Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ


НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ
страница1/5
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Бланки > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ;

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.

  3. Учебного плана МАОУ Партизанская СОШ.


Программа по социально-бытовой ориентировке рассчитана на 2 часа в неделю – для 9 класса (70 часов в год).
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке, для специальных коррекционных классов VIII ви­да, направлена на практическую подготовку учащихся 9 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные заня­тия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, веде­ния домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предпри­ятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помо­щи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Занятия по социально-бытовой ориентировке необходимо проводятся в спе­циально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необхо­димо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техни­ки безопасности.
Общая характеристика учебного курса

Программа социально-бытовой ориентировки составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII ви­да, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Програм­ма состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, опре­делено содержание практических работ и упражнений, а также пе­речислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. При сообщении нового материала может использоваться опыт учащихся как база для расширения их знаний, совершенство­вания имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практиче­ские работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На заняти­ях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способ­ствующих формированию реальных образов и представлений.

Все разделы программы предусматривают проведение практи­ческих работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные (бригадные), так и индивидуаль­ные (выполнение учеником всех операций под руководством учи­теля) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке являет­ся одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражне­ниями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, со­общаемого на занятиях, происходит ориентировка на требо­вания к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответству­ющему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь опре­деляет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­тодов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культу­ра поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры используются при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итого­вые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со­четании с другими организационными формами обучения по опре­деленной теме. В ходе экскурсий проводятся практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, труда, естествознания.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках письма. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом проходит контроль над полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» - включен в курс коррекционной подготовки.

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета выделяется 2 часа в неделю для 9 классов (70 часов).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

К концу 9 класса по учебному курсу «Социально-бытовая ориентировка» учащиеся должны обладать такими теоретическими знаниями:

Личная гигиена

Правила личной гигиены в течение дня:

Утро: умойся, почисть зубы, причешись.

День: в течение дня мой руки перед едой, после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, по­ездки в транспорте.

Вечер: перед сном вымой руки, лицо, шею, уши, почисти зубы, при­ми теплый душ или обязательно вымой ноги.

Предметы личной гигиены:

♦ полотенце банное; для ног; для рук;

♦ мочалка;

♦ зубная щетка;

♦ расческа;

♦ носовой платок.

Средства личной гигиены:

♦ туалетное мыло;

♦ зубная паста;

♦ шампунь;

♦ крем для рук и для лица;

♦ туалетная бумага.

Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

♦ защищать уши от сильного шума и от ветра;

♦ не ковырять в ушах;

♦ сильно не сморкаться;

♦ мыть уши каждый день (намыленным пальцем).

Гигиена зрения и чтения:

♦ умывайся по утрам;

♦ не читай лежа; не читай в транспорте;

♦ при чтении и письме свет должен освещать страницу слева (ес­ли пишешь правой рукой), справа (если пишешь левой рукой);

♦ делай гимнастику для глаз;

♦ употребляй в пищу достаточное количество растительных про­дуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).

Как смотреть телевизор:

♦ смотри телевизор не более 2 часов в день; сиди не ближе 3 м от телевизора.

Если носишь очки:

♦ храни очки в футляре;

♦ не клади стеклами вниз;

♦ регулярно мой стекла теплой водой;

♦ снимай их во время занятий спортом.

Уход за волосами:

♦ мой волосы шампунем не реже одного раза в неделю;

♦ расчесывай волосы утром и вечером;

♦ пользуйся только своей расческой;

♦ содержи в чистоте свою расческу;

♦ стриги волосы в парикмахерской не реже одного раза в месяц.

Уход за руками:

♦ мой руки по мере загрязнения;

♦ наноси крем на кожу рук до работы (защитный крем) и после работы (питательный или увлажняющий крем);

♦ еженедельно стриги ногти;

♦ во время работы на огороде или участке используй перчатки (резиновые или тканевые);

♦ для обветренной и грубой кожи рук используй теплые смягчаю­щие ванночки.

Уход за ногами:

♦ содержи их в чистоте: мой с мылом и вытирай насухо (особен­но между пальцами);

♦ носи удобную обувь;

♦ при плоскостопии выполняй специальные упражнения (ходи босиком, катай валик, захватывай пальцами ног полотенце и поднимай);

♦ еженедельно стриги ногти, предварительно распарив их;

♦ применяй косметические средства для ног (присыпка, крем, спрей — в соответствии с аннотацией).

Личная гигиена подростка:

♦ ежедневно мой тело с мылом: о утром — освежающий душ;

о вечером — теплый успокаивающий душ;

♦ еженедельно мой тело горячей водой с мылом и мочалкой;

♦ применяй дезодоранты на чистое тело;

♦ ежедневно меняй нижнее белье;

♦ при проблемной коже лица используй косметические средства в соответствии с аннотацией (пенка для умывания, лосьон, крем);

♦ соблюдай режим жизни — выполняй установленный распоря­док дня для достижения цели:

гигиена — быть чистым и опрятным;

питание — ешь разнообразную пищу, чтобы не болеть;

сон — чтобы хорошо чувствовать себя;

отдых — общение с друзьями, хобби, прогулка;

работа — учись приобретать трудовые навыки, чтобы затем зарабатывать себе на жизнь.

Уход за кожей лица:

♦ утро — не менее чем за 20 минут до выхода на улицу: умойся теплой водой;

♦ протри лицо лосьоном;

♦ нанеси увлажняющий крем;

♦ день — не трогай лицо грязными руками;

♦ вечер — подготовка ко сну:

♦ умойся туалетным мылом или пенкой для умывания;

♦ протри лицо лосьоном;

♦ нанеси питательный или витаминный крем.

Вред курения:

♦ никотин — причина многих заболеваний (язва, рак, хрониче­ская пневмония, сердечнососудистые нарушения);

♦ желтеет эмаль зубов;

♦ меняется цвет лица (серо-зеленый или желтый); + волосы теряют блеск, выпадают;

♦ ногти на руках и ногах приобретают желтый оттенок, слоятся и ломаются;

« курящий человек приносит вред окружающим (дым, сажа, де­готь).

Если ты куришь и хочешь бросить:

♦ угощают — откажусь;

♦ в 1-й день — не курю перед завтраком;

♦ на 2-й день — не курю после обеда;

♦ с 3-го дня — курю на 1—2 сигареты меньше;

♦ на 4-й день не возьму сигарету до ____ часов (проставь для се­бя время);

♦ на 5-й день — курю сигарету до половины;

♦ на 6-й день — после каждой затяжки делаю большой перерыв, лишь потом затягиваюсь снова;

♦ на 7-й день — не курю совсем;

♦ грызи орехи, пользуйся жевательной резинкой, соси конфету, ешь яблоко, морковку — все это помогает лечению.

Вред алкоголя:

♦ каждая рюмка действует на человеческий организм, как яд;

♦ зрение страдает особенно сильно;

♦ может возникнуть опухоль голосовых связок, воспаление лег­ких, туберкулез, а цирроз печени ведет к гибели;

♦ появляются постоянные боли в животе, тошнота, изжога, про­падает аппетит, что ведет к хроническому недоеданию и орга­низм истощается;

♦ нарушается память, воля;

♦ происходят изменения в системе кровообращения и в серд­це — инфаркт, кровоизлияния;

♦ алкоголь отрицательно влияет на половые органы.

Одежда и обувь

Виды одежды и обуви, их назначение:

♦ повседневная — для школы, прогулки;

♦ праздничная — для праздников, вечеринок, торжеств;

♦ спортивная — для занятий спортом, прогулки;

♦ домашняя — для дома. Виды головных уборов:

♦ вязаные;

♦ меховые;

♦ тканевые;

♦ фетровые;

♦ соломенные.

Назначение головных уборов:

♦ защита от холода, ветра, солнца;

♦ для стиля в одежде;

♦ для красоты.

Материал для изготовления обуви:

♦ кожа;

♦ замша;

♦ валяная;

♦ текстильная.

Сезонная одежда, головные уборы и обувь:

♦ зимняя;

♦ осенне-весенняя;

♦ летняя.

Повседневный уход за одеждой:

♦ платья, блузки, костюмы, пальто вешай на плечики в шкаф;

♦ на широкие плечики вешай верхнюю одежду, на узкие — лег­кую одежду;

♦ мокрую одежду встряхни, повесь на плечики, высуши;

♦ грязь с сухой одежды счищай одежной щеткой;

♦ вязаные вещи складывай на полку в шкаф.

Повседневный уход за обувью:

1. Кожаная:

♦ очисти от грязи и пыли;

♦ нанеси крем;

♦ почисти обувной щеткой;

♦ отполируй бархаткой.

2. Замшевая:

♦ очисти от грязи ластиком;

♦ почисти специальной жесткой щеткой.

3. Текстильная:

♦ чисти жесткой обувной щеткой.

Уход за мокрой обувью:

1. Кожаная:

♦ вымой обувь;

♦ вытри сухой тряпкой;

♦ набей мысок газетной бумагой;

♦ поставь сушить (вдали от отопительных приборов).

2. Замшевая:

♦ набей мысок газетой;

♦ поставь высушить;

♦ очисти грязь специальной щеткой;

♦ подержи над паром, если ворс лоснится.

3. Текстильная:

♦ вымой обувь с хозяйственным мылом (не стирать!);

♦ плотно набей обувь газетой;

♦ во время сушки периодически меняй бумагу (3-4 раза).

4. Валяная:

♦ можно поставить сушить около отопительных приборов.

Мелкий ремонт одежды

Ремонт — это исправление повреждений:

♦ пришивание пуговиц, крючков, кнопок, вешалок, петель;

♦ зашивание распоровшегося шва;

♦ зашивание разорванных мест одежды;

♦ штопка;

♦ замена мелких деталей.

Ручная стирка изделий Виды стирки:

♦ ручная;

♦ машинная.

Средства для стирки:

♦ хозяйственное мыло (разного вида по назначению);

♦ стиральный порошок для ручной и автоматической стирки;

♦ отбеливатели (разного вида по назначению);

♦ смягчающие средства для воды (разного вида по назначению);

♦ кондиционеры-ополаскиватели для белья;

♦ пятновыводители.

Инвентарь и приспособления:

♦ таз, корыто, ванна;

♦ мерный стаканчик, столовая ложка, мягкая щетка, стираль­ная доска, прищепки.

Подготовительные этапы стирки белья:

♦ рассортируй белье (белое и цветное);

♦ проверь карманы одежды;

♦ посмотри на ярлык одежды (условные обозначения по уходу);

♦ выбери средство для стирки (ручной или машинной)
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: базисного...
Умк “Enjoy English” для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений М. З. Биболетова (Обнинск; Титул,2010)

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка рабочая программа по сбо составлена на основе...
В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки рф, выпущенной издательством «Владос» в 2012 году; Базисного учебного...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов...
Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка рабочая программа для 9 класса общеобразовательных...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) с учётом концепции духовно-нравственного...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н. «Программа курса английского...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку для...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам. Английский язык: сборник материалов по реализации федерального...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка рабочая программа составлена для 3 класса общеобразовательной...
Умк «Enjoy English» для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск: Титул, 2011). Рабочая программа ориентирована...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку 10 класса составлена на основе
Умк в. П. Кузовлева и др для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями российских стандартов...

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе двух...
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск