Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году


НазваниеДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году
страница1/17
ТипДоклад
filling-form.ru > Договоры > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
Работа правозащитников весьма специфичная.

Это постоянное взаимодействие с властью, и не

просто взаимодействие, а критический взгляд

на то, что представители власти всех уровней

делают. Но без этой работы общество не может

развиваться гармонично

(В.В. Путин

Ново-Огарево, 13.02.2014)
Представленный ежегодный доклад является третьим в работе Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области (далее - Уполномоченный).

Прошедший год был насыщен событиями, значимыми решениями по реформированию важнейших социальных сфер. Ознаменован он и успешно преодоленными трудностями.

Примечательно, что 2013 год стал юбилейным для важнейших документов, гарантирующих основные права человека и гражданина. Граждане России отметили 65-летие Всеобщей декларации прав человека и 20-летие Конституции Российской Федерации.

Конституция нашего государства на самом высоком уровне закрепила важнейшие социальные достижения современной цивилизации - права человека, установив в статье 18 их приоритет. Это значит, что права и свободы человека определяют смысл законов, их содержание и применение.

Деятельность исполнительной власти должна строиться на соблюдении приоритета прав человека, что само по себе исключает формальный подход при принятии любого властного решения по вопросу обеспечения того или иного права человека. Однако именно об этом должностные лица чаще всего и забывают - большинство жалоб граждан порождены искажениями правоприменительной практики.

Приняв Конституцию, государство приняло на себя обязанность защищать права и свободы человека и гражданина, для чего созданы институты, способствующие реализации их прав, - система судебных и правоохранительных органов.

Дополнительной гарантией, обеспечивающей государственную защиту прав личности, стал институт Уполномоченного по правам человека.

Сегодня в основном из-за формального отношения к проблемам граждан идет нескончаемый бумажный круговорот из обращений от населения в самые разные органы власти и правозащитные организации.

Показательно, что почти к каждой поступившей к Уполномоченному жалобе прилагаются кипы длительной переписки с различными органами власти и должностными лицами. Даже получив неоднократные отказы, граждане не отчаиваются и пишут вновь.

С одной стороны, это можно положительно оценить как повышение правосознания населения, а с другой, это свидетельствует об имеющихся пробелах в выполнении государством взятых на себя обязательств по защите прав человека.

Поскольку омбудсмен законодательно не наделен властными полномочиями, в качестве основного инструмента реагирования на нарушения прав используется метод убеждения. При этом жалобы являются и главным источником информации об имеющихся проблемах в отдельных сферах жизнеобеспечения.

Настоящий доклад направлен на освещение этих "узких мест" и призван обратить особое внимание органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц на указанные в докладе недостатки правообеспечительной работы.

Доклад содержит предложения и рекомендации в адрес органов власти всех уровней и должностных лиц по возможным и необходимым мерам реагирования.

При подготовке доклада использовались официальные данные, предоставленные органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными объединениями Оренбургской области, и информация из СМИ.

Уполномоченный выражает всем благодарность за сотрудничество и помощь в подготовке ежегодного доклада.
Статистическая характеристика поступивших обращений
В 2013 году к Уполномоченному поступило 1262 обращения, в прошлом году их было на 259 больше. Из поступивших обращений 673 - письменных, в 2012 году - 679. Руководителями общественных приемных получено 668 обращений, в 2012 году - 645.

Общее количество обращений составило 1930, что на 236 обращений меньше предыдущего года.

Положительным моментом является тот факт, что все чаще заявители выбирают более удобные формы обращения: через общественную приемную, официальный интернет-сайт, электронную почту.

Как и прежде, среди обратившихся основную часть составили наименее защищенные категории населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды.

Сохранилась и география обращений, большинство - из наиболее населенных городов: Оренбург - 817, Орск - 330, Новотроицк - 142, Бузулук - 92, и районов: Тоцкого - 93, Кувандыкского - 49, Оренбургского - 43.

По видам органов власти обращения распределились следующим образом:

52 % обращений связаны с жалобами на федеральные органы;

19 % жаловались на органы местного самоуправления;

4 % жалоб на органы государственной власти Оренбургской области.

Остальные граждане жаловались на юридических и физических лиц (17 %) либо нуждались в юридической консультации (8 %).

Как и в предыдущие годы, объем обращений с претензиями в адрес федеральных органов власти составил большинство в структуре. Более того, он возрос.
Результаты работы по рассмотрению обращений
По 55 % обращений заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты, оказана юридическая помощь о формах, методах и возможных вариантах действий по реализации своего права.

29 % жалоб направлены для разрешения в различные инстанции по подведомственности, основная часть - с контролем и изложением правовой позиции Уполномоченного.

Добиться восстановления нарушенного права удалось по 14 % жалоб. По пяти жалобам в отношении должностных лиц, нарушивших права граждан, применялась такая крайняя мера реагирования Уполномоченного, как направление заключений в адрес муниципальных чиновников. По итогам их рассмотрений рекомендации о возможных мерах восстановления нарушенного права были исполнены.

Анализ обращений свидетельствует о сохранении прежних застарелых проблем, порождающих жалобы граждан на органы власти. Нередко причинами для жалоб был формальный подход чиновников, от которых зависит разрешение проблемы. Все чаще вопросы доводились до суда, даже и в тех случаях, где этого можно было избежать, не затрачивая бюджетные средства.
Общественные приемные Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области
Через создание общественных приемных повысилась доступность населения к Уполномоченному по всей территории области. С 2012 года их функционирует тринадцать.

Число обращений граждан к Уполномоченному через руководителей общественных приемных продолжает подтверждать доверие людей к данному правозащитному институту. В 2012 году к ним поступило 645 обращений, в 2013 - 651. Самыми активными по количеству жалоб оказались города: Орск - 239 обращений, Новотроицк - 107, Сорочинск - 57, Гай - 40, Бузулук - 30, а также районы: Тоцкий - 72, Бугурусланский - 47.

Наибольшее количество обращений во всех территориях области связано с вопросами соблюдения жилищных прав граждан, что составляет почти четверть от общего количества поступающих вопросов - 22 %. Часто жителей волновали проблемы ремонта и обслуживания жилищного фонда, рост тарифов, правильность начислений за услуги ЖКХ, предоставление жилья нуждающимся.

Почти 11 % обратившихся жаловались на волокиту органов следствия и дознания при проведении проверок по заявлениям о преступлениях.

Вопросы здравоохранения и социальной помощи занимали не последнее место в статистике обращений.

В связи с дефицитом юридических центров, готовых оказывать бесплатную юридическую помощь, общественные приемные пользовались большим спросом. Более 100 человек обращались за получением консультации по тем или иным вопросам.

В отличие от областного центра в муниципальных образованиях жителей больше волновали вопросы, относящиеся к деятельности органов местного самоуправления.

Действуя от имени Уполномоченного, руководители общественных приемных принимали все возможные меры к разрешению проблем граждан, используя при этом налаженное взаимодействие с органами местного самоуправления.
Народный контроль
Бесспорно, что основным контрольным инструментом качества работы чиновников должны быть сами граждане как непосредственные пользователи публичных услуг. Показателен опыт соседней Республики Татарстан, где Указом Президента Республики Татарстан от 01.06.2012 N УП-408 введена электронная государственная информационная система "Народный контроль" (ГИС).

Действие "Народного контроля" в республике в полную силу началось с 2013 года. В эффективности данного общественного контрольного механизма имел возможность лично убедиться Уполномоченный по правам человека в Оренбургской области во время визита в Татарстан 28 - 29 ноября 2013 года. Система обработки уведомлений граждан предназначена для рассмотрения жалоб по различным категориям.

Технически система устроена просто: она интегрирована в портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан.

Положение об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках ГИС утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676.

Согласно указанному Положению общий срок рассмотрения уведомления в системе не может превышать 10 рабочих дней, а для категории "жилищно-коммунальные услуги" - 3 рабочих дней.

Мониторинг хода рассмотрения уведомлений осуществляется модератором категории и главным модератором, которые вправе не только установить сокращенный срок рассмотрения, но и вернуть обращение на доработку в случаях, если ответ не обоснован, не содержит доказательств в виде отсканированных копий документов, фотографий либо носит формальный характер, не отвечает на поставленный вопрос, не содержит сроков окончания работ по устранению проблемы или по другим основаниям, перечень которых очень обширный.

Главный модератор имеет право вернуть любое уведомление в работу, в том числе если заявитель считает, что его проблема не решена по существу, и подтверждает это фотоматериалами.

С 05.08.2013 главным модератором системы определен Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан (Постановление Кабинета Министров РТ от 05.08.2013 N 548). Передача этой функции Уполномоченному оказалась вполне оправданной, поскольку заявки, поступающие в систему, указывают на нарушения прав человека в различных сферах жизнедеятельности.

Впечатляют результаты действия "Народного контроля" в республике: всего за 10 месяцев 2013 года поступило более 13 тысяч заявок со всей территории данного субъекта Российской Федерации, из них 49 % разрешены положительно, по 14 % запланированы работы, по 29 % дан мотивированный отказ и лишь 8 % находились еще в работе.

Опыт Татарстана позволяет сделать вывод о необходимости внедрения подобной электронной системы и в Оренбургской области. Преимущества электронной формы очевидны: отсутствие переписки, сведение к минимуму сроков поступления заявок и оперативное устранение нарушений, широкий охват всей территории региона, прозрачность, простота реагирования. Вместе с тем, система не позволяет подавать необоснованные заявки, поскольку в ней предусмотрена регистрация, подтверждение жалобы фотоматериалами и внедрен механизм поддержки заявки и качества ее исполнения при помощи голосования (плюс либо минус), который привычен всем пользователям сети "Интернет".
Право на гражданство, иные миграционные права
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права на свободу и личную неприкосновенность являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и должны гарантироваться иностранцам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации.

Больше чем на треть за последние годы увеличилось количество въездов в Россию мигрантов. В основном это граждане из стран Центральной Азии из людей молодого возраста. Безусловно, они менее готовы для общения с нашим населением, есть и языковые проблемы, и профессиональные. Будучи неподготовленными к жизни в нашей стране, они создают проблемы для нашего населения.

В настоящее время вопросы, касающиеся внешней миграции, занимают особое место в реализации государственной политики. В июне 2012 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая определила цели, принципы, задачи, основные направления, перспективы и механизмы реализации государственной миграционной политики России.

Уже сегодня можно констатировать, что вектор развития миграционной политики осуществляется в соответствии с основными принципами Концепции. С момента ее утверждения внесен целый ряд изменений в законодательство Российской Федерации, призванных упорядочить и систематизировать правоотношения в миграционной сфере, которые активно реализуются на практике.

Актуальность данных вопросов для Оренбургской области обусловлена тем, что наш регион по своему географическому положению является приграничной территорией и находится на основных транспортных магистралях, связывающих государства Средней Азии, Казахстан и центральные регионы Российской Федерации. Численность постоянного населения Оренбургской области составляет 2016,1 тыс. человек. Это 1,5 % от населения страны и 7,0 % от населения Приволжского федерального округа. По численности населения область занимает 24-е место среди субъектов Российской Федерации.

На Оренбуржье приходится самый протяженный участок российско-казахстанской государственной границы - 1876 километров. На участке границы располагаются 12 пунктов пропуска пограничного контроля и 19 мест упрощенных переходов государственной границы для жителей приграничных территорий, утвержденных межправительственным Соглашением Российской Федерации и Республики Казахстан.

Ежегодно через территорию региона в Российскую Федерацию следует порядка 2,6 миллиона иностранных граждан, прежде всего из стран среднеазиатского региона, отмечается тенденция ежегодного увеличения миграционного потока через Оренбургскую область. В 2013 году изъявило желание трудиться в регионе более 20 тысяч иностранных граждан, из них 6530 по разрешениям на работу, остальные по патентам у физических лиц. Основным поставщиком рабочей силы на рынок труда региона являются Республики Узбекистан и Таджикистан.

Важными элементами миграционной политики области должно являться создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Прямым результатом отсутствия целевых программ является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к ним со стороны местного населения.

Основной частью иностранных граждан, прибывающих в Оренбургскую область, являются выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении и Азербайджана, причем 90 % из них представители титульных национальностей данных государств и только 10 % приходится на национальности, традиционно проживающие на территории Российской Федерации.

Учитывая, что действующие сегодня механизмы регулирования миграционных процессов недостаточно эффективны и многие проблемы, в том числе связанные с социально-культурной адаптацией мигрантов, а также вопросы выдворения решаются медленно, подписано Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Оренбургской области и Уполномоченным по правам человека в Республике Таджикистан. В стадии согласования подписание соглашений с омбудсменами Кыргызской и Азербайджанской Республик. Стороны намерены сотрудничать в сфере защиты прав и свобод граждан, своевременно уведомлять друг друга о нарушениях прав и свобод граждан, способствовать восстановлению нарушенных прав граждан этих стран на территории обоих государств.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
Целью настоящего доклада является информирование органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, общественных...

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconЕжегодный доклад
«О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2014...

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в калужской...
Охватывает различные направления просветительской деятельности и курирует работу по созданию разнообразных форм правового просвещения...

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в калужской...
Охватывает различные направления просветительской деятельности, курирует работу по созданию разнообразных форм правового просвещения...

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconО докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2012 году, в соответствии с пунктом 1 статьи...

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе...
Главное следственное управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад уполномоченного по правам человека в республике мордовия о...
В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица)

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад уполномоченного по правам человека в республике мордовия о...
В адрес Уполномоченного в 2013 году поступило 1169 обращений, что на 1,9% больше, чем в 2012 году (таблица)

Доклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности уполномоченного по правам человека в оренбургской области в 2013 году iconДоклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина...
«О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск