Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи»


НазваниеПрограмма составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи»
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Обнинский институт атомной энергетики –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)



УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета естественных наук
____________ С.Б. Бурухин

«______»____________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Основы природопользования

название дисциплины




для студентов направления подготовки




05.03.06. Экология и природопользование

код и наименование направления подготовки







профиля

Экологическая безопасность

наименование профиля







Форма обучения: очная


г. Обнинск 2015 г.

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» по направлению подготовки 05.03.06. Экология и природопользование.
Программу составила:

___________________ Т.В.Мельникова,

доцент кафедры экологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ,

кандидат химических наук
Рецензент:

___________________ Ю.М. Глушков,

доцент кафедры экологии ИАТЭ НИЯУ МИФИ,

кандидат химических наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры экологии

(протокол № ___ от «____» _____________ 2015 г.)

И.о.заведующего

кафедрой экологии

___________________ А.А. Удалова
«____» _____________ 2015 г.





1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Коды компетенций

Результаты освоения ООП

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОПК-6

владением знаниями об основах природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды

Знать:

  • основы природопользования

Уметь:

  • понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

Владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области природопользования.

ОПК-7

способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования

Знать:

  • о функционировании природных систем;

  • об изменениях природной среды в ходе эволюции человечества;

  • о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно-обусловленных изменений биосферы, природно- территориальных комплексов, экосистем;

Уметь:

  • понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

Владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области природопользования.




ПК-1

способностью осуществлять разработку и применение технологий рационального природопользования и охраны окружающей среды, осуществлять прогноз техногенного воздействия, знать законодательные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения ресурсопользования, в заповедном деле и уметь применять их на практике

Знать:

  • экологические принципы рационального природопользования;

Уметь:

  • использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием, разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы.

Владеть:

  • планированием природоохранных мероприятий и мер экономического стимулирования рационального природопользования;




ПК-5

способностью реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов; организовывать производство работ по рекультивации нарушенных земель, по восстановлению нарушенных агрогеосистем и созданию культурных ландшафтов

Знать:

  • принципы размещение производства, использования и дезактивации отходов производства;

Уметь:

  • использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием, разумно сочетать хозяйственные и экологические интересы.

Владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области природопользования.

ПК-16

владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии;


Знать:

  • основы общего ресурсоведения и регионального природопользования;

  • региональные проблемы природопользования, их причины и пути решения.

Уметь:

  • понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

Владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области природопользования.

ПК-18

владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития.

Знать:

  • основы природопользования;

  • проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, принципы и методы их воспроизводства;

  • основы экологического регулирования и прогнозирования последствий природопользования;

Уметь:

  • понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

Владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области природопользования.





2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина реализуется в рамках базовой части. Индекс дисциплины: Б1.Б.19.1.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин в средней школе «Экология», «Биология», «Естествознание».
Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: экономика природопользования, экология и экологическая безопасность.
Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся


Вид работы

Форма обучения

Очная

Семестр

1

Количество часов на вид работы:

Контактная работа обучающихся с преподавателем




Аудиторные занятия (всего)

51

В том числе:




лекции

(лекции в интерактивной форме)

17

(8)

практические занятия

(практические занятия в интерактивной форме)

17

(8)

лабораторные занятия

17

Промежуточная аттестация




В том числе:




экзамен

36

Самостоятельная работа обучающихся




Самостоятельная работа обучающихся (всего)

21

В том числе:




Выполнение индивидуального домашнего задания

5

Подготовка к защите лабораторных работ

4

Подготовка к практическим занятиям

8

Подготовка к контрольным мероприятиям

4

Всего (часы):

108

Всего (зачетные единицы):

3


4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

(в академических часах)

п/п


Наименование раздела /темы дисциплины

Виды учебной работы в часах

Очная форма обучения

Лек

Пр

Лаб

Внеауд

СРО

1.

Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающее среды

6

7

4




6

1.1.

Введение. Понятие о

Природопользовании

2

3

-




2

1.2.

Законы природопользования

2

2

4




2

1.3.

Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды

2

2

-




2

2.

Собственность на природные ресурсы и управление

природопользованием

4

5

4




6

2.1.

Собственность на природные ресурсы и особенности её проявления в отдельных государствах. Управление природопользованием.

2

2

-




2

2.2.

Методы управления

природопользованием

2

3

4




4

3.

Государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации

7

5

9




9

3.1.

Земельные ресурсы

1

1

2




2

3.2.

Государственное

управление в области недропользования

1

1

2




2

3.3.

Государственное

управление в области

водопользования

1

1

-




2

3.4.

Государственное

управление лесными ресурсами

2

1

-




1

3.5.

Государственное

управление ресурсами животного мира. Государственное управление

рекреационными ресурсами

2

1

5




2




Всего:

17

17

17

-

21


4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс



Наименование раздела /темы дисциплины

Содержание



1.

Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающее среды

1.1.

Введение. Понятие о Природопользовании

Понятие о природопользовании. Термины, понятия и законы (правила) природопользования. Определение природопользования. Цель и задачи природопользования. Объект и предмет природопользования. Природные блага. Природные ресурсы и их классификация. Природно-ресурсный потенциал. Устойчивое развитие.


1.2.

Законы природопользования

«Законы» экологии Б. Коммонера. Закон внутреннего динамического равновесия. Закон константности. Закон развития природной системы за счет окружающей её среды. Закон ограниченности природных ресурсов. Правило одного процента. Принцип Ле-Шателье – Брауна. Закон падения природно-ресурсного потенциала. Закон растущего плодородия. Закон снижения энергетической эффективности природопользования. Закон снижения природоёмкости готовой продукции. Закон соответствия между уровнем производительных сил и природно-ресурсным потенциалом. Закон увеличения оборота вовлекаемых природных ресурсов. Правило демографического насыщения. Правило меры преобразования природных систем. Правило оптимальной компонентной дополнительности. Правило 10 процентов.

1.3.

Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды

Преобразование природы. Принципы преобразования природы. Понятие равновесия и устойчивости природных систем. Методические основы возмездного природопользования. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Устойчивые негативные тенденции глобального характера. Научно-технический прогресс и окружающая среда. Современная концепция устойчивого развития.

2.

Собственность на природные ресурсы и управление природопользованием

2.1.

Собственность на природные ресурсы и особенности её проявления в отдельных государствах. Управление природопользованием

Понятие собственности. Право владения, пользования, распоряжения. Особенности собственности на землю в развитых странах. Собственность на природные ресурсы. Частная, общественная, общедоступная собственность. Управление природопользованием. «Мягкое» и «жёсткое» управление.


2.2.

Методы управления природопользованием

Методы управления природопользованием. Законодательные методы. Экологическое право и его источники. Информационные методы. Мониторинг окружающей среды. Экологическое картографирование. Государственные природные кадастры. Географические информационные системы. Административные методы управления. Лицензирование. Экологическия паспортизация. Нормирование. Экологический контроль. Экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологический аудит. Директивное регулирование. Экономические методы управления. Оценка природных ресурсов.

3.

Государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации

3.1.

Земельные ресурсы

Понятие земельных ресурсов. Земельный фонд РФ, категории земель по целевому назначению. Загрязнение земель и их защита.


3.2.

Государственное управление в области недропользования

Государственный фонд недр. Государственное управление в области недропользования. Пользование недрами. Виды пользования недрами. Сроки пользования. Основания получения права пользования участками недр. Лицензирование недропользования. Охрана и рациональное использование недр. Рекультивация.

3.3.

Государственное управление в области водопользования

Водные ресурсы. Государственный водный фонд. Пользование водными объектами. Общее водопользование. Особое пользование водными объектами. Специальное пользование. Ограниченное пользование. Аренда водных объектов. Лицензирование водопользования. Нормирование в области использования и охраны водных объектов. Лимиты водопользования. Стандарты, нормы и правила в области использования и охраны водных объектов. Государственный водный кадастр. Государственный учет вод. Государственный мониторинг водных объектов. Загрязнение водных ресурсов и их охрана.

3.4.

Государственное управление лесными ресурсами

Лесные ресурсы. Лесопользование. Виды лесопользования: главное пользование, промежуточное пользование, заготовка живицы, заготовка второстепенных лесных материалов, побочное лесопользование, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, пользование в научно-исследовательских целях, рекреационное использование лесов. Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование.

3.5.

Государственное управление ресурсами животного мира. Государственное управление рекреационными ресурсами


Ресурсы животного мира. Охрана ресурсов животного мира. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Рекреационное природопользование.



Практические/семинарские занятия




Наименование раздела /темы дисциплины

Содержание



1.

Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающее среды

1.1.

Введение. Понятие о Природопользовании

Природа и природопользование. Основные законы и принципы рационального природопользования. Природопользователь 21 века.

Геосферы Земли (гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера).

Основные функции биосферы. Биогеохимические циклы, круговорот воды.

1.3.

Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды

Природные ресурсы. Классификация. Природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный цикл. Кадастры природных ресурсов.

Экологический кризис. Виды и уровни воздействия человека на природу.

Воздействие на атмосферу. Потенциал загрязнения атмосферы.

Воздействие на гидросферу. Типы загрязнений гидросферы.

Воздействие на литосферу. Промышленность, добыча полезных ископаемых, строительство. Утрата почвенного покрова, ведение сельского хозяйства.

2.

Собственность на природные ресурсы и управление природопользованием

2.1.

Собственность на природные ресурсы и особенности её проявления в отдельных государствах. Управление природопользованием

Природопользование в отраслях промышленности: горнодобывающая и энергетика; металлургия; машиностроение; химическая; строительство; легкая и пищевая; лесная и целлюлозно-бумажная; военно-промышленный комплекс; сельское хозяйство; коммунальное хозяйство.

2.2.

Методы управления природопользованием

Пути решения экологического кризиса: технические, технологические, управленческие. Экологическая паспортизация в РФ

3.

Государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации

3.1.

Земельные ресурсы

Изменение биосферы. Утрата биоразнообразия, истощение биоресурсов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Рекреационное природопользование.


3.2.

Государственное управление в области недропользования

3.3.

Государственное управление в области водопользования

3.4.

Государственное управление лесными ресурсами

3.5.

Государственное управление ресурсами животного мира. Государственное управление рекреационными ресурсами



Лабораторные занятия



Наименование раздела /темы дисциплины

Название лабораторной работы



1.

Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающее среды

1.2.

Законы природопользования

Лабораторная работа № 1. Природно-ресурсный потенциал РФ: Определение метеорологического потенциала загрязнения атмосферы (МПЗ).

2.

Собственность на природные ресурсы и управление природопользованием

2.2.

Методы управления природопользованием

Лабораторная работа № 2. Экологическая паспортизация в РФ: экологический паспорт предприятия, населенного пункта.

3.

Государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации

3.1.

Земельные ресурсы

Лабораторная работа № 3. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) и их роль в экологическом равновесии.

3.5.

Государственное управление ресурсами животного мира. Государственное управление рекреационными ресурсами


Лабораторная работа № 4. Определение предельно-допустимой нагрузки (ПДН) на рекреационных территориях.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconПрограмма составлена в соответствии с Образовательным стандартом...
Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconРабочая программа учебной дисциплины обращение с отходами производства...
Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconПоложение
Ого государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Национального исследовательского ядерного университета...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 38. 03. 02 Менеджмент (Квалификация:...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconНастоящая Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Настоящая Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconПравила приема для обучения по образовательным программам высшего...
Правилам приема для обучения по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconПравила приема на обучение по образовательным программам высшего...
Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров...

Программа составлена в соответствии с Образовательным стандартом высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «мифи» iconПравила приема на обучение по образовательным программам высшего...
Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск