СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| «11» мая 2017 г.
| № АСП-7/16-09
|
Аналитическая записка
о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
за январь – март 2017 года
Содержание
|
|
|
| Раздел I. Анализ хода исполнения федерального бюджета за январь - март 2017 года
|
| 1.
| Общие положения
| 4
| 2.
| Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в январе – марте 2017 года
| 4
| 3.
| Анализ исполнения основных характеристик федерального бюджета в январе – марте 2017 года и организации исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
| 12
| 4.
| Анализ исполнения доходов федерального бюджета
| 15
| 5.
| Анализ исполнения расходов федерального бюджета
| 53
| 6.
| Анализ исполнения бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности
| 129
| 7.
| Анализ реализации приоритетных проектов (программ)
| 150
| 8.
| Оперативная информация о ходе выполнения перечня мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации
| 190
| 9.
| Источники финансирования дефицита федерального бюджета
| 200
| 10.
| Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
| 220
| 11.
| Государственный долг Российской Федерации
| 226
|
| Раздел II. Анализ хода исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за январь – март 2017 года
| 236
| 1.
| Общие положения
| 236
| 2.
| Анализ исполнения основных характеристик бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и организации исполнения Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов»
| 236
| 3.
| Анализ исполнения доходов бюджета ПФР
| 241
| 4.
| Анализ исполнения расходов бюджета ПФР
| 248
| 5.
| Анализ исполнения бюджета ПФР по источникам финансирования дефицита бюджета
| 255
|
| Раздел III. Анализ хода исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за январь – март 2017 года
| 256
| 1.
| Общие положения
| 256
| 2.
| Анализ исполнения основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и организации исполнения Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов»
| 256
| 3.
| Анализ исполнения доходов бюджета ФСС
| 262
| 4.
| Анализ исполнения расходов бюджета ФСС
| 268
| 5.
| Анализ исполнения бюджета ФСС по источникам финансирования дефицита бюджета
| 273
|
| Раздел IV. Анализ хода исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за январь - март 2017 года
| 275
| 1.
| Общие положения
| 275
| 2.
| Анализ исполнения основных характеристик бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и организации исполнения федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования
| 275
| 3.
| Анализ исполнения доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
| 280
| 4.
| Анализ исполнения расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
| 282
| 5.
| Анализ исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по источникам финансирования дефицита бюджетов
| 284
|
| Раздел IV. Выводы и предложения
| 284
|
Раздел I. Анализ хода исполнения федерального бюджета
за январь - март 2017 года 1. Общие положения
Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2017 года (далее – оперативный доклад) подготовлен Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии со статьями 13 и 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и пунктом 1.2.2.10 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год, рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты (протокол от 5 мая 2017 г. № 25К(1170).
Оперативный доклад подготовлен на основании результатов оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в 2017 году, контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой, казначейских уведомлений, расходных расписаний, расчетных документов, явившихся основанием для операции со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия. 2. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета
в январе – марте 2017 года 2.1. Исполнение федерального бюджета в январе - марте 2017 года происходило в условиях более высоких цен на нефть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, продолжения укрепления курса национальной валюты, восстановления роста по ряду видов экономической деятельности и рекордно низкого роста потребительских цен.
Утвержденные статьей 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Федеральный закон № 415ФЗ) основные характеристики федерального бюджета на 2017 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 86 806,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4 % (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года).
2.2. Средняя цена на нефть марки «Юралс» в марте 2017 года составила 49,61 доллара США за баррель, что на 13,24 доллара США, или в 1,4 раза, выше уровня марта 2016 года (36,37 доллара США за баррель). С начала года средняя цена на нефть марки «Юралс» составила 51,9 доллара США за баррель, что на 20,1 доллара США, или в 1,6 раза, выше, чем в январе - марте 2016 года (31,8 доллара США), и на 11,9 доллара США, или в 1,3 раза, выше среднегодовой прогнозной цены на нефть на 2017 год, учтенной при расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ (40,0 доллара США за баррель).
Средняя цена на нефть марки «Юралс» за период 1 – 25 апреля 2017 года составила 51,44 доллара США за баррель, а за период с начала года – 51,82 доллара США за баррель.
Цена на нефть марки «Юралс» в 2017 году
долларов США, в среднем за месяц
Январь
| Февраль
| Март
| Апрель (на 25.04)
| 53,06
| 53,33
| 49,61
| 51,44
|
2.3. В январе - марте 2017 года происходило укрепление курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс доллара США к рублю в среднем за март 2017 года составил 58,1 рубля за доллар США, с начала года – 58,81 рубля за доллар США, что на 21,2 % ниже уровня января - марта 2016 года (74,59 рубля за доллар США). При этом курс доллара США к рублю в январе - марте 2017 года на 12,9 % ниже прогнозного уровня курса доллара США к рублю в целом на 2017 год (67,5 рубля за 1 доллар США), учтенного в расчетах к Федеральному закону № 415-ФЗ.
В апреле продолжилось укрепление национальной валюты: в среднем за апрель 2017 года, по предварительным данным, курс доллара США к рублю составил 56,43 рубля за 1 доллар США, с начала года – 58,23 рубля за доллар США.
Необходимо отметить, что основным риском для курса национальной валюты является сохраняющаяся ее зависимость от цен на энергоресурсы на мировых рынках. В настоящее время в связи с неопределенностью дальнейшей динамики цен на нефть существуют риски повышения волатильности курса рубля в текущем году. В целях снижения указанных рисков Минфином России с февраля 2017 года проводятся операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, которые призваны оказывать стабилизирующее воздействие на курс рубля.
В январе - марте 2017 года, по оценке Минфина России, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 20 019,5 млрд. рублей, или 23,1 % прогнозируемого объема (86 806 млрд. рублей), предусмотренного на 2017 год Федеральным законом № 415-ФЗ. Таким образом, по результатам I квартала текущего года объем ВВП составляет менее четверти прогнозируемого, что свидетельствует о возможном существовании рисков недостижения прогнозного показателя, предусмотренного Федеральным законом № 415-ФЗ.
2.4. Индекс промышленного производства, несмотря на существенное сокращение в феврале текущего года, в целом за январь – март 2017 года по сравнению с январем - мартом 2016 года продемонстрировал положительную динамику и составил 100,1 % (в аналогичном периоде 2016 года – 101,1 %).
Положительные темпы роста в январе - марте 2017 года по сравнению с январем - мартом 2016 года были зафиксированы по двум укрупненным группам промышленной деятельности1: в добыче полезных ископаемых – 101,2 % (в аналогичном периоде 2016 года – 103,5 %), в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха – 101,3 % (100,3 %). Снижение динамики производства было зафиксировано в водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 94,9 % (95,7 %) и в обрабатывающих производствах – 99,2 % (100 %).
Так, в январе - марте 2017 года по сравнению с январем - мартом 2016 года продолжилось снижение производства ряда промышленных изделий, используемых в строительной деятельности: кирпича керамического неогнеупорного строительного – на 11,5 %, портландцемента – на 1,6 %.
Кроме того, в январе – марте 2017 года по сравнению с январем – мартом 2016 года значительное снижение отмечалось в производстве бульдозеров - на 32,9 %, тепловозов магистральных – на 17 %, кранов мостовых электрических – на 27,2 %, холодильников и морозильников бытовых – на 18,2 %.
В то же время по ряду обрабатывающих производств отмечался рост. По отдельным позициям товаров текстильного и швейного производства увеличилось производство тканей – на 12,4 %, ниток швейных синтетических – на 22,5 %, обуви – на 3,5 %, изделий трикотажных – на 24,6 %. Увеличилось производство ряда пищевых продуктов: масла подсолнечного и его фракций нерафинированных – на 10,5 %, масла сливочного – на 6,7 %, крупы – на 9,3 %, полуфабрикатов мясных – на 8 %, изделий колбасных – на 7,8 %.
Высокий рост наблюдался в производстве каучуков синтетических – на 17,9 %, удобрений минеральных – на 8,3 %, электродвигателей мощностью не более 37,5 Вт – на 36,5 %, тракторов для сельского хозяйства – в 1,4 раза, сеялок – на 25,3 %, станков металлорежущих – на 18,4 %, автомобилей легковых – на 23 %, автобусов – в 1,4 раза, вагонов грузовых – в 2,1 раза.
В сельском хозяйстве наблюдалось сохранение положительной динамики производства. Темп роста производства продукции сельского хозяйства в январе - марте 2017 года составил 100,7 % (в январе – марте 2016 года - 103,6 %).
|