Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем»


НазваниеДоклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем»
страница1/107
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   107
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕГИОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2006

СБОРНИК РЕГИОНАЛЬНЫХ ДОКЛАДОВ
ТОМ 2


2007

Издание осуществлено при финансовой поддержке USAID




СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 3

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ 4

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 29

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН 42

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ 64

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН 85

РЕСПУБЛИКА КОМИ 118

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ 140

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ 153

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН 161

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 173

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 203

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 269

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 297

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ 321

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ 329

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 342

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 357

ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ 369



ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

ВВЕДЕНИЕ

Составитель доклада


Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Нерчинская 40, т. (4232)432033.

Центр создан в целях содействия различным категориям граждан в защите их интересов и прав, оказание им психологической, юридической и иной нематериальной помощи, содействия в распространении и закреплении в обществе ценностей толерантности и противодействия различным формам проявления дискриминации и насилия. Основные тематики проектов – профилактика и противодействие торговле людьми на Дальнем Востоке, предотвращение домашнего насилия, работа над формированием жизненно важных ценностей у молодежи, работа над развитием толерантности и защиты прав человека..

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица 25№00664972 от 24.09.2003 г. выдано Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, основной государственный регистрационный номер 1032501339331, ИНН 2536137843

Ф.И.О. руководителя организации – Баженова Светлана Куприяновна, директор.

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной.

Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада:

– Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю;

– ПКМОУ «Центр по профилактике социально-значимых проблем»;

– Торгово – промышленная палата Приморского края.

Краткая характеристика субъекта Российской Федерации


Официальное наименование – Приморский край. Площадь: 165 900 км2 (0,97% от РФ, 25 место в РФ). Население (по результатам переписи населения, октябрь 2002 г.) – численность: 2 071 210 чел. (1,43% от РФ, 25 место в РФ), плотность: 12,5 чел./км2
Показатели уровня жизни населения

Стоимость минимального набора питания, входящего в потребительскую корзину на конец декабря 2008 г. составила 1974, 7 рубля, что на 8,4% больше, чем на это же период в 2005 г. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 4423 рубля с ростом к 4 кварталу 2005 г. на 11,4%. В 2006 г. среднедушевые номинальные денежные доходы составили 8744 рубля в месяц, по сравнению с 2005 годом выросли на 24%, при этом реальные денежные доходы выросли на 12,2%, покупательная денежная способность – на 11,6%. По предварительным оценкам Приморскстата в 2006 г. номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 22% к уровню 2005 года и составила 10845 рублей. Реальная заработная плата выросла на 11%. Среднегодовая численность безработицы, рассчитанная по методике МОТ, составила 79,1 тыс. человек или 7,5% экономически активного населения,

Законодательное собрание Приморского края является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти края. Численный состав Законодательного Собрания – 39 депутатов. Компетенция Законодательного Собрания Приморского края определена Законом Приморского края «О Законодательном Собрании Приморского края». Законом срок полномочий депутатов Законодательного Собрания Приморского края определен в 4 года (срок полномочий депутатов первого созыва установлен на два года). Порядок осуществления Законодательным Собранием своих полномочий, правила и процедуры работы Законодательного Собрания установлены Регламентом Законодательного Собрания Приморского края. Как Законодательный (представительный) орган власти Приморского края ныне действующее Законодательное Собрание Приморского края было создано на основании Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. (Историческая справка). Выборы депутатов в Законодательное Собрание Приморского края II созыва состоялись 7 декабря 1997 г.

Губернатор Приморского края – Сергей Михайлович Дарькин.

Председатель Приморского краевого суда – Хижинский Александр Алексеевич.

Председатель Арбитражного суда Приморского края – Чумаков Сергей Тимофеевич, председатель суда.

Прокурор Приморского края – Аникин Александр Александрович.

Начальник ГУВД Приморского края – Вачаев Николай Антонович.

Политическая ориентация избирателей


На последних выборах в ЗАКС ПК «Единая Россия» в целом по краю набрала более 40% голосов (более всего в Черниговском районе более 43%, менее всего во Владивостоке – едва дотянули до 20%)

Общая характеристика ситуации с правами человека


Впервые аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2005 году был проведен мониторинг ситуации соблюдения прав человека в 80-ти субъектах Российской Федерации. Он был опубликован в ежегодном докладе Уполномоченного. Что интересно, сведения, полученные из регионов по особому, специализированному запросу, позволили вычислить индекс соблюдения прав человека (ИСПЧ) и определить какие, именно, категории прав человека реализуются и в какой степени, провести сравнительный анализ, и узнать в каких регионах права граждан соблюдаются максимально, а в каких минимально.

Как показали результаты мониторинга, к сожалению, наш край вошел в группу субъектов России, где индекс соблюдения прав человека близок к минимальному и составляет – 50 (от +100%-полное соблюдение прав человека; до -100% – полное несоблюдение прав человека) Для сравнения в Амурской области этот показатель – 30%, в Якутии + 40, в Московской области +10, в Санкт-Петербурге +30. Наиболее благоприятная ситуация с соблюдением прав человека в России отмечается в Чукотском автономном округе, здесь значение индекса +90.

Приведенные результаты демонстрируют, что в Приморском крае, хуже всего – с соблюдением социальных и трудовых прав (–70). Кроме того, получена количественная оценка явного пренебрежения правами человека со стороны региональных органов власти: (–40). Что касается соблюдения основных гражданских свобод: право свободно выражать свое мнение, свобода слова и средств массовой информации, по мнению лиц, принявших участие в анкетировании, эти права нарушаются в наименьшей степени. Незначительные нарушения прав человека фиксируются также в сфере соблюдения основных политических прав и свобод (–20) Роль региональных судебных органов в соблюдении прав человека незначительна (–10), положение с правами лиц в местах принудительного содержания неудовлетворительное (–70).

В 2006 году (по данным Аппарата Уполномоченного по правам человека в Приморском крае) неизменной остается оценка жителей края в определении причин нарушения прав человека на территории Приморского края. Как и год назад по результатам социологического исследования на первом месте среди причин нарушения прав человека на территории Приморского края стоит «коррупция во властных структурах», об этом заявили 33,2 процента жителей края, участвующих в опросе (в 2005 году эту причину назвали 32,4 процента опрошенных); на втором месте – «незнание населением собственных прав» – 30,5 процента (2005 год – 25,5 процента); на третьем месте – «бюрократический аппарат» – 16,6 процента (2005 год – 16,5 процента); далее – «несовершенство законодательства» – 15,3 процента. Причем распределение в половозрастных и социальных группах равномерное, что свидетельствует о вполне сложившемся мнении по данным вопросам.

В результате проведенного анализа реализации прав на территории края была получена иерархия прав, реализация которых вызывает трудности. Граждане считают, что труднее всего реализовать право на охрану здоровья (27,7 процента), право на жилище (22,0 процента), право на труд (21,6 процента), а также право на социальное обеспечение (17,6 процента).

Соотношение числа обращений о нарушении прав человека и гражданина, поступивших в адрес Уполномоченного, в разрезе правовых сфер (приложение 1), наглядно демонстрирует, как тот или иной государственный орган или орган местного самоуправления решает проблемы реализации прав граждан. К Уполномоченному заявители обращаются, не сумев решить вопрос по подведомственности.

Наиболее распространенной причиной нарушения прав является формальный подход исполнителей к решению проблем граждан, в ряде случаев – недостаточно профессиональное отношение должностных лиц к соблюдению и защите конституционных прав и свобод – главнейшей из своих обязанностей. Многочисленными остаются примеры ненадлежащего исполнения специалистами своих должностных обязанностей в связи со слабым знанием законодательства, а в отдельных случаях – прямым его игнорированием. Многие граждане, часто живущие за чертой бедности, обращаясь за социальной поддержкой в органы власти, сталкиваются с некорректным и формальным подходом к исполнению требований закона. Они расценивают такое отношение к себе, как унижение их человеческого достоинства.

В большинстве случаев должностные лица, специалисты при невозможности оказания самостоятельной помощи заявителю (в соответствии со своей компетенцией) не содействуют в изыскании иных путей решения его вопроса. Это существенно снижает доверие к власти, ее авторитет. Не всегда такие негативные факты получают надлежащую оценку со стороны вышестоящих органов и должностных лиц.

Всего в 2006 году к Уполномоченному поступило 4892 обращения, в том числе 1402 – через представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях. Число обращений за третий год работы по сравнению с предшествующим годом увеличилось в 2 раза, а по сравнению с первым годом работы Уполномоченного – в 5 раз.

Большая часть обращений – 56,5 процента – поступила от лиц в возрасте до 55 лет (приложение 2), из них подавляющая часть обращений приходится на возрастную категорию 30-55 лет, т.е. на людей в том возрасте, когда приобретен определенный жизненный опыт, расширен круг социальных контактов во взаимоотношениях с обществом, государством, иначе говоря, это осознанные обращения, вызванные объективной необходимостью.

В разрезе социальных групп наибольшее количество обращений поступило от лиц, отнесенных к категориям: пенсионер, неработающий – 46,6 процента; рабочий, служащий – 23,0 процента; осужденный, обвиняемый – 21,8 процента (приложение 3). Причины этого вполне объяснимы: пенсионер, неработающий являются наиболее уязвимыми социальными группами, рабочие и служащие – наиболее активная часть населения в сфере трудовых, имущественных и семейных отношений и, наконец, осужденные и обвиняемые – люди, непосредственно соприкасающиеся с судебной системой, правоохранительными органами и системой исполнения наказаний в местах лишения свободы.

Анализ географии обращений, поступивших Уполномоченному в 2006 году, показывает, что чаще всего (из расчета на 1000 человек населения) жалобы поступали из г. Владивостока, Шкотовского района, гг. Артема, Ольгинского, Михайловского, Кировского, Надеждинского, Ханкайского, Хасанского и Хорольского муниципальных районов. Низкий индекс частоты обращений отмечается с территорий в большей степени урбанизированных: г. Находка, г. Арсеньев и г. Уссурийск (приложение 4).

Из общего числа рассмотренных обращений 23,0 процента признаны удовлетворенными, по 56,0 процента обращений заявителям даны консультации. Таким образом, реальную помощь при обращении к Уполномоченному получили 79,0 процента обратившихся граждан. В 2005 году удалось помочь только 57,0 процента заявителей.

На высоком уровне остается ряд социально-экономических явлений, которые вызывают тревогу у населения. Анализ показывает, что данные явления признаются показателем существующих проблем и становятся факторами роста социальной напряженности и источниками ущемления прав и свобод личности.

В прошедшем году жители края были больше всего обеспокоены: уличной преступностью – 49,2 процента; недоступностью медицины, дороговизной лекарств – 41,6 процента; отсутствием социальных гарантий на случай болезни, старости – 40,6 процента; плохим материальным положением – 36,4 процента; отсутствием возможности дать детям бесплатное образование – 34,3 процента; проблемами с жильем – 30,0 процента. Все это социально-экономические права и свободы, которые, так или иначе, связаны с уровнем материального благополучия населения.

Анализ обращений и статистика подтверждают низкий уровень материального благополучия населения, низкую величину прожиточного минимума и как следствие низкий уровень потребления основных продуктов питания на душу населения (мясо, молоко, яйцо, хлеб). И хотя за последние два года реальные денежные доходы населения выросли на 14,5 процента, что значительно выше, чем в других субъектах Дальневосточного федерального округа, в рублевом выражении Приморский край по-прежнему остается на одном из последних мест. И одна из главных причин этого в том, что в крае низкая среднемесячная заработная плата, особенно в таких отраслях, как строительство, оптовая и розничная торговля. Усугубляет ситуацию и маленький размер льгот на одного человека – 294 рубля, низкая обеспеченность жильем в расчете на одного жителя (19,3 кв. м); низкий процент предоставления жилья семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Даже по такой категории граждан, как участники Великой Отечественной войны, до сих пор не решен вопрос обеспечения их жильем. Более 1000 семей этой категории стоит на очереди на получение жилья.

Одним из негативных результатов такого положения с правами человека в Приморье стал отток населения из края. Численность населения края вплотную приблизилась к знаковой цифре – 2,0 млн человек. По данным переписи 2002 года население Приморья составляло 2 млн 67,4 тысяч человек.

Законное беспокойство жителей края вызывает закрытость механизма принятия правовых и иных властных решений. В крае утвердилась традиция преобладания исполнительной власти над законодательной. У граждан вызывает недоумение то обстоятельство, что громкая борьба с коррупцией должностных лиц на всех этажах власти не приносит видимых результатов. Общественное мнение не желает мириться с избыточной восторженностью средств массовой информации в оценках деятельности краевой и городской (Владивосток) администраций. Трудно терпеть откровенное невнимание чиновников к заботам людей, сравнивая его с навязчивой опекой и широкими обещаниями в период проведения выборной компании.

Все это в конечном счете привело к тому, что возросла возможность массовых выступлений населения в защиту своих прав. Так, в городе Владивостоке, по данным социологов вероятность массовых выступлений возросла на 8,0 процента. Сегодня желание защитить свои права организацией массовых выступлений высказывают до половины участников социальных исследований.

Мониторинг соблюдения прав человека и гражданина, анализ обращений граждан и правозащитной ситуации на территории Приморского края в 2006 году позволяет сделать вывод о том, что явно выраженной и устойчивой направленности к улучшению положения с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Приморье пока не достигнуто.

У значительной части населения края (19,0 процента) среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Особую тревогу вызывает демографическая ситуация и миграционный отток населения. Нелегким бременем на одиноких граждан и инвалидов, на основную массу пенсионеров и многодетные семьи легла проводимая реформа жилищно-коммунальной сферы, следствием которой пока стало только регулярное повышение тарифов на оплату услуг соответствующих служб и предприятий.

Понятно, что вышеназванные и другие социально-экономические проблемы обусловлены не только объективными причинами, но в ряде случаев и ненадлежащим отношением органов власти и их должностных лиц к соблюдению требований конституционных норм о приоритете прав и свобод граждан. Нередко это связано с низким профессиональным уровнем подготовки должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   107

Похожие:

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад подготовлен и разработан
Кабанова К. В., руководителя экспертной группы по подготовке доклада, члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества...

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад подготовлен и разработан
Кабанова К. В., руководителя экспертной группы по подготовке доклада, члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества...

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных...

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconПретендента на участие в конкурсе
Костромской области «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» для замещения должности государственной...

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Жалобы на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад о положении с правами человека в Республике Калмыкия в 2002...
Доклад подготовлен Региональной общественной организацией «Калмыцкий правозащитный центр»

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком...
Охватывает период с момента утверждения в должности первого Уполномоченного Дульнева Бориса Николаевича (с 18. 10. 2007 года) по...

Доклад подготовлен Баженовой Светланой Куприяновной. Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада: Аппарат Уполномоченного по правам человека по Приморскому краю; пкмоу «Центр по профилактике социально-значимых проблем» iconДоклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской...
О развитии института Уполномоченного по правам человека в Московской области

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск