Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет права Программа дисциплины
Английский язык
для
Авторы программы: Ненашева Т.А., к.ф.н. tnenasheva@hse.ru
Меркулова Э.Н. ., к.ф.н. ., emerkulova@hse.ru
Попова Т.П , к.п.н., . tpopova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры «____ » ____________2014 г.
Зав. кафедрой В.М. Бухаров Рекомендована секцией УМС «Иностранные языки" «____»____________2014г. Председатель Т.А. Ненашева Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «____»____________2014 г.
Председатель В.М. Бухаров
Нижний Новгород
2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Область применения и нормативные ссылки ……………………………………….
Цели освоения дисциплины ………………………………………………………….
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Место дисциплины в структуре образовательной программы…………………….
Тематический план учебной дисциплины…………………………………………...
Формы контроля знаний студентов………………………………………………….
Содержание дисциплины…………………………………………………………….
Образовательные технологии………………………………………………………...
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента…………….
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………….
Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих английский язык для студентов, обучающихся по направлению 40.03.01 «Юриспруденция». Уровень подготовки – академический бакалавр. Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики» от 2014 г. по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Квалификация: Академический бакалавр 2014г.
Учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» подготовки бакалавра, утвержденным 18.08.2014 г.
Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», приложение к приказу НИУ ВШЭ от 19.08.2014 г. № 6.18.1-01/1908-02, утверждено ученым советом НИУ ВШЭ, протокол от «27» июня 2014 г. № 05.
2 Цели освоения дисциплины
Курс английского языка в рамках бакалавриата направлен на формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, которая рассматривается не как абстрактная сумма знаний, умений и навыков, а как «совокупность личных качеств студентов (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе учебного, социально-культурного и профессионального или бытового общения на иностранном языке».
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции включает развитие следующих компетенций:
языковая компетенция: знание лексических, грамматических и фонетических единиц, а также навыки и умения их использования при порождении и восприятии иноязычных высказываний;
дискурсивная компетенция: способность построения целостных, связных и логичных высказываний (дискурсов) разных функциональных стилей в устной и письменной профессионально значимой коммуникации на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании;
стратегическая компетенция: способность использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации пробелов, связанных с недостаточным владением языком;
прагматическая компетенция: умение использовать язык в определенных функциональных целях в зависимости от особенностей социального и профессионального взаимодействия: от ситуации, статуса собеседников и адресата речи и других факторов, относящихся к прагматике речевого общения, а также в учебной, научной, и профессиональной деятельности, в частности, дальнейшем обучении в магистратуре и аспирантуре и проведения научных исследований в заданной области.
социолингвистическая компетенция: способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с социальными и культурными параметрами взаимодействия в сфере профессиональной коммуникации.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Практической целью обучения является достижение обучаемыми квалификации умелого пользователя (Independent User) – уровень В2 – “Vantage”(«пороговый продвинутый») в единой европейской системе владения английским языком или Upper-Intermediate в другой классификации до уровня С1 - Advanced. В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Основные значения лексических единиц (слов и словосочетаний) деловой лексики в рамках изученной тематики;
Основные способы словообразования;
Значения реплик-клише речевого этикета, характерных для бизнес-коммуникации (проведение переговоров, презентаций и пр.).
Признаки и значение следующих грамматических явлений:
Артикль. Общее понятие об употреблении артикля.
Имя существительное. Образование множественного числа.
Имя прилагательное. Образование степеней сравнения.
Наречие. Наиболее употребительные наречия. Степени сравнения наречий.
Местоимение. Личные, притяжательные, неопределенные, вопросительные, относительные и указательные местоимения.
Глагол. Личные формы глагола. Употребление глаголов have, be, do, should, would как самостоятельных глаголов. Вспомогательные глаголы shall и will. Модальные глаголы.
Система глагольных времен по группам Indefinite, Continuous, Perfect, Active Voice.
Образование Passive Voice.
Сослагательное наклонение. Типы нереальных условных предложений в английском языке.
Повелительное наклонение.
Неличные формы глагола. Герундий. Причастие. Инфинитив.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Предлог. Наиболее употребительные предлоги.
Союз. Наиболее употребительные сочинительные и подчинительные союзы.
Порядок слов в простом предложении (повествовательном, вопросительном, отрицательном).
Наиболее употребительные эмфатические конструкции.
Сложное предложение. Типы придаточных предложений (изъяснительное, определительное, обстоятельственные предложения времени, причины, цели, образа действия).
Косвенная речь
Типы культур и особенности различных культур, релевантные для ведения международного бизнеса (различия в понимании вежливости, иерархия деловых отношений и методы работы, отношение ко времени, особенности работы в команде и пр.)
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
говорить достаточно быстро и свободно, чтобы без особых затруднений участвовать в неподготовленной беседе с носителями изучаемого языка;
делать четкие, подробные сообщения на различные темы, излагать свой взгляд на проблему, высказывая все аргументы «за» и «против».
принимать участие в дискуссии по знакомой проблеме и отстаивать свою точку зрения
понимать аутентичные тексты экономической направленности из периодических источников;
понимать объемные сложные тексты на профессиональные темы;
понимать речь носителей языка, звучащую в среднем темпе в рамках изученной тематики;
писать эссе на заданную тему и резюме по прочитанной статье, освещая вопросы или аргументируя точку зрения «за» или «против»;
писать деловое письмо, электронное письмо, доклад;
вести записи получаемой информации;
В результате обучения студент должен приобрести следующие универсальные и профессиональные компетенции (в соответствии с Образовательным стандартом ФГА ОУВПО НИУ «ВШЭ» 2014г.):
Код по ОС НИУ ВШЭ
| Формулировка
компетенции
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| УК-5
| Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| Владеет различными видами чтения (поисковое, ознакомительное, аналитическое) с целью извлечения информации. Осуществляет поиск и анализ информации из различных источников в профессиональной области, имеет навыки аннотирования и реферирования оригинальной научной литературы.
| Практические занятия, самостоятельная работа и прочее, предусмотренные УМК дисциплины.
| УК-7
| Способен работать в команде
| Участвует в дискуссии на общие и профессиональные темы с целью анализа проблемной ситуации и выработки решения проблемы.
| Практические занятия, самостоятельная работа и прочее, предусмотренные УМК дисциплины.
| УК-8
| Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
| Умеет создавать ясные, логичные высказывания монологического и диалогического характера в различных ситуациях бытового и профессионального общения, пользуясь необходимым набором средств коммуникации.
| Практические занятия, самостоятельная работа и прочее, предусмотренные УМК дисциплины.
| УК-10
| Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде.
| Понимает речь носителей и не носителей языка в нормальном темпе и адекватно реагирует с учетом культурных норм международного общения.
| Практические занятия, самостоятельная работа и прочее, предусмотренные УМК дисциплины.
| ПК-4
| Способен составлять правовые заключения, заявления, иски, отзывы на иски, жалобы, обращения, договоры и другие правореализационные акты в соответствии с правилами юридической техники, нормативными правовыми актами, обычаями делового оборота
| Умеет создавать письменные заявления на английском языке для участия в стажировке, правовые заключения, письма клиентам и их оппонентам по конкретным искам, пользуясь необходимым набором профессиональной лексики и в соответствии с правилами юридической практики законодательства Великобритании или США
| Практические занятия, самостоятельная работа и прочее, предусмотренные УМК дисциплины.
| ПК-9
| Способен вести письменную и устную коммуникацию в рамках профессионального общения
| Умеет
- писать эссе на заданную тему и аннотацию по научной статье;
- писать деловое письмо, электронное письмо, служебную записку;
- вести записи получаемой информации;
- делать четкие, подробные сообщения на знакомые темы, излагать свой взгляд на проблему, высказывая аргументы «за» и «против».
- принимать участие в дискуссии по знакомой проблеме и отстаивать свою точку зрения.
| Практические занятия, самостоятельная работа и прочее, все, предусмотренные УМК дисциплины (групповые, индивидуальные формы работы)
| ПК-10
| Способен представлять результаты своей профессиональной деятельности устно, в том числе в рамках публичных выступлений и дискуссий
| Способен делать устные презентации на основе проведенных исследований, вести беседу по теме профессиональной/научной деятельности
| Дебаты, презентации, обсуждения в рамках практических занятий и самостоятельно
| ПК-13
| Способен проводить аналитические исследования в области права
| Умеет писать четкие тексты, подробно освещая вопросы, синтезируя и оценивая информацию из нескольких источников.
Дает оценку идеям и вариантам решения проблем.
Умеет системно развернуть доказательства, подчеркивая важные моменты, подкрепляющие излагаемую точку зрения.
| Эссе, проекты в рамках практических занятий и самостоятельно
| ПК-16
| Способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов
| Имеет общее представление о культурных и др. особенностях носителей языка, их нормах поведения.
Способен адекватно реагировать при решении коммуникативных задач в различных ситуациях общения, уметь корректировать свое поведение в случае допущения просчетов.
Развивать умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и своих силах.
| Дебаты, презентации, обсуждения в рамках практических занятий и самостоятельно
|
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин, обеспечивающих дополнительную подготовку по направлению 40.03.01 Юриспруденция. Изучение дисциплины базируется на коммуникативных иноязычных компетенциях, полученных в курсе школьного образования. Для успешного обучения дисциплине студенты должны на входе обладать сформированной коммуникативной компетенцией на уровне А2 (предпороговый) - В1 (пороговый) в соответствии с Европейской шкалой языковой компетенции. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Введение в историю континентальной правовой науки (преподается на английском языке) 1 курс; а также факультативных курсов, включенных в учебные планы студентов направления 40.03.01 «Юриспруденция».
5 Тематический план учебной дисциплины
5.1 Учебный план факультета права на 2014/15 уч.год
5.2 Тематический план 1 курс
Общая трудоемкость изучения курса 8 з.е.
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические занятия
| 1.
| Личность. Personality
| 24
|
| 14
| 10
| 2.
| Путешествия. Travel
| 22
|
| 12
| 10
| 3.
| Работа. Work
| 22
|
| 12
| 10
| 4.
| Review Units 1-3
| 9
|
| 4
| 5
| 5.
| Язык. Language
| 22
|
| 12
| 10
| 6.
| Реклама. Advertising
| 22
|
| 12
| 10
| 7.
| Бизнес. Business
| 22
|
| 12
| 10
| 8.
| Review Units 4-6
| 9
|
| 4
| 5
| 9.
| Дизайн. Design
| 22
|
| 12
| 10
| 10.
| Образование. Education
| 22
|
| 12
| 10
| 11.
| Техника. Engineering
| 22
|
| 12
| 10
| 12.
| Review Units 7-9
| 9
|
| 4
| 5
| 13.
| Тенденции. Trends
| 24
|
| 14
| 10
| 14.
| Искусство и средства массовой информации. Arts and Media
| 22
|
| 12
| 10
| 15.
| Преступления. Crime
| 22
|
| 12
| 10
| 16.
| Review Units 10-13
| 9
|
| 4
| 5
| Итого
| 304
|
| 164
| 140
|
5.3 Тематический план 2 курс
Общая трудоемкость 8,0 з.е.
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Практические занятия
| 1.
| Unit 1. Увлечения
The Feel-Good Factor. Health's 'magic bullet
Reading: text types; short-answer questions; T/F/NG; global multiple choice. Speaking: Parts 1-3. → Skills book Module A: Reading.
| 16
|
|
5
|
10
| 2.
| Unit 2. Здоровье
The Fee-Good Factor. Food for thought
Writing: Interpreting data, Paragraphing. Listening: Sections 1 & 2. Speaking: Part 1. → Skills book Module A: Writing, Listening, Speaking.
| 16
|
|
5
|
10
| 3.
| Unit 3. Город
City. Location is everything
Reading: Matching; Sentence completion. Speaking: Parts 1-3. → Skills book Module B: Reading.
| 14
|
|
5
|
10
| 4.
| Unit 4. Городской и сельский образы жизни
City. Haves and have-nots
Writing: Interpreting and comparing data; Paragraphing. Listening: Sections 3 & 4. Speaking: Part 3. → Skills book Module B: Writing, Listening, Speaking.
| 16
|
|
5
|
10
| 5.
| Unit 5. Отдых и работа
Rush. Hurry sickness
Reading: Headings; Multiple choice; Summary completion. Speaking: Parts 1 & 3. → Skills book Module
| 16
|
|
5
|
10
| 6.
| Unit 6. Описание человека
Rush.Time out
Writing: Structuring an argument. Listening: Sections 1&2. Speaking: Parts 2&3. → Skills book Module C: Writing, Listening, Speaking.
| 16
|
|
5
|
10
| 7.
| Unit 7. Коммерция и культура
Commerce and Culture. Retail therapy
Reading: short-answer questions; T/F/NG; Summary completion; Matching. Speaking: Parts 1-3. → Skills book Module D: Reading.
| 16
|
|
5
|
10
| 8.
| Unit 8. Коммерция и культура
Commerce and Culture. What's on
Writing: describing tables and graphs; presenting and justifying an opinion. Listening: Sections 1&2. Speaking: Part 2. → Skills book Module D: Writing, Listening, Speaking.
| 16
|
|
5
|
10
| 9.
| Unit 9. Окружающая среда
Natural Forces. Water, Water Everywhere
Reading: Table completion; matching; sentence completion; multiple choice. Speaking: Part 3. → Skills book Module E: Reading.
| 16
|
|
5
|
10
| 10.
| Unit 10. Природные катаклизмы
Natural Forces. Hazard Warning
Writing: describing a process. Listening: Sections 3&4. Speaking: Parts 1-3. → Skills book Module E: Writing, Listening, Speaking.
| 16
|
|
5
|
10
| 11.
| Unit 11. Обучаемость человека
Brainpower. Use it or lose it
Reading: reading for detail; multiple choice; matching; sentence completion; T/F/NG. Speaking: Parts 2&3. → Skills book Module F: Reading
| 16
|
|
5
|
10
| 12
| Unit 12. Образование
Brainpower. You live and learn
Writing: Presenting an opinion; Interpreting data. Listening: Sections 2&4. Speaking: Parts 1-3. → Skills book Module F: Writing, Listening, Speaking.
| 14
|
|
5
|
10
| 13.
| Unit 13. Коммуникация
Inside Information. Bones to Phones Reading: Locating information; matching; multiple choice. Speaking: Part 3 → Skills book Module G: Reading
| 16
|
|
5
|
10
| 14.
| Unit 14. Проблемы общения
Inside Information. The proper channels
Writing: Dealing with different data; Beginning and ending. Listening: Sections 1&3. Speaking: Parts 2&3. → Skills book Module G: Writing, Listening, Speaking.
| 16
|
|
5
|
10
| 15.
| Unit 15. Космос
Future prospects. Beyond gravity
Reading: Sentence completion; Y/N/NG; T/F/NG; matching; multiple choice; labelling a diagram. Speaking: Parts 2&3. → Skills book Module H: Reading
| 14
|
|
5
|
10
| 16.
| Unit 16. Научно-технический прогресс
Future Prospects. Going forward
Writing: Explaining; summarizing. Listening: Sections 3&4. Speaking: Parts 2&3. → Skills book Module H: Writing, Listening, Speaking.
| 14
|
|
5
|
10
| 17.
| Unit 17. Транспортные проблемы
Transport. Avoiding gridlock
Reading: locating information; sentence and flow-chart completion; classification; T/F/NG; short-answer questions. Speaking: Part 3. → Skills book Module I: Reading
| 14
|
|
5
|
10
| 18.
| Unit 18. Путешествия
Transport. Small world
Writing: Presenting the solution to a problem; Dealing with data. Listening: Sections 2&3. Speaking: Parts 1-3. → Skills book Module I: Writing, Listening, Speaking.
| 14
|
|
5
|
10
| 19.
| Unit 19. Внешность
Appearances. Face value
Reading: Reference links; dealing with unknown vocabulary; short-answer questions; Table completion; multiple choice. Speaking: Parts 2&3. → Skills book Module J: Reading
| 14
|
|
5
|
12
| 20.
| Unit 20. Искусство
Appearances. Through the lens
Writing: Describing an object. Listening: Sections 1&4. Speaking: Parts 1-3. → Skills book Module J: Writing, Listening, Speaking.
| 14
|
|
5
|
12
| Итого
| 304
|
| 100
| 204
| |