Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Институт развития образования
Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему «Сравнительное международное исследование установок и практик учителей математики основной школы» Студентка группы № 701
Пономарёва Алёна Александровна
Научный руководитель
Кандидат физико-математических наук, доцент
Карданова Елена Юрьевна
Москва, 2014 г. Аннотация
Качество преподавания непосредственно связано с достижениями учащихся. Этим объясняется возросший интерес к учителю и увеличение количества сравнительных исследований учителей. Особое место в школьном образовании отводится математике. В данной работе описаны результаты международного сравнительного исследования установок учителей математики основной школы об эффективном преподавании и обучении математике.
В качестве инструмента исследования используется опросник NorBA (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education), направленный на исследование убеждений учителей математики основной школы об эффективном преподавании и обучении математике. Особое внимание в работе уделено обоснованию возможности проведения международного сравнительного исследования установок и практик учителей математики разных стран с помощью данного опросника и его валидизации.
Проведено сравнение российских учителей и учителей Эстонии и Латвии, отдельно было проведено сравнение русскоговорящих учителей балтийских стран и российских учителей. Результаты исследования показали, что различия в убеждениях учителей разных стран статистически значимы по всем шкалам, участвовавшим в анализе. Все учителя реализуют свои убеждения в ежедневной практике в классах. Российские учителя демонстрируют значимо более высокий уровень конструктивизма, в то время как эстонские учителя совмещают в рамках преподавания оба подхода - конструктивистский и традиционный. Российские учителя и эстонские русскоязычные преподаватели гораздо более схожи в своих убеждениях об эффективном преподавании математики, чем российские учителя и латвийские русскоязычные преподаватели.
Ключевые слова: учитель математики, убеждения и практики преподавания, NorBA, конструктивизм, традиционализм, кросс-культурная эквивалентность
Abstract
The diversity in the student academic achievements is caused, firstly, by the quality of teaching. That’s why there are a lot of cross-cultural studies focusing on teachers nowadays. A special place in the school education is given to mathematics. The paper describes the results of the research aimed to compare mathematics practicing teachers’ beliefs about general approaches on teaching and learning, their beliefs about mathematics teaching and learning and their real classroom practice in four countries: Estonia, Latvia, Finland and Russia.
NorBA (Nordic-Baltic comparative research in mathematics education) questionnaire was used in this study. The special place is given to the justification of a cross-cultural comparability of the results and questionnaire’s validisation.
There were obtained statistically significant differences for all analyzed scales. Math teachers’ general beliefs about teaching are related with their view of effective mathematics teaching. Teachers’ beliefs are realized in their classroom practice. Russian teachers demonstrated a significantly higher level of constructivism and Estonian teachers combine both approaches. Russian teachers and Estonian Russian-speaking teachers are closer than Russian and Latvian Russian-speaking teachers. Key words: mathematics teachers, beliefs, practices, NorBA, constructivism, traditionalism, cross-cultural equivalence
|