Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни»


НазваниеМетодические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни»
страница1/8
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни»

в 9, 10, 11 классах.

Логинова Н.В.,

к. культурологии,

заведующая лабораторией

духовно-нравственного образования

ОГБОУ ДПО «Костромской областной

институт развития образования»,
Настоящие методические рекомендации созданы на основе авторской программы социально-педагогической направленности «Семейные ценности и традиции православной культуры» Лебедевой Ольги Васильевны, кандидата педагогических наук, доцента КГУ им. Н.А. Некрасова, преподавателя предметов духовно-нравственного цикла муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Костромы «Лицей №17», а также Программы курса «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений (авторы Моисеев Д. А, к. биологических наук, монахиня Нина (Крыгина), к. психологических наук).

Авторская программа Лебедевой О.В. апробировалась на протяжении четырех лет в старших классах МБОУ г. Костромы «Лицей №17».

Учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений успешно апробировался три года в 20 образовательных учреждениях Костромской области.

Методические рекомендации содержат:

- тематику классных часов в 9-11 классах по теме «Основы семейной жизни», их краткое содержание;

- список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся;

- рекомендации по использованию педагогом видеоматериалов;

- конспекты занятий авторской программы «Семейные ценности и традиции православной культуры»;

- конспекты занятий педагогов, участвовавших три года в апробации учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» (авторы иерей Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина) для 10, 11 классов.
9 класс (8часов)

РАЗДЕЛ I. ИСТОКИ СЕМЕЙНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ
Задачи раздела I

  1. Познакомить учащихся с историческим развитием семьи и брака в России, с мудростью народного воспитания.

  2. Способствовать стремлению молодых людей возродить традиции семейного воспитания.

  3. Познакомить старшеклассников с яркими примерами благочестивых русских семей, созданию высоконравственной атмосферы в которых способствовали семейные традиции.


Классные часы:

Тема 1. Смысл человеческой жизни
Жизнь – это главная ценность на земле. Смысл человеческой жизни – в созидании красоты вокруг себя, себя как Человека с большой буквы, в создании семьи, в воспитании детей. Двойственность человеческой природы.

Рекомендуется тестирование по тест – анкете «Эмоциональная направленность» Б. И. Додонова. ( Экспериментальное учебное пособие «Нравственные основы семейной жизни» 10 класс (авторы Д.А. Моисеев, монахиня (Нина Крыгина), стр. 12-14).

Смысл жизни.

Рекомендуется использовать следующую литературу: Д.С. Лихачев о смысле жизни. («Молодость – вся жизнь». «Самая большая ценность – жизнь». «О смысле жизни»). Поэт Э. Асадов о смысле жизни. («О скверном и святом», «Стихи о рыжей дворняге», «Последний концерт», «О смысле жизни»).
Тема 2. Понятие семьи. Традиции православной семьи. Возраст семьи в народных традициях русской культуры
Семья. Предназначение семьи. Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовная, социокультурная. Отчий дом. Передача культурного наследия, традиций. Родословная.

Знаменитые благочестивые семьи: Ярослав Мудрый, Хомяковы, Киреевские, Аксаковы, Третьяковы, семья Николая II и др.

«Традиция» как значимое понятие общественной жизни. Семья как основная традиция в истории человечества.

Семья в религиозной традиции. Семья как колыбель новой личности. Семья как школа личностного общения и школа любви. Семья как путь спасения души. Религиозные ценности в семейных традициях народов России. Первообраз семьи в религиозной традиции.

Возраст семьи как социальная, психологическая и смысловая закономерность развития супружеских отношений. Знакомство учащихся с таблицами, представляющими символическую хронологию возраста семьи и психологические этапы становления супружества (по учебному пособию «Культура семьи») (с. 48).

Рекомендуется просмотр отрывков из фильма режиссера Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», рассказывающих о мужестве жен декабристов.

Знакомство с семьями Романовых, Третьяковых.…..

Семья Романовых. Эстетика семейного быта. Духовно-нравственная жизнь семьи. Семейный досуг. Культура общения. Чтение. Творчество. Путешествия. Гостеприимство. Концерты. Праздники.

Семейный круг и духовные ценности семьи Третьяковых.

Рекомендуется использовать журнал «Русское искусство» (2008. – №1). Тема номера: «Семейный круг и духовные ценности. К 175-летию со дня рождения П.М. Третьякова»).
Тема 3, 4. Историческое развитие семьи и брака
«Домострой» – основной документ (XVI век), регулировавший семейные отношения. Роль мужа и отца, жены и матери, любовь к детям в Домострое.

Эпоха Петра. Начало развития семейного права как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Указ о принципе добровольности вступления в брак.

Трансформация семьи в современной России (XXXXI век)

Семья – основа общества и государства. Кризис семьи – кризис общества. Семья и демография. Семейная политика. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025г.

Рекомендуется провести анкетирование по теме: «Отношение современной молодежи к семье и браку». Выяснить причины вступления в брак. Исследовать специфику отношения к браку и семье со стороны молодых людей женского и мужского пола. Выяснить отношение к формам брака (гражданский, пробный (сожительство), гостевой). Выяснить приемлемый возраст вступления в брак. Определить отношение к ранним бракам.

Рекомендуется просмотр фильмов: 1. Илии Шугаева «Как сохранить семью?», 2. «Игра в семью». Информационный центр «Колыбель», 2013.
Тема 5. Нравственные нормы брака в христианской культуре
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья – «малая Церковь», глава которой – муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Ценности православной семьи: Бог – семья – общественное служение – личные интересы.

Рекомендуется просмотр фильма-беседы Илии Шугаева «Секреты семейного счастья».
Тема 6. Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания.
Понятие традиции. «Традиционная культура». Трансляция традиции в чреде поколений.

Молитвы девушек на Покров. Дни женских заступниц, покровительниц брака и семьи: Параскевы Пятницы (27 октября), Екатерины (7 декабря).

Нарушении традиции. Последствия нарушения традиции в семье, роде, народе, Отечестве. Изменение семейных ценностей. Факторы дестабилизации семейных отношений как составная часть контркультуры. Меры противодействия факторам дестабилизации семейных отношений.

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.
Тема 7. Традиции воспитания детей у русского народа
Воспитание чести и долга в семье. Понятие чести и долга. Честность. Честь семьи и рода. Чин и бесчинство. Благочестие. Благородство. Честь юноши и девушки – сходство и различия.

Патриотическое воспитание в семье. Патриотизм. Особенности воспитания патриотизма в семье. Служение юноши – создание семьи и защита Отечества. Служение девушки - хранение семьи, рождение и воспитание детей. Родовые традиции служения Отечеству.

Трудовое воспитание в семье. Труд как служение. Труд семейный и общественный. Отношение к домашнему хозяйству, собственности и материальным ценностям. Мотивация труда. Меркантильная мотивация труда. Духовно-нравственная мотивация. Радость труда.

Половое воспитание в семье. Воспитание будущего семьянина. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Ошибки полового воспитания.

Традиционные праздники и их влияние на процесс социализации ребенка. Семейные обряды и воспитание детей. Искусство в народном быту и его влияние на воспитание детей. Воспитательные возможности русских народных игрушек. Творческая и педагогическая деятельность костромского художника Е.В. Честнякова (использование видеоматериалов краеведческого характера).
Тема 8. Обобщение раздела «Истоки семейных духовно-нравственных традиций»

Семья в Древней Руси. Семья в XVI – начале ХХ века. Семейный быт различных сословий. Семья в советское время. Изменение семейного быта. Исторические причины кризиса семьи в современном российском обществе. Проблемы, с которыми сталкивается российская семья в современном мире.

Рекомендуется просмотр фильма-беседы режиссера С. Андрюшкина «Истинные причины разводов» с участием Татьяны Шишовой – психолога и публициста.


10 класс – (8 часов)
РАЗДЕЛ II. «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ» - 4 часа

Задачи раздела II

  1. Раскрыть старшеклассникам такие понятия, как «межличностные отношения», «культура общения», «мужественность», «женственность», «добрачное целомудрие».

  2. Используя технологии театральной педагогики, включить учащихся в ролевые игры по усвоению этических норм и правил «хорошего тона» во взаимоотношениях юношей и девушек, разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе общения.

  3. Познакомить старшеклассников с произведениями классической литературы и музыки, посвященными теме любви.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗДЕЛА II
Тема 1. Психология межличностных отношений. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.

Культура общения. Умение слушать человека, уважение к его взглядам, способность и стремление понимать его мысли и переживания, прощать недостатки. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

Нравственные нормы взаимоотношений. Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, старшим, самоотверженность и т.д.

Современный юноша. Понятие о мужественности. Искаженные представления о мужественности. Долг юноши – оберегать и охранять достоинство и честь девушки.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.

Этические нормы и правила хорошего тона во взаимоотношениях юношей и девушек. Девушка и юноша – будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
Тема 2. Первая любовь как великая нравственная ценность
Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Золотое правило нравственности.

Особенности юношеской любви.

Культура поведения влюбленных. Воспитание культуры чувств – дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви.

Рекомендуется использовать литературу: В.А. Сухомлинский. «Письма к сыну», повесть И.С. Тургенева «Первая любовь», стихи о первой любви, притчи.
Тема 3. Культура воздержания
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.

Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Их пагубное влияние на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.

Добрачное целомудрие как основа духовного и физического здоровья человека.

Рекомендуется использовать фильм-беседу заведующего кафедрой Практической психологии в Международной Славянской Академии, профессора В.Г. Жданова о телегонии.
Тема 4. Любовь как высшее человеческое чувство
Понятие любви. Классификация любви. Отличие влюбленности от любви. Этапы отношений: дружба, влюбленность, любовь.

Духовная природа любви. Гимн любви апостола Павла. Вдохновляющая, творческая сила любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незаметную для других индивидуальность любимого человека.

Стремление к полноте единства. Целомудрие – полнота мудрости.

Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.

Испытание чувств. «Добрачный период». Любовь в подростковом возрасте. Нравственность как основа взаимоотношений между юношами и девушками в добрачный период. Ранний сексуальный опыт и его последствия. Пробный брак – его мотивация и последствия.

Рекомендуется использовать фильм «Игра в семью». Информационный центр «Колыбель», 2013.

РАЗДЕЛ III. «СУПРУЖЕСТВО – НОВЫЙ ЭТАП МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - 6 часов

(4 ч. в 10 классе и 2 ч. в 11 классе)
Задачи раздела III

  1. Раскрыть старшеклассникам такие понятия, как «семейные традиции», «супружеские обязанности», «супружеское назначение», «кризис отношений».

  2. Используя информационно-коммуникативные технологии, включить учащихся в дискуссионную деятельность по проблемам взаимоотношений супругов в семье, разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе общения.

  3. Организовать просмотр фильмов-победителей Всероссийских кинофестивалей короткометражных фильмов «Семья России (2004–2009) в номинациях «Молодая семья», «Радость ожидания», «Семья – малая церковь», «Родительский дом», «Радость отцовства», «Радость материнства» (по выбору педагога).

  4. Познакомить старшеклассников с познавательной информацией о святых – покровителях семьи.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗДЕЛА III
Классный час № 5.

Тема 1. Готовность к браку
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей.

Психологическая готовность молодежи к браку. Оптимальная продолжительность предбрачных отношений. В каких ситуациях необходимо узнать друг друга. Ведущие мотивы вступления в брак. Факторы, благоприятствующие созданию семьи. Факторы риска при создании семьи.

Знакомство с новыми родственниками. Помолвка и сватовство. Родословная (брак – начало новой родословной).

Свадьба. Начало совместной жизни. Брак гражданский и брак церковный. Свадебные обряды в религиозных традициях народов России.

Нормы брака. Предназначение брака. Обязанности супругов друг перед другом. Хранение и преумножение любви. Целомудрие в браке. Рождение детей. Распределение ролей и обязанностей в семье.

Рекомендуется просмотр отрывка о молодоженах из фильма «Взрослые дети» режиссера Виллена Азарова (1961 г.).
Классный час № 6.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации по проведению классных часов с обучающимися 7-10 классов Воспитание
Воспитание это ничто иное, как питание физическое и питание духовное, питание души

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconЭлективный курс «Основы семейной экономики» Пояснительная записка...
Предлагаемый модуль должен стимулировать интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического...

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Семья и Отечество в моей жизни»
«Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых Международному дню семьи 15 мая, во всех субъектах Российской Федерации

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Составить учебную заявку на изобретение или написать реферат по теме (Приложение 1)

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации по организации присвоения классных чинов...
Настоящие методические рекомендации по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной...

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические...
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное...

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов Методические...
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3 поколения (2010 год) по специальности «Лечебное...

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Московской области в 2017 году уточненные редакции следующих методических документов

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации на курсовую работу по теме "Базы данных"...
Целью выполнения курсовой работы является необходимость закрепления всех знаний и практических навыков, полученных в результате изучения...

Методические рекомендации по проведению тематических классных часов по теме «Основы семейной жизни» iconМетодические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных...
Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск