Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов


НазваниеКультура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов
страница1/27
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»



культура и сервис:

культурный туризм

и экскурсионная деятельность

Сборник материалов

IV Межрегиональной научно-практической конференции
28 сентября 2012 г.

Санкт-Петербург

2012

УДК 338.16: 379.85

ББК 71.4 + 75.81

К 90
Рекомендована к изданию на заседании научно-технического совета СПбГУСЭ

Культура и сервис: Культурный туризм и экскурсионная деятельность. Сборник материалов IV Межрегиональной научно-практической конференции. 28 сентября 2012 г. / Сост. Васильев М.И., Мышьякова Н.М. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.
В статьях сборника исследуются проблемы культурного туризма как вида туриндустрии, рассматриваются культурологические, исторические, региональные аспекты различных видов культурного туризма, анализируется невостребованный потенциал различных туристских объектов, особенности экскурсионной деятельности в детском, молодежном и школьном туризме, современные сервисные технологии в гостиничной индустрии, проблемы и перспективы подготовки кадров для культурно-познавательного туризма.

Материалы сборника написаны с ориентацией на ФГОС ВПО 3-го поколения и могут быть использованы в научной деятельности социологической и гуманитарной направленности, а также в преподавании для студентов, получающих образование по направлениям «Социально-культурная деятельность», «Сервис», «Туризм», «Социальный менеджмент» и др.

Составители:

Васильев М.И. – докт. истор. наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма

Мышьякова Н.М. – докт. искусств, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма
Рецензенты:

докт. пед. наук, профессор, директор ИТМЭО Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Пашковская И.Н.

д-р пед. наук, профессор кафедры Методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена Зайченко Т.П.

ISBN ________________
© Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2012

© Авторский коллектив, текст, 2012

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Культурный туризм и MICE-индустрия……………..

Ваня Васильева. (Шумен, Болгария). Место культурного туризма в туристическом продукте по дестинации «Болгария»……….……………….......

Дробышева Е.Э. (Санкт-Петербург). Экзистенциальные параметры сервисного общества: «вкус к жизни»………………………………………........

Гвичия Н. М. (Санкт-Петербург). Культурный туризм и MICE-индустрия…..

Велединский В.Г. (Санкт-Петербург). Специально-сервисные аспекты делового туризма…………………………………………………………………..

Лыткина Н.Л. (Набережные Челны). Роль анимационной деятельности в сфере туристского и гостиничного сервиса………………………………..........

Горшкова М.С. (Шахты, Ростовская область). Поход выходного дня как разновидность рекреационной деятельности……………………………………

Марихин С. В. (Санкт-Петербург). Концептуальные подходы сервисного менеджмента…………………………………………………………………….....

Ляшко А.В. (Санкт-Петербург). «Миллионы диалогов»: музейный туризм в контексте современной культуры»……………………………………………….

Дашкова Е.В. (Шахты, Ростовская область). Культурный туризм в России: условия устойчивого развития………………………………….......

Анемподистова С. О. (Великий Новгород). Развитие событийного туризма в условиях регионального туристского рынка…………………………………….

Александрова Н.Н. (Санкт-Петербург). К вопросу об организационном обеспечении событийного туризма (на примере Псковской области)……………………......

Киросова Т.А. (Сыктывкар). Тематический объект как элемент «Финно-угорского этнокультурного парка»…………………………………………….

Краскова М.А. (Санкт-Петербург). Структура культурно-массового мероприятия на примере празднования Дня города Санкт-Петербурга в 2012 году………………………………………………………………………………….

Лапочкина Е.Ф. (Санкт-Петербург). Типология круизной анимации…………
Раздел II. Экскурсионные объекты: невостребованный потенциал

Васильев М.И. (Санкт-Петербург). Этнографические праздники в российском туризме: к вопросу об основных моделях проведения традиционных народных праздников…………………………………………….

Кутарев О.Ю. (Шахты, Ростовская область). О некоторых направлениях развития потенциала экскурсионных объектов…………………………………

Жуков П.В. (Санкт-Петербург). Историко-культурные ресурсы национальных и природных парков России как объекты экскурсионной деятельности…………………………………………………………………..........

Шубницина Е.И. (Сыктывкар). Традиционное природопользование народов северо-востока Европы как основа региональной стратегии развития туризма (на примере Коми края)……………………………………………………….......

Зотова А.В. (Санкт-Петербург). Акватория Финского залива как невостребованный объект туризма на Северо-Западе России…………………..

Скрипова Т.В. (Санкт-Петербург). Возможности развития водных экскурсионных маршрутов в акватории Невы и малых рек…………………....

Рыбакова Е.В. (Санкт-Петербург). Документальный фильм «KZ» Рекса Блюмштейна как энциклопедия темного туризма (один день в Маутхаузене)………………………………………………………………………..

Гольдман И.Л. (Санкт-Петербург). Перспективы развития арт-туризма в Санкт-Петербурге…………………………………………………………………..

Бондаренко А. А. , Куклик Н. В. , Мельников В. Л. (Санкт-Петербург). Программы этнокультурного туризма и общее культурное наследие народов Северо-запада Европы в работе музея-института семьи Рерихов………………

Богданова Ю.Н. (Санкт-Петербург). Прогулки по крышам как вид экскурсионных услуг: теория, проблемы, перспективы…………………………

Велединский В.Г., Биатова Е.А. (Санкт-Петербург). Сельский туризм в современном культурном контексте……………………………………………..

Мазаева-Каненга А.К. , Мельников В.Л. (Санкт-Петербург). Народные предания и карта древностей петербургской губернии из архива Н.К.Рериха как основа культурно-образовательных маршрутов музея-института семьи…

Мельников В.Л., Мельникова Д.Н. Этнокультурное наследие води и ижоры как база для развития этнографического туризма на Северо-Западе России…

Журавлева Е.(Псков). Комбинированный маршрут как форма организации семейного путешествия………………..………………………………………..

Дружкова П. А. (Санкт-Петербург). Создание экскурсии по усадьбам и храмам 18-19 веков на заповедных берегах Верхнего Оредежа…………………………………………………………………………….

Мазулов И. Б. (Санкт-Петербург). Учебный план по подготовке гидов зарубежных туров на курсах по повышению квалификации…………………

Рохина К. С. (Санкт-Петербург). Паломничество: Новая жизнь старого пути…………………………………………………………………………….

Мазулова Е. И. (Санкт-Петербург). «Забавы» как основной компонент востребованного туристского продукта……………………………………..

Кормильцева А. Н. (Санкт-Петербург). Проблема односторонности развития туризма в Санкт-Петербурге и Москве……………………………………
Раздел III. Экскурсия в системе детского, молодежного и школьного туризма

Коптев Л.Н. (Санкт-Петербург). Игровое преображение реальности посредством театрализации в сфере туризма…………………………………..

Николаев А.В. (Тольятти). Образ «трассы» и гостеприимства в молодежной субкультуре………………………………………………………………………..

Глуховская О. С. (Санкт-Петербург). Выставочная деятельность в структуре социокультурного сервис и туризма……………………………………………..

Маранцман Е.К. (Санкт-Петербург). Литературный туризм в школьном образовании…………………………………………………………………………

Курдакова М. Е. (Санкт-Петербург). Повышение конкурентоспособности будущих специалистов в области культурно-познавательного туризма в процессе вузовской подготовки………………………………………………….

Елисеева О. В. (Шахты, Ростовская область). Особенности проведения цикла экскурсий для детей с ограниченными возможностями…………………….
Раздел IV. Современное состояние и перспективы Туристской инфраструктуры: гостиничный сервис

Кокшина Г.Н. (Санкт-Петербург). Ориентированность гостиничного предприятия как фактор повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности отеля в системе туриндустрии……......

Волохова В.Ю. (Шахты, Ростовская область). К вопросу о разработке программ дополнительного образования сервисного персонала фитнес-центров в составе гостиничных комплексов……………………………………

Печерица Е.В. (Санкт-Петербург). Проблемы классификации гостиниц в Российской Федерации……………………………………………………….......

Хриенко О.В. (Санкт-Петербург). Проблема государственной классификации гостиниц в России: возможности инновационного подхода……………………

Константинов Д.С. (Санкт-Петербург). Формирование уникального торгового предложения в индустрии гостеприимства………………………..
АННОТАЦИИ СТАТЕЙ………………………………………………………..

SUMMARIES………………………………………………………………………

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ…………………………………………………….

Раздел I.
Культурный туризм и MICE-индустрия
________________________________________________________________


Ваня Васильева

Место культурного туризма в туристическом продукте по дестинации «Болгария»
ВВЕДЕНИЕ
Культурный туризм называют одним из самых перспективных и быстро развивающихся видов туризма в мире. В Болгарии он, наряду с морским и горнолыжным туризмом, является одним из самых популярных и предпочтительных видов специализированного туризма для приезжающих в страну иностранных туристов.

Цель настоящего доклада - идентифицировать место культурного туризма в туристическом продукте по дестинации “Болгария”, а также и указать на перспективы его будущего развития. Предметом настоящего исследования является культурный туризм. Объектом исследования - дестинация “Болгария”.
РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В БОЛГАРИИ
Балканский полуостров, и в частности - Болгария, являются одними из самых древних территорий заселения людей на Европейском континенте. На протяжении длительного исторического развития через нынешние болгарские земли проходили или устанавливались здесь жить целый ряд племен и народов (фракийцы, греки, римляне, славяне, протоболгары, византийцы, турки), переплетались различные культуры и религии (язычество, восточное православие, ислам). Все они оставили свой материальный след, который представляет определенный интерес для туристов.

На территории Болгарии насчитывается свыше 43 заповедних мест – это памятники культуры, которые имеют уникальную архитектурную или археологическую ценность. Здесь функционирует более 150 музеев, в большей части которых развернуто по нескольким музейным экспозициям. Раскрыто около 40 картинных галерей. Сохранились около 180 монастырей. Исключительно большим является количество археологических объектов, которые еще не полностью раскрыты и изучены и по этой причине не используются для туристических целей. В Болгарии открыт и на данный момент сохраняется в Варне самый древний золотой клад Европы, а также панагюрское, рогозенское и преславское золотые сокровища.

Казанлыкская усыпальница, фракийская усыпальница, Фракийский курган недалеко от Свештари, Мадарский всадник, Ивановские скальные церкви, Боянская церковь, Рильский монастырь, Старинный город Несебр, Бабушки из села Бистрица, Национальный парк Пирин и природный заповедник “Сребырна” включены в списке ЮНЕСКО о мировом культурном и природном наследии. Приведенные данные являются свидетельством большой концентрации культурных достопримечательностей на небольшой территории Болгарии.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Согласно словарю туристской индустрии, культурный туризм представляет собой „путешествие с целью сопереживания искусства или истории данной дестинации, или путешествие с целью общения с языком, бытом и культурой данного региона”.

Хартия культурного туризма Международного совета по охране памятников культуры и достопримечательных мест (ИКОМОС) определяет культурный туризм как „форма туризма, основная цель которой является заново открывать памятники и исторические места. Он оказывает исключительно положительное влияние, так как для достижения своих целей, способствует для поддержки и сохранения этих памятников”

По определению Костова (2001г.), культурный туризм - это специализированная туристическая поездка, мотивированная желанием удовлетворить свои социокультурные потребности посредством консумации культурных ценностей”.

Маринов (2011г.) связывает культурный туризм со „всеми путешествиями с целью посетить культурно-исторические объекты и получить знания о культурном наследии данной дестинации.”

Следовательно, „о культурном туризме можно говорить тогда, когда туристы предпринимают путешествие с целью удовлетворить свои культурные интересы и потребности, посещая разные культурные объекты и события” (Василева, 2010г.).

Специализированные исследования европейских и болгарских институций (Министерства экономики, энергетики и туризма) которые имеют отношение к туризму, и, в частности - к культурному туризму, показывают, что спрос на европейский культурный туризм характеризуется следующими ключевыми аспектами:

• более короткий отдых;

• желание потратить наилучшим образом свои деньги;

• качественный туристический продукт и услуги;

• богатый и аутентичный опыт после отдыха;

• безопасные, чистые и зеленые дестинации;

• дешевый транспорт до страны назначения и на ее территории;

• възможность использования Интернета для поиска информации по данной дестинации и о культурных продуктах на ее территории, представляющие собой интерес для туриста.

Характерными для культурного туризма являются также следующие особенности:

• более слабо выраженная сезонность поездок;

•обычно каждый турист посещает культурные достопримечательности однократно;

• культурные события и мероприятия предполагают многократные посещения;

• срок пребывания туристов короче по сравнению с поездками для отдыха;

• чаще всего такой тип туризма реализуется в городских районах, так как именно в них сосредоточена преобладающая часть культурных объектов и событий;
МЕСТО КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
О месте и значении культурного туризма в туристическом продукте по дестинации “Болгария” можно судить по исследованиям, проведенным Болгарским Министерством экономики, энергетики и туризма в 2010 году. Они дают информацию прежде всего о туристском спросе, к которому предлагание туристических услуг должно адаптироваться.

„Исследование спроса туристических продуктов и услуг болгарскими гражданами, отдыхающими в стране во время активного летнего туристического сезона – 2010г.” проводилось среди 3 000 (трех тысяч) лиц путем прямого стандартизированного домашнего интервьирования. Результаты показывают, что культурный туризм в активном туристическом сезоне практиковали 16% из опрашиваемых. Культурный туризм стоит на третьем месте по популярности летом, после морского (45%) и сельского (20%). Значительная часть опрашиваемых сочетали его с другим видом туризма, а именно с морским (18%), с экологическим туризмом (14,4%), сельским туризмом (3,9%), SPA/бальнеологическим туризмом (3,4%) или с каким-либо другим видом (7,1%).

Профиль практикующих культурный туризм в Болгарии болгарских граждан летом 2010г. включает:

• преимущественно женщин - 56 %;

• людей всех возрастов;

• проживающих в основном за пределами столицы;

• людей со средними и более высокими доходами;

• людей, которые преимущественно читают газеты и журналы и меньше смотрят телевидение и слушают радио;

„Исследование спроса туристических продуктов и услуг болгарскими гражданами, отдыхающими в стране вне активного туристического сезона, в том числе практикующих специализированные формы туризма – весна 2010г.” провели среди 4 250 лиц, посредством прямого стандартизированного интервью на дому. Результаты показывают, что 18,6% опрошенных практиковали культурный туризм весной 2010 года. Культурный туризъм занимает третье место по популярности после сельского (30,2 %) и горного (21%) туризма. 7,5 % из анкетированных сочетали культурный туризм с каким-либо другим видом туризма или с несколькими другими видами туризма:

  • 6,1 % с сельским туризмом;

  • 5,2 % с экологическим туризмом;

  • 4,8 % со SPA/бальнеологическим туризмом;

  • 3,3 % с горным туризмом;

  • 3,3 % с кулинарным туризмом;

  • 1,3 % с морским туризмом;

  • 3 % с другим видом туризма;

Средняя продолжительность поездки в области культурного туризма невысока - 2,8 дней. Средняя стоимость расходов на одного человека в день - 46 лв., а общая стоимость поездки для одного туриста составляет в среднем 118 лв. По этим показателям культурный туризм занимает промежуточное место между более дорогими видами туризма – морским, экстремальным и спа-туризмом – с одной стороны, и более дешевыми – горным, экологическим, кулинарным и сельским – с другой.

Результаты исследования показывают, что культурный туризм подходит для всех возрастов, цены на него доступные, его можно практиковать во всех сезонах, он хорошо сочетается с другими видами туризма, не является массовым и чаще всего болгарские гражданы не практикуют его с семьей.

13,6 % опрашиваемых указали на культурный туризм как на одного из предпочтительных видов – он занимает четвертое место после морского, сельского и SPA/бальнео туризма. Другие 29,7% также бы охотно практиковали бы его в сочетании с другим видом туризма. Таким образом в общем 53,1 % из опрашиваемых оказываются сторонниками этого вида туризма. По этому показателю культурный туризм выходит на вторую позицию после морского туризма, опередив по популярности сельский туризм, SPA/бальнео туризм, экологический туризм, кулинарный туризм, горнолыжный туризм, винный туризм и гольф-туризм.

Используя Pin Point анализ, наше исследование выявляет ожидания потребителей и те характеристики культурного туризма, которые оказывают влияние на их выбор.

В качестве сильных сторон культурного туризма в Болгарии с наибольшей степенью важности опрашиваемые указывают на следующие его характеристики:

  • он подходит для всех возрастов;

  • на тот факт, что можно практиковать его во всех сезонах;

  • на возможность сочетать его с другими видами туризма;

В середине шкалы, но также с високой степенью важности, стоят такие его характеристики, как то, что:

  • он подходит для семей с детьми;

  • это туризм, который практикует большое количество людей;

  • в Болгарии есть отличные условия осуществлять культурный туризм.

Положительное впечатление производит тот факт, что не указаны какие-либо важные, но слабо представленные характеристики этого вида туризма.

Исследование „Обзор иностранных посетителей Болгарии – специализированные виды туризма, 2010г.” провели среди 9 020 человек при их выезде из страны или в местах их отдыха. Самая большая часть анкетированных (3 155 или 35%) практиковали в нашей стране культурный туризм. Основная причина выбрать культурный туризм – это достопримечательности Болгарии.

Иностранцы, которые практиковали культурный туризм в нашей стране, организовали свою поездку преимущественно при помощи турагентств (37%). Другие 26 % приехали без предварительной брони, а 20% забронировали себе места через интернет. Напрямую с хозяевами квартир предпочли связаться связаться 12%.

Большая часть туристов планирует свою поездку на месяц раньше (36%) или на 2-3 месяца раньше (30%). Только 20% организуют свою поездку за две недели до отъезда.

В качестве самых важных источников информации о стране 49% туристов указывают на туроператоров и турагентств, для 30% - это их прошлый опыт, для 30% - это рекомендации друзей, разные интернет сайты – 25%, на путеводители для туристов указывают 17%, на рекламные материалы о стране – 16%, на официальный туристический сайт Болгарии (www.bulgariatravel.org) – 14%, на интернет-блоги - 13%, а 33% получают информацию и от других источников. Чаще всего используется сочетание между двумя разными источниками информации.

Средняя длительность проживания практикующих культурный туризм иностранцев в нашей стране - 6,4 ночей. Нет существенной разницы между длительностью проживания туристов, практикующих разные виды специализированного туризма. Средние расходы на одного человека в день - 80€, а на весь отдых - 458€. По сравнению с другими видами специализированного туризма, практикующие културный туризм реализовали самые высокие расходы. По всей вероятности это связано с тем фактом, что не менее 40% использовали туристические пакеты услуг. 90 % практикующих культурный туризм вполне удовлетворены или скорее всего удовлетворены услугами. В связи с этим исследованием отмечается высокая степень лояльности туристов к данной дестинации – 85%.

Большое число туристов (46%) во время своего пребывания в нашей стране сочетают два вида специализированного туризма, а 26 % сочетают три и более видов. Самыми активными в этом отношении являются скандинавские туристы, 84% из которых практикуют три и больше видов туризма. За ними следуют туристы из России – 79% и из Великобритании – 75%. Культурный туризм сочетают чаще всего с кулинарным, горным и морским видами туризма.

Практикующие культурный туризм в нашей стране иностранцы - это преимущественно мужчины, в возрасте между 36 и 55 лет, служащие, преимущественно с высшим образованием. Большая часть из них жители Западной Европы – 30%, Балканских стран – 25 % и России – 17%. Больше половины из них (55 %) приезжали в Болгарию и раньше.

Как излюбленные места для культурного туризма в Болгарии анкетированные иностранцы определили Несебр, Пловдив, София, Варна, Рильский монастырь, Велико Тырново. 73% из анкетированных посетили два и больше из этих мест. Большая часть (56%) определяют свой культурный тур по Болгарии как приключенческий.

Основными недостатками туристического продукта для анкетированных являются неудовлетворительная инфраструктура и недостаточное количество информации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов icon«Сервисная деятельность»
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Сервисная деятельность» для студентов заочной формы обучения...

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconУчебно-методический комплекс дисциплины транспортное обеспечение...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconУчебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной...
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 100103. 65 – «Социально-культурный...

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconПрограмма по дисциплине «Технология продаж услуг ту- ристской деятельности»
Предназначена студентам по специальностям 10010365 «Социаль- но-культурный сервис и туризм» и 10020165 «Туризм»

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconТюменский государственный университет
Разумкова Н. В. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100103. 65...

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconМетодика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом...
Охватывает такие области, как экскурсионная деятельность, турагентская деятельность, анимация, сервис­ная деятельность, туроперейтинг,...

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconБухгалтерский учет, налогообложение и отчетность
Специальность: «Социально-культурный сервис и туризм», «Прикладная информатика», «Домоведение»

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconКультура и сервис: человек в мире развлечений 27 сентября 2013 г. Сборник материалов
Тематика развлечения вписана в более широкий контекст проблем, связанных с социально-культурными технологиями туристической, экскурсионной...

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconИздательство саратовского университета
Для преподавателей, научных работников и студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»

Культура и сервис: культурный туризм и экскурсионная деятельность Сборник материалов iconИздательство саратовского университета
Для преподавателей, научных работников и студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск