Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации


НазваниеПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации
страница1/15
ТипПедагогическая практика
filling-form.ru > Бланки > Педагогическая практика
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

_________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______20__ г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

учебная программа и методические рекомендации

Профиль: начальное образование

Нижний Тагил
2012


Утверждено на заседании кафедры технологий дошкольного и начального образования института психолого-педагогического образования

(протокол № ___ от ___________ г.)
Зав. кафедрой

___________________Зубарева Е.С.

Утверждено на заседании Ученого Совета института психолого-педагогического образования (протокол № ___ от ____________ г.)
Председатель Совета

_________________________ Ломаева М.В.


Составители:

Аракелова Т.Л., к.п.н., доцент кафедры технологий дошкольного и начального образования;

Колупаева Н.И., к.п.н., доцент кафедры возрастной педагогики и психологии.

Содержание

Пояснительная записка 5

План и содержание педагогической практики 10

I.Учебно-исследовательская практика 10

II.Педагогическая практика 14

2.1. Психолого-педагогические основы адаптации ребенка к школе 14

2.2. Стажерская практика 18

Требования к уровню освоения и оценка педагогической практики студентов 23

Список литературы 29

Приложение № 1 30

Задания для развития педагогических умений 30

Приложение № 2 38

Задания, способствующие формированию
гуманистической профессиональной позиции, демократического стиля взаимодействия с учащимися
(автор Ломаева М.В.) 38

Приложение № 3 41

Схема составления классного часа 41

Приложение № 4 43

Схема психолого-педагогического анализа
воспитательного мероприятия 43

Приложение № 5 45

Матрица педагогического анализа урока (разработана Зубаревой Е.С.) 45

Параметры наблюдения 45

Приложение № 6 49

Оформление конспектов уроков 49

Приложение № 7 50

Рекомендуемая литература
для проведения уроков и внеклассных мероприятий 50

Приложение № 8 55

Задание по психологии для студентов 3 курса 55

Задание по психологии для студентов 4 курса 57

Приложение № 9 63

Примерная схема характеристики студента-практиканта 63

Приложение № 10 65

Примерный план самоотчета по итогам практики 65

Приложение № 11 66

Примерные задания для участия в итоговой конференции 66

Приложение № 12 68

Приложение № 13 72

Адреса и телефоны школ города Нижнего Тагила 72



Пояснительная записка


Традиционно в институте психолого-педагогического образования высшей и наиболее эффективной формой подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности считается педагогическая практика студентов.

Специфической особенностью работы учителя начальных классов является многопредметность. В отличие от учителей среднего звена он должен владеть методикой преподавания русского языка, чтения, математики, природоведения, изобразительного искусства, труда и других образовательных дисциплин. Все это требует более пристального внимания к практической подготовке учителя начальных классов, формированию его индивидуальных творческих возможностей, которые позволили бы ему в дальнейшем успешно осуществлять учебно-воспитательную работу с младшими школьниками в современных учебных заведениях различного типа.

В организации педагогической практики в последнее время все больше внимания уделяется такому подходу, как личностно ориентированный, предусматривающий свободу студентов в выборе зачетных тем уроков для их проведения в школе, в реализации своих склонностей и способностей, собственного опыта в педагогической деятельности и др., что способствует повышению эффективности практической подготовки будущих учителей. Наряду с этим следует отметить и такие компоненты педагогической деятельности, как диагностику и научное исследование, занимающее все более прочное место среди функций учителя. Соответствующие умения, отношение студентов к ним также должны стать предметом педагогической практики.

Цель практики: овладение студентами основными функциями педагогической деятельности и формирование у них профессиональных качеств личности учителя начальных классов.

Задачи:

  • знакомство студентов с особенностями жизни школы, детского коллектива и его организации в условиях учебно-воспитательного процесса;

  • воспитание устойчивого интереса к профессии учителя начальных классов, убежденности в правильности ее выбора;

  • подготовка студентов к проведению пробных и самостоятельных уроков, воспитательных мероприятий, организации учебно-воспитательного процесса в целом;

  • развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений;

  • развитие творческих способностей студентов к профессиональной деятельности.

Принципы построения программы.

Основными принципами построения программы педагогической практики являются:

  • принцип единства теоретической подготовки и практической деятельности студентов. Предлагаемые задания по педагогической практике не только отражают содержание теоретической подготовки студентов, но и направлены на ее углубление и расширение, формирование и совершенствование конкретного комплекса педагогических умений;

  • принцип деятельностного подхода находит отражение в характере профессионально-деятельностных заданий;

  • принцип систематичности и преемственности, обеспечивающий взаимопереход и взаимообусловленность всех видов практик между собой, усложнение их содержания и методов проведения по годам обучения;

  • принцип развития, определяющий становление личности будущего педагога как субъекта профессиональной деятельности;

  • соответствие содержания и организации практики требованиям, предъявляемым к современному учителю.

Руководство практикой

Педпрактика предполагает участие в руководстве психолого-педагогических, специальных и методических кафедр при соответствующем распределении функций и взаимодействий между ними.

Руководство практикой студентов осуществляют руководитель практики, педагог, психолог, преподаватель-методист а также учителя начальных классов.

Обязанности руководителей практики:

Руководитель практики определяет школы для проведения всех видов практики, составляет проект приказа о направлении студентов на практику; готовит и проводит установочную и итоговую конференции по практике; осуществляет организацию всех видов практики, составляет график (расписание) прохождения практики; осуществляет контроль за практикой, принимает конкретные меры по устранению недостатков в ее организации; изучает отчетную документацию студентов, оценивает их работу; составляет отчет об итогах практики.

Преподаватель-методист участвует в установочной и итоговой конференциях, консультирует студентов по вопросам разработки и проведения предметного урока; выборочно посещает уроки, проводимые студентами, анализирует и оценивает уроки по предмету, организует их коллективное обсуждение; оказывает научно-методическую помощь учителям учебно-воспитательного учреждения в проведении работы со студентами; проверяет и оценивает дневники студентов по практике; помогает студентам подготовить выступления и творческие материалы (газеты, методические разработки и др.) к итоговой конференции; участвует в ней; составляет отчет по практике закрепленных за ним студентов и представляет его руководителю практики.

Педагог принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педпрактике; проводит методические сбеседования по актуальным проблемам обучения и воспитания младших школьников, консультирует студентов по вопросам организации учебно-воспитательной работы в начальных классах; выборочно посещает и совместно с преподавателем-методистом и учителями начальных классов анализирует уроки, проведенные студентами; оказывает помощь студентам в подготовке воспитательных мероприятий; посещает, анализирует и оценивает их; участвует в итоговой оценке педагогической практики студентов.

Психолог принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике; выборочно посещает уроки и воспитательные мероприятия, проводимые студентами-практикантами, участвует в их анализе и оценке; консультирует студентов по вопросам изучения коллектива учащихся класса, выбора различных диагностических методик, их проведения и анализа; оказывает помощь студентам в составлении психолого-педагогической характеристики коллектива класса и отдельного ученика, проверяет и оценивает ее; участвует в итоговой оценке педагогической практики студентов.

Учитель начальных классов знакомит студентов с содержанием и основными направлениями своей педагогической деятельности; проводит для студентов открытые уроки, внеурочные занятия и воспитательные мероприятия, организует их обсуждение; создает условия для выполнения студентами заданий по практике; проводит консультации по вопросам подготовки к уроку; анализирует и оценивает каждый проведенный урок; оценивает прохождение всей практики.

В период учебно-исследовательской практики целесообразно в каждой подгруппе студентов назначить помощника руководителя практики (из числа студентов), который помогает руководителю при составлении расписания практики, информирует руководителя практики о ходе практики, о недостатках ее организации, возможных изменениях; дополнительно информирует по вопросам организации практики студентов из подгруппы; следит за посещением студентов и своевременным предоставлением студентами подгруппы отчетной документации.

Установочные и итоговые конференции

Каждый вид педагогической практики начинается с установочной конференции и заканчивается проведением итоговой конференции.

На установочных конференциях студенты знакомятся с целями, задачами практики, получают профессионально-деятельностные задания и информацию по отчетности, разбиваются на подгруппы (для учебно-исследовательской практики), распределяются по школам и классам (студентам сообщается адрес школы, телефон, фамилия завуча и учителей, руководящих практикой), закрепляются за методистами. На конференции присутствуют преподаватель-методист, педагог, психолог.

В соответствии с распоряжением начальника отдела производственной практики НТГСПА итоговые конференции проводятся через две недели после окончания практики. К этому времени каждый студент должен сдать всю необходимую отчетную документацию.

На итоговых конференциях студенты делятся впечатлениями о практике (что понравилось, что было неудачным, что дала практика в плане самосовершенствования профессиональных качеств и т.п.); отчитываются по заданиям, полученным на установочной конференции (защита различных педагогических проектов, показательные фрагменты уроков, выступления, доклады, подготовка и проведение выставок, представление стенгазет и т.д.); намечаются пути совершенствования практики. В завершение руководитель практики подводит итоги, сообщает результаты практики.

Установочные и итоговые конференции проводит руководитель практики ИППО.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconРабочая учебная программа по дисциплине Педагогическая практика
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconУчебная практика
Гончарова Н. А. Учебная практика: методические указания по прохождению учебной практики / Н. А. Гончарова – Братск: фгбоу впо «БрГУ»,...

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconРабочая учебная программа практики
Учебная практика: рабочая учебная программа /Авт сост к ю н., Завьялова Л. П. – г. Калининград: мфюа, 2016. – 39 с

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconУчебно-методическое пособие по курсам «Учебная практика», «Педагогическая...
«Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программам высшего...

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconПедагогическая практика (2)
Педагогическая практика (2) ставит цель содействие становлению профессиональной компетентности учителя музыки в процессе приобретения...

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconПрограмма учебной практики для магистратуры по направлению 030900. 68 «Юриспруденция»
Учебная практика относится к профессиональному циклу. В структуре магистерской программы учебная практика является основой для изучения...

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconУчебная (техническая) практика 1,2 и 3 курсы Программа практики
Обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата является практика. Основная образовательная программа бакалавриата...

Педагогическая практика учебная программа и методические рекомендации iconПРограмма практик для специальности 38. 02. 01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Программа практик: учебная, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная): Программа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск