Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В


НазваниеМетодические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием

для учителей начальной школы
Авторы: Ермакова О.В., Проездова Т.В.,

Сабельникова С.И., Ульяхина Л.Г., Чумакова И.М.
Одним из важных ресурсов в реализации ФГОС является учебное оборудование. Учебное оборудование позволяет педагогу расширить применение деятельностных методов обучения, сделать процесс обучения более динамичным, творческим, интересным. С оборудованием можно проводить исследования и эксперименты, позволяющие детям получать знания самостоятельно, в ходе специально организованной деятельности. С помощью оборудования можно проводить игровые динамические паузы.

Детям с недостаточной готовностью к школе и детям с ОВЗ дидактическое оборудование позволяет легче овладевать учебным материалом, развивать предметные действия, лучше концентрировать свое внимание. Оборудование можно эффективно использовать для формирования универсальных учебных действий. При выполнении заданий на сортировку по разным признакам, построение логических рядов, последовательностей, заданий на конструирование и моделирование у детей развиваются познавательные универсальные учебные действия. Учебное оборудование позволяет обеспечить условия преобразования предметной среды. Такие задания более эффективно развивают функции планирования и контроля - регулятивные универсальные учебные действия. Выполнение заданий в парах, в группах с предварительным обсуждением способствует развитию у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.

Предлагаемые развивающие задания разработаны творческой группой учителей начальных классов с учетом более эффективного использования учебного оборудования на уроках. В данный набор оборудования включены традиционные наглядно-демонстрационные пособия и дидактические материалы, использующиеся для обучения в начальных классах.

Целью развивающих упражнений, является формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД учащихся:

  • способности перерабатывать информацию для получения необходимого результата, используя логические операции: сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;

  • способности решать задачи творческого и поискового характера;

  • умения следовать правилам, способности принимать и сохранять цели и задачи в деятельности;

  • умения планировать последовательность и результат своих действий;

  • способности к сотрудничеству в совместной деятельности.

  1. Коллекции и муляжи для начальной школы




Коллекция «Хлопок»

Коллекция состоит из набора натуральных образцов, демонстрирующих основные этапы производства хлопчатобумажных тканей от исходного сырья до готовых изделий (тканей). В коллекции представлены рисунки ветки хлопчатника с цветком и плодом – коробочкой и отдельно коробочки с волокном. Также дано описание к процессу производства.

Коллекция «Лен»

Коллекция состоит из ряда натуральных объектов, демонстрирующих основные этапы производства льняных тканей, от сырья до готовых изделий. Коллекция может быть использована на уроках Окружающий мир и на уроках Технология.

Коллекция «Шелк»

В коллекции представлены рисунки, на которых показаны все этапы существования насекомого - бабочки тутового шелкопряда, кладка яиц (грена), развитие гусениц, закукливание гусениц, образования кокона – продукта для производства нитей шёлка натурального. Показаны и натуральные образцы, демонстрирующие основные этапы производства шёлковых натуральных тканей.

Коллекция «Шерсть»

Коллекция состоит из набора натуральных образцов, демонстрирующих основные этапы производства шерстяных тканей от сырья (руна) до готовых изделий. Коллекция рекомендуется для демонстрации и для лабораторных работ.

Коллекция «Бумага и картон»

Коллекция предназначена для использования в качестве демонстрационного пособия на уроках трудового обучения.

Образцы, представленные в коллекции, являются наиболее употребляемыми в повседневной жизни и производстве.


Задания для учащихся

Выполнение заданий предлагается после исследования материалов коллекций при изучении соответствующих тем на предметах Окружающий мир и Технология.
Задание 1. «Что сначала, что потом?»

На партах у детей разложены карточки процесса производства одной из коллекций (если карточек нет, учитель печатает по образцу, данному в коллекции, или дает распечатанный по этапам описательный вариант производства).

Учитель предлагает детям определить последовательность производства ткани.

Дети раскладывают карточки попорядку, потом комментируют в группе процесс производства.

Для организации самоконтроля учитель может показать учебный фильм, после которого дети определяют правильность выполнения задания.
Задание 2. «Восстанови цикл производства»

1 вариант (несколько коллекций).

На партах у детей разложены карточки из нескольких коллекций, на которых изображены этапы производства ткани.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточки и самостоятельно определить цель работы. Дети могут распределить карточки по 1) коллекциям; 2) похожим этапам производства ткани; 3) последовательности производства того или иного типа ткани.

2 вариант (одна коллекция с недостающими или лишними карточками из другой коллекции).

Учитель предлагает восстановить цикл производства, например, ткани и рассказать его.

3 вариант

Класс делится на четыре группы, учитель раздает перепутанные карточки из разных коллекций. Задача детей каждой группы - собрать свою коллекцию, расположив карточки в определенной последовательности. Этот вид задания может быть в виде соревнования на скорость и на правильность.
Задание 3. «Как получить продукт?»

Детям предлагается выбрать продукты, процесс производства которых им интересен и они могли бы его зафиксировать в виде рисунков, таблицы, схемы. Это может быть производство масла, шоколадных конфет, попкорна, хлеба и т.д.

Дети, определившись с выбором, объединяются в группы или работают индивидуально.

Например:


Корова ест траву, которая в ее организме перерабатывается в молоко.

Доярка доит корову, чтобы получить молоко.

Из молока с помощью сепаратора получают сливки и обезжиренное молоко.

Из молока и сливок изготавливают кисломолочные продукты: сметану, кефир, йогурт и т. д.

Путем сбивания в маслобойке сливок и сметаны получают масло.


Дополнительно можно предложить детям записать под каждым этапом производства название профессий и/или найти (подписать) фотографии оборудования, которое используется в процессе производства.

При поиске информации учитель может предложить детям в зависимости от их возраста и уровня подготовки работу с готовым текстом (раздает учитель) либо использовать Интернет или справочную литературу.
Задание 4. «Составь схему»

Учащиеся в группе или индивидуально создают схему, используя собственные знаки для обозначения процесса производства любого вида ткани.

С опорой на схему, дети рассказывают о последовательности этапов производства.
Задание 5. «Создание диафильма/презентации»

1 вариант

На партах у детей разложены карточки из одной коллекции. Учитель предлагает детям определить последовательность производства ткани, раздает отрывки текста, которые надо соотнести с карточкой. Возможны варианты:

1) когда текст расположен в правильной последовательности;

2) когда дети сами определяют правильную последовательность и текст дан на разных карточках;

3) когда текст для каждой карточки составляется детьми самостоятельно («диафильм»).

2 вариант

Учитель предлагает детям определить алгоритм создания презентации «Производство…» и создать соответствующую презентацию, используя ИКТ.
Задание 6. «Работа с таблицей»

Задание выполняется в группах. Каждая группа получает карточку с пустой таблицей, которую в процессе обсуждения дети должны заполнить. При необходимости (например, для самоконтроля) дети могут воспользоваться имеющимися коллекциями. Коллекции находятся в свободном для учащихся доступе (лежат на отдельной парте).

В таблицу дети записывают этапы производства, находя одинаковые (похожие) для разных видов материалов.

Пример заполнения таблицы.


Материал

(ткань)

Этапы производства

Использование человеком

выращивание

сбор сырья

переработка

Лен

Проращивание растения из семян, уход (поливка, прополка, удобрение)










Хлопок

Проращивание растения из семян, уход (поливка, прополка, удобрение)










Шерсть

Выращивание животных (скотоводство), уход (питание, содержание)










Шелк

Выращивание гусениц шелкопряда











Задание 7. «Экологическое исследование»

Учащимся предлагается определить, на каких этапах качественного производства сырья важна экологическая чистота. Дети выбирают соответствующую карточку из коллекции, аргументируют свой выбор.
Задание 8. «Практическая работа»

Учащиеся самостоятельно выполняют индивидуальный или групповой проект по производству того или иного продукта. Возможно составление фотоальбома, презентации, фильма с комментариями.
Задание 9. «Готовый продукт на разных этапах»

Учащиеся, используя материал коллекции, определяют, на каких этапах производства, может получиться готовый продукт, годный к употреблению населением (кроме конечного продукта, окрашенной ткани).

Например, при выращивании льна может получиться масло, при выращивании хлопка - вата, до получения шерстяной нитки получается войлок.
Задание 10. «Определение качества продукта и уход за ним»

Одна группа детей готовит рассказ о том, как определить состав ткани, из которой изготовлена одежда (маркировка на вшивных ярлыках, на ощупь, смятие и т.д.) для того, чтобы определить качество изделия.

Другая группа детей готовит инструкцию по уходу за изделиями из разных видов тканей (сушка, стирка, глажение, хранение, чистка).
2. Коллекции плодов растений (муляжи и семена)



Набор муляжей «Грибы»


Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений» (муляжи и семена овощей)

предназначена для демонстрации строения плодов и корнеплодов культурных растений при изучении раздела «Растения».


Набор муляжей «Фрукты» предназначен для демонстрации плодов культурных растений.



Задания для учащихся (выполняются индивидуально или в парах).
Задание 1. «Чудесный мешочек»

  1. Определи наощупь, что тебе досталось.

  2. Определи наощупь и опиши, не называя, предмет, который находится, в мешочке, а твой партнер должен угадать, что это такое.


Задание 2.

Разделите грибы на съедобные и несъедобные. Объясните, чем они отличаются.
Задание 3.

Разделите плоды на овощи и фрукты. Объясните, чем они отличаются.
Задание 4. «Найди по контуру»

  1. Один ребенок рисует контурное изображение плода, другой находит муляж этого плода.

  2. Нарисуйте контур выбранного предмета.


Задание 5.

Придумайте задание «четвертый лишний» для своего соседа. Разложите плоды по четыре, один из которых не подходит к остальным. Ваш партнер, должен убрать этот плод, и объяснить, почему он лишний.
Например:

или
Задание 6.

Разложите плоды на группы по сходным признакам.

  1. Объясните, по каким признакам разложены предметы: цвет, форма, вкус, время созревания, где растут и т.д.




  1. Назовите плоды и разложите плоды по срокам созревания: что раньше, что позже.



Например, из трех ягод:


Задание 7.

Проанализируйте таблицу, сравните семь растений по содержанию витамина С и каротина.
Содержание витаминов (мг) в 100 г продукта

Наименование растения

Каротин

С

Абрикос

1,6

10

Яблоко

0,02

16

Капуста белокочанная

0,06

30

Шиповник

2,60

470

Морковь

9,0

5,0

Перец красный сладкий

2,0

250

Томаты

1,2

40



  1. Разложите плоды в ряд по содержанию витамина С (от большего к меньшему).

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconМетодические рекомендации по подготовке материалов для участия в...
В целях стимулирования преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развития их творческого и профессионального потенциала...

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconУчебно-воспитательной работы по начальной школе моу «исош №1» за...
Разработать и начать реализацию программы перехода начальной школы на фгос нового поколения /материальные, кадровые, организационные,...

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconУчебно-методического комплекта для начальной школы «Перспектива»
Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconМетодические рекомендации по порядку расчета начальной (максимальной)...
Методические рекомендации предназначены для использования заказчи­ками при определении начальной (максимальной) цены контракта в...

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconСовременный системно-деятельностный урок (Методические рекомендации)
«Школа 2100», которая активно используется педагогами начальной школы (типологизация по Л. Г. Петерсон)

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconПортфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития
Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований фгос

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconУчебно-воспитательной работы гбоу сош №609 в 2013 -2014 учебном году...
Цель анализа: оценка деятельности школы 1 ступени, разработка целей для годового плана на 2014– 2015 учебный год, определение путей...

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconС. В. Неделина Психологическая подготовка выпускников
Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей,...

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconМетодические рекомендации по организации деятельности по созданию...
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти...

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности с учебным оборудованием для учителей начальной школы Авторы: Ермакова О. В., Проездова Т. В iconМетодические темы воспитателей. Воспитательная работа в школе-интернате....
Основные направления воспитательной, профориентационной и развивающей деятельности в школе-интернате

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск