УТВЕРЖДАЮ
Ректор ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» ____________________А.В. Молодчик
«31»___05_____2016 г.
пРограмма практик
для специальности
38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
среднего профессионального образования базовой подготовки
2016 г.
Программа практик: учебная, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная): Программа / практики. – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2016. – 75 с. Программа практик: учебная, производственная практика (по профилю специальности), производственная практика (преддипломная): Программа является единой для всех форм и сроков обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО с учетом рекомендаций и ООП СПО по 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
СОДЕРЖАНИЕ
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК 20
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 39
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ 42
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН 75
ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» 78
Дневник 78
__________________________________________________________ 79
(вид практики) 79
79
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 1.1. Область применения программы
Рабочая программа практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень подготовки)
Программа практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и профессиональных модулей.
- документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организаций и соответствующих
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
- ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
- проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
- составление и использование бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в АПАустановленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, формы расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет
ПК 6.1. Уметь использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности
ПК 6.2. Составлять бюджеты по всем видам финансово-производственной деятельности предприятия
ПК 6.3. Способность применять методики и стандарты введения бухгалтерского, налогового учетов, формирования бухгалтерской, налоговой отчетности
ПК 6.4. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
ПК 6.5. Вести бухгалтерский учет на производство продукции (товаров, работ, услуг)
ПК 6.6. Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
ПК 6.7. Определять налоговую базу для расчета различных видов сборов и налогов
ПК 6.8. Применять налоговые вычеты для исчисления отдельных видов налогов
1.2. Место практик в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- учебная практика является обязательным разделом образовательной программы среднего профессионального образования (далее – ОП), в ходе которой обучающийся получает основные практические навыки;
- производственная практика (по профилю специальности) является обязательным разделом ОП, предшествует производственной (преддипломной) практике и итоговой государственной аттестации выпускников;
- производственная практика (преддипломная) является обязательным разделом ОП, завершает практико-ориентированную подготовку обучающихся, проверяет подготовку специалиста к основным видам деятельности и предшествует итоговой государственной аттестации выпускников;
1.3. Цели и задачи практик – требования к результатам освоения программы практик:
В результате освоения практики обучающийся должен уметь:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
проводить учет денежных средств в кассе предприятия на расчетных и специальных счетах;
оформлять денежные и кассовые документы;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет кредитов и займов;
проводить учет нераспределенной прибыли;
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
давать характеристику имущества организации;
составлять инвентаризационные описи;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
определять виды и порядок налогообложения;
выделять элементы налогообложения;
определять источники уплаты налогов, сборов, пошлин;
оформлять бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов и сборов;
организовывать аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам";
заполнять платежные поручения по перечислению налогов и сборов;
проводить учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
определять объекты налогообложения для исчисления страховых взносов;
применять порядок и соблюдать сроки исчисления страховых взносов;
проводить начисление и перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
использовать средства внебюджетных фондов по направлениям, определенным законодательством;
заполнять платежные поручения по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования;
выбирать для платежных поручений по видам страховых взносов соответствующие реквизиты;
оформлять платежные поручения по штрафам и пени внебюджетных фондов;
заполнять данные статуса плательщика, ИНН (Индивидуального номера налогоплательщика) получателя, КПП (Кода причины постановки на учет) получателя; наименования налоговой инспекции, КБК (Кода бюджетной классификации), ОКАТО (Общероссийский классификатор административно-территориальных образований), основания платежа, страхового периода, номера документа, даты документа;
осуществлять контроль прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка.
отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
участвовать в подготовке утверждения учетной налоговой политики;
вносить изменения в учетную политику в целях налогообложения;
представлять учетную политику в целях налогообложения в налоговые органы;
отражать данные налогового учета при предоставлении документов в налоговые органы;
доначислять неуплаченные налоги и уплачивать штрафные санкции налоговым органам;
формировать состав и структура регистров налогового учета;
составлять первичные бухгалтерские документы;
составлять аналитические регистры налогового учета;
рассчитывать налоговую базу для исчисления налогов и сборов;
составлять схемы оптимизации налогообложения организации;
составлять схемы минимизации налогов
В результате освоения практик, обучающийся должен знать:
основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств;
учет поступления основных средств;
учет выбытия и аренды основных средств;
учет амортизации основных средств;
особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификацию нематериальных активов;
поступления и выбытия нематериальных активов;
амортизацию нематериальных активов;
учет долгосрочных инвестиций;
учет финансовых вложений и ценных бумаг;
учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально- производственных запасов;
документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости: систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
- учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами
- учет труда и его оплаты;
учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
учет нераспределенной прибыли;
учет собственного капитала:
нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации;
перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
порядок инвентаризации имущества и обязательств предприятия и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
- виды и порядок налогообложения;
- систему налогов Российской Федерации;
- элементы налогообложения;
- источники уплаты налогов, сборов, пошлин;
- оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов и сборов;
- аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам";
- порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов;
- учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
- аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию";
- сущность и структуру страховых взносов во внебюджетные фонды;
- объекты налогообложения для исчисления страховых взносов;
- порядок и сроки исчисления страховых взносов;
- особенности зачисления сумм страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;
оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования;
начисление и перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
использование средств внебюджетных фондов;
процедуру контроля прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка;
процедуру контроля прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка.
механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
требования к бухгалтерской отчетности организации;
состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
сроки представления бухгалтерской отчетности;
формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
формы отчетов в государственные внебюджетные фонды;
форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;
виды и приемы финансового анализа;
процедуры анализа бухгалтерского баланса:
порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
процедуры анализа влияния факторов на прибыль.
основные требования к организации и ведению налогового учета;
возврат ранее уплаченных налогов;
понятие «налоговая амнистия»;
условия полного освобождения от уплаты некоторых налогов;
В результате освоения практик, обучающийся должен владеть методами ведения бухгалтерского учета:
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
ориентироваться в системе налогов Российской Федерации;
формлять бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования; осуществлять аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию";
осуществлять контроль прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка;
закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах.
участвовать в разработке учетной политики в целях налогообложения;
применять учетную политику последовательно, от одного налогового периода к другому;
руководствоваться принципами учетной политики для организации и ее подразделений;
определять элементы налогового учета, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации;
заполнять данные статуса плательщика, ИНН получателя, КПП получателя, наименования налоговой инспекции, КБК, ОКАТО, основания платежа, налогового периода, номера документа, даты документа, типа платежа;
определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
обобщать информацию о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
группировать и переносить обобщенную учетную информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
регистрацию и перерегистрацию организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
финансовый анализ;
общую оценку структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы практики:
Всего – 504 часа, в том числе:
Учебная практика – 72 часа,
Производственная практика (по профилю специальности) ПП. 02.01 – 108 часов.
Производственная практика (по профилю специальности) ПП. 03.01 – 18 часов.
Производственная практика (по профилю специальности) ПП. 04.01 – 36 часов.
Производственная практика (по профилю специальности) ПП. 05.01 – 126ч.
Производственная практика (преддипломная) – 144 часа.
|