Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


НазваниеРабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
страница1/5
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НЕМЕЦКИЙ)
Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.



Программа учебного предмета

«Иностранный язык (немецкий)»

(углублённый уровень)

для 10-11 классов

Составитель: Д.В. Шибалина



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по немецкому языку как профильного предмета для учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в рамках предмета.

Данная рабочая программа создана с учётом актуальных потребностей современного российского общества, которое нацелено на международную интеграцию и высоко ценит выпускников средних общеобразовательных организаций, владеющих первым иностранном языком на высоком уровне.
Цели обучения, обеспечивающие создание предпосылок для достижения в 11 классе профильного уровня подготовки, в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования и воспитания предполагают:

• развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций;

• развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью;

• формирование способности к самооценке через наблюдение за собственным продвижением к планируемым результатам, к личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии.
Рассмотрим цели обучения применительно к составляющим иноязычной коммуникативной компетенции.

В отношении развития языковой компетенции предполагается:

• систематизация орфографических знаний и совершенствование орфографических навыков;

• совершенствование звукопроизносительных и ритмико-интонационных навыков;

• расширение лексической стороны речи;

• совершенствование грамматической стороны речи за счет систематизации знаний об основных явлениях морфологии и синтаксиса.

На этой основе развиваются и совершенствуются речевые, коммуникативные умения старшеклассников, чтобы сделать возможным приближение в 11 классе к пороговому продвинутому уровню коммуникативной компетенции (В2 — в терминах Совета Европы).
Развитие речевой компетенции в рамках профильного курса предусматривает:

— расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферам, а также к выбранному профилю;

— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма).

Рассмотрим цели обучения каждому виду речевой деятельности.

Говорение. Диалогическая речь

Школьникам предоставляется возможность совершенствовать приобретенные ранее умения, а именно:

— вести все основные виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально- ориентированного общения;

— вести полилог (в том числе в форме дискуссии) с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/ странах изучаемого языка.

Говорение. Монологическая речь

Создаются условия, чтобы совершенствовать приобретенные ранее умения, а также развивать умения публичных выступлений, таких как сообщение, доклад, реферат, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на выбранный профиль.

Аудирование

Предусматривается дальнейшее развитие слушания и понимания высказываний собеседника, а также содержания аутентичных аудиотекстов различных жанров:

— понимание основного содержания текстов в рамках знакомой тематики, в том числе профильной, или в области личных интересов;

— выборочное понимание значимой/ интересующей информации из иноязычных аудиотекстов;

— относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения.

Чтение

Школьникам предоставляется возможность совершенствовать умения в чтении и понимании аутентичных текстов различных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных стратегий чтения, а именно:

— ознакомительного чтения — с целью понимания основного содержания сообщений, интервью, несложных публицистических и научно-популярных текстов, отрывков из произведений художественной литературы;

— изучающего чтения — с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;

— просмотрового/ поискового чтения — с целью извлечения необходимой/ искомой информации, например из газетных обзоров, теле- и радиопередач и др.

Письменная речь

Предусматривается развитие умений писать личное и деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/ резюме), заполнять анкеты, формуляры, излагать содержание прочитанного/ прослушанного иноязычного текста, составлять тезисы, рефераты, аннотации прочитанного/ прослушанного, использовать письменную речь в ходе проектно-исследовательской работы.
В отношении социокультурной компетенции создаются условия для расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения: углубление знаний о странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе,

мировой культуре, о взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств, в том числе фоновой лексики, реалий, а также правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка.
Для развития компенсаторной компетенции ученикам предоставляется возможность расширить диапазон умений, использовать имеющийся речевой опыт для преодоления трудностей общения, а именно:

— использовать паралингвистические средства (мимику, жесты и т. д.);

— использовать риторические вопросы;

— производить эквивалентные замены, используя перифраз или синонимы для дополнения, уточнения, пояснения мысли;

— использовать языковую и контекстуальную догадку при чтении и аудировании для понимания незнакомых языковых средств;

— прибегать к справочному аппарату (сноскам, комментарию, словарю).
Учебно-познавательная компетенция требует дальнейшее развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение немецкого языка и

культуры народов немецкоязычных стран: поиск и выделение в тексте новых лексических средств; соотнесение средств выражения и коммуникативной задачи; анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации; систематизация языковых средств по формальному или семантическому признаку; заполнение обобщающих таблиц для систематизации языкового и страноведческого материала; интерпретация лингвистических и культуроведческих фактов; умение пользоваться словарями различных типов; а также интернет-ресурсами и в целом новыми информационными технологиями, в том числе при проведении учебных исследований и работе над проектами.
Разница в целеполагании в 10 и 11 классах конкретизируется в коммуникативных задачах, помещенных в тематическом планировании по классам, в требованиях к формируемым знаниям, навыкам и умениям. В 11 классе происходит некоторое расширение, углубление и в целом совершенствование приобретенных за весь курс обучения компетенций.



  1. Общая характеристика учебного предмета


ФГОС СОО рассматривает изучение немецкого языка на углубленном уровне как ориентированное преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих предмету.

Обучение иностранному языку в целом призвано способствовать личностному и социальному самоопределению старшеклассников, дальнейшему развитию их интеллектуальных способностей, будущих профессиональных интересов и устремлений и пониманию прагматической значимости изучаемого языка в их личностном и профессиональном становлении.

Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.

В основе представленного курса лежат основополагающие документы современного российского образования: федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по немецкому языку. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач данного курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Предлагаемый курс также строится на идеях обучения немецкому языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре. Ориентация на межкультурную парадигму обусловлена вызовами и перспективами развития мультикультурного сообщества, в котором находится человек. Данная рабочая программа отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Таким образом, представленный курс сочетает в себе полное соответствие требованиям российского образования и нормы международной системы преподавания иностранных языков.

В 10-11 классах предполагается достижение учащимися более высокого уровня владения немецким языком, что выражается в большей вариативности реализуемых целей устного и письменного общения с помощью разнообразных языковых средств, в большей эффективности использования иностранного языка как средства осуществления социальной (учебной, самообразовательной, проектной) деятельности.

Отдельно стоит отметить ориентированность современного образовательного стандарта на формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. В рамках изучения иностранного языка формируются навыки разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов как индивидуального, так и группового учебного исследования, а также проектов, направленных на решение научной, личностно или социально значимой проблемы.



  1. Место учебного предмета в учебном плане


С учётом требований ФГОС СОО на изучение иностранного языка на профильном (углублённом) уровне в Лицее НИУ ВШЭ отводится 6 часов в неделю (210 ак.ч. за один год обучения). Обучение начинается в 10 и продолжается в 11 классе.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
ФГОС выделяет три группы требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования: личностные и метапредметные, единые для всего образовательного процесса, и предметные, специфические для отдельно взятого предмета, в данном случае немецкого языка.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видов деятельности;

8) развитие эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;

10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

11) формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея...
Иностранный язык является важнейшим средством общения,без которого невозможно существование и развитие человеческого общества

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (французский) Лицея...
«Иностранный язык (французский)» (профильный уровень), для учащихся 10 – 11классов составлена на основе Примерной программы среднего...

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского...
Цель курса – формирование у студентов основных знаний и практических навыков, необходимых для выбора профессии в области бизнеса

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПорядок организации и проведения апелляции по результатам государственных...
Удентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского...

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2013 году

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПоложение о служебных командировках Национального исследовательского...
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Рабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПоложение о служебных командировках Национального исследовательского...
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск