Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года


НазваниеАналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года
страница1/21
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

АСП-2/16-10

от 24.07.2014 г.
Аналитическая записка

о ходе исполнения федерального бюджета

за январь – июнь 2014 года

1. Общие положения

Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года (далее – оперативный доклад) подготовлен Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и пунктом 1.2.2.4.13.2 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год, рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты (протокол от 23 июля 2014 г. № 37К (983).

Оперативный доклад подготовлен на основании результатов оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в 2014 году, контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой, казначейских уведомлений, расходных расписаний, расчетных документов, явившихся основанием для операции со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.

2. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета

2.1. Исполнение федерального бюджета в январе – июне 2014 года происходило в условиях низкой динамики экономического развития, а в ряде сфер деятельности – замедления или падения темпов экономического роста, роста просроченной задолженности по заработной плате, существенного ослабления курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро на фоне сокращения международных резервов и увеличения оттока капитала из страны из-за нестабильной международной финансово-экономической ситуации.

Утвержденные статьей 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (с изменениями) (далее – Федеральный закон № 349-ФЗ (с изменениями) основные характеристики федерального бюджета на 2014 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 71 493,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5 % (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года).

В январе – июне 2014 года, по оценке Минфина России1, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 33 770 млрд. рублей, или 47,2 % прогнозируемого объема (71 493,0 млрд. рублей), предусмотренного на 2014 год в Федеральном законе № 349-ФЗ (с изменениями).

Индекс промышленного производства в январе – июне 2014 года по сравнению с январем – июнем 2013 года составил 101,5 % (в январе – июне 2013 года по сравнению с январем – июнем 2012 года – 99,8 %), темп роста в добыче полезных ископаемых составил 100,9 % (в январе – июне 2013 году – 100,7 %), в обрабатывающих производствах – 102,6 % (99,4 %). Падение производства наблюдалось в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 2,6 % (в январе – июне 2013 года – на 2,5 %).

Некоторое улучшение динамики промышленного производства, в частности, в обрабатывающих производствах, в январе – июне 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года обусловлено, с одной стороны, так называемым «эффектом базового года» (в январе – июне 2013 года темпы роста промышленного производства снижались), а с другой стороны, повышением относительной конкурентоспособности отечественных товаров в связи с подорожанием импортных товаров из-за существенного ослабления курса рубля к доллару США.

При этом в июне 2014 года по сравнению с июнем 2013 года рост индекса промышленного производства замедлился до 100,4 % (в мае 2014 года – 102,8 %), а с исключением сезонного и календарного факторов снизился на 0,7 % (в мае 2014 года – увеличение на 0,1 %).

Замедление темпов роста в январе – июне 2014 года по сравнению с январем – июнем 2013 года наблюдалось по показателям, характеризующим внутренний потребительский спрос: оборот розничной торговли – 102,7 % (103,9 %), объем платных услуг населению – 100,9 % (102 %).

Падение темпов роста в январе – июне 2014 года по сравнению с январем – июнем 2013 года отмечалось по объемам работ, выполненных по виду деятельности «строительство», – 97,4 % (в январе – июне 2013 года по сравнению с январем – июнем 2012 года – 98,1 %). Наиболее существенный спад зафиксирован по инвестициям в основной капитал – 97,2 % (в январе – июне 2013 года по сравнению с январем – июнем 2012 года – 99,3 %).

Текущая ситуация с инвестиционной активностью представляется не вполне благоприятной. В прошедшем периоде 2014 года сохранялся недостаточный уровень кредитования нефинансового сектора экономики со стороны банковской системы и ухудшались условия кредитования, что негативно отражается на динамике инвестиций в основной капитал.

Условия кредитования предприятий и организаций на внутреннем рынке в январе - мае 2014 года по сравнению с январем - маем 2013 года ухудшились. Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям (сроком до 1 года, включая «до востребования») выросла за рассматриваемый период с 9,7 % до 10 % годовых.

Сохранение отрицательной динамики финансовых результатов деятельности предприятий и организаций обусловливает наличие рисков нехватки собственных средств предприятий на инвестиционные цели. Сальдированный финансовый результат организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в январе - апреле 2014 года по сравнению с январем - апрелем 2013 года, по оперативным данным, снизился на 5 % (в соответствующем периоде 2013 года – на 28,1 %).

Оперативный анализ экономической ситуации в январе – июне текущего года свидетельствует о том, что существуют определенные риски недостижения в 2014 году темпов роста ВВП на уровне 100,5 %, учтенных в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями), связанные с наблюдаемыми в истекшем периоде текущего года низкой динамикой экономического роста, падением инвестиционного спроса и замедлением роста потребительского спроса, а также с возможным дальнейшим ухудшением условий заимствований из-за сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках.

Существующие риски социально-экономического развития могут привести к сохранению на относительно высоком уровне оттока капитала, дальнейшему ослаблению курса национальной валюты, повышению уровня инфляции, снижению кредитной активности, в том числе и из-за ухудшения условий заимствований, понижению устойчивости банковской системы, что в конечном итоге увеличивает вероятность более сильного замедления экономической динамики по сравнению с ожидаемой оценкой.

Риски более низкой динамики экономического роста в России в текущем году отражены в прогнозе Европейского банка реконструкции и развития, в соответствии с которым прирост реального ВВП России в 2014 году может составить 0 %, а по прогнозу Institute of International Finance – снизится на 1 %.

2.2. Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – июне 2014 года составила 107,3 доллара США за баррель и впервые с начала текущего года превысила (на 0,7 %) уровень соответствующего периода прошлого года (январь – июнь 2013 года – 106,5 доллара США за баррель), а также оказалась на 3,2 % выше среднегодовой ожидаемой цены на нефть в 2014 году, учтенной в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями) (104 доллара США за баррель).

Средняя цена на нефть марки «Юралс» за 1 – 16 июля 2014 года составила 105,7 доллара США за баррель, а за период с начала текущего года – 107,15 доллара США за баррель.

2.3. В целом за январь – июнь 2014 года зафиксировано значительное ослабление курса рубля к доллару США. Официальный курс доллара США к рублю в среднем за январь – июнь 2014 года составил 35 рублей за доллар США, что на 4 рубля, или на 12,9 %, больше уровня января – июня 2013 года (31 рубль за доллар США), но на 0,5 рубля за доллар США ниже его ожидаемого на 2014 год уровня, учтенного в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями) (35,5 рубля за 1 доллар США). При этом, если в течение I квартала 2014 года наблюдалось последовательное ослабление курса рубля к доллару США (с 33,46 рубля за доллар США в январе до 36,21 рубля за доллар США в марте), то во II квартале текущего года тенденция сменилась на противоположную, то есть в апреле – июне рубль укреплялся по отношению к доллару США и в июне достиг уровня 34,45 рубля за доллар США.

Ослабление курса рубля по отношению к основным мировым валютам происходило на фоне сокращения международных резервов, которые по состоянию на 1 июля 2014 года составили 478,25 млрд. долларов США и за период с начала текущего года уменьшились на 31,3 млрд. долларов США, или на 6,2 %.

Дальнейшее развитие ситуации на внутреннем валютном рынке будет в значительной степени зависеть от реализации возможностей по стабилизации экономической динамики и последующего восстановления тенденции повышения экономического роста в России, а также от складывающейся международной финансово-экономической обстановки. При позитивном развитии событий возможно достижение ожидаемого по итогам 2014 года значения курса доллара США к рублю (35,5 рубля за 1 доллар США).

Однако существуют риски превышения ожидаемого по итогам 2014 года значения среднегодового курса доллара США к рублю, связанные с сохраняющейся нестабильностью на мировых финансовых рынках и возможным усилением оттока капитала из страны.

В заключениях Счетной палаты на проекты федеральных законов «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – заключения), в оперативном докладе о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года (далее – оперативный доклад за январь – март 2014 года) отмечалось, что существует вероятность более существенного ослабления рубля к доллару США в 2014 году по сравнению с прогнозируемым уровнем в связи с нестабильностью на мировых финансовых рынках, что может привести к увеличению оттока инвестиций с развивающихся рынков и повышению волатильности валютных рынков. Отчетные данные Банка России по итогам января – июня 2014 года по курсу национальной валюты и объемам оттока капитала свидетельствуют об обоснованности отмечаемых Счетной палатой рисков.

При этом наблюдаемое сокращение спроса на импортную продукцию в условиях ослабления курса рубля в определенной степени способствует формированию предпосылок для развития процесса импортозамещения в отдельных секторах экономики, которое может явиться одним из факторов повышения экономического роста в случае наличия производственных возможностей увеличения производства аналогичных товаров отечественными производителями без существенного увеличения цен на эти товары.

Ослабление курса рубля к доллару США, произошедшее в целом за январь – июнь 2014 года, привело к росту цен на импортные товары, а также на отечественные товары, при производстве которых используются импортные сырье и комплектующие, и негативно отразилось на уровне инфляции в истекшем периоде текущего года.

2.4. Уровень инфляции в июне 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 4,8 % (в июне 2013 года за период с начала года – 3,5 %), что лишь на 0,2 процентного пункта ниже предельного уровня, установленного Федеральным законом № 349-ФЗ (с изменениями) на 2014 год (5 %), и на 1,2 процентного пункта ниже ожидаемого значения, представленного в прогнозных расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями) (6 %).

В годовом выражении (июнь к июню предыдущего года) инфляция составила 7,8 %, что на 0,9 процентного пункта выше, чем в соответствующем периоде 2013 года. В целом за период с начала года по продовольственным и по непродовольственным товарам, а также по услугам зафиксированы более высокие темпы роста цен по сравнению с январем - июнем 2013 года.

Рост цен на продовольственные товары составил в июне 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года 7,6 % (в июне 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года – 5,2 %). На общий рост цен на продовольственные товары существенное влияние оказало удорожание плодоовощной продукции на 19,2 % (в июне 2013 года – на 25,5 %) и на сахар – на 18,1 % (на 3,8 %). Непродовольственные товары подорожали на 2,9 % (в июне 2013 года – на 2,1 %). Рост цен и тарифов на услуги в июне 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 3,7 %, что на 0,6 процентного пункта выше, чем в июне 2013 года (3,1 %). Среди наблюдаемых видов услуг наиболее высокий рост цен и тарифов зафиксирован по услугам зарубежного туризма – на 12,7 % (в июне 2013 года – на 6,2 %), дошкольного воспитания – на 11,4 % (на 4,8 %) и санаторно-оздоровительным услугам – на 11,1 % (на 9,5 %). Индекс цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в июне 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 1,6 % (в июне 2013 года – 0,3 %).

По состоянию на 14 июля 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года уровень инфляции составил 5,2 % (в соответствующем периоде 2013 года – 4,1 %), что свидетельствует о фактическом превышении уровня инфляции на 2014 год, установленного в статье 1 Федерального закона № 349-ФЗ (с изменениями) (5 %).

На повышение уровня инфляции в начале июля 2014 года дополнительное влияние оказал рост тарифов на услуги инфраструктурных монополий, индексация которых была предусмотрена с 1 июля 2014 года.

Счетная палата в заключениях и в оперативном докладе за январь – март 2014 года отмечала наличие рисков недостижения в 2014 году целевого уровня инфляции (5 %) из-за возможно более высокого роста цен на продовольственные товары по сравнению с прогнозируемым уровнем и ослабления курса рубля к доллару США. Фактические отчетные данные Росстата по уровню инфляции по состоянию на 14 июля 2014 года подтверждает обоснованность отмеченных Счетной палатой рисков превышения планируемого уровня инфляции.

Существует риски превышения в 2014 году ожидаемой оценки уровня инфляции, представленной в прогнозных расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (с изменениями) (6 %). По оценке Счетной палаты, для достижения ожидаемого уровня инфляции на 2014 год в июле – декабре 2014 года он должен составить 1,2 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,2 % (в июле – декабре 2013 года – 2,8 % и 0,46 % соответственно).

Риски превышения ожидаемого уровня инфляции в 2014 году обусловлены возможно более высокими темпами роста цен на продовольственные товары по сравнению с прогнозируемыми из-за существующей вероятности повышения цен на продовольствие на мировых рынках, а также из-за более значительного ослабления курса рубля к доллару США по сравнению с оцениваемым на 2014 год уровнем.

Динамика цен на продовольственные товары будет также в существенной степени зависеть от урожая текущего года. По состоянию на 1 июля 2014 года в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях Российской Федерации находилось 11,1 млн. тонн зерна, что на 1,7 млн. тонн, или на 12,8 %, меньше, чем на 1 июля 2013 года. По сравнению с 1 июля 2013 года запасы зерна в сельскохозяйственных организациях уменьшились на 1,3 млн. тонн (на 19 %), в заготовительных и перерабатывающих организациях – на 0,4 млн. тонн (на 5,4 %).

Со стороны монетарных факторов дополнительные риски повышения инфляции в январе – июне текущего года не наблюдались. По состоянию на 1 июня 2014 года по сравнению с началом года темп прироста денежной массы (агрегат М2) снизился на 3,7 % (в соответствующем периоде 2013 года увеличился на 2,5 %). За период с 1 июня 2013 года по 1 июня 2014 года объем денежной массы (М2) увеличился на 7,7 % (с июня 2012 года по июнь 2013 года – на 15,3 %).

Стоимость минимального набора продуктов питания за январь – июнь 2014 года увеличилась на 14,7 %, что на 9,9 процентного пункта выше уровня инфляции, и составила 3 281,9 рубля из расчета на месяц.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconАналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года
Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «о счетной палате Российской Федерации» и пунктом...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года icon«11» мая 2017 г. № Асп-7/16-09 Аналитическая записка
Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в январе – марте 2017 года

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconМакроэкономические условия исполнения федерального бюджета
Анализ исполнения основных характеристик федерального бюджета в январе – декабре 2015 года и организации исполнения Федерального...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconI. Анализ формирования и исполнения доходной части бюджета
Аналитическая записка о формировании и исполнении доходной части консолидированного бюджета рд в 2011 году

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconСправочник с уникальными показателями строк 47 10. 3 Формы и контрольные...
Арм «FReport» устанавливается у Главных распорядителей средств федерального бюджета для подготовки данных автоматизированным способом...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconИнформаци я к оперативному докладу о ходе исполнения федерального бюджета
Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №384-фз «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года icon23 Количество рабочих часов: 184
Ндфл за январь-июнь 2015 г., а также суммы ндфл, исчисленной в соответствии с налоговой декларацией, за 2014 г

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconКак вернуть из бюджета ошибочно (излишне) уплаченный платеж
Омской области государственный орган исполнительной власти, территориальный орган Федерального казначейства. На органы Федерального...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconИркутская область контрольно-счетная палата
Ксп от 22. 12. 2014 года №40-р, распоряжения председателя ксп от 03. 02. 2015 г. №11-рк «О подготовке информационно-аналитической...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года iconПояснительная записка министерства финансов Российской Федерации...
Министерства финансов Российской Федерации к отчету о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск