Скачать 1.39 Mb.
|
Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации (сборник подготовлен специалистами кафедры теории и методики воспитания и центра практической психологии ГБОУ ДПО ПОИПКРО) Введение Данный сборник адресован классным руководителям, социальным педагогам, педагогам-психологам. В нем представлены материалы, которые могут быть полезны при осмыслении проблемы суицидального риска среди подростков и для организации своевременной профилактики по данной проблеме. Современная ситуация развития общества предъявляет личности сложнейшие требования и способствует увеличению психологических нагрузок. Возникающие жизненные ситуации могут вызывать ситуации стресса, фрустрации, являться психологической травмой. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. Состояние длительной дезадаптации, в зависимости от силы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей субъекта, при недостаточном развитии механизмов психологической устойчивости личности может привести к нарушению психологического здоровья, дезорганизации поведения. Среди разных возрастных групп подростки оказываются наиболее чувствительными к негативным стрессовым воздействиям. Чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, им требуется помощь со стороны. Современные подростки испытывают высокую тревожность в отношении будущего, остро переживают неудачи в обучении, неразделенную любовь, нарушение межличностных отношений со сверстниками, конфликты с родителями, что порождает у них чувство одиночества и незащищенности. Подростковый возраст недаром считается одним из кризисных периодов жизни. Каждый человек проходит рубеж, отделяющий детство от взрослости, и в это время переживает отчетливое чувство потери, от которого пытается защититься различными способами. Успешное преодоление данного этапа ведет к взрослению, принятию всей сложности жизни, возможности быть счастливым, стремлению к созиданию и построению приносящих радость отношений. Напротив, неспособность установить четкое и надежное ощущение собственного «Я» ведет к появлению депрессивных и тревожных состояний, усилению мыслей о смерти и суицидальному поведению, поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической помощи и поддержки подросткам, испытывающим психосоциальные трудности. Своевременная психологическая помощь, педагогическая поддержка, простое человеческое участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. На сегодняшний день основной задачей педагога, классного руководителя школы становится задача формирования подростка как субъекта поведения, способного самостоятельно выбирать оптимальные формы поведения, противостоять отрицательному влиянию извне, переживаниям социального стресса. Проведение психологических, воспитательных занятий с подростками в неформальной обстановке, в необычной форме позволит им свободно и безопасно отреагировать свои чувства и переживания. На занятиях они должны иметь возможность высказывать свое мнение, обсуждать волнующие их темы. Создается ситуация общения, позволяющая подростку понять особенности своей личности, сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность самостоятельно принимать решение в жизненной ситуации и готовности нести личную ответственность. С целью подготовки подростков к активной полноценной жизни в обществе, оказания помощи в осознании своей жизни как главной ценности, а также профилактики суицидального поведения в каждой школе должны быть разработаны практические занятия в различных формах, обращенные ко всем субъектам образовательного процесса: учащимся, педагогам и родителям. Данный сборник имеет два тематических раздела. В первом – информационном - представлены материалы о проявлениях суицидального риска, причинах подросткового суицида, которые должны быть известны каждому школьному работнику и родителям учеников. Второй - методический - включает в себя разработки педагогических советов, родительских собраний, воспитательных занятий с детьми, направленных на развитие субъектности всех участников учебно-воспитательного процесса.
Педагогу, классному руководителю, родителям об особенностях подросткового суицида Психологический смысл подросткового суицида (точнее говоря, суицидального поведения, так как попытки гораздо чаще оказываются неудачными) - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М. Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994). Смерть представляется подросткам желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказания обидчиков, важнейшее представление - представление о ценности собственной жизни еще не сформировано. Что должно насторожить? Педагога должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:
Словесные заявления типа: «ненавижу жизнь»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «не могу этого вынести»; «я покончу с собой»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил». Какие особенности поведения могут проявиться? Выделяются специфические особенности поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:
Каковы внешние обстоятельства жизни подростка, оказавшегося в зоне суицидального риска?
Что характерно для суицида подростков? Самоубийства подростков имеют обыкновенно следующие характерные черты:
Для подростков с высоким уровнем суицидального риска характерно отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. (Волкова А.Н., 1998). Почему? Анализ причин подросткового суицида позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:
В качестве суицидальных мотивов следует выделять задетое самолюбие, ревность (к младшему брату или сестре), смерть близких или кумиров («эффект подражания», на который указывал еще Э. Дюркгейм), страх наказания (особенно телесного). (В.К. Хорошко). Также для подростков одной из причин психологических страданий и зачастую даже самоубийств являются проблемы с внешностью, порой не существующие объективно, а надуманные подростком. Очень многие подростки считают себя неполноценными, даже «уродами» из-за особенностей внешности, часто возрастных: угри, непропорционально вытянувшиеся конечности, появление вторичных половых признаков. Защитные (антисуицидальные) факторы личности Педагогу важно знать о наличии защитных (антисуицидальных) факторов. Это такие установки и переживания личности, которые препятствуют реализации суицидальных намерений. Они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства. Среди них следует отметить следующие:
О чем говорить с родителями? Необходимо напомнить родителям, что детские переживания и конфликты протекают несколько иначе, чем у взрослых. Порой родители воспринимают проблему своего ребенка как пустяковую, не понимая, что в данный момент подростку кажется очень важной и он, в силу отсутствия опыта, не может ее самостоятельно решить. Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей оставляет подростка наедине с его проблемой и порождает чувство отчаяния, способного спровоцировать суицидальное поведение. Очень точно о подростковом суициде пишет детский психиатр Е.М. Вроно: «Особенности характера, психологического строя, свойственные периоду отрочества, по одному только факту своего существования предрасполагают к самоубийству... Таков подросток с его безудержностью, неустойчивостью, жаждой впечатлений, тягой к самостоятельности, эгоцентризмом и максимализмом, крайней ранимостью и изменчивостью настроения, скрытностью, сменяемой навязчивой откровенностью. Беззаботный, радостный ребенок неожиданно превращается в непредсказуемое существо, настоятельно требующее своего места в семейной иерархии и вступающее в отчаянную борьбу за свои права по любому поводу. Он зачастую совершенно невыносим, в сущности же беззащитен и болезненно уязвим» (Вроно Е.М., 1994). Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых в том числе могут сообщить родители:
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста. Советы родителям
|
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального... | Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения | ||
... | Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | ||
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | Авторы-составители: старший методист фкпиппо забкипкро е. П. Черепанова, старший методист фпк роу и ссв в. И. Шадрина, директор гоу... | ||
Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по данному направлению | Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | ||
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с | Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |