

Особо важными для данного проекта стали труды, посвященные телевизионной журналистике и зарубежной медиаиндустрии: М.А. Бережной, Е. Л. Вартановой, К. Далтона, П-М. Дженсен, Ю.М. Ершова, С.Н. Ильченко, К. Инглиса, С. Канингема, Ю.В. Клюева, С.А. Михайлова, В.В. Небредовской, С.Б. Никовонова, Н.Е. Орешкиной, Т. О’ Реган, А.С. Пую, Г. Тернера, Ф. Уэбстера.

В ходе исследования были использованы и проанализированы электронные ресурсы: Интернет-архивы программ, сайты телекомпаний Аustralian Broadcasting Corporation, Special Broadcasting Service, Seven West Media, Nine Entertainment Co, Ten Network Holding, а также внутренние документы корпораций, финансовые отчеты, годовые отчеты (Annual Report), рейтинговые списки и статистические данные посещаемости сайта и т.д.

Методы исследования:

- метод теоретического анализа и синтеза. Анализ - метод научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез - соединение полученных при анализе частей в единое целое;

- метод систематизации и обобщения;

- метод наблюдения и описания;

- метод контент-анализа вещательных сеток телеканалов.

- качественный анализ

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обозначаются цель и задачи работы, а также актуальность и степень изученности темы.

В первой главе рассматриваются зарубежный телевизионный опыт и концептуальные подходы к пониманию общественных и коммерческих моделей развития.

Во второй главе содержится обзор истории, системные и содержательные характеристики общественных вещателей Австралии.

В третье главе подробно исследуется способ финансирования, управления, взаимодействия с аудиторией телевизионных каналов: Seven Network, Nine Network, Ten Network. Выявляются современные тенденции и перспективы их роста.

В заключении автор подводит итоги исследования и делает обобщающие выводы, касающиеся уникальности австралийской модели медиарынка.

Приложение содержит графики, таблицы, схемы вещательных сеток, документы.

Библиографический список состоит из 40 авторов и книг на русском языке, 26 книг на английском языке, 24 интернет-источников, 24 документов и нормативных актов, а также 9 статей на английском языке.

Глава I.

Зарубежное телевидение: концептуальные подходы

к пониманию общественных и коммерческих моделей развития

1.1. Общественное телевидение в мировом информационном пространстве

Система общественного телевидения это особая форма организации современных электронных СМИ, цель которой – обслуживать потребности аудитории, исходя из простых функций: «информировать, просвещать и развлекать».

В настоящее время по всему миру насчитываются десятки каналов, работающих по этой форме вещания. Давая им характеристику, теоретик Е. В. Колыванов пишет: «В отличие от коммерческих телекомпаний, общественные пытаются наладить диалог со своей аудиторией, добиваются более точного понимания того, какие сферы жизни общества нуждаются в программном освещении и какие типы передач воспринимаются их аудиторией и населением в целом как важные. Общественные вещатели отказались от патернализма по отношению к аудитории и проводят практику консультирования, чтобы лучше понимать ценности и приоритеты граждан и общества в целом»1.

Необходимо отметить что, общественное телевидение стало активным участником политических и социальных процессов, оказывая влияние на политическую элиту и широкую международную общественность. Для многих государств и наций информация, которую передают общественные телеканалы, служит средством получения знаний об актуальнейших проблемах мира, фактором, определяющим повестку дня.

Значение общественных ТВ-каналов в современном обществе расценивается двояко. С одной стороны, выходя за пределы страны они способствуют установлению цивилизационного диалога, преодолению культурных барьеров. Политика, экономика, культура различных наций порой здесь рассматривается в общемировом контексте, что позволяет сформировать в какой-то мере интернациональный подход к восприятию предлагаемого телепродукта.

В то же время многие исследователи упрекают западные общественные каналы в доминировании на медиарынке мира. Возникают вопросы, такие как, например, насколько полно освещаются проблемы информационно зависимых государств? Что несет с собой западная культура, передаваемая посредством телеобразов, насколько сильно ее влияние на национальные идентичности?

Термин «общественное телевидение» мы привыкли связывать с Британской вещательной корпорацией ВВС, которая является прародительницей всех телевизионных организаций данного типа. Уже в 1932 году при создании ВВС стало понятно, что народу требуется средство массовой информации, которому можно доверять, которое не будет преследовать каких-то определенных экономических целей. Существует ряд трактовок данного явления. Например, в работе Е. Вартановой «Медиаэкономика зарубежных стран» дается такое определение: «общественное телевидение – система организации некоммерческого телевидения и радио, рассматриваемая как элемент демократии и важный механизм гражданского общества»2. Иную интерпретацию предлагает всемирная электронная библиотека «Википедия»: «Общественное телевидение – способ организации теле- и радиовещания, основанный на общественной форме собственности, управление которой осуществляет представительный орган (совет)»3.

Действительно, Европа отождествляет феномен «общественного телевидения» с символом демократии, своеобразным институтом свободы слова, независимым от политических решений, от спонсоров и благодетелей. Отсутствие общественного вещания в стране говорит об ее отсталости, неразвитости гражданского общества и идейной однонаправленности.

Расцвет общественного телевидения приходится на 1940-е-1970-е годы. Это период всемирного господства общественного типа вещания в Северной и Южной Америке, Западной Европе, Азии и Австралии. На сегодняшний день общественные каналы действуют в 40 государствах по всему миру. Даже страны третьего мира стремятся организовать общественное телевидение, информационный орган, который мог бы выражать и защищать позицию народа, противостоять государственной позиции.

На протяжении XX века сформировались основные принципы построения и задачи общественного вещания:

  • удовлетворять потребности самой широкой аудитории и запросы гражданского общества;

  • стремиться быть предельно честным, объективным и достоверным;

  • не преследовать коммерческих интересов;

  • учреждать каналы лишь на основе специального законодательства, где прописывается, что общественные вещатели не являются государственной собственностью и контролируются обществом.

С начала 1990-х годов лидерство общественных каналов пошатнулось. Появление сотен коммерческих вещателей, предлагающих развлекательные передачи вместо объективной информации, комедии вместо документальных фильмов, привело к кризису общественного телевидения. Финансируемые за счет государственной казны, общественные каналы в спорных вопросах начали принимать сторону правительства. Не имея постоянного дохода от продажи рекламного времени, общественные вещатели были вынуждены сокращать штат сотрудников или урезать производство собственной продукции. Так, например, произошло в Австралии.

Сегодня общественное телевидение также испытывает трудности, переживает кризис идентичности. Во-первых, это связано с современной тенденцией перехода на цифровое вещание. Дорогостоящее и проблематичное мероприятие. Чтобы шагать в ногу со временем, общественное телевидение должно предоставлять зрителю не только объективную и актуальную информацию, но еще и качественное изображение. Для этого необходимо использовать последние технические новинки, цифровые камеры и т.д. Во-вторых, в борьбе за рейтинговое преимущество все чаще побеждают коммерческие каналы. В-третьих, на медиарынок вышел Интернет – бесплатный, общедоступный, оперативный и свободный источник информации.

Глобальная мировая сеть стремится объединить в себе все знания, потоки информации, ценности, она стирает национальные границы и территориальные преграды. Формируется массовая аудитория потребителей. Если в «стареющей» Европе уже давно определилась постоянная зрительская группа общественных каналов, то в Азии и Америке телесети должны задуматься о новых средствах привлечения внимания потенциальных зрителей.

Мы можем с уверенностью сказать, что именно британская модель и ее принципы стали ключевыми в формировании мирового стандарта общественного телевидения, но каждая отдельная страна привносит свои характерные черты и особенности, которые мы и попытаемся выявить.

Британская модель. ВВС – британская вещательная корпорация, основанная Джоном Рейтом в 1922 году. Для передачи информации она использовала только радиоканал (20-ые годы XX века), а в 1932 году начал работу телеканал BBC. Сейчас вещание делится на многие составляющие: BBC 1 – для массовой аудитории, его аудитория примерно 80% всего населения Британии. ВВС 2 – для «джентльменов», считается самым новаторским, нацелен на просвещенную и заинтересованную публику. ВВС 3 – рассчитывает на внимание молодой аудитории от 16 до 34 лет, поэтому основной контент составляют развлекательные передачи и комедии. ВВС 4 – канал для интеллектуалов, он отличается обилием документальных передач, фильмов о культуре и искусстве. Внутри страны выходит 20 тематических каналов BBC, включая ВВС News, который в течение 24 часов передает информационные сводки. В целом ВВС предпочитают 94% населения Объединенного Королевства.

Концепция общественного вещания включает три ключевых требования: «информировать, просвещать и развлекать». Классическая модель утвердила принципы географической универсальности, экономической независимости и свободы взглядов. ВВС позиционирует себя как защитник интересов нации. Это оправдано тем, что корпорация финансируется в основном за счет абонентской платы. Другие источники: договоры со спутниковыми сетями, продажа собственной продукции (DVD, книги, фотоальбомы) – приносят незначительную дополнительную прибыль. Медиакорпорация может позволить себе содержать огромный штат в размере 17 тысяч человек, использовать новейшее оборудование для съемки научно-популярных фильмов и предоставлять качественное изображение в формате HD.

Социальная задача. Общественное телевидение Британии должно учитывать интересы разных слоев населения во всех областях станы, включая Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию. Практически невозможно удовлетворить интересы всех зрителей, этому мешает территориальный разброс, национальные особенности, менталитет коренных народов. Поэтому семейство ВВС дробит каналы тематически, по отраслям знаний, предпочтениям: ВВС Kids, ВВС World, ВВС Entertainment и т.д.

Свободу от правительственного гнета и давления бизнес-элиты ВВС обеспечивает Королевская хартия с 1927 года4. В ней прописаны задачи корпорации, условия существования, требования и принципы, которым должны следовать ТВ вещатели. Последняя хартия действует с 2007 до 2016 года. Она утверждает независимость корпорации ВВС, а также прописывает цели общественной корпорации. Закон о вещании 1996 года также регулирует отношения между государством и СМИ, открывает возможности для перекрестного владения иностранным инвесторам. В нем прописаны положения о свободной конкуренции на медийном рынке, плюрализме мнений, а также об охране общественного вещания.

Управление корпорацией осуществляют три института. Первый институт – руководящий совет. Его основная функция – финансовая организация деятельности канала. Второй - совет менеджеров, который занимается непосредственным управлением канала, определяет направление развития, отвечает за контент и общую политику вещания. В Совет входят 12 членов: одного из них выбирает председатель Совета управляющих, другого – его заместитель, троих назначают национальные управляющие по Уэльсу, Шотландии и Северной Ирландии, остальных - монарх. Срок работы совета – 5 лет. Только монарх может сместить членов управляющего совета, если уличит их в незаконных коммерческих операциях. Практически вся власть концентрируется в руках управляющих.

Во главе пирамиды стоит генеральный директор, который назначается Советом менеджеров. Он подписывает важнейшие документы, осуществляет руководство над творческой и хозяйственной деятельностью. На местах существуют свои органы самоуправления, которые подчинены общему уставу ВВС и генеральному директору.

Общественное телевидение Британии задало новую тенденцию. Принципы, законы, механизмы функционирования быстро распространились по всему миру. В каждой стране этот тип вещания приобрел особенные качества, трансформировался в зависимости от государственного строя, политического режима, уровня самосознания граждан и т.д.

Немецкая модель. Формировалась в сложных условиях послевоенного мира. Система СМИ была полностью уничтожена, поэтому перед страной стояла задача - восстановить телевидение и сделать его независимым. Существовала опасность того, что однопартийная тоталитарная система подчинит себе мощный информационный канал и будет эксплуатировать его лишь для манипуляции гражданами. Другая угроза – влияние промышленной элиты, бизнесменов, которые могли бы начать оказывать некоторое давление на телевизионные ресурсы с помощью рекламы, а также продвигать собственные интересы за счет финансовых вливаний. Правительство пришло к выводу, что единственным подходящим решением может быть создание общественно-правового телевидения, которое будет ограждено как от госаппарата, так и от бизнеса. Спорные вопросы и проблемы, возникающие в системе общественно-правового вещания Германии, были оставлены на рассмотрение конституционного суда – гаранта свободы и независимости СМИ.

Отличительная особенность данной модели –государственно-правовой надзор. Правительство определило, что основой системы должно быть стремление к объективному изображению действительности, плюрализму мнений и гармоничному развитию современного общества. Общество также получило возможность осуществлять контроль над контентом и программной политикой медиасистемы Германии.

Еще одна отличительная черта немецкой модели заключается во взаимоотношениях граждан и общественно-правовых каналов. Если провести параллель с Британской моделью, то можно уловить взаимосвязь: зрители платят 100% и требуют предельной честности и подотчетности СМИ перед обществом. В Германии значительную часть прибыли составляет реклама, столько же собственная коммерческая деятельность, остальное финансирование поступает из бюджета простых телезрителей. И по-прежнему телевидение находится под надзором пристального ока общественности. Принципы управления, финансирования, организации вещательной деятельности прописаны в Государственном договоре «О радио и телевидении объединенной Германии». Также с 1991 года существует закон «О государственном договоре» и ряд статей, которые подробно описывают права и обязанности коммерческого и общественно-правового вещания, задачи отдельных телекомпаний (ARD, ZDF).

Общественно-правовое вещание в Германии осуществляется двумя крупнейшими каналами: ARD и ZDF.

ARD – это федералистское объединение, ряд общественно-правовых каналов по всей Германии, объединенных одной финансовой системой и программной политикой, которая согласовывается с каналами на местах. Объединение не имеет четкой централизованной иерархии. Управление и контроль осуществляется на местах с помощью общественно-политических организаций (профсоюзы, партии и т.д.)

ARD выпускает 11 местных каналов (по количеству федеративных единиц – земель), которые предоставляют местные новости и информацию развлекательного характера. Главный продукт компании – это первый федеральный канал Германии, который вещает на всю территорию государства, а также доступен иностранным гражданам в пакетах спутникового телевидения и Интернет пользователям. Он отражает точку зрения граждан страны по всем самым важным политическим вопросам. Имеет большое влияние как на жителей страны, так и на правительственные органы.

Финансирование поступает по трем каналам: 80% - абонентская плата, 10% - реклама, 10%-собственная коммерческая деятельность (сериалы, например, «Турецкий для начинающих», и мыльные оперы.)

ZDF – второй по величине канал Германии. Он возник как оппозиционный, в противовес ARD. Отличается четкой централизованной системой, имеет штаб-квартиру в Майнце. Фокусируется на сугубо национальных проблемах и ценностях. Имеет очень хорошее современное техническое оборудование. Рассчитан на интеллектуальную молодую аудиторию, интересующуюся немецкими традициями, национальной политикой и экономикой, культурой и искусством страны. В вещательной сетке всегда есть место для региональных новостей и локальных передач.

Бюджет компании состоит на 60% из абонентской платы, 30 % рекламы и 10% другой прибыли.

Управление, как и у ARD, осуществляется тремя структурами. В совет управляющих входят: представители 16 земель ФРГ, члены религиозных объединений католиков, протестантов, евреев, другие общественные организации и партии. Во главе корпорации стоит директор – выборная должность. Совет телекомпании ZDF принимает решение о назначении и отставке гендиректора.

Немецкая система, состоящая из двух каналов (общественно-правовое и коммерческое телевидение), порождает ситуацию здоровой конкуренции на медиарынке, что повышает качество предоставляемой информации, заставляет сотрудников телекомпаний быть более оперативными, объективными, а самое главное, ценить внимание зрителей.

Немецкая модель выстроила собственный маршрут развития общественного вещания. От британского подхода его отличает несколько принципиально важных моментов. Закон прописывает независимость общественно-правовых вещателей, но все же осуществляется государственно-правовой контроль. Бюджет каналов состоит не только из абонентской платы, но и из рекламной, доходов от коммерческой деятельности. Кроме всего прочего, Германия не имеет той стройной иерархической системы подчинения и управления. Филиалы вещательных корпораций функционируют на территории всех 16 земель, то есть немецкому общественному телевидению присуща децентрализация. Данная модель сформировалась в соответствии с особенностями телевизионной системы Германии, менталитетом ее граждан, а также историческими событиями. Она отражает черты местного гражданского общества: рационализм, антропоцентризм, прагматизм, а также любовь к порядку.

Французская модель. Медиарынок Франции, так же как и многие другие, заново сформировался после Второй Мировой войны. Общество, пережившее крушение привычного уклада жизни, нуждалось в сильном и мудром наставнике, то есть общественном телевидении, который будет не только средством купли-продажи, но и служителем общечеловеческих ценностей. В 1950-ые годы государство установило монополию на радио и телевидение. Это не было ограничением демократических свобод, наоборот, этот шаг расценивался как защита СМИ от капиталистического влияния. Поэтому данная модель вещания называется общественно-государственной.

Долгое время телевидение Франции финансировалось только за счет государственного субсидирования, но в начале 1990-ых годов возникли серьезные проблемы. Появление новых коммерческих каналов обострило конкуренцию. Сложнее стало бороться за рейтинги и внимание аудитории.

Но все же общественно-государственное телевидение является незаменимым звеном медиасистемы государства и выполняет важнейшие функции.

В 1986 году была определена правовая база французского телевидения и введен закон Французской республики «О свободе вещания».

Во Франции существует 4 общественно-государственных канала: France-2, France-3, ARTE, TV-5. France-2 и France-3 подчинены единому уставу и действуют в рамках одной программной политики корпорации FranceTelevision. Председатель совета директоров переизбирается каждые 5 лет с помощью голосования акционеров.

Высший орган, руководящий всей системой общественного вещания, – это аудиовизуальный совет, в который входит 9 человек, трое из них назначаются президентом Республики, трое - председателем Национального собрания, трое – председателем Сената. Состав переизбирается каждые 2 года.

France-2 по своей структуре и задачам напоминает BBC 1. Это универсальный общенациональный канал, который придерживается классической модели: «информировать, развлекать, просвещать». Его аудитория обширна и разнообразна. Franse-3 – канал гармонично сочетающий в себе центральные и региональные новости. По своей сути он напоминает канал Россия 1. Филиалы редакций находятся в 25 различных регионах. Местное вещание занимает 4 часа в день. Канал очень популярен из-за того, что выпуски новостей приближены к своему зрителю, говорят о проблемах конкретного региона.

ARTE - продукт слияния двух моделей общественного телевидения: французского и немецкого. Канал не имеет постоянной собственной ниши и поэтому транслируется по «5 каналу». Его аудитория – интеллектуальная элита. Контент канала составляют передачи об искусстве, культуре, науке и литературе. Большую часть художественных, документальных фильмов и передач производят ARD, ZDF и LaSept. Слияние двух культур имеет благотворное влияние: снижаются затраты на производство телевизионных продуктов, обеспечивается плюрализм мнений и утверждаются демократические ценности.

«Пятый канал» вещает в свободное от ARTE время. Он рассчитан на широкую публику, включая детей и подростков, призван просвещать, обучать и развлекать. Обязательными в вещательной сетке являются образовательные, познавательные передачи, научно-популярные фильмы, интеллектуальные викторины.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что французское телевидение на высоком уровне предоставляет не только общенациональную информацию, но и затрагивает регионы, старается всячески приблизиться к своей аудитории. Большим плюсом общественного вещания этой страны являются социально значимые функции, которые успешно выполняет французская система: просвещение, информирование и т.д. Отличительная особенность телевизионной политики – стремление к межкультурному взаимодействию, сохранение французского языка и популяризация национальных ценностей.

Французская модель отошла от классических стандартов. Несмотря на свою независимость, общественные вещатели связаны с государством экономически. Финансирование осуществляется тремя путями: государственные субсидии, абонентская плата зрителей и доход от рекламы. В ситуации жесткой конкуренции и гонке за рейтинговым превосходством финансовое благополучие - это единственный путь оставаться в эфире и пользоваться популярностью у аудитории. Уникальность французского общественного телевидения в наличии специализированных общественных каналов, таких как франко-немецкий ARTE. Смесь двух национальных пластов способствует культурному просвещению, росту прибыли, развитию навыков и обмену опытом. Новаторский подход к общественному телевидению открывает массу возможностей для дальнейшего развития и усовершенствования телевизионных коммуникаций в век глобальных перемен и новых технологий.

Нидерландская модель. Особая система, отличающаяся от прочих своей структурой. Общественное телевидение и радио базируется на 4 основных колоннах. Религиозное течение обуславливает две колонны: кальвинизм и католицизм. Еще две составляющие – это лидирующие политические партии: либеральная и социалистическая. Задача СМИ заключается в удовлетворении интересов этих четырех социальных групп. Вещательные компании также обязаны выполнять требования, предъявляемые к общественным каналам: плюрализм мнений, разнообразие затрагиваемых тем, просвещение населения и пропаганда общечеловеческих ценностей.

В 1967 году в Нидерландах был принят закон о вещании, который провозгласил свободу общественных вещателей, в частности NOS (Нидерландская телерадиовещательная корпорация). Каждая из вещательных организаций получает эфирное время в зависимости от количества членов. Чем больше группа, например, компании категории «N» насчитывают 450 тыс. человек (9 часов эфира в неделю), тем больше времени ей отводится.

До 1999 года в Нидерландах существовала абонентская плата, которая была заменена налогом в размере 100 евро в год. Государственные субсидии и налоги граждан составляют 74% бюджета вещателей. Остальные 26 % финансирования – это реклама, которая также строго регламентируется и контролируется государством, общественными объединениями и законом.

Уникальность общественного телевидения Голландии заключается в том, что это абсолютно открытая система. Любой член из нее может легко выйти, а новый вступить.

Управление и регулирование теле- и радиовещанием находится в руках совета центральной организации NOS, который и следит за соблюдением норм и правил. Более того, совет выверяет программную политику и старается соблюдать тематический баланс.

Модель данной страны простроена грамотно и логично, она не выглядит как искусственный инородный элемент, наоборот, является оплотом общественного мнения и важнейшей частью коммуникации государства и общества. Базируясь на четырех колоннах: кальвинизм, католицизм, либерализм и социализм, модель сразу охватывает и политические силы, и гражданское общество вместе с его религиозными предпочтениями и инфраструктурой. Исключительность норвежского общественного вещания еще и в том, что вещательные организации обладают определенным количеством эфирного времени, что позволяет оптимизировать контент и рационально распоряжаться временем. И третья отличительная черта данной модели – открытость системы, члены которой свободно могут вступать и покидать структуры СМИ.

Норвегия создала удобную и сбалансированную систему общественного телевидения, обеспечив равные права и доступ к информации всем гражданам. Вещательные компании превыше всего ценят плюрализм мнений и учитывают предложения граждан, тем самым подтверждая статус общественного средства массовой информации.

Северная модель. Данная модель сформировалась в Северной Европе и имеет свои традиции и особенности. В Исландии, Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии общественное телевидение занимает прочные позиции. Они по-своему интерпретировали принцип ВВС «информировать, просвещать, развлекать». Если Британская модель пытается в равной степени развивать данные направления, то Северная Европа предпочитает делать акцент на образовании, культурном просвещении, минимизируя при этом развлекательный контент.

Северная модель имеет ряд характерных особенностей, например, опирается лишь на единственный источник финансирования, абонентскую плату, контроль осуществляет гражданское общество, которое и является собственником общественных вещательных организаций. Одним из важнейших принципов является территориальная замкнутость, то есть документальные фильмы, передачи и другая продукция не экспортируются. С одной стороны, это отрицательный момент, так как компании лишаются дополнительной прибыли, но, с другой стороны, сохраняются народные традиции, культурные ценности и преданность зрителей.

Не все пять государств придерживаются одинаковых принципов, есть некоторые различия. Например, финансирование в Исландии состоит из абонентской платы, рекламы и спонсорской помощи. Также доля общественных вещателей на рынке не всегда равна. Например, в Швеции она составляет 44%, а в Дании только 32%.

Уникальность данной модели уже в том, что она подошла по своим критериям сразу пяти странам. Она также имеет несколько черт, отличающих ее от классической британской формулы. Северные страны по-своему расставили приоритеты, где на первом месте оказывается не информирование, а просвещение и образование граждан, следовательно, сетка вещания имеет особую верстку, где транслируется масса программ научно-популярных, обучающих и культурно-просветительских. Бюджет составляет только абонентская плата, что обеспечивает преданность общественного телевидения зрителю. Третья особенность – отсутствие импорта и экспорта телевизионной продукции.

Австралийская модель. Австралийская вещательная корпорация (АВС) была основана 1929 году. В 1932 году АВС стала государственной. До появления телевизионного канала ABC информировала и просвещала с помощью радио. Долгое время радио занимало лидирующие позиции. Огромный охват территории, доступность и оперативность – его главные преимущества.

Специальная вещательная служба (SBS) была создана в 1975 году. Сначала функционировали только 2 радиоканала, которые вещали в Сиднее и Мельбурне. А в 1980 году был организован телеканал. Вскоре он занял особую нишу. Он ориентировался на коренное население Австралии, многочисленные племена и народы, проживающие на материке. Это отразилось на концепции, программной политике и способе подачи информации.

Историю австралийского общественного телевидения можно условно поделить на 5 периодов.

Первый период, 1956 – 1964 годы, ознаменовался техническими трудностями. Отсутствие необходимого оборудования на телестанциях, нехватка кабельных средств и ничтожное количество домов, имеющих телевизоры. Радиостанции были очень популярны из-за своей непосредственной близости к аудитории. Информационные выпуски сообщали только локальные новости, местные события, это устраивало зрителей. Влияние американских форматов чувствовалось даже на местных телевизионных продуктах.

АВС не стремилась развивать свой телевизионный канал. По этой причине вскоре телевидение стало похоже на дополненное радио. Яркие и насыщенные тексты никак не сочетались со статичной, однообразной, бедной картинкой. Дикторы, «говорящие головы», читали газетные материалы в прямом эфире. Рекламы не было, художественные фильмы не транслировались. К началу 1964 года доля аудитории общественного телевидения на медиарынке составляла только 10%, в то время как коммерческие вещатели непрерывно развивались и боролись за рейтинги.

В то время в Австралии были две главенствующие партии, которые постоянно делили власть: либералы и консерваторы. Консерваторы стремились создать четкую подконтрольную телевизионную систему. Подтверждение тому закон 1948 года. Но Либеральная партия провозгласила свободу информации, которая свято чтится по сей день.

Второй период – 1965-1976 годы. Телевидение становится частью повседневной жизни. В середине 60-ых введены первые кабельные сети. Первая передача телесигнала из Британии в Австралию произошла в 1966 году. Событие мирового масштаба подтвердило всеохватность телевидения и открыла новые возможности не только в передаче информации, но и международном взаимодействии стран.

Из исследований общественного мнения стало очевидно, что население Австралии предпочитает локальную телепродукцию и местную рекламу. Именно в этот период Австралия налаживает экспорт сериалов, шоу и мыльных опер на мировой рынок. АВС пользуется серьезными государственными бонусами и налаживает собственное производство.

Третий период, 1976-1986 годы, был очень сложным для общественного вещания. АВС оказалась в ситуации тяжелого кризиса, связанного с тем, что государство резко урезало финансирование канала. С другой стороны, коммерческие каналы переживали свои лучшие времена. Доходы от рекламы постоянно росли. Шанс на выживание австралийскому общественному телевидению дали мыльные оперы и мини-сериалы, которые очень понравились европейским зрителям. (В России транслировался многосерийный телефильм «Возвращение в Эдем»).

В 1980 году была открыта еще одна общественная вещательная корпорация SBS. Многоязычный и мультикультурный контент содержал местные и международные новости, иностранные фильмы, познавательные передачи, документальные картины. Канал поставил перед собойцель - формировать реальный образ австралийской действительности.

В 1983 году был принят закон «Об Австралийской радиовещательной корпорации». Он утвердил независимость общественных каналов от государства и других коммерческих организаций. Закон, касающийся SBS «О Специальной радиовещательной службе», вступил в силу в 1991 году. В нем говорится о том, что SBS обладает особым полномочием и должна отражать особый многокультурный характер страны. А также в нем четко обозначено положение о том, что членов совета директоров назначает правительство.

Существование двух общественных каналов определило уровень развития общества. ТВ оказалось способно взять на себя ответственность не только за образованную часть населения, но и малоразвитые этнические группы, нуждающиеся в поддержке. Тематическая разнонаправленность, широта взглядов обозначили курс развития каналов SBS и ABC. К тому времени телевидение имело возможности и средства для удовлетворения любопытства всей аудитории, даже малообразованной. При этом общественные вещатели очень трепетно подошли к национальным и культурным особенностям малых социальных групп.

Новое десятилетние, 1987-1997годы , обнаружило новые проблемы и сложности. Телевизионный кризис совпал с экономическим. Появление дистанционного пульта управления предоставило зрителям максимальную свободу. Аудитория стала мобильной, она больше не была прикована к одному каналу. Рекламодатели заметили эту тенденцию, и в телевизионной сфере начался отток финансов. Также активно начала развиваться наружная реклама: баннеры, билборды, подвижная реклама на автобусах и т.д. Экономический спад привел к значительному сокращению контента.

АВС обратилась за финансовой поддержкой к иностранным организациям и компаниям. SBS увеличила процент рекламной информации и заручилась спонсорской помощью. Многие коммерческие вещатели перебросили свои головные центры за границу.

Закон 1992 года о «Телевизионном вещании» сместил приоритеты. Если раньше основной ценностью являлось удовлетворение запросов и интересов общества, то после принятия закона главными стали инновационно-техническое развитие и экономическая рентабельность.

Зато в 1993 году АВС сумела расширить охват вещания, так как вышла на новый международный уровень AustralianTelevisionInternational.

Последний период захватывает отрезок времени с 1997 года по сегодняшний день. Общественное телевидение постепенно возвращает свои позиции, восстанавливает авторитет и улучшает качество информации и сигнала.

К последнему пункту можно отнести также международную интеграцию, то есть австралийцы посредством спутникового ТВ, кабельных сетей получили возможность принимать такие каналы как ВВС, CNN, Discovery, Disney.

Изначально в 2001 году цифровые каналы были созданы только на базе общественных вещателей, они получили названия АВС 2 и SBS 2. Позже и коммерческие каналы смогли перейти на цифровые технологии. Это значительно улучшило качество изображения, расширило возможности телевидения и упростило работу телекомпаний (фиксация и хранение информации значительно упростились, новое оборудование увеличило скорость работы и качество видео).

Начало века ознаменовалось введением множества новых каналов и тенденций. Семейство каналов АВС пополнилось сначала ресурсом для детей и подростков ABC Kids в 2001 году. В 2005 году ABC 2 перешел на цифровое вещание. Через пять лет, то есть в 2010 году, корпорация по примеру ВВС запустила круглосуточный информационный канал АВСNews24. Он изначально был рассчитан на мобильную деловую аудиторию, которая не может ждать дневного или вечернего выпуска новостей.

Корпорация SBS так же не отставала в развитии, и вскоре она выпускала уже несколько ресурсов для широкой аудитории с различными возможностями и интересами. SBS One с 2006 года стал транслироваться в качестве HD, в 2007 году корпорация запустила проект NITV. Он рассчитан на коренное население, аборигенов Австралии. Передачи в основном выходят на 8 местных диалектах (68 доступны с субтитрами). А 1 июня 2009 года начал вещание SBS Two. Это самый новый продукт компании в цифровом формате, который ориентирован на молодую аудиторию и международные новости Азиатско-Тихоокеанского региона.

Правительство понимало значимость телевидения в медийной системе, влияние его на общественное мнение, а также не умаляло его позитивного влияния на международные отношения. Поэтому премьер-министр предложил ряд реформ, которые открыли доступ для иностранных инвестиций, ослабили контроль над предприятиями перекрестного владения, дали возможность всем аналоговым коммерческим каналам иметь по одному цифровому.

На сегодняшний день общественное телевидение Австралии занимает лидирующие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Оно вещает на весь мир, доступно в Интернете и спутниковых пакетах. В 2012 году было принято решение отказаться от аналогового вещания.

Проанализировав этапы формирования австралийского общественного вещания, начиная с 1956 года до сегодняшних дней, можем сделать вывод, что АВС переживала взлеты и падения. Формировалась стихийно и под влиянием различных факторов (экономических, политических, социальных). Мы можем утверждать, что австралийские вещательные компании и организации имеют достаточный уровень свободы, чтобы развиваться. Австралия стремится к международному сотрудничеству, и телевидение активно способствует этому. Техническая база медиасистемы страны является одной из лучших в мире. Австралийские каналы занимают достойное место среди европейских и американских собратьев.

Общественное телевидение играет особую роль в австралийской телевизионной системе. Оно выполняет социально важные функции и является двигателем культурного просвещения, а также утверждает главенство закона и демократических ценностей. Важно отметить, что на протяжении истории ТВ общественные вещатели, в частности АВС, выступали в качестве «первопроходцев». Все новые веяния и тенденции сначала приходили на общественные каналы: цветное изображение, спутниковое сообщение, цифровой сигнал.

Для своего исследования мы выбрали два общественных канала - АВС и SBS, так как на их примере лучше всего можно проследить процесс трансформации телевизионного вещания, контента и отношения граждан к телевидению Австралии. У обоих каналов богатая история, крепкие традиции и современный подход к вещанию. Если говорить о SBS, то стоит отметить, что данный канал общественного вещания является специфическим, он рассчитан как на узкие этнические группы, так и на мировую общественность, вещает на множестве местных диалектов и на десятках иностранных языках. АВС же строится по классической европейской модели, что и позволяет его сравнивать и ставить на одну планку с мировыми лидерами телеиндустрии.

Рассмотрев ряд моделей общественного вещания, нам удалось сформировать определенное мнение о том, как должен выглядеть общественный канал. Мы определили несколько позиций, по которым анализируются общественные вещатели: финансирование, управление и контроль, правовая база, аудитория и контент.

Очень важно было уяснить, что телевидение по-прежнему остается одним из важнейших средств массовой информации, и даже в ситуации конкуренции с Интернет ресурсами общественное вещание необходимо гражданам. И это не только показатель развитого демократического строя, но и символ его активной позиции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Визуализации образа России в зарубежной прессе

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Исследование методов pr-поддержки государственных праздников в Интернете

На правах рукописи iconНа правах рукописи
I. Индустрия красоты и здоровья: структура, субъекты, направления развития

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Макетирование страниц мобильных приложений. Модульные сетки и прототипирование. 32

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Корпоративная культура как технология внутрикорпоративного управления конфликтами 67

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Tucano Coffee как объект коммуникационной поддержки и информационного продвижения 67

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Некоторые значимые этнокультурные стереотипы национальных культур России, США и Европы

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Стратегии коммуникационного продвижения продукции автомобильной промышленности кнр на российском рынке

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Анализ и сравнение «Empire» с отечественными изданиями и выведение модели просветительского журнала 48

На правах рукописи iconНа правах рукописи
Вещательная политика регионального телеканала как определяющий фактор развития сми 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск