Программа адаптации «5 класс это класс!»


НазваниеПрограмма адаптации «5 класс это класс!»
страница1/22
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



ПРИНЯТО:

Протокол педагогического совета № 1 от 31.08.2015г.




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

Машуковская СОШ

___________Кочелев А.Н.

Пр. № 32-Б от 31.08.2015г.


Программа

психологического сопровождения

ФГОС ООО

МБОУ Машуковская СОШ

на 2015-2020г.


Содержание

  1. Целевой раздел программы………………………………………………………………………..4

  1. Актуальность программы………………………………………………………………………….....4

  2. Пояснительная записка……………………………………………………………………………….5

  3. Цель и задачи программы…………………………………………………………………………….8

  4. Основные направления психологического сопровождения обучающихся …………………….10

  5. Формы работы психологического сопровождения ………………………………….……………12

  6. Структура психологического сопровождения учащихся в процессе обучения…………………14

  7. Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения ………………….15

  8. Этапы системы психолого-педагогического сопровождения в …………………………….15

  9. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса …………………………………………………………………………….16

  10. Нормативные документы………………………………………………………………………18

  1. Содержательный раздел программы……………………………………………………………19

  1. Психологическое сопровождение программы УУД………………………………………………19

  2. Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления учебно - воспитательного процесса…………………………………………………………………………..21

  3. Психологическое сопровождение коррекционной работы……………………………………….23

  4. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми……………………………..….24

  5. Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………………………25

  1. Организационный раздел программы…………………………………………………………..27

Приложение 1. Программа адаптации «5 класс – это класс!»…………………………………….28

Приложение 2. Цикл занятий для учащихся 5-х классов «Развитие сплоченности школьного коллектива»……………………………………………………………………………………………65

Приложение 2. Компилятивная коррекционная программа «Снижение уровня тревожности у учащихся 5-х классов»………………………………………………………………………………..77

Приложение 3. Коррекционно-развивающие занятие с пятиклассниками. Тема: «Школьные страхи»……………………………………………………………………………………………..…..92

Приложение 4. Программа психолого-педагогического сопровождения «На тропе доверия» для учащихся 6-х классов………………………………………………………………………………....94

Приложение 5. Программа психолого - педагогического сопровождения «Наедине с собою» для учащихся 6-7-х классов…………………………………………………………………………106

Приложение 6. Программа психолого-педагогического сопровождения 8-9-х классов «Твоя профессиональная карьера»…………………………………………………………………….….120

Приложение 7. Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»……………………132

Приложение 8.Программа «Одаренные дети»…………………………………………………….145

Приложение 9. План психолого-педагогического сопровождения среднего звена …………….154

Литература…………………………………………………………………………………………..159



  1. Целевой раздел программы




  1. Актуальность программы

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.


  1. Пояснительная записка

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных (ЗУН), но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

  1. Цель и задачи программы.

Цели программы:

  1. Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного эксперимента для создания социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.

  2. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения при введении Программы развития универсальных учебных действий.

  3. Создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

  4. Повышение открытости, гибкости и эффективности системы для обеспечения удовлетворения изменяющихся образовательных запросов семей.

Для достижения целей решаются следующие задачи:

1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей;

2.Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

3.Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у учащихся младшего школьного возраста и учащихся основной школы.

4.Сопровождение в условиях основной школы: адаптация к новым условиям обучении; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения; профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения. Предпрофильная ориентация. Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой.

5.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.

6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.

  1. Организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей.

Целевая аудитория программы: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 5-х-9-х классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа № 4».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconРабочая программа по географии Уровень общего образования(класс) 10-11 класс
Рабочая программа учебного предмета «география» 10-11класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов,...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconПриказ, ок росстандарта от 31. 01. 2014 №№14-ст, 029-2014 ок 029-2014...
...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconГ. Алатырь Чувашской Республики
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconГ. Алатырь Чувашской Республики
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconГ. Алатырь Чувашской Республики
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconПояснительная записка рабочая программа по математике 4 класс
Рабочая программа по математике 4 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconРабочая программа мбоу- сулеевская оош имени Галеева Р. Г. Наименование...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconОбъявляет набор учащихся на июль 2017 года о школе
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconОбъявляет набор учащихся на июль 2016 года о школе
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,...

Программа адаптации «5 класс это класс!» iconОбъявляет набор учащихся на июль 2017 года о школе
Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 или 10 класс,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск