ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Настоящий сборник, посвященный национальным проблемам в СССР, публикуется в рамках широкой программы демократизации общественной мысли, освобождения ее от оков устаревших политических стереотипов. Новое политическое мышление подразумевает решение назревших социальных проблем на основе наиболее полной информированности общества об этих проблемах. Столь же важным представляется учет различных точек зрения, взглядов и оценок, существующих в обществе по поводу той или иной — в данном случае национальной — проблемы.
Сборник во многом носит полемический характер. Авторы статей вступают в полемику и друг с другом, и с укоренившимися в нашем общественном сознании привычными представлениями о состоянии национальных проблем и способах их разрешения. Разумеется, ни отдельные статьи, ни сборник в целом не могут претендовать на всестороннее и полное освещение предмета. Задача данного сборника в принципе иная — ознакомить заинтересованного читателя с проблемами, которые до недавнего времени принадлежали к так называемым "закрытым" темам или освещались весьма односторонне, дать разнообразную информацию к размышлению, а также продемонстрировать широкий спектр разнообразных мнений о специфике этнических контактов и конфликтов в СССР.
Издательство "Прогресс" полагает, что печатное обсуждение различных точек зрения на национальные проблемы необходимо потому, что эти воззрения, в том числе и наиболее нестандартные и противоречивые, родились в недрах нашей общественной мысли и представляют собой интеллектуальное достояние общества — как минимум в качестве предмета для заинтересованного критического анализа.
Эта книга — приглашение к дискуссии, и можно надеяться, что она не оставит равнодушными тех, кому не безразлична судьба нашей перестройки, которая включает в себя перестройку национальных отношений.
Вместе с тем издательство считает своим долгом отметить одну специфическую особенность этой книги, вызванную тем, что она была готова к печати в марте 1989 г., но вышла с весьма существенным запозданием.
Нам легче всего было бы сослаться на технические причины. Но мы хотим открыто и откровенно признать, что вовсе не в них суть дела. Задержка эта во многом вызвана тем, что, движимые повышенным чувством ответственности, искренним стремлением, если выражаться на принятом среди врачей языке, "не навредить", касаясь столь деликатной и взрывоопасной темы, мы подсознательно затягивали сдачу книги в печать. Наверное, мы были не правы, подвергая себя такой добровольной самоцензуре, но надеемся, что читатели в данном конкретном случае поймут нас правильно. Именно по этой причине отдельные факты в книге, связанные со "злобой дня" на момент ее создания — злобы, часто, к несчастью, в буквальном смысле слова вызывающей кровь и страдания,— с сегодняшней точки зрения могут восприниматься как несколько устаревшие. И все же мы намеренно не стали дополнять и дорабатывать книгу с этой точки зрения, исходя из того, что главное в ней, на наш взгляд, это гуманитарный аспект рассмотрения этой сложнейшей проблемы, заложенный в ней положительный гуманистический заряд, подход с точки зрения приоритетов отдельной личности. К тому же, как нам представляется, многие наблюдения авторов приобрели значение исполнившихся прогнозов — с этой точки зрения книга, возможно, также представляет особый интерес.
В любом случае, если некоторый налет "устарелости" конкретных событийных фактов — которые, повторяем, не являются главным элементом в этой книге — и вызовет нарекания у наших читателей, претензии их должны быть обращены не к авторам и составителям, которым издательство "Прогресс" глубоко и искренне благодарно за их труд, понимание и терпение, а к издательским редакторам, полностью берущим на себя ответственность за это. И все же хочется верить, что помещенные в сборнике работы — по нашему убеждению, порою блистательные — наших известных историков, философов, культурологов, этнографов, народоведов и религиоведов, перекликающиеся с помещенными тут же трудами Вл. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Лескова, представляют безусловный теоретический и практический интерес, тем более что всем им присуще одно и то же благородное стремление — объединять, а не разъединять людей, равно используя для этого как высокоинтеллектуальную аргументацию, так и идущую из глубины сердца проповедь Добра и Равенства.
|