Утверждено
приказом директора школы
от 29.08.2014 № 206
Рабочая программа по предмету
«Социально-бытовая ориентировка».
5 «А», 5 «Б», 6 «А», 7 «А», 7 «В», 8 «А», 8 «Б», 8 «В», 9 «А», 9 «Б», 10 «А»
Составила: Миронова Елена Александровна
учитель социально-бытовой ориентировки,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете
протокол № 1 от 29.08.2014
2014-2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год .
Программно – методического обеспечения для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида под редакцией А.М. Щербаковой . Москва, 2004 г.
Курс социально-бытовой ориентировки направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня общего развития.
Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Данный предмет ведется с 5 по 11 класс, поделенных на группы:
Класс
| 1 группа
| 2 группа
| 3 группа
| 5а
| 1
| 4
| 2
| 5б
|
| 3
| 2
| 6а
|
| 3
| 2
| 7а
| 2
| 2
| 1
| 7в
| 2
| 1
| 1
| 8а
| 2
| 2
| 1
| 8б
| 3
| 1
| 2
| 8в
| 4
| 4
| 1
| 9а
| 2
| 3
|
| 9б
| 2
| 3
| 1
| 10а
| 2
| 3
|
|
Общая характеристика учебного предмета
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Программа СБО составлена с учетом возможностей обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям обучающихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.
Описание места учебного предмета СБО в учебном плане
Учебный предмет социально – бытовая ориентировка проводится за счет федерального компонента области коррекционной подготовки. Рассчитан в 5, 9, 11 классах на 1 час в неделю; в 6, 7, 8, 10 классах – 2 раза в неделю. Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5 «А», 5 «Б»
Образовательная
область
| Название
предмета
| Количество часов
| Промежуточная аттестация, формы работы
| I
| II
| III
| IY
| год
| I
| II
| III
| IY
| год
| Коррекционная
подготовка
| СБО
| 8
| 8
| 10
| 8
| 34
| Проверочная работа по теме «Уход за волосами». Тестирование по теме «Личная гигиена»
Тестирование по темам первой четверти.
| Проверочная работа «Винегрет» Тестирование по теме «Питание».
| Итоговый опрос «Одежда и обувь»
Проверочная работа по теме «Жилище»
Тестирование по темам четверти.
| Проверочная работа по теме «Торговля»
Тестирование по правилам дорожного движения.
| Контрольно –обобщающий урок по темам, изученным за год.
|
Учебный план по предмету « Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 «А»
Образовательная
область
| Название
предмета
| Количество часов
| Промежуточная аттестация, формы работы
| I
| II
| III
| IY
| год
| I
| II
| III
| IY
| год
| Коррекционная
подготовка
| СБО
| 16
| 16
| 20
| 16
| 68
| Итоговый опрос по теме «Закаливание» Контрольная работа по теме «Личная гигиена» Тестирование по теме «Транспорт»
Тест «Медицинские учреждения»
Итоговый опрос по темам первой четверти.
| Проверочная работа «Выбор продуктов». Проверочная работа по теме «Ужин»
Контрольно- обобщающий по теме «Питание».
| Тест «Устройство утюга» Проверочная работа по теме «Одежда»
Тест «Средства связи»
Проверочная работа по темам 3 четверти.
| Тест «Культура поведения»
Тест «Пылесос». Тест «Торговля»»
| Контрольно-обобщающий урок по темам, изученным за год.
|
Учебный план по предмету «Социально-бытовой ориентировка» для обучающихся 7«А», 7 «Б»
Образовательная
область
| Название
предмета
| Количество часов
| Промежуточная аттестация, формы работы
| I
| II
| III
| IY
| год
| I
| II
| III
| IY
| год
| Коррекционная подготовка
| СБО
| 16
| 16
| 20
| 16
| 68
| Проверочная работа по теме «Личная гигиена». Проверочная работа «Обед, закуски» Опрос по теме «Первые блюда» Тестирование по темам 1 четверти.
| Тест «Ремонт одежды»
Тест «Стиральная машина».
Тест «Одежда»
Контрольно-обобщающий урок по темам 2 четверти.
| Тест «Экономика домашнего хозяйства»
Тест «Первая помощь»
Тест «Железнодорожный транспорт»
Проверочная работа по темам 3 четверти».
| Тест «Культура поведения». Тест «Санитарная обработка помещения». Тест «Жилище».
| Контрольно-обобщающий урок по темам, изученным за год.
|
Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 8 «А», 8 «Б», 8 «В»
Образовательная
область
| Название
предмета
| Количество часов
| Промежуточная аттестация, формы работы
| I
| II
| III
| IY
| год
| I
| II
| III
| IY
| год
| Коррекционная подготовка
| СБО
| 16
| 16
| 20
| 16
| 68
| Проверочная работа по теме «Уход за кожей лица». Проверочная работа по теме «Варенье». Тестирование по теме «Виды теста». Контрольная работа по темам 1 четверти.
| Тестирование по теме «Расходы на питание». Тестирование по теме « Крупные покупки». Итоговый опрос «Экономика домашнего хозяйства». Тест «Грудной ребенок».
Проверочная работа по темам 2 четверти.
| Проверочная работа по теме «Жилище»
Итоговый опрос по теме «Медицинская помощь».
Тест «Уход за шерстяной и синтетической одеждой» Контрольно-обобщающий урок по темам 3 четверти.
| Тест «Междугородный автотранспорт»»
Тест «Пользование телефоном».
| Тестирование по темам , изученным за год.
|
Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 9 «А», 9 «Б»
Образовательная
область
| Название
предмета
| Количество часов
| Промежуточная аттестация, формы работы
| I
| II
| III
| IY
| год
| I
| II
| III
| IY
| год
| Коррекционная подготовка
| СБО
| 8
| 8
| 10
| 8
| 34
| Проверочный тест «Одежда.»
Тестирование по темам 1 четверти.
| Итоговый опрос по теме «Питание».
Тест «Поведение в обществе». Проверочная работа по темам 2 четверти.
| Итоговый опрос «Трудоустройство».
Тестирование по темам 3 четверти.
| Итоговый опрос «Медицинская помощь». Проверочная работа «Торговля».
| Контрольно-обобщающий урок по темам, изученным за год.
|
Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 10 « А»
Образовательная
область
| Название
предмета
| Количество часов
| Промежуточная аттестация, формы работы
| I
| II
| III
| IY
| год
| I
| II
| III
| IY
| год
| Коррекционная
подготовка
| СБО
| 16
| 16
| 20
| 16
| 68
| Тест «Личная гигиена».
Тест «Вторые блюда»
Контрольная работа по темам первой четверти.
| Тест «Одежда и обувь»
Контрольно-обобщающий урок по темам 1 полугодия.
| Тест «Почта»
Тест «Жилище»
Тест «Бюджет семьи».
| Тест «Инфекционные заболевания»
| Контрольно-обобщающий урок по темам, изученным за год.
|
Учебный план по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 11 « А»
Образовательная
область
| Название
предмета
| Количество часов
| Промежуточная аттестация, формы работы
| I
| II
| III
| IY
| год
| I
| II
| III
| IY
| год
| Коррекционная
подготовка
| СБО
| 8
| 8
| 10
| 8
| 34
| Проверочная работа по теме «Меню». Тестирование по теме «Полноценное питание».
Итоговый опрос по теме «Питание».
| Итоговый опрос по темам 1 полугодия.
| Тест «Детская комната».
Тест «Квартира».
Проверочная работа по теме «Семья».
Тест «Правила поведения». Итоговый опрос «Культура поведения и общения». Проверочная работа по темам 3 четверти.
| Тест «Средства связи». Тестирование «Трудоустройство».
| Контрольно-обобщающий урок по темам, изученным за год.
|
|