Методика «Выявление суицидального риска у детей»
А.А.Кучера, В.П.Костюкевича Опросник А.А.Кучера и В.П.Костюкевича разработан специально для выявления суицидального риска у детей и подростков. Можно предположить, что человек, думающий о самоубийстве, положительно относится к идее добровольного ухода из жизни, считает его оправданным и в некоторых случаях единственным выходом из ситуации. Следовательно, изучив личностное отношение подростков к этой тематике, можно сделать вывод о риске развития у них суицидального поведения.
Вот перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
- можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
- смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять;
- я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
- выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
- я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Для того чтобы не акцентировать внимание ребенка на тесте, позволяющем оценивать суицидальные намерения, авторы предлагают детям задания в виде игры или теста на определение интеллекта. Задача испытуемых – соотнести в соответствующие колонки заранее подготовленной таблицы воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражения и определение тем его содержания отводится 5-7 секунд. Если услышанное выражение ребенок не может отнести к какой-либо теме, он его пропускает.
Инструкция испытуемому: «Я буду зачитывать различные высказывания, пословицы, поговорки, а вам необходимо определить, к какой из указанных тем относится это высказывание, и поставить «+» в этой графе. Если вы не знаете, куда отнести высказывание, можете его пропустить».
Список высказываний
Выкормил змейку на свою шейку.
Собрался жить, да взял и помер.
От судьбы не уйдешь.
Всякому мужу своя жена милее.
Загорелась душа до винного ковша.
Здесь бы умер, а там бы встал.
Беду не зовут, она сама приходит.
Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
Кто пьет, тот и горшки бьет.
Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
Сидят вместе, а глядят врозь.
Утром был молодец, а вечером мертвец.
Вино уму не товарищ.
Доброю женою и муж честен.
Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
Кто не родится, тот и не умрет.
Жена не лапоть - с ноги не сбросишь.
В мире жить - с миром быть!
Чай не водка, много не выпьешь.
В согласном стаде волк не страшен.
В тесноте, да не в обиде.
Гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется.
Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
Болячка мала, да болезнь велика.
Не жаль вина, а жаль ума.
Вволю наешься, да вволю не наживешься.
Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
Всякий родится, да не всякий в люди годится.
Других не суди, на себя погляди.
Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
Живет - не живет, а проживать - доживает.
Все вдруг пропало, как вешний лед.
Без копейки рубль щербатый.
Без осанки и конь корова.
Не место красит человека, а человек - место.
Болезнь человека не красит.
Взлетел орлом, а прилетел голубем.
Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
В уборе и пень хорош.
Доход не живет без хлопот.
Нашла коса на камень.
Нелады да свары хуже пожара.
Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
Кто солому покупает, а кто и сено продает.
Седина бобра не портит.
Бешеному дитяти ножа не давали!
Не годы старят, а жизнь.
В долгах как в шелках.
Бранись, а на мир слово оставляй.
Зеленый седому не указ.
А нам что черт, что батька.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
Лежачего не бьют.
Что в лоб, что по лбу - все едино.
Все люди как люди, а ты как вошь на блюде.
Ученье свет, а неученье - тьма.
И медведь из запасу лапу сосет.
Жирен кот, коль мясо не жрет.
Выношенная шуба не греет.
Совесть спать не дает.
Вали с больной головы на здоровую.
Мал, да глуп - за то и бьют.
Не в бороде честь - борода и у козла есть.
Одно золото не стареется.
Наш пострел везде поспел.
Муху бьют за назойливость.
Надоел горше горькой редьки.
Живет на широкую ногу.
Легка ноша на чужом плече.
Не в свои сани не садись.
Чужая одежда - не надежда.
Высоко летаешь, да низко садишься.
Двум господам не служат.
Мягко стелет, да твердо спать.
За одного битого двух небитых дают.
За худые дела слетит и голова.
Говорить умеет, да не смеет.
Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
Красив в строю, силен в бою.
Гори все синим пламенем.
На птичьих правах высоко не взлетишь.
Если все время мыслить, то когда же существовать.
Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Ответы испытуемый фиксирует на специальном бланке. Бланк ответов Алко-голь, нарко-тики
| Несчаст-ная любовь
| Противо-правные действия
| Деньги и проблемы с ними
| Добровольный уход из жизни
| Семей-ные неуря-дицы
| Потеря смысла жизни
| Чувство неполноцен-ности, ущербно-сти, уродли-вости
| Школьные проблемы, проблема
выбора
жизненного пути
| Отноше-ния с окружаю-щими
| Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После заполнения бланка необходимо подсчитать количество отметок в каждой колонке и сравнить полученный результат с соответствующей интерпретационной таблицей. Интерпретационная таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)
| Требуется особое внимание
| Требуется антисуицидальная поддержка
| Алкоголь, наркотики
| 13-15
| Более 15
| Несчастная любовь
| 10-12
| Более 12
| Противоправные действия
| 13-15
| Более 15
| Деньги и проблемы с ними
| 16-17
| Более 17
| Добровольный уход из жизни
| 10-11
| Более 11
| Семейные неурядицы
| 12-14
| Более 14
| Потеря смысла жизни
| 12-13
| Более 13
| Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
| 12-14
| Более 14
| Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути
| 11-13
| Более 13
| Отношения с окружающими
| 15-18
| Более 18
|
Интерпретационная таблица № 2 (девочки 5-7 класс)
| Требуется особое внимание
| Требуется антисуицидальная поддержка
| Алкоголь, наркотики
| 10-11
| Более 11
| Несчастная любовь
| 9-11
| Более 11
| Противоправные действия
| 12-14
| Более 14
| Деньги и проблемы с ними
| 15-17
| Более 17
| Добровольный уход из жизни
| 10-11
| Более 11
| Семейные неурядицы
| 13-14
| Более 14
| Потеря смысла жизни
| 12-13
| Более 13
| Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
| 13-14
| Более 14
| Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути
| 12-14
| Более 14
| Отношения с окружающими
| 14 - 16
| Более 16
|
Интерпретационная таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)
| Требуется
особое
внимание
| Требуется антисуицидальная поддержка
| Алкоголь, наркотики
| 11-12
| Более 12
| Несчастная любовь
| 11-13
| Более 13
| Противоправные действия
| 13-15
| Более 15
| Деньги и проблемы с ними
| 16-18
| Более 18
| Добровольный уход из жизни
| 10-12
| Более 12
| Семейные неурядицы
| 11-13
| Более 13
| Потеря смысла жизни
| 11-12
| Более 12
| Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
| 12-13
| Более 13
| Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути
| 10-12
| Более 12
| Отношения с окружающими
| 14-16
| Более 16
|
Интерпретационная таблица № 4 (девочки 8-9 класс)
| Требуется особое внимание
| Требуется антисуицидальная поддержка
| Алкоголь, наркотики
| 11-12
| Более 12
| Несчастная любовь
| 11-12
| Более 12
| Противоправные действия
| 13-14
| Более 14
| Деньги и проблемы с ними
| 16-17
| Более 17
| Добровольный уход из жизни
| 9-11
| Более 11
| Семейные неурядицы
| 11-12
| Более 12
| Потеря смысла жизни
| 11-13
| Более 13
| Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
| 11-13
| Более 13
| Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути
| 11-12
| Более 12
| Отношения с окружающими
| 15-16
| Более 16
|
Интерпретационная таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)
| Требуется особое внимание
| Требуется антисуицидальная поддержка
| Алкоголь, наркотики
| 10-11
| Более 11
| Несчастная любовь
| 8-10
| Более 10
| Противоправные действия
| 13-15
| Более 15
| Деньги и проблемы с ними
| 14-20
| Более 20
| Добровольный уход из жизни
| 7-Ь
| Более 8
| Семейные неурядицы
| 11-13
| Более 13
| Потеря смысла жизни
| 11-12
| Более 12
| Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
| 11-13
| Более 13
| Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути
| 11-12
| Более 12
| Отношения с окружающими
| 19-23
| Более 23
|
Интерпретационная таблицам № 6 (девочки 10-11 класс)
| Требуется особое внимание
| Требуется антисуицидальная
поддержка
| Алкоголь, наркотики
| 9
| Более 9
| Несчастная любовь
| 8-10
| Более 10
| Противоправные действия
| 13-15
| Более 15
| Деньги и проблемы с ними
| 18-20
| Более 20
| Добровольный уход из жизни
| 7-8
| Более 8
| Семейные неурядицы
| 12-13
| Более 13
| Потеря смысла жизни
| 11-13
| Более 13
| Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
| 12-13
| Более 13
| Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути
| 11-13
| Более 13
| Отношения с окружающими
| 22-25
| Более 25
|
Наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка. |