Профилактика суицидального поведения обучающихся


НазваниеПрофилактика суицидального поведения обучающихся
страница1/9
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Управление образования

Администрации городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Научно-информационно-методический центр

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации


Уфа– 2016

Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации.-Уфа:НИМЦ, 2016.-126с.

Автор-составитель: Новикова Е.В.

Рецензент: Тимерьянова Л.Н.., к.п.н., доцент кафедры психологии ГАУ ДПО ИРО РБ

Предлагаемое пособие предназначено педагогам-психологам, социальным педагогам и посвящено актуальной проблеме профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Несомненную практическую ценность для специалистов имеют представленные приложения, которые могут быть использованы в работе по профилактике суицидального поведения обучающихся.

Оглавление





Пояснительная записка 4




1

Суицидальное поведение и суициды: общие понятия




1.1

Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды.

Основные причины 6




1.2

Понятие о группе суицидального риска 13













2

Диагностика суицидального риска у несовершеннолетних




2.1

Диагностические признаки суицидального поведения 15




2.2

Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних 17






















3

Профилактика суицидов среди несовершеннолетних




3.1

Структура профилактики суицидального поведения 38




3.2

Алгоритм маршрутизации несовершеннолетних с признаками суицидального поведения 40




3.3

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков 41






4

Психологическая помощь несовершеннолетним с суицидальным

поведением




4.1

Методика проведения индивидуальной профилактической беседы 43




4.2

Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком 44




4.3

Этапы профилактической беседы 45
















Приложения







Приложение 1. Законодательные и нормативные правовые акты,

регулирующие профилактику суицидального

поведения обучающихся 47







Приложение 2 .Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях 51

Приложение 3. Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе 76

Приложение 4. Образцы рабочей документации педагога-психолога 78







Приложение 5.Образцы программ занятий с обучающимися по профилактике суицидального поведения 84







Литература 123






Пояснительная записка
Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.

Причины суицида возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия родительского внимания, именно поэтому проблема профилактики суицидального поведения у детей и подростков является наиболее важной проблемой современного общества.

В образовательных учреждениях города ведётся большая работа по сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения. Проводятся городские и районные семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, на которых обсуждаются вопросы о мерах, принимаемых в образовательных учреждениях по профилактике суицидов и суицидальных попыток среди детей и подростков.

В общеобразовательных организациях функционируют социально-психологические службы, которые регулярно проводят работу по выяснению микроклимата семьи, взаимоотношений ребенка со сверстниками, школьной успеваемости и др. В 2015г. Управление образования совместно с ГАУЗ Республиканский клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения РБ и педагогами-психологами общеобразовательных учреждений проводили добровольное обследование по выявлению суицидального поведения и стрессовых состояний обучающихся 6-11классов.Всего было обследовано 33 709 обучающихся.

Вопрос профилактики суицидов и суицидальных попыток и иных социальных проявлений среди обучающихся ежегодно рассматривается на заседаниях городских и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите прав с приглашением специалистов Республиканского клинический психотерапевтический центр Министерства здравоохранения РБ, депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Осуществляется систематическая обучающая и разъяснительная работа с родителями обучающихся посредством бесед, родительских лекториев, собраний, круглых столов: «Укрепление взаимосвязи семьи и школы», «Как общаться с ребенком? Пути к бесконфликтной дисциплине», «Особенности поведения в подростковом возрасте» и другие.

Особое внимание уделяется психологическому состоянию обучающихся в период ГИА. Педагогами-психологами разработаны и проводятся классные часы, тренинги, школьники овладевают психотехниками, позволяющими мобилизоваться в стрессовой ситуации и контролировать собственные эмоции.

В работе по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних задействованы представители Республиканского наркологического диспансера №1, Следственного управления следственного комитета России по Республики Башкортостан и Управления ФСКН России по Республики Башкортостан, специалисты городских социально-психологических центров, медицинские работники детских поликлиник,практикующие в учреждениях образования беседы со старшеклассниками.

Данная система мероприятий необходима, поскольку позволяет осуществлять контроль и своевременную коррекцию суицидального поведения и стрессовых состояний.

1.Суицидальное поведение и суициды: общие понятия
1.1 Понятие о суицидальном поведении и суициде. Виды суицидального поведения. Основные причины*
Суицид - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом.Человека, совершившего попытку суицида, либо демонстрирующего суицидальные наклонности называют суицидентом.

Суицидальное поведение- вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей- неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

По показателям суицидов среди молодежи Россия находится на четвертом месте в мире.

Статистика суицидов среди несовершеннолетних по Республике Башкортостан за 2015 год1(таб.1).

Таблица 1.

Возраст

Всего

Мальчики

Девочки




30

14

16

до 6 лет

1

0

1

7-9 лет

3

1

2

10-14 лет

10

4

6

15-17 лет

16

9

7

Завершенные суициды













Возраст

Всего

Мальчики

Девочки




126

42

84

до 6 лет

3

3

0

7-9 лет

5

3

2

10-14 лет

24

4

20

15-17 лет

94

32

62

Суицидальные попытки














Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по времени года, %2 (рис.1)

Рисунок 1.


Распределение завершенных суицидов в г. Уфа среди детей 0-14 лет и 15-18 лет по месяцам, % (рис.2)
Рисунок 2.



Под суицидальным поведением понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её потребностей.
Динамика и этапы развития суицидального поведения

В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальныйэтап, этап реализации суицидальных намерений и постсуицидальный этап — в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом (рис.3).

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни.

Вторая стадия - это суицидальные замыслы.

Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка.
Рисунок 3.

Предсуицидальный этап охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей и побуждений до принятия решения о суициде. Этап реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор наиболееприемлемого способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему(завершение всех дел, написание предсмертной записки и проч.), последовательноеосуществление суицидальных действий. Наконец, постсуицидальный период охватываетпромежуток времени от одного до трех месяцев после совершения суицидальной попытки.
Субъективные причины суицида3

















Основными причинами суицида являются: дисгармония в семье, саморазрушающее поведение, насилие, депрессия, несформированное понимание смерти, ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
Виды суицидального поведения4








1.2 Понятие о группе суицидального риска
Группа суицидального риска —это собирательное определение для представителей населения, наиболее склонных к суициду и суицидальному поведению.

Широкое распространение получила классификация, в соответствии с которойвыделяют биологические, психолого-психиатрические и социально-средовые факторы суицидального риска (табл.2).

Таблица 2

Факторы суицидального риска

Биологические

Психолого- психиатрические

Социально-средовые

1. Наличие суицидов среди биологических родственников

1. Наличие психического заболевания (шизофрения, депрессия, алкогольная зависимость, расстройства личности).

1. Стрессовые события (смерть близкого человека, физическое и сексуальное насилие и др.)

2.Аномалии серото- нинергической системы мозга

2.Индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению.

2.Определенные социальные характеристики (отсутствие

семьи, постоянного места

работы и др.).




3.Суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом

3. Доступность средств

суицида


К группе риска в первую очередь относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; из семей, в которых были случаи суицидов.

Таким образом, анализ статистических данных показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали против безучастности и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.

Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее.

Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconПрофилактика суицидального поведения обучающихся
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconМетодические рекомендации Уфа- 2016 Профилактика суицидального поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconМетодические рекомендации Уфа- 2016 Профилактика суицидального поведения...
Профилактика суицидального поведения обучающихся. Методические рекомендации. Уфа: нимц, 2016. 126с

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconМетодическое обеспечение профилактики суицидального поведения детей...
В методическом пособии рассматриваются основные понятия, классификация, причины, возрастные особенности, симптоматика суицидального...

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
П 11 Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. –...

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconМетодические рекомендации педагогам и родителям
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации – Смоленск: гау дпо соиро, 2017. – с. 105

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconМетодика «Выявление суицидального риска у детей» А. А. Кучера, В. П. Костюкевича
...

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconМетодические рекомендации Профилактика суицидального поведения детей...
Авторы-составители: старший методист фкпиппо забкипкро е. П. Черепанова, старший методист фпк роу и ссв в. И. Шадрина, директор гоу...

Профилактика суицидального поведения обучающихся iconМетодические материалы по организации профилактики суицидального...
Данный сборник адресован классным руководителям, социальным педагогам, педагогам-психологам. В нем представлены материалы, которые...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск