Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации


НазваниеМетодические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации
страница1/11
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Методические материалы

по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации

(сборник подготовлен специалистами кафедры теории и методики воспитания и центра практической психологии ГБОУ ДПО ПОИПКРО)

Введение

Данный сборник адресован классным руководителям, социальным педагогам, педагогам-психологам. В нем представлены материалы, которые могут быть полезны при осмыслении проблемы суицидального риска среди подростков и для организации своевременной профилактики по данной проблеме.

Современная ситуация развития общества предъявляет личности сложнейшие требования и способствует увеличению психологических нагрузок. Возникающие жизненные ситуации могут вызывать ситуации стресса, фрустрации, являться психологической травмой. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. Состояние длительной дезадаптации, в зависимости от силы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей субъекта, при недостаточном развитии механизмов психологической устойчивости личности может привести к нарушению психологического здоровья, дезорганизации поведения.

Среди разных возрастных групп подростки оказываются наиболее чувствительными к негативным стрессовым воздействиям. Чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, им требуется помощь со стороны.

Современные подростки испытывают высокую тревожность в отношении будущего, остро переживают неудачи в обучении, неразделенную любовь, нарушение межличностных отношений со сверстниками, конфликты с родителями, что порождает у них чувство одиночества и незащищенности. Подростковый возраст недаром считается одним из кризисных периодов жизни. Каждый человек проходит рубеж, отделяющий детство от взрослости, и в это время переживает отчетливое чувство потери, от которого пытается защититься различными способами. Успешное преодоление данного этапа ведет к взрослению, принятию всей сложности жизни, возможности быть счастливым, стремлению к созиданию и построению приносящих радость отношений. Напротив, неспособность установить четкое и надежное ощущение собственного «Я» ведет к появлению депрессивных и тревожных состояний, усилению мыслей о смерти и суицидальному поведению, поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической помощи и поддержки подросткам, испытывающим психосоциальные трудности. Своевременная психологическая помощь, педагогическая поддержка, простое человеческое участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

На сегодняшний день основной задачей педагога, классного руководителя школы становится задача формирования подростка как субъекта поведения, способного самостоятельно выбирать оптимальные формы поведения, противостоять отрицательному влиянию извне, переживаниям социального стресса.

Проведение психологических, воспитательных занятий с подростками в неформальной обстановке, в необычной форме позволит им свободно и безопасно отреагировать свои чувства и переживания. На занятиях они должны иметь возможность высказывать свое мнение, обсуждать волнующие их темы. Создается ситуация общения, позволяющая подростку понять особенности своей личности, сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность самостоятельно принимать решение в жизненной ситуации и готовности нести личную ответственность.

С целью подготовки подростков к активной полноценной жизни в обществе, оказания помощи в осознании своей жизни как главной ценности, а также профилактики суицидального поведения в каждой школе должны быть разработаны практические занятия в различных формах, обращенные ко всем субъектам образовательного процесса: учащимся, педагогам и родителям.

Данный сборник имеет два тематических раздела. В первом – информационном - представлены материалы о проявлениях суицидального риска, причинах подросткового суицида, которые должны быть известны каждому школьному работнику и родителям учеников.

Второй - методический - включает в себя разработки педагогических советов, родительских собраний, воспитательных занятий с детьми, направленных на развитие субъектности всех участников учебно-воспитательного процесса.

  1. Информационные материалы

Педагогу, классному руководителю, родителям

об особенностях подросткового суицида

Психологический смысл подросткового суицида (точнее говоря, суицидального поведения, так как попытки гораздо чаще оказываются неудачными) - это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М. Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994).

Смерть представляется подросткам желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир. Часто смерть видится средством наказания обидчиков, важнейшее представление - представление о ценности собственной жизни еще не сформировано.

Что должно насторожить?

Педагога должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

  • усиление жалоб на физическое недомогание;

  • склонность к быстрой перемене настроения;

  • жалобы на недостаток сна или повышенная сонливость;

  • ухудшение или улучшение аппетита;

  • признаки беспокойства;

  • признаки вечной усталости;

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;

  • отказ от общественной работы, от совместных дел;

  • излишний риск в поступках;

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

  • поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;

  • необычные вспышки раздражительности;

  • усиленное чувство тревоги;

  • выражение безнадежности;

  • приобщение к алкоголю или наркотикам либо их усиленное потребление;

  • раздача в дар ценного имущества;

  • приведение всех дел в порядок;

  • разговоры о собственных похоронах;

  • отсутствие планов на будущее;

  • составление записки об уходе из жизни.

Словесные заявления типа: «ненавижу жизнь»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «не могу этого вынести»; «я покончу с собой»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил».

Какие особенности поведения могут проявиться?

Выделяются специфические особенности поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:

  1. Тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако с проявлениями суеты, спешки.

  2. Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий, зловещих животных и т.д.

  3. Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией.

  4. Признаки депрессии, апатия, неразговорчивость; подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время; сонливость, пониженное настроение.

  5. Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя; сильная неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.

  6. Тяжело протекающий пубертат с выраженными эндокринными и нервно-психическими нарушениями.

  7. Употребление алкоголя, токсикомания и наркомания. Многие из них сталкивались со смертью в близком окружении (Волкова А.Н., 1998).



Каковы внешние обстоятельства жизни подростка,

оказавшегося в зоне суицидального риска?

  1. Для внешних обстоятельств жизни суицидального подростка характерны следующие особенности:
    Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты с родителями и между родителями, алкоголизм в семье, утрата родителей.

  2. Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого, уважаемого взрослого, который занимался бы подростком.

  3. Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, требовательность без ласки, критичность к любым проявлениям ребенка.

  4. Отсутствие друзей, отвержение в учебной группе.

  5. Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с ровесниками и взрослыми.

Что характерно для суицида подростков?

Самоубийства подростков имеют обыкновенно следующие характерные черты:

  1. Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (семья, школа, другие референтные группы).

  2. Конфликты воспринимаются как крайне значимые и травматичные, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий.

  3. Суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, мужественное решение и т.д.

  4. Суицидальное поведение демонстративно.

  5. Суицидальное решение появляется в порыве, состоянии аффекта; в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета.

  6. Средства самоубийства выбраны неумело.

Для подростков с высоким уровнем суицидального риска характерно отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. (Волкова А.Н., 1998).


Почему?

Анализ причин подросткового суицида позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:

  1. Взаимоотношения с родителями.

  2. Проблемы в школе. Они связаны с личностью учителя,
    социометрическим статусом подростка в классе и личностным отношением к успеваемости, жизненным перспективам.

  3. Взаимоотношения со сверстниками - общение с друзьями (ссоры, конфликты со сверстниками, отсутствие близких друзей), межполовое общение (несчастная любовь, конфликты с противоположным полом).

В качестве суицидальных мотивов следует выделять задетое самолюбие, ревность (к младшему брату или сестре), смерть близких или кумиров («эффект подражания», на который указывал еще Э. Дюркгейм), страх наказания (особенно телесного). (В.К. Хорошко). Также для подростков одной из причин психологических страданий и зачастую даже самоубийств являются проблемы с внешностью, порой не существующие объективно, а надуманные подростком. Очень многие подростки считают себя неполноценными, даже «уродами» из-за особенностей внешности, часто возрастных: угри, непропорционально вытянувшиеся конечности, появление вторичных половых признаков.

Защитные (антисуицидальные) факторы личности

Педагогу важно знать о наличии защитных (антисуицидальных) факторов. Это такие установки и переживания личности, которые препятствуют реализации суицидальных намерений. Они, как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства.

Среди них следует отметить следующие:

  1. Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей.

  2. Религиозные, культурные и этнические ценности.

  3. Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.

  4. Социальная интеграция, например, через учебную деятельность, конструктивное использование досуга.

  5. Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким.

  6. Выраженное чувство долга, обязательность.

  7. Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.

  8. Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности, греховности суицида.

  9. Представление о неиспользованных жизненных возмож­ностях.

  10. Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.

  11. Наличие эстетических критериев в мышлении (нежела­ние выглядеть некрасивым даже после смерти).

О чем говорить с родителями?

Необходимо напомнить родителям, что детские переживания и конфликты протекают несколько иначе, чем у взрослых. Порой родители воспринимают проблему своего ребенка как пустяковую, не понимая, что в данный момент подростку кажется очень важной и он, в силу отсутствия опыта, не может ее самостоятельно решить. Отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей оставляет подростка наедине с его проблемой и порождает чувство отчаяния, способного спровоцировать суицидальное поведение.
Очень точно о подростковом суициде пишет детский психиатр Е.М. Вроно: «Особенности характера, психологического строя, свойственные периоду отрочества, по одному только факту своего существования предрасполагают к самоубийству... Таков подросток с его безудержностью, неустойчивостью, жаждой впечатлений, тягой к самостоятельности, эгоцентризмом и максимализмом, крайней ранимостью и изменчивостью настроения, скрытностью, сменяемой навязчивой откровенностью. Беззаботный, радостный ребенок неожиданно превращается в непредсказуемое существо, настоятельно требующее своего места в семейной иерархии и вступающее в отчаянную борьбу за свои права по любому поводу. Он зачастую совершенно невыносим, в сущности же беззащитен и болезненно уязвим» (Вроно Е.М., 1994).

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы, о которых в том числе могут сообщить родители:

  1. Часто грустное настроение, периодический плач.

  2. Безнадежность и беспомощность.

  3. Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.

  4. Поглощенность темой смерти.

  5. Постоянная скука.

  6. Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.

  7. Пропуск школы или плохая успеваемость.

  8. Деструктивное поведение.

  9. Низкая самооценка и чувство вины.

  10. Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.

  11. Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.

  12. Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.

  13. Сложности концентрации внимания.

  14. Значительные изменения сна и аппетита.

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.

Советы родителям

  1. Самое важное – чтобы у вашего ребенка были доверенные лица, люди, с которыми он может говорить откровенно, рассчитывает на их поддержку и понимание. Это преподаватели в студии, учителя, тренеры, друзья семьи, крестные родители. Пускай ребенок знает, что ему всегда есть к кому обратиться со своими проблемами.

  2. Освойте и используйте психологические приемы «активного слушания». То есть учитесь выслушивать и не перебивать ребенка, даже если он в десятый раз говорит, как вам кажется, одну и ту же ерунду. Чаще беседуйте с ним в сложные периоды жизни.

  3. Поговорите с сыном или дочерью о проблеме самоубийств, поясните, что все подростки время от времени мечтают, а то и пробуют лишить себя жизни. Упомяните о несчастных людях, которые после самоубийств выживают, но становятся инвалидами. Если у вас есть личный опыт, поделитесь им с ребенком.

  4. Не держите в открытом доступе лекарства, особенно сильнодействующие и огнестрельное оружие.

  5. Если состояние тинэйджера внушает опасение – не оставляйте его одного, попробуйте переменить обстановку, снять с него нагрузку, подарить новые впечатления, подыскать интересное хобби.

  6. Если признаки подготовки к суициду очевидны, вы нашли предсмертную записку и т.д. – обязательно обратитесь к психологам. Если попытка самоубийства налицо, то ребенка лучше госпитализировать, чтобы сохранить ему жизнь и предотвратить новые приступы суицидальных настроений.

  7. Предотвратить подростковый суицид проще, чем помочь подростку-самоубийце. Тем более что дети, единожды пробовавшие покончить с собой, с высокой вероятностью повторят попытку.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconМетодическое обеспечение профилактики суицидального поведения детей...
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального...

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconМетодика «Выявление суицидального риска у детей» А. А. Кучера, В. П. Костюкевича
...

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconМетодические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей...
Авторы-составители: старший методист фкпиппо забкипкро е. П. Черепанова, старший методист фпк роу и ссв в. И. Шадрина, директор гоу...

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconПриказ №67 от 04. 11. 2012г. Программа моу сош №7 пос. Горьковский...
Теоретический материал для ведущих и специалистов, работающих по данному направлению

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconМетодические рекомендации Уфа- 2016 Профилактика суицидального поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconМетодические рекомендации Уфа- 2016 Профилактика суицидального поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Методические материалы по организации профилактики суицидального поведения среди подростков в образовательной организации iconМу «Управление образования администрации Краснояружского района»...
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск