Межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики безнадзорности и комплексного сопровождения неблагополучных семейКаманина Л.О. — заведующая отделением социальной диагностики Семейное неблагополучие является показателем кризисного состояния современного российского общества. В результате нестабильности социально-экономической и политической жизни дети все чаще попадают в трудную жизненную ситуацию.
Существует объективная потребность в государственной и общественной защите несовершеннолетних. Решение проблем детства зависит от усилий семьи и от деятельности социальных институтов, участвующих в процессе социализации детей.
Масштабность факторов, влияющих на появление безнадзорности и семейное неблагополучие, показывает, что только государственные службы могут противостоять разрушению семьи, как социального института.
В настоящее время изменился подход к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как к виду социальной деятельности, которая рассматривается в качестве неотъемлемой части воспитательной работы с несовершеннолетними. Именно поэтому профилактикой занимается широкий круг учреждений и организаций, решающих задачи образования, нравственного и культурного развития несовершеннолетних.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Этот комплекс задач может быть решен при одном условии — объединение усилий различных ведомств и учреждений.
В настоящее время межведомственное взаимодействие чаще определяется как социальное партнерство, как одна из форм инновационных технологий социальной работы. Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Это взаимодействие необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать задачи, связанные с профилактикой безнадзорности.
В основе социального партнерства лежат следующие принципы:
заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении важных проблем, решение которых поодиночке неэффективно;
конструктивное сотрудничество между ними в разрешении спорных вопросов.
Сеть государственных учреждений, работающих по профилактике безнадзорности, определена законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нее входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Задачами профилактики являются коррекционно-реабилитационные меры и иная индивидуально-профилактическая работа в отношении детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, включающая психолого-медико-педагогическую, социальную и правовую помощь и поддержку.
Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних показывает, что она представляет собой сложный процесс, в котором все звенья органически должны быть четко взаимосвязаны и взаимообусловлены. На комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) возложена координирующая роль в деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
На заседании межведомственной комиссии принимается решение о присвоении и снятии с семьи статуса «семья, находящаяся в социально опасном положении». Специалистами составляется учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении, в которой описываются основные характеристики и определяются «проблемное поле» семьи, объем работы для каждого учреждения системы профилактики, устанавливаются конкретные сроки выполнения решений (Приложение 1).
Большое внимание на межведомственных заседаниях уделяется анализу промежуточных результатов работы с семьей. По результатам обсуждения вносятся коррективы в учетную карту.
Рыбинский центр «Наставник» осуществляет комплексное сопровождение семей на протяжении всего срока реализации плана работы с семьей. Выбор формы работы зависит от задач, методов и сроков сопровождения семьи. По окончании срока реабилитации, определенного межведомственной комиссией, семья, в большинстве случаев, сопровождается специалистами Центра.
В рамках межведомственного взаимодействия ГУ ЯО Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» привлекает социальных партнеров для решения проблем семей, состоящих на учете только в Центре. В этой деятельности «Наставник» выступает в роли координатора, что позволяет избежать дублирования функций различными учреждениями. Специалисты Центра проводят диагностику семьи, по результатам которой составляется план работы с семьей, учитывая функционал других учреждений и организаций (Приложение 2).
Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семей и детей на подведомственной территории и необходимой для осуществления деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами.
Согласно 120 ФЗ п.2 статьи 9 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно
информировать:
орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)
орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)
орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
В качестве примера в Приложении 3 представлена модель информационных потоков отделения социальной диагностики Рыбинского центра «Наставник» с количеством входящей и исходящей информации за 6 месяцев.
Результативность работы по реабилитации семьи зависит от согласованного взаимодействия всех учреждений системы профилактики.
Приложение 1
Учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положенииУчетная карта № /
выявленной семьи ________________
состоящей из _ человек, находящейся в социально опасном положении
для включения в банк межведомственной системы учета
Орган системы профилактики, выявивший семью: Дата выявления семьи: _________ г.Основные критерии семьи, находящейся в социально опасном положении (выделить необходимое):
Проживание несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию и содержанию, отсутствие у родителей или иных законных представителей постоянного заработка, жилья;
Неисполнение родителями или иными законными представителями своих обязанностей по защите законных прав и интересов и жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего)
Вовлечение детей в совершение антиобщественных действий (правонарушения, распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, проституция и т.д.)
Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (иных законных представителей) (злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)
Жестокое обращение с детьми со стороны родителей или иных законных представителей (нанесение вреда физическому, психическому здоровью детей и т.д.)
Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (неисполнение родителями (иными законными представителями) обязанностей по обучению детей
Проблемное поле семьи:1.
2.
Ф. И. О., дата рождения каждого члена семьи
| Мать:
|
Дочь:
|
Отец:
|
|
Категория семьи
| полная (брак между родителями не зарегистрирован, указать, если ребенка воспитывает отчим), неполная ( мать- одиночка, вдова (вдовец) родители разведены), многодетная, с ребенком-инвалидом, опекунская, приемная семья, брак не зарегистрирован
|
Место жительства (регистр., пребывания)
|
|
Место работы взрослых членов семьи
|
|
Доход семьи
|
|
Организация занятости детей
|
|
Краткая характеристика семьи, причина постановки на учет
|
|
Дата составления карты
|
|
Подпись
|
|
Решение координационного совета при заместителе Главы администрации
муниципального района об определении статуса семьи и проведении с ней
индивидуально профилактической работы
|
Координационный совет года постановил: Срок реализации комплексного плана
|
Ответственный
| Индивидуально профилактическая работа
| Периодичность и сроки исполнения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата введения семьи в межведомственный банк
|
|
Заместитель председателя
комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав городского округа г. Рыбинск
Приложение 2
План работы с семьейФИО несовершеннолетнего/них ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Адрес проживания/регистрации ____________________________________________________________________
Дата поступления в отделение ____________________________________________________________________
Учреждение, направившее несовершеннолетнего и его семью, и цель направления ________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Первичное обследование семьи проведено (дата обследования)
____________________________________________________________________
Проблемы семьи ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учреждения системы профилактики, подключенные к работе с семьей
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(учреждение, представитель, контактный телефон)
Дополнительные сведения о ближайшем окружении несовершеннолетнего и контактные телефоны
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________План работы с семьей (дата составления _________________)
Мероприятия
| Сроки
| Отметка о выполнении
|
Приложение 3
Модель информационных потоковВ х о д я щ а я и н ф о р м а ц и я
Департамент
соц. защиты
3
ОДН УВД
38
Прокуратура
3
Отдел опеки и
попечительства
54
КДН и ЗП
62
Учреждения образования
7
ГУ ЯО Рыбинский центр “Наставник”
отделение социальной диагностики
ОДН УВД
15
Прокуратура
24
Департамент
соц. защиты
27
Отдел опеки и
попечительства
48
КДН и ЗП
41
Учреждения образования
3
И с х о д я щ а я и н ф о р м а ц и я
Методы активной поддержки семьиМельникова И.В., Никонова Е.Е., Ройтман Н.И.- педагоги-психологи; Громова М.Р.- социальный педагог Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской заботы:
Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.
Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.
Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.
Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность / неуспешность развития личности ребенка и его познавательных способностей, возникновение трудностей в поведении и общении со сверстниками. Объектом, социально-психологической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки:
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социальной службы. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальная служба оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социальной службы с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Выделяют четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:
Семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;
Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.
Институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно требует внимания разных специалистов: психологов, социальных педагогов и др. Проблемы современной семьи нуждаются не только во всестороннем изучении на теоретическом уровне, но и практическом решении на уровне государства, общества и конкретной личности.
В практике социальной работы уже сложились определенные модели деятельности с проблемными семьями.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Специалисты нашего учреждения оказывают различные виды психологической и социальной помощи.