И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования


НазваниеИ. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования
страница1/13
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
И.М. Швец, Н.А. Добротина, А.П. Веселов


Теоретико-методологические основы биоэтического образования

Н.Новгород

2014г.

УДК 57: 17.031

ББК Е+Ю.75

Ш 35
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Инновационный потенциал биоэтики в развитии экологического образования» №12-06-00335

Ш-35 Швец И.М., Добротина Н.А., Веселов А.П.

Теоретико-методологические основы биоэтического образования / Монография – Н.Новгород. Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2014. – 152с.


В монографии освещены теоретико-методологические основы биоэтического образования, как этапа в развитии экологического образования. Приводится материал по организации биоэтико ориентированного образования на биологическом факультете классического университета с целью подготовки преподавателей для ведения биоэтических курсов.

Работа представляет интерес для исследователей в области биоэтики и биоэтического образования, аспирантов, учителей школ, студентов биологических факультетов.
УДК 57: 17.031

ББК Е + Ю.75

© Швец И.М., Добротина Н.А.,

Веселов А.П., 2014

©Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2014г.

Содержание
Введение 3

Глава 1. Инновационный потенциал биоэтики в развитии экологического и биологического образования 8

1.1.Биоэтика как претворение в жизнь философских и педагогических концепций 8

1.2.Изменение ценностных оснований в развитии адаптационных возможностей человека 13

1.3.Биоэтика как фактор преобразования педагогической реальности 21

Глава 2. Личностно-ориентированное обучение для целей биоэтического образования 32

2.1.Идеалы и модели интегрального понимания человека 32

2.2. Развитие критического мышления в биоэтически ориентированном образовании 47

2.3. Инновационные методы и педагогические технологии для целей биоэтического образования 66

Глава 3. Модель биоэтически ориентированного образования на биологическом факультете классического университета 78
3.1.Биоэтические проблемы в общих учебных курсах подготовки биологов 78

3.2.Модель подготовки биологов для ведения биоэтических курсов 93

3.3.Результаты и оценочные средства для их определения в биоэтическом образовании 102

Заключение 118

Введение

«Я убедился, что- либо не следует сообщать

ничего нового, либо придётся тратить все

все силы на защиту своего открытия»

(И. Ньютон)
Современное состояние цивилизации многими философами, учёными, политическими и общественными деятелями признаётся как кризисное. Кризисное состояние проявляется в различных сферах человеческого бытия и наиболее остро в моральном и нравственном статусе человека, который в настоящее время рассматривается не только через отношения между людьми, но и через взаимоотношения каждого человека и всего человечества с природой, со всеми живыми объектами. Полагают, что именно нравственный кризис человека, с одной стороны, предопределил все другие кризисные состояния социума, а, с другой, его разрешение сможет способствовать и преодолению кризиса во всех других областях.

В настоящее время человечество стоит перед проблемой: или признать, что гуманные начала прежней этики, на которых ранее в течение тысячелетий держались морально-нравственные принципы совместной жизни и деятельности людей, оказываются сегодня несостоятельными, или считать, что современный человек перестал им следовать, и искать причины отказа следования им в современных условиях. Если признать, что чаще всего в подобных случаях истина располагается посредине, то следует признать обе позиции в качестве первостепенно важных и необходимых для решения данной проблемы.

Условия современной жизни действительно очень сильно отличаются от тех, в которых складывались морально-нравственные основы совместного проживания и деятельности людей в социуме. Эти отличия, прежде всего в том, что в настоящее время на службе у человека результаты его научных исследований и технических достижений, которые организуют его жизнь, с одной стороны, как комфортную, но, с другой, как выясняется, подверженную более значительным рискам, связанным, прежде всего, со слабой проработкой последствий его профессиональной деятельности в отношении того природного окружения, которое обеспечивало до последнего времени человеческое развитие. Эти последствия неминуемы, но если они нарушают закономерности биосферного развития, то они и не во благо человека. Понять эти закономерности и организовать свою деятельность в соответствии с ними становится первостепенной задачей человечества.

Признать, что прежние морально-нравственные ценности оказываются в настоящее время несостоятельными, вряд ли оправдано. Общечеловеческие ценности, конкретизируясь и обретая особенности в каждой культуре, не утратили своего значения. Наоборот, сфера их приложения в XXI веке расширяется. Нормы этики становятся важными не только во взаимоотношениях между людей. Они в настоящее время попадают в сферу тех же глобальных процессов, что и многие другие результаты человеческой деятельности, и предопределяют распространение гуманных отношений на взаимодействия со всеми живыми существами.

Необходимость следования и соблюдения биосферных закономерностей, а также расширение сферы действия этических норм привело к обоснованию и становлению нового направления сначала в этической философии, а к настоящему времени и к новому междисциплинарному направлению, а именно – биоэтики. Несмотря на то, что биологи на протяжении тысячелетий предлагали включить живые объекты в сферу нравственности человека, только сейчас вызревают условия для того, чтобы понимание значения расширения действия этической сферы стало не просто важным, но и необходимым.

Вопрос о том, какими должны быть взаимоотношения человека с другими живыми существами имеет давнюю историю и восходит, пожалуй, к библейским временам. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется по земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» (Быт. 9.2.) – таков один из заветов, данных Богом Ною и его сыновьям. В этой формулировке суть главенствовавшего до последнего времени подхода человека к природе, который получил название антропоцентризм. Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось, что его интересы и потребности превыше всего. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. Фома Аквинский в своей книге "Сумма теологий" утверждал, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека и должны использоваться для его пользы. Подобное же мировоззрение отражено и в крылатых выражениях совсем недавнего времени: "Мы не можем ждать милостей от природы…" и "Всё во имя человека, всё для блага человека!". Сейчас антропоцентризм всё чаще начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. Потребительское отношение к природе, расхищение природных ресурсов, уничтожение животных и растений, загрязнение окружающей среды поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Стало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе, а гармонизировали их взаимоотношения.

Пожалуй, наиболее значимым событием на пути создания альтернативных антропоцентризму мировоззренческих этических концепций стал выход в 1924 году книги Альберта Швейцера "Культура и этика". В этой книге А. Швейцер обосновывал новую универсальную этику - "этику благоговения перед жизнью". Основным положением новой этической теории стало требование нравственного отношения человека ко всему живому, его моральная ответственность за все, что живет. Наиболее полно и целостно обновленная система моральных и духовных ориентиров воплотилась в новой междисциплинарной отрасли знания – биоэтике, сформировавшейся в 70-х годах ХХ века. Биоэтика рассматривает взаимоотношения человека с природной средой и всеми живыми организмами – от высших, включая самого человека, до простейших форм организации живого, исходя из этических принципов, близких к взглядам А. Швейцера ("Я - Жизнь, желающая жить среди Жизни, желающей жить").

Успехи развития биоэтики привели к формированию новой мировоззренческой концепции - биоцентризма. Философской основой биоцентризма является принцип непричинения зла всему живому. Декан биологического факультета МГУ профессор М. В. Гусев отмечал, что «биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией; биоцентризм предполагает, что не один вид или несколько видов, а все живое имеет право на существование, что именно биос, а не просто человек должен встать в центре внимания. Права биоса должны быть защищены в законодательных документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать и вопросы экологического характера». Необходимо отметить, что хотя биоцентризм обычно рассматривается, как альтернатива антропоцентризму, в условиях быстрого распространения новых технологий, радикально меняющих не только жизнедеятельность, но и саму природу человека, биоцентризм защищает, в том числе, и фундаментальные человеческие ценности, проповедуя принципы, при которых возможно сохранение Жизни на Земле.

Вместе с тем, несмотря на несомненную прогрессивность биоцентризма, с появлением этого мировоззренческого подхода, дискуссии по проблемам биоэтики, а также о путях и методах их решения не только не утихли, но в ряде случаев даже приняли крайне радикальные формы. Прежде всего, далеко не все воспринимают биоцентризм, как гуманистическое мировоззрение. "Биоцентризм, это, конечно, особый взгляд на мир. Подумайте, могут ли люди, для которых бактерии ценнее человека, соглашаться с общепринятым смыслом таких слов как доброта, милосердие, сострадание?" (С.Архипов "Загрызть человека"). Кроме того, лозунги биоцентризма взяты на вооружение рядом экстремистских организаций, занимающихся противоправной деятельностью. В качестве примера можно привести так называемый «Фронт освобождения Земли» (Earth Liberation Front, ELF), который ФБР считает одной из наиболее опасных и тщательно законспирированных террористических организаций, действующих на территории США. Целью активистов «Фронта» является восстановление первозданных экосистем, которые «были уничтожены бессовестными и эгоистическими действиями человеческой расы». По мнению лидеров ELF, «высшая цель вполне оправдывает средства, и никакие жертвы (так называемый побочный эффект) не должны останавливать нас». С 1997 по 1999 гг. активисты «Фронта освобождения Земли» нанесли ущерб экономике США в размере 40 миллионов долларов. В конце XX века ELF объединился с «Фронтом освобождения животных» (Animal Liberation Front, ALF), который ФБР в 2001 году внесло в список опасных террористических организаций. Филиал этой организации действует и в России. Его наиболее громкие акции прошли в 2004 и 2005 годах, когда было совершено нападение на биологический факультет МГУ. В результате был разгромлен виварий и на волю выпущены сотни животных, большинство из которых через несколько дней погибли, поскольку не были приспособлены к жизни вне лаборатории (В. Сергеев. Терроризм номер 2).

Говоря о мировоззренческих "корнях" упомянутых "фронтов", профессор кафедры мировых религий Висконсинского университета Брон Тейлор пишет: "Вы не сможете понять этих ребят, если не поймете их этическую и вообще духовную мотивацию. Весьма поверхностное знакомство «зелёных» террористов с экологической наукой и современным механизмом государственной политики приводит к нравственному срыву и цинизму борцов за возрождение девственной природы". Этот пример как нельзя лучше говорит об актуальности качественного биоэтического образования молодежи, в особенности, студентов – биологов, для которых взаимоотношения с другими живыми организмами являются неотъемлемым элементом повседневной образовательной деятельности. Примечательно, что истоки биоэтики и биоцентризма иногда относят к протестному движению "битников", инициированному 60-х годах XX века американскими студентами. В наши дни головокружительные достижения биологии и медицины, такие, как клонирование, генетическая инженерия, искусственное оплодотворение и др. породили новые этические проблемы, волнующие студенческую молодежь не менее, чем потребительский "эстаблишмент" общества – в 60-е годы прошлого века. Естественное отторжение дремучего и бездушного отношения к живым существам, как к "тварям" нередко порождает сейчас негативное (а иногда и экстремистское) отношение молодежи к экспериментальной биологии вообще.

Все это вызывает острую необходимость введения биоэтических принципов в систему всей предметной биологической подготовки в вузах. Биологи новой формации должны быть не просто профессионалами, но и высоконравственными людьми в своей крайне деликатной предметной области, каковой сегодня является современная биология. В то же время введение принципов биоэтичности не должно снижать качество профессиональной подготовки биологов. Эти новые образовательные задачи могут быть решены только на основе использования новых методических подходов и педагогических технологий в профессиональном биологическом образовании.

Глава 1. Инновационный потенциал биоэтики в развитии экологического и биологического образования.

Нужно учить детей новому отношению

к живой природе и к иным взаимоотношениям

между собой. ( Н.Н. Моисеев)



    1. Биоэтика как претворение в жизнь философских и педагогических концепций.


В течение многих лет Нижегородская школа по биологии и экологии человека развивает современное понимание человека как биопсихосоциальной субъектности и индивидуальности. Причем подчеркивается с точки зрения системности, единства и интегрального понимания значение психологической компоненты, которая объединяет, формирует личность, нравственность, гармонизирует «самость», определяет и материальные и идеальные основы человека.

Особую значимость это триединство человека приобретает в понимании личности, полноценности здоровья при системном, многокомпонентном подходе к патологии, экологии и педагогике.

Что при этом становится особенно актуальным для понимания человека?

- взаимосвязь экологии, гигиены, санологии и валеологии;

-законы биологии, экологии и антропологии, их взаимодействие и применение к человеку;

- уровни развития человека, онтогенез и филогенез;

- экологическое здоровье.

Без современного углубленного познания генетики человека и психологии его понимание невозможно.

Начиная с середины прошлого века, вступила в права гражданства относительно новая исключительно актуальная область знания в антропологии – биоэтика. Следует подчеркнуть, что российские корни биоэтики (БЭ) очень глубоки. В настоящее время определяется содержание, законы, самые актуальные проблемы БЭ. Мы полагаем, что среди актуальных проблем БЭ – это и субъект-субъектные отношения в обществе; основы человеческих отношений в социуме, медицине, в системе власти, в воспитании, педагогике. Становление педагогической БЭ только начинается. Представляется исключительно важным понимание БЭ через экологию, гармонизацию био- и антропоцентризма.

Философские построения, которые актуализируют современное понимание биоэтики, лежат в плоскости расширения возможностей философии природы. Философия природы, понимаемая как «область философского знания, исследующая наиболее фундаментальные, предельные основания бытия природы» [1], в последнее время все чаще выводит на уровень философских обобщений сугубо биологические позиции. К таким позициям, в первую очередь, можно отнести положения о структурной общности биологической, космологической, научно-технической и ноосферной эволюции, и идею коэволюции человека и природы. Эти положения выводят на единство в понимании творчества природы и человека. Для понимания творчества природы важны такие категории, как изменчивость, наследственность и естественный отбор, впервые собранные воедино в эволюционной теории Ч.Дарвином. Те же категории важны и в творческой деятельности человека, меняется, точнее, конкретизируется только их содержательное наполнение. Если в природе основным объектом эволюции и творчества является эволюционирующая популяция, то в сфере творческой деятельности человека – его опыт, который включает и присвоенный опыт современников, и опыт предшествующих поколений. Изменчивость эволюционного материала в природе непредсказуема, равно как и трансформации и рекомбинации следов ранее полученных впечатлений с помощью деятельности сверхсознания (интуиции). Роль естественного отбора, закрепляющего в природе лишь то, что наиболее способствует адаптации (соответствию) окружающему, в творческом акте у человека выполняет сознание. Именно оно подвергает гипотезы (их иначе еще можно назвать «психическими мутациями и рекомбинациями») сначала логическому отбору, а затем экспериментально-производственной и общественно-практической проверке. Все новое в природе, что отобралось с помощью естественного отбора, фиксируется в виде наследственности. А все сознательно отобранное человеком и человечеством закрепляется в индивидуальной памяти субъекта и в культурном наследовании сменяющихся поколений [2].

Вторая биологическая идея, позволившая по-новому взглянуть на возможности философии природы, касается анализа природно-генетических основ различных форм социального поведения животных и человека, и, прежде всего, все, что касается мышления и ноосферного мышления, как эволюционного этапа в развитии биосферы. В настоящее время под ноосферой стали понимать такое состояние природы и общества, в котором в результате деятельности человека устанавливается устойчивое развитие, в ходе которого создается баланс 3-х факторов: возможностей природы, потребностей общества и продуктивности производства [3]. Этот баланс возможен не в навязывании человеческих представлений о добре и зле и перенесении их на природные экосистемы, а в соблюдении природных законов: круговорота веществ, поддерживаемого жизнью, репродуктивной агрессивности, конкуренции, гомеостаза, комплементарности на всех уровнях организации живого, естественного отбора и др. Соблюдение этих законов выводит на путь нравственного совершенствования человека. А. Швейцер [4] утверждал: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Несоблюдение природных законов препятствует жизни, а значит, является злом. Добиваться гуманного отношения к животным невозможно через ожесточение к себе подобным. Только на пути нравственного самосовершенствования – через воспитание в себе толерантности, предупредительности, взаимопомощи – возможно совершенствование отношений людей между собой, отношений их к окружающей природе и отношений к накопленным культурным ценностям и образцам.

Третья идея в биологии, имеющая общефилософское значение, тесно связана со второй, т.к. акцентирует в понятии «ноосфера» не только сам процесс (что выводит на понятие «устойчивого развития»), но и результат эволюционного развития Земли. Таким результатом может стать и согласованное развитие самого человека как личности, и объединенное не угрозами, а едиными целями, человеческое общество, и целесообразно преобразованная людьми окружающая среда [5]. К развитию человека, как личности реально человечество подходит только сейчас, в XXI веке: когда накопились знания и теоретическое понимание того, что такое «личность», «развитие», и когда появляются теоретические обоснования в ряде педагогических концепций возможностей и условий личностного развития; когда отвергается категорическое противостояние материализма и идеализма в понимании человека, и в социуме действительно начинают складываться условия не только для выживания, но и для жизни и развития личности (возросли возможности коммуникаций, пользования информацией и комфортом).

Личность не является продуктом только внешних воздействий, которым до недавнего времени отводилось основное внимание в различных воспитательных системах, обязательно необходимо учитывать наличие генетических факторов, причем не только в области морфогенеза и функционального проявления организма, но и в области потребностно-мотивационной структуры личности. Третья составляющая в био-психо-социальном триединстве понимания личности определяется как самодетерминация (самопознание, самополагание, самосовершенствование). С ее помощью происходит выявление скрытой от сознания генетически детерминированной потребностной структуры личности и преобразование скрытых мотивов в осознанные цели деятельности. Именно существование и возможность развития этой составляющей предполагает воссоединение всех трех составляющих личности. Этому способствуют позиции биоэтики, в которых отношения на основе природных закономерностей предполагают не только их сохранение, но и преобразование в структуру специфических человеческих ценностей.

Еще одна биологическая идея, имеющая общефилософское значение, можно сказать, всегда являлась таковой, не потеряла это значение и сейчас, и приобрела новый смысл, обусловленный общим развитием науки. Такой идеей является идея изменения отношения к жизни.

Понимание жизни, в частности, осознание ее эволюционной и космической сущности способствует пониманию человека. Жизнь – это способность к имманентному действию, это побудительная причина и цель самоорганизации, это саморегуляция всех уровней живого. Жизнь человека и человек отличаются принципиальными особенностями, цефализация привела к различным уровням сознания, мышления, особым формам памяти, социальному наследованию, потребностям, ценностям, к высоким уровням социализации. Человеческая личность имеет различные уровни самоорганизации. Это важнейший биологический уровень антропоморфологии, соматотип; логическая мозговая субстанция; духовный вездесущий мир.

Обозначенные философские концепции об отношениях человека и природы предполагают, что не только наука должна быть вплетена в сеть духовно-практических взаимоотношений человека с природой и наполняться смыслами философии природы. Как минимум, два института человеческого сообщества должны подключиться к развитию этих взаимоотношений. Институт, который готовит человека к жизни – это институт образования, и институт, который исправляет неадекватное представление о жизни в новых не только рациональных, но и духовных взаимоотношениях человека с природой и жизнью – это институт медицины.

В системе образования большой крен всегда был в сторону идеальных отношений, и игнорировались природные аспекты развивающейся личности, в медицине же, наоборот, игнорировалась духовная составляющая. Биоэтика дает возможность воссоединить в отношениях все упущенные составляющие аспекты. В медицине биоэтические проблемы имеют значительные исторические корни в виде деонтологии. В педагогике же позиции биоэтики начинают просматриваться только сейчас как результат развития экологического образования.

В образовании в последнее время происходит кардинальное преобразование, обусловленное сменой парадигм со знаниевоцентрической, на гуманистическую. Развитие личности обучающегося провозглашается основной целью, а знаниям отводится роль средства для развития личности. При такой смене парадигм кардинально меняются все составляющие элементы образовательного процесса. В знаниевоцентрической парадигме вектор развития элемента «содержания» все больше приводил к тому, что в образовании вслед за наукой образ природы настолько усложнился, что, по сути «распался» на отдельные учебные предметы. В настоящее время надо специально постараться, чтобы убедить ученика, что модели строения атома в физике и в химии не противоречат друг другу, а описывают один и тот же материальный объект. Все попытки направить этот «распад» на «воссоединение» завершался усилением межпредметных связей, а введение любого интегрированного курса о природе особенно в старших классах или вузах встречало такие трудности, что постепенно выводило его из учебного процесса.

В личностно-ориентированном обучении системообразующим элементом становятся не знания, а то, ради чего эти знания должны быть приобретены. Знание не должно быть нейтральным или навязанным извне любым регламентирующим актом. Это означает, что особое значение должны приобретать ценностные отношения, которым в знаниевоцентрической парадигме отводится все меньше и меньше места в связи с возрастающей информационной насыщенностью учебного содержания. Ценности – это не объекты и не их качества, которые можно знать или не знать, это отношения значимости. Любой объект становится ценностью, вступив в отношение значимости для конкретного человека, способствуя определенному уровню адаптации его к конкретным условиям или за счет активной самокоррекции и самоизменения собственных установок или за счет активного поиска новой среды (природной и социальной) с высоким адаптационным потенциалом для данной личности [6].

Определение значимости отношений личности к окружающему миру и другим людям невозможно без такого процесса в обучении, как рефлексия. В знаниевоцентрическом обучении рефлексию проводили только по отношению к содержанию, а именно анализировали только то, что нового узнали ученики из проведенного занятия. Рефлексия личностного изменения, сознания, межличностных отношений оставались вне поля зрения участников педагогического процесса.

Усиление в образовании ценностного компонента «должно привести к возрождению такого предмета как «Этика». Введение уже сейчас в виде факультативов учебного содержания по этикету (еще не «Этика») находит достаточно активный отклик у учащихся. В перспективе этих нововведений учет во взаимоотношениях человека с окружающим миром природных закономерностей как самого человека, так и окружающей среды, а значит разработка и становление нового учебного курса по биоэтике. Пока же этот курс, находясь в стадии становления, преподается исключительно в вузах, организуя профессиональную деятельность выпускников медицинских, сельскохозяйственных, биотехнологических вузов, а также выпускников биологических факультетов университетов, подготовленных к исследовательской деятельности.

Преподавание этических курсов не должно вестись традиционно, монологично. Выявление ценностных акцентов возможно только с привлечением новых методов, способствующих развитию рефлексивных отношений как по отношению к новой информации, так и по отношению к развитию принимающего эту новую информацию. Многие из этих методов прошли успешную апробацию как в системе общего дополнительного, так и высшего профессионального образования, в частности на биологическом факультете ННГУ им.Н.И. Лобачевского. Биоэтический подход предполагает введение интегрированных курсов на биологических факультетах, формирующих естественнонаучную картину мира и вместе с тем готовящих к восприятию гуманитарной и естественнонаучной информации в курсе по биоэтике. Такими курсами могут быть или курс «Естествознание», или курс «Концепции современного естествознания».

Таким образом, все вышесказанное выводит проблемы биоэтики на новый методологический уровень. Социальный, экологический кризис в обществе делает науку и практику БЭ более востребованными и необходимыми. Но для этого надо пропагандировать понимание следующих вопросов: философское, экологическое, биомедицинское значение и понимание БЭ; БЭ – в объединении разрозненного общества, формировании личности в современном образовании и воспитании. БЭ расширяет деонтологию, учит здоровому образу и качеству жизни.

Приведенный концептуальный материал не предполагает рассматривать БЭ как панацею от всех негативных последствий экологических и духовных кризисов, но показывает, что игнорировать этическую составляющую или оставлять вне поля внимания законы природы недальновидно. Во всяком случае, в педагогике и медицине уже накоплен определенный материал, иллюстрирующий возможности биоэтики в решении ряда проблем в сохранении не только физического, но и других аспектов здоровья, и, главное, определяет перспективы в развитии этих общественных институтов, ответственных за благополучие и безопасность граждан.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconТеоретико-методологические основы бизнес-планирования

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconТема : Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования...
Тема: Теоретико-методологические основы планирования и прогнозирования макроэкономических процессов

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconПлан введение раздел I. Исходные методологические посылки современного...
Теоретико-прикладное содержание противодействия преступности на современном этапе развития общества и государства в Республике Молдова...

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconИзвестия высших учебных заведений
Теоретико-методологические предпосылки к исследованию современных общественных движений 5

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconИстория подходов к изучению здоровья
Основные теоретико-методологические направления изучения здоровья в социальных науках: этапы развития социологии здоровья

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconПрограмма Башкортостан в XXI веке: социально-экономическая, политико-правовая...
Программа Башкортостан в XXI веке: социально-экономическая, политико-правовая и гуманитарная модель развития

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconМетодологические основы отражения в бухгалтерском учета операций с денежными средствами
Методологические основы отражения в бухгалтерском учета операций с денежными средствами 5

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования icon1. 2 Методологические основы анализа результатов реализации финансовой стратегии предприятия 11
Методологические основы анализа результатов реализации финансовой стратегии предприятия 11

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconРоссийской федерации
Методологические и научно-методические основы преподавания филологических дисциплин

И. М. Швец, Н. А. Добротина, А. П. Веселов Теоретико-методологические основы биоэтического образования iconКонспекты лекций темы лекций Теоретико-методологические подходы к...
Целью курса является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных исторических форм,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск