Управление образования
Администрации городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Научно-информационно-методический центр
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методические рекомендации
Уфа– 2016
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации.-Уфа:НИМЦ, 2016.-126с.
Автор-составитель: Новикова Е.В.
Рецензент: Тимерьянова Л.Н.., к.п.н., доцент кафедры психологии ГАУ ДПО ИРО РБ
Предлагаемое пособие предназначено педагогам-психологам, социальным педагогам и посвящено актуальной проблеме профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Несомненную практическую ценность для специалистов имеют представленные приложения, которые могут быть использованы в работе по профилактике суицидального поведения обучающихся.
Оглавление
| Пояснительная записка 4
|
| 1
| Суицидальное поведение и суициды: общие понятия
|
| 1.1
| Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды.
Основные причины 6
|
| 1.2
| Понятие о группе суицидального риска 13
|
|
|
|
| 2
| Диагностика суицидального риска у несовершеннолетних
|
| 2.1
| Диагностические признаки суицидального поведения 15
|
| 2.2
| Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних 17
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| Профилактика суицидов среди несовершеннолетних
|
| 3.1
| Структура профилактики суицидального поведения 38
|
| 3.2
| Алгоритм маршрутизации несовершеннолетних с признаками суицидального поведения 40
|
| 3.3
| Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков 41
|
| 4
| Психологическая помощь несовершеннолетним с суицидальным
поведением
|
| 4.1
| Методика проведения индивидуальной профилактической беседы 43
|
| 4.2
| Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком 44
|
| 4.3
| Этапы профилактической беседы 45
|
|
|
|
|
| Приложения
|
|
| Приложение 1. Законодательные и нормативные правовые акты,
регулирующие профилактику суицидального
поведения обучающихся 47
|
|
| Приложение 2 .Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях 51
Приложение 3. Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе 76
Приложение 4. Образцы рабочей документации педагога-психолога 78
|
|
| Приложение 5.Образцы программ занятий с обучающимися по профилактике суицидального поведения 84
|
|
| Литература 123
|
|
Пояснительная записка Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.
Причины суицида возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия родительского внимания, именно поэтому проблема профилактики суицидального поведения у детей и подростков является наиболее важной проблемой современного общества.
В образовательных учреждениях города ведётся большая работа по сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения. Проводятся городские и районные семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, на которых обсуждаются вопросы о мерах, принимаемых в образовательных учреждениях по профилактике суицидов и суицидальных попыток среди детей и подростков.
В общеобразовательных организациях функционируют социально-психологические службы, которые регулярно проводят работу по выяснению микроклимата семьи, взаимоотношений ребенка со сверстниками, школьной успеваемости и др. В 2015г. Управление образования совместно с ГАУЗ Республиканский клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения РБ и педагогами-психологами общеобразовательных учреждений проводили добровольное обследование по выявлению суицидального поведения и стрессовых состояний обучающихся 6-11классов.Всего было обследовано 33 709 обучающихся.
Вопрос профилактики суицидов и суицидальных попыток и иных социальных проявлений среди обучающихся ежегодно рассматривается на заседаниях городских и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите прав с приглашением специалистов Республиканского клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения РБ, депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Осуществляется систематическая обучающая и разъяснительная работа с родителями обучающихся посредством бесед, родительских лекториев, собраний, круглых столов: «Укрепление взаимосвязи семьи и школы», «Как общаться с ребенком? Пути к бесконфликтной дисциплине», «Особенности поведения в подростковом возрасте» и другие.
Особое внимание уделяется психологическому состоянию обучающихся в период ГИА. Педагогами-психологами разработаны и проводятся классные часы, тренинги, школьники овладевают психотехниками, позволяющими мобилизоваться в стрессовой ситуации и контролировать собственные эмоции.
В работе по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних задействованы представители Республиканского наркологического диспансера №1, Следственного управления следственного комитета России по Республики Башкортостан и Управления ФСКН России по Республики Башкортостан, специалисты городских социально-психологических центров, медицинские работники детских поликлиник,практикующие в учреждениях образования беседы со старшеклассниками.
Данная система мероприятий необходима, поскольку позволяет осуществлять контроль и своевременную коррекцию суицидального поведения и стрессовых состояний.
1.Суицидальное поведение и суициды: общие понятия 1.1 Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды суицидального поведения. Основные причины* Суицид - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом.Человека, совершившего попытку суицида, либо демонстрирующего суицидальные наклонности называют суицидентом.
Суицидальное поведение- вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей- неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
По показателям суицидов среди молодежи Россия находится на четвертом месте в мире.
Статистика суицидов среди несовершеннолетних по Республике Башкортостан за 2015 год1(таб.1).
Таблица 1.
Возраст
| Всего
| Мальчики
| Девочки
|
| 30
| 14
| 16
| до 6 лет
| 1
| 0
| 1
| 7-9 лет
| 3
| 1
| 2
| 10-14 лет
| 10
| 4
| 6
| 15-17 лет
| 16
| 9
| 7
| Завершенные суициды
|
|
|
|
Возраст
| Всего
| Мальчики
| Девочки
|
| 126
| 42
| 84
| до 6 лет
| 3
| 3
| 0
| 7-9 лет
| 5
| 3
| 2
| 10-14 лет
| 24
| 4
| 20
| 15-17 лет
| 94
| 32
| 62
| Суицидальные попытки
|
|
|
|
Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по времени года, %2 (рис.1)
Рисунок 1.
Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по месяцам, % (рис.2) Рисунок 2.
Под суицидальным поведением понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её потребностей. Динамика и этапы развития суицидального поведения
В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальныйэтап, этап реализации суицидальных намерений и постсуицидальный этап — в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом (рис.3).
Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни.
Вторая стадия - это суицидальные замыслы.
Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Рисунок 3.
Предсуицидальный этап охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей и побуждений до принятия решения о суициде. Этап реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор наиболееприемлемого способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему(завершение всех дел, написание предсмертной записки и проч.), последовательноеосуществление суицидальных действий. Наконец, постсуицидальный период охватываетпромежуток времени от одного до трех месяцев после совершения суицидальной попытки. Субъективные причины суицида3
Основными причинами суицида являются: дисгармония в семье, саморазрушающее поведение, насилие, депрессия, несформированное понимание смерти, ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. Виды суицидального поведения4
1.2 Понятие о группе суицидального риска Группа суицидального риска —это собирательное определение для представителей населения, наиболее склонных к суициду и суицидальному поведению.
Широкое распространение получила классификация, в соответствии с которойвыделяют биологические, психолого-психиатрические и социально-средовые факторы суицидального риска (табл.2).
Таблица 2
Факторы суицидального риска
Биологические
| Психолого- психиатрические
| Социально-средовые
| 1. Наличие суицидов среди биологических родственников
| 1. Наличие психического заболевания (шизофрения, депрессия, алкогольная зависимость, расстройства личности).
| 1. Стрессовые события (смерть близкого человека, физическое и сексуальное насилие и др.)
| 2.Аномалии серото- нинергической системы мозга
| 2.Индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению.
| 2.Определенные социальные характеристики (отсутствие
семьи, постоянного места
работы и др.).
|
| 3.Суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом
| 3. Доступность средств
суицида
|
К группе риска в первую очередь относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; из семей, в которых были случаи суицидов.
Таким образом, анализ статистических данных показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали против безучастности и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.
Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее.
Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
|