Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


НазваниеРабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
страница1/4
ТипРабочая учебная программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ II (НЕМЕЦКИЙ)
Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»



«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.



Программа учебного предмета

«Иностранный язык II (немецкий)»

(базовый уровень)

для 10-11 классов

Составитель: Д.В. Шибалина



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по немецкому языку как базового предмета в рамках изучения второго иностранного языка для учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в рамках предмета.

Немецкий язык как второй иностранный вводится в настоящее время во всех типах общеобразовательных учреждений, и Лицей НИУ ВШЭ не является исключением. Данная рабочая программа создана с учётом актуальных потребностей современного российского общества, которое нацелено на международную интеграцию и высоко ценит выпускников средних общеобразовательных организаций, владеющих несколькими иностранными языками.

Согласно монографии Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», овладение одним или несколькими иностранными языками отдельно друг от друга на уровне, приближенном к уровню носителя языка, не является целью. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют.

При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.

При этом предполагается, что учащиеся владеют русским языком и одним из европейских языков в качестве первого иностранного, в основе которого лежит латинский алфавит, – в Лицее НИУ ВШЭ это преимущественно английский язык.

Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это, с одной стороны, меньшее количество выделяемых на него учебных часов по сравнению с первым иностранным языком, а с другой стороны, процесс изучения второго иностранного языка происходит в условиях взаимодействия трех языков – родного, первого и второго иностранного языка. Этот фактор определяет более интенсивное развитие языковых способностей учащихся и положительно сказывается на учебном процессе.
Цели обучения, обеспечивающие создание предпосылок для достижения в 11 классе базового уровня подготовки, в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования и воспитания предполагают:

• развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций;

• развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью;

• формирование способности к самооценке через наблюдение за собственным продвижением к планируемым результатам, к личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии.
Рассмотрим цели обучения применительно к составляющим иноязычной коммуникативной компетенции. Исходя из целей, развиваются и совершенствуются речевые, коммуникативные умения старшеклассников, чтобы сделать возможным приближение в 11 классе к пороговому уровню коммуникативной компетенции (В1 — в терминах Совета Европы).
В отношении развития языковой компетенции предполагается несколько расширить, закрепить и систематизировать языковые знания и навыки, а именно:

• орфографические навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу;

• слухопроизносительные навыки;

• лексическую и грамматическую сторону речи.
Работа над лексической стороной речи предусматривает:

— систематизацию лексических единиц, изученных в ходе предыдущих годов обучения;

— повторение и овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы, ситуации общения и включающие также оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета (около 80 лексических единиц как 10, так и в 11 классе);

— некоторое расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.

Работа над грамматической стороной речи предполагает:

— продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые раньше были усвоены рецептивно, и коммуникативно ориентированную систематизацию грамматического материала, изученного в основной школе, в частности систематизация большинства форм Passiv (Präsens, Präteritum, Perfekt), Passiv с модальными глаголами;

— активизацию и систематизацию всех форм придаточных предложений;

— активизацию и систематизацию знаний о сложносочиненном предложении;

— усвоение Partizip I и II в роли определения, распространенного определения;

— распознавание в тексте форм Konjunktiv II и перевод их на русский язык.
Развитие речевой компетенции в рамках базового курса предусматривает:

— расширение предметного содержания речи применительно к социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферам общения;

— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма).
Рассмотрим цели обучения каждому виду речевой деятельности.

Говорение. Диалогическая речь

Десятиклассникам предоставляется возможность развивать владение всеми видами диалога (диалогом-расспросом, диалогом-обменом сообщениями, мнениями, диалогом-побуждением), а также диалогами смешанного типа на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения

Говорение. Монологическая речь

Школьники получают возможность развивать умение пользоваться разными видами монолога: рассказом, описанием, деловым сообщением, рассуждением (в том числе характеристикой).

Аудирование

Дальнейшее развитие умений понимать на слух (с различной степенью полноты и точности) высказывания собеседников в процессе непосредственного устно-речевого общения, а также содержание относительно несложных аутентичных аудиотекстов.

Чтение

Школьникам предоставляется возможность развивать основные виды чтения на материале аутентичных текстов различных стилей: публицистических (статьи из журналов и газет), научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических (рецепты, меню и др.),

а также текстов из разных областей знания, например из области науки, искусства и др.

Письменная речь

Учащимся создаются условия для развития умений:

— писать личные письма;

— заполнять формуляры, анкеты, излагая сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/ резюме);

— составлять план, тезисы устного/ письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
В отношении социокультурной компетенции создаются условия для расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения: углубление знаний о странах изучаемого языка, их культуре, общественных деятелях, о взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств, правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка.

Для развития компенсаторной компетенции ученикам предоставляется возможность расширить диапазон умений, использовать имеющийся речевой опыт для преодоления трудностей общения, а именно:

— умение использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также использовать словарные замены с помощью синонимов, описания понятия в процессе непосредственного устно-речевого общения;

— умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста;

— использовать текстовые опоры (подзаголовки, сноски, комментарии и др.);

— игнорировать лексические и другие трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения.
Учебно-познавательная компетенция требует дальнейшее развитие общих учебных умений, связанные с использованием приемов самостоятельного приобретения знаний: умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать справочную литературу, в том числе словари (толковые, энциклопедии); умение обобщать информацию, фиксировать ее, например, в форме тезисов, ключевых слов; умение выделять основную, нужную информацию из различных источников, списывать/ выписывать ее; умение использовать новые информационные технологии.

Из специальных учебных умений необходимо развивать: умение интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; умение пользоваться двуязычным словарем.
Разница в целеполагании в 10 и 11 классах конкретизируется в коммуникативных задачах, помещенных в тематическом планировании по классам, в требованиях к формируемым знаниям, навыкам и умениям. В 11 классе происходит некоторое расширение, углубление и в целом совершенствование приобретенных за весь курс обучения компетенций.



  1. Общая характеристика учебного предмета


ФГОС СОО рассматривает изучение немецкого языка на базовом уровне как ориентированное преимущественно на успешную социализацию и самореализацию учащихся, развитие индивидуальных способностей обучающихся, сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Обучение иностранному языку в целом призвано способствовать личностному и социальному самоопределению старшеклассников, дальнейшему развитию их интеллектуальных способностей, будущих профессиональных интересов и устремлений и пониманию прагматической значимости изучаемого языка в их личностном и профессиональном становлении.

Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.

В основе представленного курса лежат основополагающие документы современного российского образования: федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по немецкому языку. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Предлагаемый курс также строится на идеях обучения немецкому языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре. Ориентация на межкультурную парадигму обусловлена вызовами и перспективами развития мультикультурного сообщества, в котором находится человек. Данная рабочая программа отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Таким образом, представленный курс сочетает в себе полное соответствие требованиям российского образования и нормы международной системы преподавания иностранных языков.
В 10-11 классах предполагается достижение учащимися более высокого уровня владения немецким языком, что выражается в большей вариативности реализуемых целей устного и письменного общения с помощью разнообразных языковых средств, в большей эффективности использования иностранного языка как средства осуществления социальной (учебной, самообразовательной, проектной) деятельности.

Отдельно стоит отметить ориентированность современного образовательного стандарта на формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. В рамках изучения иностранного языка формируются навыки разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов как индивидуального, так и группового учебного исследования, а также проектов, направленных на решение научной, личностно или социально значимой проблемы.



  1. Место учебного предмета в учебном плане


С учётом требований ФГОС СОО на изучение иностранного языка на базовом уровне в Лицее НИУ ВШЭ отводится 4 часа в неделю (140 ак.ч. за один год обучения). Обучение начинается в 10 и продолжается в 11 классе.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
ФГОС выделяет три группы требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования: личностные и метапредметные, единые для всего образовательного процесса, и предметные, специфические для отдельно взятого предмета, в данном случае немецкого языка.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видов деятельности;

8) развитие эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;

10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

11) формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (немецкий) Лицея...
Лицея ниу вшэ составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (фгос...

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку II (арабский) Лицея...
Иностранный язык является важнейшим средством общения,без которого невозможно существование и развитие человеческого общества

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по иностранному языку (французский) Лицея...
«Иностранный язык (французский)» (профильный уровень), для учащихся 10 – 11классов составлена на основе Примерной программы среднего...

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconРабочая учебная программа по бизнесу лицея Национального исследовательского...
Цель курса – формирование у студентов основных знаний и практических навыков, необходимых для выбора профессии в области бизнеса

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПорядок организации и проведения апелляции по результатам государственных...
Удентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского...

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconОсновная образовательная программа лицея Национального исследовательского...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 11

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2013 году

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПоложение о служебных командировках Национального исследовательского...
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Рабочая учебная программа по иностранному языку II (немецкий) Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» iconПоложение о служебных командировках Национального исследовательского...
Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск