Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов


НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов
страница1/5
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Рассмотрена на заседании ШМО

Протокол № 1 от 27.08. 2014 г.

Принята решение педагогического совета № 1

от 29.08.2014 г.

Утверждена

приказом № 238–0

от 02.09.2014 г.

Рабочая программа по учебному предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

для обучающихся 5-9 классов

Составил учитель: И.В. Миронова

с. Чернуха

2014г.


Пояснительная записка

Основной задачей коррекционной школы является подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к социализации и социально-трудовой адаптации. Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями. Интеллектуальная недостаточность наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьезное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Дети испытывают определенные трудности в процессе социализации и социально-трудовой адаптации. Для коррекции этих трудностей и предназначены занятия по курсу социально-бытовой ориентировки, целью которой является: осуществлять практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • систематизировать, формировать и совершенствовать у учащихся необходимые у них навыки общественно – полезного и самообслуживающего труда;

  • научить обучающихся, воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;

  • формировать знания о жизни в социуме, необходимые бытовые умения и навыки;

  • корректировать личностное развитие обучающегося, воспитанника и подготавливать его к самостоятельной жизни.

Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые у них навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально – этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников.

Занятия по социально – бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объёме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучаются с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовлению пищи, заполнять различного рода бланки и т. д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Социально-бытовая ориентировка»

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Прогнозируемые результаты:

-достижение максимально возможного уровня социализаци;

-формирование положительного отношения к осваиваемым видам деятельности;

-умение жить, работать в коллективе.

Содержание учебного предмета

Личная гигиена

Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Особенности личной гигиены в жизни подростка. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Гигиена зрения. Значение закаливания организма. Способы закаливания. Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Пагубное влияние курения, алкоголя, наркотиков и токсических веществ на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих.

Практические работы: чистка зубов, мытье рук, лица,; расчесывание волос, стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, стирка предметов личной гигиены; обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн, выполнение физических упражнений, выбор сезонной одежды, головного убора, уход за глазами, подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния.

Одежда и обувь

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью. Поддержание одежды в порядке. Правила и приемы ручной стирки изделий. Глажение одежды. Виды штопки, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья. Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях.

Практические работы: сушка и чистка — домашней, школьной формы, верхней одежды, обуви; пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок; подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва; стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат; стирка мелких изделий с помощью стиральной машины. Определение собственных размеров одежды и обуви.

Питание

Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Место приготовления пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки, с минимумом тепловой обработки . Использование механических и электробытовых приборов. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола. Рецепты блюд. Меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. Виды теста. Приготовление изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд.

Практические работы: чтение рецепта приготовления блюда и подбор продуктов, нарезка хлеба, сырых и вареных овощей; строгое соблюдение правил пользования режущими инструментами, приборами; приготовление блюд; сервировка стола; мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.

Семья

Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их. Права и обязанности каждого члена семьи. Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми, в соблюдении чистоты и порядка в школе, дома. Грудной ребенок в семье.

Практические работы: составление родословного древа. Проведение игр с младшими школьниками. Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.

Культура поведения

Значение осанки. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости. Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей. Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

Практические работы: выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки; изготовление несложных сувениров; сюжетно-ролевые игры.

Жилище

Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья, варианты квартир и подсобных помещений. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Гигиенические требования к жилому помещению Уход за мебелью, полом. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уборка кухни, санузла, ванны. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе. Почтовый адрес дома, школы.

Практические работы: заполнение почтового адреса на открытке, почтовых конвертах и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе; организация рабочего места школьника. Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, пола, стен, раковин, утепление окон

Транспорт

Виды транспортных средств. Проезд в школу. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. Пригородные и междугородные поезда. Расписание. Вокзалы. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Междугородний автотранспорт, автовокзал. Расписание движения автобусов. Значение водного транспорта, авиатранспорта.

Практические работы: оплата проезда в транспорте. Составление маршрута от дома до школы и т.п.

Торговля

Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей.

Продуктовые, промышленные магазины и их отделы. Универмаги и универсамы, их назначение. Рынки. Виды рынков. Виды ярмарок.

Виды товаров фасованные и в развес и розлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном, промышленном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.

Срок годности, стоимость. Хранение товаров фасованных и в развес, разлив.

Практические работы: экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы; определенные сроке годности; приобретение продукта, проверка чека.

Средства связи

Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.

Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Виды бандеролей и посылок, порядок их отправления.

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным.

Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов аварийных служб.

Виды денежных перевода (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.

Виды связи
Практические работы: экскурсия на почту (телеграф); написание адреса на почтовых конвертах, на открытках «уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграммы. Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной. Заполнение бланков.

Медицинская помощь

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинской учреждений. Работники медицинских учреждений. Виды врачебной помощи, доврачебной помощи. Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны. Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар). Первая помощь утопающему.

Меры предупреждения заболеваний. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность

Практические работы: экскурсия в аптеку. Сюжетная игра — оказание помощи при несчастном случае, уход за больным.

Учреждения, предприятия, организации

Дошкольные учреждения, дома детского творчества, школы, колледжи, их назначение.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение. Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.

Практические работы: экскурсии в учреждения.

Экономика домашнего хозяйства

Бюджет семьи: виды источников дохода, условия и порядок их получения, основные статьи расходов.

Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.

Практическая работа: Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности. Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период. Упражнения в снятии показателей счетчиков. Расчет стоимости, заполнение квитанция. Экскурсия в ЖЭК, в Сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений.

Трудоустройство

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).

Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.

Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.

Практическая работа: экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.

5 класс (1 час в неделю)

Личная гигиена

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. Пагубное влияние на курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли.

Одежда и обувь

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

Питание

Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.

Культура поведения

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Правила поведения за столом.

Жилище

Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное. Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый адрес дома, школы.

Транспорт

Виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Торговля

Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение.

6 класс (2 часа в неделю)

Личная гигиена

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы и правила закаливания. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач. Губительное влияние наркотических и токсических веществ на живой организм.

Одежда и обувь

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей. Глажение фартуков, косынок и носовых платков.

Питание

Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на плите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.

Семья

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность и их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи.

Культура поведения

Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со сверстниками и старшими.

Жилище

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

Транспорт

Городской транспорт. Оплата поезда на всех видах транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Торговля

Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли.

Средства связи

Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем, порядок отправления. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Медицинская помощь

Виды медицинской помощи. Виды медицинский учреждений, их значение и работники. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний.

Учреждения, организации и предприятия

Дошкольные учреждения и их назначения, работники.

7класс (2 часа в неделю)

Личная гигиена

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью.

Одежда и обувь

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат. использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка в ручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная, виды услуг и правила пользования.

Питание

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

Семья

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе.

Культура поведения

Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, подарки

Жилище

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависмости от покрытия, средства по уходу за полом.

Транспорт

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. порядок сдачи и получения его.

Торговля

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо, их назначение. Отделы магазинов, стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.

Средства связи

Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость.

Медицинская помощь

Виды доврачебной помощи. Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов.

Учреждения, организации и предприятия

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для жителей города.

8 класс (2 часа в неделю)

Личная гигиена

Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сохранения здоровья.

Одежда и обувь

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей, стирка их в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек. Химчистка – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами.

Питание

Виды теста. Приготовления изделия из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов.

Семья

Грудной ребенок в семье. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек

Культура поведения

Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

Жилище

Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые при уборки кухни, ванной, санузла.

Транспорт

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение, основные автобусные маршруты, расписание, порядок приобретение билета и его стоимость до разных пунктов. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы.

Торговля

Рынки. Виды рынков. Различия рынка от магазина.

Средства связи

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным телефоном. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Получение справок по телефону. Вызов специализированных служб помощи населению (01, 02, 03, 04, 911 и т.п.). междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего телефонного разговора

Медицинская помощь

Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Меры по предупреждению несчастных случаев.

Учреждения, организации и предприятия

Департамент, муниципалитет, префектура, милиция, их назначение.

Экономика домашнего хозяйства

Бюджет семьи. виды источников дохода, основные статьи расходов. Сбережение. значение и способы экономии расходов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк.

9 класс (2 часа в неделю)

Одежда и обувь

Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов ткани в домашних условиях. Соблюдение техники безопасности при выведении пятен.

Питание

Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.

Семья

Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции.

Культура поведения

Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми

Жилище

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.

Транспорт

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

Торговля

Значение ярмарок. Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок.

Средства связи

Виды денежных переводов, стоимость их отправлений. Виды связи, особенности каждой, значимость в современной жизни

Медицинская помощь

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

Учреждения, организации и предприятия

Предприятия бытового обслуживания, их назначение.

Трудоустройство

Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления и написание.

Ожидаемы результаты:

По результатам обучения обучающиеся 5 класса:

Должны знать:

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)

  • Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

  • Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы,ю правила организации рабочего места школьника.

  • Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.

Должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

  • Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.

По результатам обучения обучающиеся 6 класса:

Должны знать:

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца

  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ

  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани

  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье

  • Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками

  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия

  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте

  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях

  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества

Должны уметь:

  • Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи

  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ

  • Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки

  • Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани

  • Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье

  • Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми

  • Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом

  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов

  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города

  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу

  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки

По результатам обучения обучающиеся 7 класса:

Должны знать:

  • Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.

  • Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

  • Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

  • Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

  • Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.

  • Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.

  • Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

  • Назначение и различие универмага и универсама.

  • Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.

  • Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

  • Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.

Должны уметь:

  • Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.

  • Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.

  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

  • Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.

  • Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.

  • Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.

  • Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

  • Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.

  • Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.

  • Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

По результатам обучения обучающиеся 8 класса:

Должны знать:

  • Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.

  • Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки

  • Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.

  • Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.

  • Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду

  • Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.

  • Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки

  • Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.

  • Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления

  • Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи

  • Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.

Должны уметь:

  • Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок

  • Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам

  • Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки

  • Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи

  • Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи

  • Мыть кафельные стены, чистить раковины

  • Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

  • Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.

  • Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.

  • Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему

  • Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры

  • Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.

По результатам обучения обучающиеся 9 класса:

Должны знать:

  • Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.

  • Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

  • Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.

  • Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

  • Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.

  • Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.

  • Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.

  • Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.

  • Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.

  • Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают

  • Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Должны уметь:

  • Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.

  • Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.

  • Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.

  • Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.

  • Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.

  • Определять маршрут и выбирать транспортное средство.

  • Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.

  • Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.

  • Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.

  • Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.

Контроль за усвоением знаний и практических умений:

Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности. Учитель должен проверить:

- усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;

- может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;

-способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.

Таким образом, контроль усвоения материала по разделу должен состоять из трех частей:

- итоговой контроль усвоения содержания (контроль знаний);

- контроль уровня сформированности умений (контроль умений);

- итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).

Итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний)

Контроль и учет теоретических знаний осуществляется путем бесед, устного и письменного опросов, тестирования. Эффективными являются формы опроса, которые вплетены в ткань урока, органичны, логичны, работают на цель и на задачи урока. На основе опроса, проведения тестирования возможно определение уровня владения знаниями обучающегося по каждому из разделов социально-бытовой ориентировки. Таким образом, оценивая теоретические знания, можно выделить следующие уровни:

-Оптимальный отвечает на вопросы верно, самостоятельно, к помощи учителя не прибегает, задание выполняет в короткий срок, не испытывает особых затруднений

- Достаточный отвечает на вопросы, допуская ошибки, нуждается в стимулирующей помощи учителя, задание выполняет в замедленном темпе

- Частичный (недостаточный) отвечает на вопросы, допуская значительное количество ошибок, плохо ориентируется в тексте, задание выполняет медленно, требуется значительная помощь учителя, чаще организующая

Данная система оценивания теоретических знаний отражается в картах учета теоретических знаний (мониторинг владения теоретическими знаниями обучающимися по СБО).

Контроль уровня сформированности умений и навыков:

На занятиях по СБО помимо контроля за уровнем усвоения учебного материала важно проводить отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков. Отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков осуществляется посредством использования индивидуальных карт по разделам. Данные карты позволяют определить актуальное состояние практического умения зону его ближайшего развития (отмечаются показатели уровней на начало учебного года, а также по мере прохождения программного материала). Оценивая показатели практических умений и навыков, выделены уровни (степени владения):

- Оптимальный (1 степень владения). Применяет полученные знания на практике. В процессе действует согласно плана, выполняет все операции. Иногда прибегает к помощи учителя. Знания полученные ранее применяет в подобных, аналогичных ситуациях. Способен к самоконтролю и исправлению полученных ошибок и их анализу.

- Достаточный (2 степень владения). Действует сознательно. Полученные знания применяет на практике, допуская незначительные ошибки сразу разобраться не могут. Выводы по недочётам делать самостоятельно затрудняется. В их исправлении нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов.

- Частичный или недостаточный (3 степень владения). Практические действия разобщены, т.к. теоретические знания усвоены частично. Требуется значительная помощь учителя в виде опорных схем или картинок. При выполнении практических действий не выделяют главного от второстепенного. Приводит к тому, что правила используют формально

Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.

Список литературы:

1. Учебный план, составленного на основании Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ Министерства образования Нижегородской области №1830 от 31.07..2013 г.« О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Образовательной программы по социально-бытовой ориентировке для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство ВЛАДОС, 2011 год, под редакцией В.В. Воронковой, сб.1.


Примерное календарно-тематическое планирование

коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка»

5 класс



  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка»
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка»
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе...
Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconРабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский)»...
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь, быт, семья. Межличностные отношения. Здоровье и забота о нем (50 ч.)

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа
Рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 5-9 классов iconОбразовательная программа по учебному предмету «Немецкий язык»
Программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Данная рабочая программа по немецкому языку для 5-9 классов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск