Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю»


НазваниеФгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю»
страница1/17
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

УДК 37.018.46

№ госрегистрации

Инв.№

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Московского представительства

д.псих.н., профессор

______________ Г.И. Ефремова

«___»_________ 2014 г.

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

о выполненных научно-исследовательских работах по проекту

«Разработка модульных программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, работающих с отрядами юных инспекторов движения (ЮИД) и рекомендаций по их применению»,

проводимому в рамках

мероприятия 2. «Разработка модульных программ повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования по вопросам обучения учащихся, воспитанников навыкам безопасного участия в дорожном движении и рекомендаций по их использованию» приложения 3 Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 мая 2013 г. № 549
Номер открытого конкурса: 2014-12.0-07-N89-БДД-8


Руководитель НИР, д. псих. н., профессор


____________________

подпись, дата


Г.И. Ефремова

Москва – 2014

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Руководитель,

Д-р психол.наук ______________ Г.И. Ефремова
Подпись, дата
Исполнители темы _______________________О.Е.Павлова

Подпись, дата
_______________________ М.Е.Цыганов

Подпись, дата
_______________________ А.А.Нестерова

Подпись, дата
_______________________ А.А.Шагурова

Подпись, дата
_______________________ Т.Ф.Суслова

Подпись, дата
_______________________ И.А.Бочковская

Подпись, дата
_______________________ Р.М.Айсина

Подпись, дата
_______________________ И.В. Колотилова

Подпись, дата
_______________________ Ж.А.Максименко

Подпись, дата

Нормоконтролер _______________________ А.С.Красножонова

Подпись, дата
РЕФЕРАТ

Отчет 143 с., 3 рис., 148 источников, 4 прил.

Разработка модульных программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, работающих с отрядами юных инспекторов движения (ЮИД) и рекомендаций по их применению
Ключевые слова: безопасное дорожное движение, правила дорожного движения, юные инспектора движения, модульные программы повышения квалификации, модель формирования установки на безопасное дорожное движение.

Цель работы - исследовать проблему формирования установки на безопасное дорожное движение у молодежи, на основе чего усовершенствовать на сегодняшний день имеющиеся модульные программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, работающих с отрядами юных инспекторов движения (ЮИД), разработать научно-методические рекомендациями по их применению.

На первоначальном этапе работы был проведен теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных источников по проблемам:

- организации образовательными учреждениями воспитания навыков безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних (в том числе в отрядах ЮИД);

- подготовки педагогических работников для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

На основе проведенного анализа было приведено научно-методическое обоснование совершенствования модульных программ повышения квалификации для педагогов, работающих с отрядами ЮИД.

В дальнейшем, был проведен комплексный анализ теоретических разработок и научного опыта в различных областях знаний по проблеме психологии безопасного дорожного движения и стимулирования развития активной безопасности дорожного движения у молодежи. Проведенный анализ показал, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Особое внимание уделяется подготовке детей к безопасному поведению на дорогах. Проблема воспитания безопасного поведения детей на дорогах является сложной и многоплановой. Её комплексный и межотраслевой характер диктует необходимость активного участия в её решении как образовательных, общественных, государственных структур, так и научной отрасли.

Исходя из вышесказанного, была разработана концепция формирования установки на безопасное дорожное движение и выделены ее основные составляющие:

- формирование установки на ответственное поведение на дорогах;

- предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма;

- улучшение качества воспитания правового сознания несовершеннолетних участников дорожного движения.

В рамках научно-исследовательской работы были разработаны две модели формирования установки на безопасное дорожное движение для:

1) педагогических работников образовательных организаций;

2) юных инспекторов движения.

Каждая модель формирования установки на безопасное дорожное движение представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков: целевой, структурно-содержательный, операционально-технологический и рефлексивно-оценочный.

На основе предложенных моделей, модульные программы повышения квалификации педагогов, работающих с отрядами ЮИД, были модернизированы под нужды современного образования. Каждая модульная программа рассчитана на 18 учебных часов и будет использоваться при повышении квалификации педагогических работников:

1) педагогических работников дошкольных образовательных организаций,

2) педагогических работников общеобразовательных организаций,

3) педагогических работников организаций дополнительного образования детей.

Следующим этапом исследования была разработка методического пособия, содержащее рекомендации по реализации моделей формирования установки на безопасное дорожное движение, комплекс мер по внедрению модульных программ, а также организационно-методические разъяснения по их использованию; указания по развитию форм и содержания работы педагогов с отрядами ЮИД.

Методические рекомендации включают следующие разделы:

- применение и реализации концепции и моделей формирования установки на безопасное дорожное движение,

- цели и задачи повышения квалификации педагогов,

- описание целевых групп слушателей, и их специфических потребностей в повышении квалификации,

- описание форм повышения квалификации,

- методические рекомендации по внедрению и использованию разработанных программ и организационно-методическому сопровождению программ.

Результаты выполнения проекта могут учитываться (применяться) в деятельности Министерства образования и науки; в деятельности системы повышения квалификации работников образования; в деятельности дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, связанной с организацией повышения уровня компетентности педагогического состава, работающего с детьми в отрядах ЮИД, разработкой образовательных и справочно-информационных ресурсов по безопасности дорожного движения, в подготовке программ очного и дистанционного обучения специалистов в сфере безопасного участия детей в дорожном движении.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………
Глава 1. Исследование отечественного и зарубежного опыта организации образовательными учреждениями работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у несовершеннолетних (в том числе в отрядах ЮИД), а также по подготовке педагогических работников для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге………………………………………………………………………………………

7


9


Глава 2. Разработка концепции формирования установки на безопасное дорожное движение у молодежи и ее методологическое и методическое обоснование……………………………………………………………………………..…

2.1. Концепция формирования установки на безопасное дорожное движение……………………………………………………………………………………


27
27

2.2. Модели формирования установки на безопасное дорожное движение……………………………………………………………………………………


36


Глава 3. Модернизация имеющихся модульных программ повышения квалификации по вопросам обучения учащихся, воспитанников навыкам безопасного участия в дорожном движении для специалистов, работающих с отрядами ЮИД…………………………………………………………………………..

42


Глава 4. Разработка методических рекомендаций по реализации моделей формирования установки на безопасное дорожное движение, а также по применению модульных программ повышения квалификации ……………………………………………………………………………………………..

43


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………………………...




44

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………….

55



ВВЕДЕНИЕ
Важность формирования установки несовершеннолетних на безопасное дорожное движение объясняется ростом числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, гибель на дорогах детей в результате дорожно-транспортных происшествий устойчиво входит в число десяти главных причин смертности. Ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут более 1500 и получают ранения около 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом по оценке ГУ ГИБДД МВД России свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

Из вышесказанного следует, что проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма актуальна, существует необходимость поиска более эффективных и адекватных способов ее решения.

Общей целью выполнения НИР является исследование проблемы формирования установки на безопасное дорожное движение у молодежи, на основе чего усовершенствовать на сегодняшний день имеющиеся модульные программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, работающих с отрядами юных инспекторов движения (ЮИД), разработать научно-методические рекомендациями по их применению.

Задачами научно-исследовательской работы являются:

1. Исследовать отечественный и зарубежный опыт организации образовательными учреждениями работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у несовершеннолетних, а также по подготовке педагогических работников для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

2. Разработать концепцию формирования установки на безопасное дорожное движение у молодежи, включающую в себя две модели - для педагогических работников и для юных инспекторов движения.

3. Модернизировать имеющиеся модульные программы повышения квалификации по вопросам обучения учащихся, воспитанников навыкам безопасного участия в дорожном движении для специалистов, работающих с отрядами ЮИД:

- в дошкольных образовательных организациях,

- в общеобразовательных организациях,

- в организациях дополнительного образования.

Научно-исследовательская работа по проекту «Разработка модульных программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, работающих с отрядами юных инспекторов движения (ЮИД) и рекомендаций по их применению» направлена на повышение безопасности дорожного движения и развития активной безопасности дорожного движения у молодежи.

Теоретико-методологическую основу исследования определили основополагающие принципы психологии: принцип детерминизма (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский), принцип системности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов), принцип развития (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский).

В силу сложности и широты проблемы готовности конкретно-научные ориентиры исследования предопределили:

- научные положения, раскрывающие психологическую сущность активности человека как основы процесса социализации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.А.Деркач, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);

- философские и психологические теории развития личности (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн);

- концептуальные положения психологии о закономерности формирования смыслов, интересов, целей, установок и ценностных ориентаций (Д.А. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский, В. Франкл, Э. Фромм и др.);

- работы психологов по изучению социально-психологической готовности к деятельности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Я.Л.Коломинский, Е.А.Орлова и др).

- исследования, посвященные изучению психологии безопасности (М. А. Котик, И. Балинт, М. Мурани, В.А.Соснин, С.К.Рощин и др).

- концепции и разработки по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности школьников, а также по вопросам профилактики опасных состояний и противоправного поведения (Е.В.Аверина, В.А.Ананьев, В.О.Бушуева, М.П.Гурьянова, В.А.Овчаренко, М.В.Пряхина, В.Ю.Рыбников, М.Ю.Санникова).

Результаты НИР могут быть использованы в деятельности системы повышения квалификации работников образования; в деятельности дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, связанной с организацией повышения уровня компетентности педагогического состава, работающего с детьми в отрядах ЮИД, разработкой образовательных и справочно-информационных ресурсов по безопасности дорожного движения, в подготовке программ очного и дистанционного обучения специалистов в сфере безопасного участия детей в дорожном движении.

Глава 1. Исследование отечественного и зарубежного опыта организации образовательными учреждениями работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у несовершеннолетних (в том числе в отрядах ЮИД), а также по подготовке педагогических работников для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге
Анализ отечественного и зарубежного опыта организации образовательными учреждениями работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних показал, что данная проблема нашла достаточно широкое отражение, как в отечественных, так и в зарубежных педагогических системах.

Систематическое приобщение несовершеннолетних к знанию правил дорожного движения, формированию у них необходимых навыков поведения в ситуациях, связанных с дорожным движением берет свое начало в западной Европе в конце 60-х гг. XX столетия1. В это время в ФРГ и других европейских странах в образовательных учреждениях на постоянной основе организовываются уроки, посвященные поведению на улице и, в частности, на дороге. Акцент проведения уроков строился на умении пользоваться пешеходными переходами, знании светофорного регулирования движения и безопасности проезда в общественном транспорте.

Зарубежный опыт организации обучения несовершеннолетних основывался, в первую очередь, на поведенческом подходе. Педагоги стремились активно использовать игровые формы и методы вовлечения несовершеннолетних в изучение правил дорожного движения, а также групповые формы работы, направленные на коллективное усвоение правил, существующих в системе организации дорожного движения.

На сегодняшний день в европейских странах сложилась устойчивая система поэтапного ознакомления детей с правилами поведения на дороге. Эту работу выполняют воспитатели дошкольных учебных заведений совместно с представителями служб безопасности движения, а в школах – педагоги, отвечающие за внеклассную работу. В рамках школьного обучения основная ответственность в пропаганде безопасности на дорогах возложена на местные муниципалитеты, которые организуют специальные учебные городки, в которых инспектора безопасности движения проводят занятия со школьниками разных возрастов по проблемам поведения на дороге, передвижения в общественном транспорте, самостоятельного передвижения на велосипеде, роликах и т.п.2

В настоящее время в европейских странах для повышения безопасности на дорогах продолжают применять обучение детей правилам дорожного движения в естественных условиях – уличное обучение при участии полицейских или других уполномоченных лиц. В ходе обучения детей правилам безопасности дорожного движения многие школы используют «хранителей». Хранителями могут выступать полицейские, пешеходы, обученные взрослые и даже дети, и подростки. Они служат в качестве моделей, демонстрируя безопасное поведения, эмоционально поддерживают детей и хвалят их за безопасное пешеходное поведение, а в случае необходимости корректируют их ошибки и опасное поведение. 3

В Америке, Австралии и других странах применяют для обучения детей правилам безопасности дорожного движения интерактивные технологии. Например, в Америке широкое применение нашли программы WalkSafe (обучение детей от детсадовского возраста до пятого класса школы) и Кир Сороконожка (обучение детей от 5 до 8 лет), в Австралии программа Child Pedestrian Injury Prevention Project (для детей 6-9 лет). 4 В зарубежных исследованиях подчеркивается значимость родителей при обучении детей безопасности дорожного движения: родители могут выступать в качестве ключевых инструкторов по безопасности дорожного движения для детей, служить моделью безопасного поведения своим детям. 5 Дети, которых обучают безопасному поведению на дорогах и родители, и школьные педагоги, показывают лучшие навыки по безопасности дорожного движения чем дети, которых обучали только в школе. 6

Необходимо отметить, что в силу низкого уровня травматизма на дорогах, более высокой, по сравнению с Россией, культурой вождения автотранспортных средств, иным качеством дорог и дорожной инфраструктуры, а также иными обстоятельствами, проблема безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних во многих развитых странах не стоит так остро, как в нашей стране.

Российский опыт работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних берет свое начало с 70-х гг. XX века. Этот период времени характеризуется быстрым ростом автотранспорта, активным расширением дорожной инфраструктуры и, как следствие, ростом травматизма на дорогах.

Сегодня система работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у несовершеннолетних развивается в трех направлениях.

Первое направление основано на организации образовательными учреждениями воспитания навыков безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних. Здесь основную роль играют педагоги дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и учреждений начального профессионального образования.

Второе направление основано на активном привлечении к пропаганде безопасного поведения на дороге самих несовершеннолетних и организации в этой связи на местах добровольных агитбригад юных инспекторов движения (ЮИД).

Третье направление связано с подготовкой педагогических работников для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Остановимся на результатах работы в рамках каждого направления более подробно.

1. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних было и остается важнейшей задачей государственных органов всех уровней.

Нормативно-правовую базу организации образовательными учреждениями России воспитания навыков безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних (в том числе в отрядах ЮИД) и подготовки педагогических работников для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге составляют:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Федеральные законы Российской Федерации: «О безопасности дорожного движения» (от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ, ред. от 28 декабря 2013 г.), «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ);

- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155), «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (от 17 мая 2012 г. № 413), «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 29 августа 2013 г. №1008), «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106); «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (от 01 июля 2012 г. № 499);

- Приказ Министерства образования Российской Федерации «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России» (от 09 июля 1996г. №354);

- Приказ Министерства Внутренних Дел России «О совершенствовании деятельности контрольно-профилактических подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» (от 01 февраля 1999г. №66 (ред. от 08 мая 2013г.);

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (от 26 августа 2010 г. № 761н);  

- Указы Президента Российской Федерации: «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (от 22 сентября 2006 г. № 1042), «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (от 7 мая 2012 г. №599), «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 01 июня 2012 г. №761);

- Постановления Правительства Российской Федерации: «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» (от 03 октября 2013 г. №864), «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах» (от 20 февраля 2006 г. №100), «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» (от 7 февраля 2011 г. №61 с изменениями);

- Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О правилах дорожного движения» (ПДД) (от 23 октября 1993 г. №1090, ред. от 24 октября 2014г.);

- Распоряжение правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (от 22ноября 2012 г. № 2148-р), «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» (от 04 сентября 2014 г. №1726-р).

Решение задачи формирования навыков безопасного участия в дорожном движении несовершеннолетних в исторической ретроспективе и на современном этапе отражено в ряде диссертационных исследований и научных работ.7

Проблемой безопасности, профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, созданием системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитанием осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитии здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использовании разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе занимаются отечественные ученые: Н. Н. Авдеева, Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, К. Ю. Белая, А.В. Горская, О. Л. Князева, Е. А. Козырева, Л. А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасова, Э. Я. Степаненкова, Р. Б. Стеркина, А. Д. Добрушин, В. Н. Зимонина, Н. И. Клочанов, Л. А. Комлева, Л. В. Кулакова, Е. А. Козловская, С. А. Козловский, С. И. Мерзлякова, И. С. Окунев, В. Н. Сахарова, С.Н. Пидручная и многие др.

Анализ научных работ показал, что процесс организации воспитания навыков безопасного участия несовершеннолетних в дорожном движении методологически обоснован, является деятельностью, которая не осуществляется спонтанно и не системно. Делается акцент на том, что обучение Правилам дорожного движения дошкольников и школьников – это несколько разные системы работы, которые строятся на различных подходах в организации занятий.

Обучение дошкольников основам культуры безопасности поведения на дороге нашло свое отражение как в диссертационных исследованиях и научных статьях, так и в многочисленных методических разработках.8 Отмечается, что ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования было установлено, что целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, в соответствии с ФГОС (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155 об утверждении ФГОС дошкольного образования) является, в том числе, способность ребенка следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения. Таким образом, ФГОС дошкольного образования содержат нормы, позволяющие сформировать у воспитанников первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения.

В условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) – это одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Как показала практика, наиболее эффективными принципами обучения детей дошкольного возраста безопасности дорожного движения являются принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.9

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Поэтому, основными целями обучения правилам дорожного движения детей дошкольников, и адекватному поведению на улице являются:

- формирование у детей начальных знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни;

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих безопасность ребенка на улице (формирование у дошкольников координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения);

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Необходимо формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов. Нужно развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения (ПДД) у детей дошкольного возраста должно осуществляться через развитие познавательных процессов: ощущений, восприятия, представлений, мышления, памяти.

Наглядность и доступность должны быть основными принципами организации обучения дошкольников безопасному поведению. Для этого в группах детского сада создается развивающая среда. Например, уголок по ПДД, который содержит макет ближайшего микрорайона с обозначением опасных зон, атрибуты по тематике ПДД, настольные, развивающие игры, дорожные знаки, светофор, жезл, форму инспектора ГБДД, художественную литературу по тематике, книжки-раскраски по ПДД, плакаты.

При организации обучения дошкольников ПДД применяют методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;

  • картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;

  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;

  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку.

Ведущий методом обучения дошкольников правилам дорожного движения является игра. Большое значение отводится дидактическим играм.

Значительным потенциалом обучения дошкольников начальным знаниям правил дорожного движения обладает такой метод работы, как вовлечение их в проектную деятельность10. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющееся условия.

Особенности взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы, раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах11. Ярким примером проектной работы с дошкольниками является информационно-творческий проект «Уроки Светофорика». Этот проект направлен на формирование навыков правильного поведения на дорогах города. Цель проекта заключается в том, чтобы вызвать интерес у детей к изучению правил дорожного движения с помощью игровых моментов, наглядных пособий, дидактический и подвижных игр.

В результате проведения занятий в рамках совместной проектной деятельности у детей формируются элементарные представления о правилах безопасного поведения на дорогах, уточняются представления о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте, они знакомятся с понятиями «улица», «дорога», «переход», «перекресток», знают правила работы светофора и значение цветов в дорожном движении. Не менее значимым результатом являются формируемые у них умения привлечь внимание взрослого в случае возникновения опасных ситуаций, а также стремление с интересом познавать правила дорожного движения.12

Важная роль в обучении ПДД дошкольников отводится взаимодействию дошкольного учреждения, семьи (пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД), инспекторов Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Поэтапно вводимые ФГОС общего образования ориентированы на становление ряда личностных характеристик учащихся, в том числе на осознанное выполнение выпускником правил здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; на усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

Требованиями ФГОС к структуре основной образовательной программы определено наличие на уровнях начального, основного и среднего общего образования программы по формированию здорового и безопасного образа жизни и программы воспитания и социализации. Данные программы, в числе прочего, должны содержать модели организации работы с учащимися по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Обучение школьников Правилам дорожного движения и безопасности на дороге школьников реализуется в нашей стране на принципах развивающего обучения, преемственности, последовательности, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.

В ходе организации обучении применяются следующие формы проведения занятий: традиционный урок в классе, интегрированный урок, экскурсии, самостоятельная работа с наглядными средствами обучения - плакатами, иллюстрациями в учебных рабочих тетрадях, проведение практических занятий на специально оборудованных для детей школьных автоплощадках, автодромах, автогородках, тренажёрах.

Основными методами устного изложения материала при проведении занятий являются рассказ, рассказ-объяснение, беседа, лекции.

Работа со школьниками в сфере безопасности дорожного движения опирается на две аксиомы:

1. Легче воспитать правильное поведение, чем перевоспитать уже сложившееся неправильное поведение.

2. Поощрение позитивных результатов от изменения поведения обеспечивает лучший эффект, чем запугивание последствиями негативного поведения.

Подготовка в рамках школьной программы закладывает основу для:

- понимания механизма транспортного движения;

- формирования модели правильного поведения у будущих участников этого движения;

- формирования позитивного отношения к требованиям безопасности.

Школьные программы обеспечивают самые благоприятные возможности для формирования основ социально желательного стиля жизни, социальной позиции, модели безопасного поведения и образа мышления. Они обеспечивают:

- немедленный результат, улучшая безопасность детей и подростков на улицах;

- долгосрочный результат, когда повзрослевшие школьники садятся за руль автомобиля.

Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Большое внимание в этой связи уделяется профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - целенаправленной деятельности по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, вызывающих ДТП, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.13 Изучение правил дорожного движения в школе основано на возрастных особенностях учащихся.

В ходе работы с младшими школьниками необходимо иметь в виду, что в процессе обучения они усваивают стереотипы безопасного поведения, которые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученных на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкретных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также с индивидуальностью ребенка.

Эффективность обучения состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились бы адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их на проезжей части дороги, во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из транспорта.

Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение жизни и здоровья. Если же запретов много, ребенок неизбежно начинает их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определённое «можно».

При обучении младших школьников необходимо иметь в виду, что они в силу своих возрастных и психических особенностей не вполне осознают, что такое опасность вообще. Поэтому, применяя методы внушения, убеждения, примера, у них формируется умение прогнозировать опасность, её последствия и правильно оценивать свои способности. Необходимо прививать детям психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.

На уроках при изучении тем безопасности на дорогах необходимо применять игровые технологии (ролевые игры), так как игра – один из основных видов деятельности обучающихся первой ступени. Кроме того, необходимо использовать разнообразный дидактический материал, имеющийся в кабинете: дорожные знаки, макеты безопасных маршрутов, вопросы викторин, загадки, кроссворды, ребусы и т.д.

Ошибка стандартного подхода в обучении младших школьников состоит в том, что от них требуются осознанные и чёткие безопасные действия на дороге. Этого делать нельзя, так как ребенок, даже хорошо знающий правила перехода дорог, не сможет вполне безопасно вести себя из-за несовершенства у него координации движений.

В 5 – 7 классах рекомендуется изучать ПДД с постоянным углублением и рассмотрением более сложных вопросов. Учебный материал распределять равномерно в течение учебного года, некоторые занятия проводить в конце четверти, в предканикулярное время в виде инструктажа о безопасном поведении подростков на улицах и дорогах во время каникул.

Наиболее распространенными формами, применяемыми при проведении уроков, являются беседы и рассказ в сочетании с практическими упражнениями и методами ситуативного обучения.

В процессе обучения необходимо использовать видеотренинги: показывать клипы, отрывки из короткометражных, документальных и учебных фильмов, а затем отрабатывать умения и навыки безопасного поведения путём упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций и др.

На занятиях рекомендуется проводить разбор ДТП на конкретных примерах, для этого на уроках при изучении тем: «Основные причины дорожно-транспортных происшествий», «Опасности на дороге, связанные со сложными погодными условиями», «Тормозной путь автомобиля», с использованием соответствующих материалов, предоставляемых ГИБДД.

Школьники должны понимать, что такое правонарушение в области дорожного движения и осознавать, что ответственность за них несут родители.

В старших классах целесообразно проведение профилактических бесед и лекций с повторением основных положений ПДД для пешеходов, водителей, пассажиров. Особое внимание следует обратить на необходимость рассмотрения мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения.

Учащиеся с 14 лет обязаны знать правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно-принудительные меры воздействия.

На занятиях со старшеклассниками изучают соответствующие Главы Кодекса об административных правонарушениях и статьи Уголовного Кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения.

В образовательном процессе с обучающимися старших классов реализуются основные принципы: «Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания», «Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: ДТП», «Принцип социальной безопасности». На уроках со старшеклассниками используются соответствующие формы и методы воспитания правопослушного поведения в дорожной среде.

Для чтения лекций по правовым вопросам необходимо приглашать специалистов-юристов и работников ГИБДД, знающих законодательство и умеющих работать с учащимися старших классов. На занятиях по разделу «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» при изучении темы «Оказание первой помощи при автодорожном происшествии» беседы проводят специалисты-травматологи. Эффективность таких занятий на всех ступенях образования очевидна.

Таким образом, формирование навыков безопасного участия в дорожном движении у несовершеннолетних должно базироваться на нормативно-правовой базе РФ, строиться на принципах непрерывности, систематичности, последовательности, интегрирования; основываться на ведущей деятельности ребенка, с учетом его психофизиологических особенностей.

Второе направление формирования системы работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у несовершеннолетних основано на активном привлечении к пропаганде безопасного поведения на дороге самих несовершеннолетних. В нашей стране в этой связи накоплен уникальный опыт, основанный на деятельности на местах добровольных агитбригад юных инспекторов движения (ЮИД).

6 марта 1973 года, секретариат ЦК ВЛКСМ совместно с Министерством просвещения и коллегией МВД СССР принял постановление о создании в школах агитбригад юных инспекторов движения (ЮИД). Первоначально работа заключалась в создании отрядов ЮИД, которых только в 1973-1974 гг. было сформировано свыше 14 тысяч. Позже начали проводить слеты, конкурсы, соревнования и различные мероприятия между членами отрядов ЮИД.

Первый Всероссийский слет юных инспекторов движения в 1975 году был проведен в лагере «Орленок», а первый Всесоюзный слет ЮИД (всех 15 республик Советского Союза) – в городе Ростов-на-Дону в 1978 году. Деятельность по привлечению в ряды ЮИД новых членов стала определяющей: чем больше несовершеннолетних вовлекалось в эту работу, тем успешнее, по мнению авторов этой идеи, происходило приобщение несовершеннолетних к правилам поведения на дороге.

В настоящее время в России деятельность ЮИД признана весьма эффективной. Результаты этой деятельности отражаются на сайте Всероссийского сообщества отрядов юных инспекторов движения http://yuid.ru/. Судя по количеству запросов, данный сайт является весьма посещаемым, причем адреса запросов свидетельствуют об интересе к представленным материалам со всей территории России. На сайте, в частности, отмечается, что представители России принимали участие в 2014 году в Европейском образовательном конкурсе FIA по правилам дорожного движения, который проходил в 2014 году в Норвегии. Команды из России (из Татарстана и Тюменской области) заняли второе и третье места соответственно, а победителем конкурса стала команда юных инспекторов движения из Сербии.

На этом же сайте постоянно обновляется информация о проведении в нашей стране Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо». Конкурс проходит ежегодно и направлен на воспитание законопослушных участников дорожного движения, профилактики детской безнадзорности и беспризорности, формировании у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Основное отличие программы ЮИД в начальной и средней школе от обычных уроков состоит в том, что здесь нет учителя и учеников в общепринятом понимании. Занятия проводятся в творческой, доброжелательной и непринужденной атмосфере, часто используются приемы игры, проводятся конкурсы рисунков, поделок. Работа данных кружков учебный процесс и его целостность не нарушает. Кроме того, обучение в кружке – дело добровольное. Стоит отметить, что детям младшего и среднего школьного возраста такие занятия очень нравятся, так как во время обучения используются различные педагогические методы. В форме игры дети закрепляют полученные на занятиях знания, вырабатывают навыки правильного поведения на дороге, осваивают принципы адекватных действий во время непредвиденных и проблемных ситуаций. Со временем ребенок не только становится образцовым участником дорожного движения, но и осознает необходимость передавать свои знания сверстникам. Обучение в отрядах ЮИД в школе формирует в детях осознание того, что такое правильное общественное поведение, ответственность.

Важным мероприятием работы отрядов является процесс посвящения в юные инспектора движения. Как правило, посвящение проводится в праздничной торжественной обстановке с участием представителей ГИБДД. Ребенок ощущает себя причастным к важному общественному процессу. После нескольких вводных занятий, направленных на изучение теоретического материала (ПДД, прав и обязанностей участников движения, дорожных знаков и разметки), детей привлекают к практическим занятиям. Школьники учатся ездить на велосипеде, соблюдая правила, решают смоделированные практические задачи. В таких ситуациях ребенок чувствует собственную ответственность, учится сознательно оценивать поведение на дороге других участников движения.

Кроме ПДД, школьникам организовывают встречи с медицинскими работниками, во время которых дети изучают основы медицинских знаний с целью их применения на практике в случае необходимости. Формирование элементарных навыков связанных с умением оказывать людям помощь в экстренных непредвиденных ситуациях п0овышает самооценку детей и позитивно сказывается на их личностном развитии.

Самостоятельность, адекватность реакций, умение принимать правильные решения, активность, целеустремленность, вежливость и внимательность – вот малая часть того, что получает ребенок, посещающий школьные или внешкольные кружки ЮИД.14

Следует отметить, что на сегодняшний день в России действует несколько тысяч отрядов ЮИД; деятельность этих отрядов находит отражение на сайтах сети Интернет. В качестве примера можно отметить, что на сайте http://www.perspectiva-school.ru/school-bezopasnosty/uid/html регулярно представляются ежегодные отчеты о работе отряда ЮИД «Светофор» МОУ СОШ «Перспектива» городского округа Власиха Московской области; на сайте http://старая-руза.рф/node/ отражается деятельность местного отряда ЮИД, а сайт https://www.gibdd.ru/news/ информирует о деятельности отрядов ЮИД Краснодарского края.

На сайте http://razrabotki.by/sc_uid.html для преподавателей школ, специалистов внеклассной работы представлено значительное количество методических разработок, посвященных подготовке и проведению занятий по изучению Правил дорожного движения.

Организация работы с отрядами ЮИД основана на тесном взаимодействии школьных педагогических коллективов с родительскими комитетами и местными органами ГИБДД. Участники отрядов ЮИД углубленно изучают Правила дорожного движения, регулярно участвуют в викторинах, творческих конкурсах, создают стенды, стенгазеты, агитационные листовки, макеты дорожной атрибутики, совместно с родителями участвуют в соревнованиях, посвященных профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков.

ЮИД создаются с целью формирования у детей специальных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге, вовлечения школьников в работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста. Юные инспекторы изучают правила безопасного поведения на дорогах, ведут пропагандистскую работу среди сверстников, оказывают содействие сотрудникам Госавтоинспекции в проведении различных социально значимых акций и кампаний, оказывают помощь в создании простейших автоплощадок на территории дошкольных образовательных организаций и уголков безопасности дорожного движения, готовят наглядные пособия для дошкольников, помогают воспитателям в проведении экскурсий.

Таким образом, основными направлениями работы ЮИД являются образовательное направление, информационное и пропагандистское. Эта работа является примером хорошего сотрудничества несовершеннолетних, их родителей, сотрудников ГБДД и оказывает положительное влияние на повышение знаний дошкольников и школьников о безопасности поведения на дорогах и влияет на снижение детского дорожного травматизма в регионах.

Третье направление деятельности работы по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у несовершеннолетних связано с подготовкой педагогических работников для обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Безусловно, основными социальными институтами, призванными обучать и воспитывать подрастающее поколение, являются дошкольные и общеобразовательные учреждения. Однако, педагогическое сообщество по прежнем не является активным проводником идей безопасности дорожного движения детей и подростков, и считает это задачей сотрудников ГИБДД.

Проведенный аналитический обзор психолого-педагогической, методической литературы показал, что на сегодняшний день на уровне государственной власти не решены вопросы введения в общеобразовательных учреждениях отдельной дисциплины по основам безопасности дорожного движения. Отсутствует достаточно полный объем научных изысканий, касающихся построения учебно-воспитательного процесса в части обучения детей безопасности дорожного движения, практически отсутствуют какие-либо научные рекомендации об организации данного процесса во взаимодействии с системой внутренних дел (а именно государственной инспекцией безопасности дорожного движения).15 Поэтому, создание организационно-педагогических условий профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо рассматривать в числе наиболее актуальных, как требующих обеспечения теоретических и научно-обоснованных исследований в данной области. Некоторое время назад эти вопросы решались в отдельно взятых регионах – Краснодаре, Ростове, Татарстане. Однако этот опыт не является повсеместным и основан, зачастую на инициативе и энтузиазме отдельных педагогов.

В современных условиях, связанных с повышением травматизма детей на дорогах, с усложнением правил дорожного движения и общим увеличением объема автотранспорта в стране необходимо совершенствовать программы повышения квалификации педагогов, которые работают с отрядами юных инспекторов движения. Педагоги должны обучаться по современным программам, которые должны предполагать, помимо обязательных модулей знаний о правилах дорожного движения и безопасности поведения на дороге, ряд новых моделей. Это, во-первых, модуль автопсихологии, в рамках которого до них должны доводиться знания о психологических механизмах поведения человека в сложных, быстро меняющихся обстоятельствах, особенностях психологии водителя и пешехода, во-вторых, модуль правил и культуры разрешения конфликтов, возникающих между участниками дорожного движения, в-третьих, модуль, в рамках которого педагоги должны изучить особенности использования таких средств передвижения, как роликовые коньки, велосипед, скутер, скейтборд и пр. Последний модуль крайне важен при работе с несовершеннолетними, т.к. значительная часть последних пользуется этими средствами передвижения как в городской, так и в сельской местности.

Основная цель, стоящая перед педагогическими работниками организаций дополнительного образования детей заключается в том, чтобы осуществлять мотивационно-воспитательную, нормативно-информационную и организационно-развивающую работу с учащимися, тем самым формировать и развить у них умения и навыки безопасного поведения на дорогах и улицах населенных пунктов, а также воспитать ответственное отношение к жизни и здоровью.

Педагоги, работающие с отрядами ЮИД при ведении учебных занятий должны применять все известные педагогические технологии и инновационные методы обучения. Педагог должен знать ПДД и уметь преломлять содержание правил, не искажая сути, на доступный и понятный детям язык, дозируя необходимую информацию в соответствии с возрастом учащихся. От его инициативы и профессионального мастерства во многом зависит эффективность обучения ПДД.

Таким образом, основными ориентирами совершенствования модульных программ повышения квалификации педагогов являются:

- формирования установки на безопасное дорожное движение и выделение ее основных составляющих:

- формирование установки на ответственное поведение на дорогах;

- предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма;

- улучшение качества воспитания правового сознания несовершеннолетних - участников дорожного движения;

- популяризация деятельности ЮИД в средствах массовой информации, формирование положительной социальной рекламы несовершеннолетними, хорошо знающими правила дорожного движения.

Реализация намеченных целей формирования безопасного поведения детей на дорогах должна осуществляться в два этапа:

- начальный этап ознакомления детей с элементарными понятиями транспортной безопасности, который осуществляется в рамках дошкольных учебных заведений;

- основой этап, реализуемый в рамках школьного и дополнительного

образования.

Основными методами и приёмами, лежащими в основе программ повышения квалификации педагогов, должны быть как традиционные, такие, как рассказ, рассказ-объяснение, беседа, лекции, так и инновационные, реализуемые в рамках поведенческого, игрового подхода и подхода, связанного с моделирование и решением практических задач.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconПравила приема в Северо-Восточный федеральный университет имени М....
Правила приема в фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» разработаны на основании

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconУчебное пособие по дисциплине «Компьютерный практикум»
К. т н. Моураов А. Г., ст преп. Акоева Е. Н., асс. Сугарова В. Б. «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный...

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconЗакона Российской Федерации «Об образовании» от 10. 06. 1992 г. №3266-1
Северо-Кавказский федеральный университет (далее – скфу, Университет); формирование, состав, полномочия и порядок деятельности аттестационных...

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconИстория россия в эпоху правления Екатерины II советская Россия с...
А. К. Кулумбекова, И. А. Чехоева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)....

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconНациональный исследовательский университет «высшая школа экономики»...
Информационно-координационного центра по взаимодействию с оэср института статистических исследований и экономики знаний ниу вшэ,...

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconФедеральный фонд обязательного медицинского страхования
И. И. Джанелидзе", гбоу впо "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова" и гбоу впо "Санкт-Петербургский...

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ для студентов,...
Сост.: А. А. Будаева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ:...

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение...
Рф о выборах и, как следствие, повышение эффективности деятельности избирательных комиссий, обеспечение соблюдения законодательства...

Фгбаоу впо «Северо-Кавказский федеральный университет» удк 37. 018. 46 № госрегистрации Инв.№ «утверждаю» iconОтчет о работе Чукотского филиала фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный...
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления Филиалом

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск