Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе:
Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Социально-бытовая ориентировка 5-9 класс /Под. ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г.
Учебного плана МАОУ Партизанская СОШ.
Программа по социально-бытовой ориентировке рассчитана на 2 часа в неделю – для 9 класса (70 часов в год). Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке, для специальных коррекционных классов VIII вида, направлена на практическую подготовку учащихся 9 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке необходимо проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности. Общая характеристика учебного курса
Программа социально-бытовой ориентировки составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. При сообщении нового материала может использоваться опыт учащихся как база для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, происходит ориентировка на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры используются при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий проводятся практические работы.
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка, математики, географии, труда, естествознания.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке уделяется внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках письма. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом проходит контроль над полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод. Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» - включен в курс коррекционной подготовки.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета выделяется 2 часа в неделю для 9 классов (70 часов).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
К концу 9 класса по учебному курсу «Социально-бытовая ориентировка» учащиеся должны обладать такими теоретическими знаниями:
Личная гигиена
Правила личной гигиены в течение дня:
Утро: умойся, почисть зубы, причешись.
День: в течение дня мой руки перед едой, после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
Вечер: перед сном вымой руки, лицо, шею, уши, почисти зубы, прими теплый душ или обязательно вымой ноги.
Предметы личной гигиены:
♦ полотенце банное; для ног; для рук;
♦ мочалка;
♦ зубная щетка;
♦ расческа;
♦ носовой платок.
Средства личной гигиены:
♦ туалетное мыло;
♦ зубная паста;
♦ шампунь;
♦ крем для рук и для лица;
♦ туалетная бумага.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:
♦ защищать уши от сильного шума и от ветра;
♦ не ковырять в ушах;
♦ сильно не сморкаться;
♦ мыть уши каждый день (намыленным пальцем).
Гигиена зрения и чтения:
♦ умывайся по утрам;
♦ не читай лежа; не читай в транспорте;
♦ при чтении и письме свет должен освещать страницу слева (если пишешь правой рукой), справа (если пишешь левой рукой);
♦ делай гимнастику для глаз;
♦ употребляй в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).
Как смотреть телевизор:
♦ смотри телевизор не более 2 часов в день; сиди не ближе 3 м от телевизора.
Если носишь очки:
♦ храни очки в футляре;
♦ не клади стеклами вниз;
♦ регулярно мой стекла теплой водой;
♦ снимай их во время занятий спортом.
Уход за волосами:
♦ мой волосы шампунем не реже одного раза в неделю;
♦ расчесывай волосы утром и вечером;
♦ пользуйся только своей расческой;
♦ содержи в чистоте свою расческу;
♦ стриги волосы в парикмахерской не реже одного раза в месяц.
Уход за руками:
♦ мой руки по мере загрязнения;
♦ наноси крем на кожу рук до работы (защитный крем) и после работы (питательный или увлажняющий крем);
♦ еженедельно стриги ногти;
♦ во время работы на огороде или участке используй перчатки (резиновые или тканевые);
♦ для обветренной и грубой кожи рук используй теплые смягчающие ванночки.
Уход за ногами:
♦ содержи их в чистоте: мой с мылом и вытирай насухо (особенно между пальцами);
♦ носи удобную обувь;
♦ при плоскостопии выполняй специальные упражнения (ходи босиком, катай валик, захватывай пальцами ног полотенце и поднимай);
♦ еженедельно стриги ногти, предварительно распарив их;
♦ применяй косметические средства для ног (присыпка, крем, спрей — в соответствии с аннотацией).
Личная гигиена подростка:
♦ ежедневно мой тело с мылом: о утром — освежающий душ;
о вечером — теплый успокаивающий душ;
♦ еженедельно мой тело горячей водой с мылом и мочалкой;
♦ применяй дезодоранты на чистое тело;
♦ ежедневно меняй нижнее белье;
♦ при проблемной коже лица используй косметические средства в соответствии с аннотацией (пенка для умывания, лосьон, крем);
♦ соблюдай режим жизни — выполняй установленный распорядок дня для достижения цели:
♦ гигиена — быть чистым и опрятным;
♦ питание — ешь разнообразную пищу, чтобы не болеть;
♦ сон — чтобы хорошо чувствовать себя;
♦ отдых — общение с друзьями, хобби, прогулка;
♦ работа — учись приобретать трудовые навыки, чтобы затем зарабатывать себе на жизнь.
Уход за кожей лица:
♦ утро — не менее чем за 20 минут до выхода на улицу: умойся теплой водой;
♦ протри лицо лосьоном;
♦ нанеси увлажняющий крем;
♦ день — не трогай лицо грязными руками;
♦ вечер — подготовка ко сну:
♦ умойся туалетным мылом или пенкой для умывания;
♦ протри лицо лосьоном;
♦ нанеси питательный или витаминный крем.
Вред курения:
♦ никотин — причина многих заболеваний (язва, рак, хроническая пневмония, сердечнососудистые нарушения);
♦ желтеет эмаль зубов;
♦ меняется цвет лица (серо-зеленый или желтый); + волосы теряют блеск, выпадают;
♦ ногти на руках и ногах приобретают желтый оттенок, слоятся и ломаются;
« курящий человек приносит вред окружающим (дым, сажа, деготь).
Если ты куришь и хочешь бросить:
♦ угощают — откажусь;
♦ в 1-й день — не курю перед завтраком;
♦ на 2-й день — не курю после обеда;
♦ с 3-го дня — курю на 1—2 сигареты меньше;
♦ на 4-й день не возьму сигарету до ____ часов (проставь для себя время);
♦ на 5-й день — курю сигарету до половины;
♦ на 6-й день — после каждой затяжки делаю большой перерыв, лишь потом затягиваюсь снова;
♦ на 7-й день — не курю совсем;
♦ грызи орехи, пользуйся жевательной резинкой, соси конфету, ешь яблоко, морковку — все это помогает лечению.
Вред алкоголя:
♦ каждая рюмка действует на человеческий организм, как яд;
♦ зрение страдает особенно сильно;
♦ может возникнуть опухоль голосовых связок, воспаление легких, туберкулез, а цирроз печени ведет к гибели;
♦ появляются постоянные боли в животе, тошнота, изжога, пропадает аппетит, что ведет к хроническому недоеданию и организм истощается;
♦ нарушается память, воля;
♦ происходят изменения в системе кровообращения и в сердце — инфаркт, кровоизлияния;
♦ алкоголь отрицательно влияет на половые органы.
Одежда и обувь
Виды одежды и обуви, их назначение:
♦ повседневная — для школы, прогулки;
♦ праздничная — для праздников, вечеринок, торжеств;
♦ спортивная — для занятий спортом, прогулки;
♦ домашняя — для дома. Виды головных уборов:
♦ вязаные;
♦ меховые;
♦ тканевые;
♦ фетровые;
♦ соломенные.
Назначение головных уборов:
♦ защита от холода, ветра, солнца;
♦ для стиля в одежде;
♦ для красоты.
Материал для изготовления обуви:
♦ кожа;
♦ замша;
♦ валяная;
♦ текстильная.
Сезонная одежда, головные уборы и обувь:
♦ зимняя;
♦ осенне-весенняя;
♦ летняя.
Повседневный уход за одеждой:
♦ платья, блузки, костюмы, пальто вешай на плечики в шкаф;
♦ на широкие плечики вешай верхнюю одежду, на узкие — легкую одежду;
♦ мокрую одежду встряхни, повесь на плечики, высуши;
♦ грязь с сухой одежды счищай одежной щеткой;
♦ вязаные вещи складывай на полку в шкаф.
Повседневный уход за обувью:
1. Кожаная:
♦ очисти от грязи и пыли;
♦ нанеси крем;
♦ почисти обувной щеткой;
♦ отполируй бархаткой.
2. Замшевая:
♦ очисти от грязи ластиком;
♦ почисти специальной жесткой щеткой.
3. Текстильная:
♦ чисти жесткой обувной щеткой.
Уход за мокрой обувью:
1. Кожаная:
♦ вымой обувь;
♦ вытри сухой тряпкой;
♦ набей мысок газетной бумагой;
♦ поставь сушить (вдали от отопительных приборов).
2. Замшевая:
♦ набей мысок газетой;
♦ поставь высушить;
♦ очисти грязь специальной щеткой;
♦ подержи над паром, если ворс лоснится.
3. Текстильная:
♦ вымой обувь с хозяйственным мылом (не стирать!);
♦ плотно набей обувь газетой;
♦ во время сушки периодически меняй бумагу (3-4 раза).
4. Валяная:
♦ можно поставить сушить около отопительных приборов.
Мелкий ремонт одежды
Ремонт — это исправление повреждений:
♦ пришивание пуговиц, крючков, кнопок, вешалок, петель;
♦ зашивание распоровшегося шва;
♦ зашивание разорванных мест одежды;
♦ штопка;
♦ замена мелких деталей.
Ручная стирка изделий Виды стирки:
♦ ручная;
♦ машинная.
Средства для стирки:
♦ хозяйственное мыло (разного вида по назначению);
♦ стиральный порошок для ручной и автоматической стирки;
♦ отбеливатели (разного вида по назначению);
♦ смягчающие средства для воды (разного вида по назначению);
♦ кондиционеры-ополаскиватели для белья;
♦ пятновыводители.
Инвентарь и приспособления:
♦ таз, корыто, ванна;
♦ мерный стаканчик, столовая ложка, мягкая щетка, стиральная доска, прищепки.
Подготовительные этапы стирки белья:
♦ рассортируй белье (белое и цветное);
♦ проверь карманы одежды;
♦ посмотри на ярлык одежды (условные обозначения по уходу);
♦ выбери средство для стирки (ручной или машинной)
|